Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Песочная терапия в работе с семьями




 

Последние 30 лет семейная игровая терапия развивалась стремительно. Росло и признание креативных арт-терапевтических подходов, в связи с чем их интеграция в семейную психотерапию представляется вполне естественной.

Поскольку игра с песочницей часто носит невербальный характер и не требует наличия художественных способностей, она является очень удобным инструментом для работы с семьями. Дети и взрослые чувствуют себя на равных.

Сопротивление со стороны некоторых участников игры имеет большое диагностическое значение. Оно является свидетельством того, что у членов семьи есть гораздо более серьезные психологические проблемы, чем это может показаться на первый взгляд. Лица, отягощенные определенной психической патологией (в частности, расстройствами питания, вялотекущей шизофренией, перенесшие сексуальное насилие и т.д.), испытывают страх перед игрой с песочницей, что отражает их неспособность к переживанию состояния психического регресса. Все это следует учитывать при использовании техники игры с песочницей.

Песочная терапия была разработана представительницей юнгианского анализа Дорой Кальфф. Первоначально она использовала этот метод, работая с детьми, затем постепенно перенесла его в работу со взрослыми. Имеется определенный опыт применения песочной психотерапии в работе с группами, парами и семьями.

Для проведения песочной терапии требуются два ящика с песком и набор миниатюрных фигурок. Для игры не нужны никакие художественные способности или навыки. В некоторых случаях игра в песочнице имеет сугубо невербальный характер. Тем неменее психолог должен хорошо понимать закономерности и динамику творческого процесса и иметь серьезную теоретическую базу в области психологии символической экспрессии, арт-терапии, драмотерапии и иных психотерапевтических подходов.

Песочная терапия основана на символической экспрессии. Для понимания ее закономерностей юнгианский анализ не является единственно возможным подходом, поскольку классический психоанализ также оперирует понятием символической экспрессии. Техника игры с песочницей может быть использована специалистами с различной теоретической ориентацией. Для психолога и клиента каждая из применяемых в песочной терапии фигур может быть связана с определенным лицом, представлением, переживанием или ситуацией.

Значение фигур чрезвычайно многообразно.

Техника игры с песочницей и семейная психокоррекция при их сочетании предоставляют различные возможности.

Это связано со следующими моментами:

1. Ящик с песком, имея определенные размеры, выступает в качестве реального и символического пространства творческой экспрессии. Он обеспечивает «удерживание» переживаний членов семьи в тех случаях, когда они не чувствуют себя достаточно защищенными психологически. Благодаря этому они имеют возможность не только выразить свои индивидуальные переживания, но и достичь их интеграции и вступить в невербальное взаимодействие с другими участниками игры.

2. В ходе игры с песочницей психолог может наблюдать за формированием внутрисемейных альянсов и видеть, кто из участников игры какие фигуры выбирает. Благодаря этому он может использовать определенные вмешательства для того, чтобы разрушить одни альянсы и усилить другие, а так же прийти к более объективному представлению о семейных отношениях.

3. В процессе игры с песочницей хорошо проявляются неосознаваемые переживания членов семьи, которые затем могут стать предметом специального обсуждения и анализа. Кроме того, на основе такого анализа психолог может рекомендовать участникам игры использовать определенные фигуры.

4. Техника игры с песочницей отвечает потребностям ребенка и других членов семьи. Она - то средство, благодаря которому себя проявляет «внутренний ребенок», пребывающий в любом родителе.

5. В ходе игры с песочницей проявляется уникальность семейной системы, с характерными для нее духовными потребностями и коммуникативными паттернами.

Применение техники игры с песочницей в работе с семьями требует от специалиста хорошего владения как песочной, так и семейной психотерапией.

Существуют разнообразные приемы, способствующие раскрытию «внутреннего ребенка» и тем самым разрешению многих внутри- и межличностных противоречий. С точки зрения семейных системных представлений реконструктивная работа с детьми, так же как и с «внутренним ребенком» обоих родителей, представляется вполне возможной. Однако для того, чтобы осуществлять ее наиболее оптимально, специалист должен сохранять баланс, с одной стороны избегая усиления родительского авторитета, а с другой - воздерживаясь от вступления с ребенком в «антиродительский альянс».

Использование техники игры с песочницей в работе с семьями позволяет гармонизировать семейные отношения и скорректировать поведение отдельных членов семьи. Необходимость в активизации «внутреннего ребенка», находящегося в каждом человеке, очень велика, но ей не исчерпываются все задачи психокоррекции. Важно изменить установки членов семьи и оценку ими сложившейся ситуации - благодаря этому они смогут избавиться от дезадаптивных форм поведения, связанных с насилием и плохим отношением друг к другу, и обратиться к игре как к наиболее здоровой форме деятельности. Когда в психокоррекционном процессе складывается игровая атмосфера, становится возможным осознание участниками патологических паттернов поведения; в членах семьи раскрывается творческий потенциал, позволяющий успешно решать имеющиеся проблемы. Кроме того, оставаясь частью единого целого, они могут укрепить свою автономность.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных