Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Функции сказки (по В.Я. Проппу)




Таблица 1.

Подготовительный этап  
1. Отлучка 2. Запрет 3. Нарушение 4. Выдача 5. Подвох   6. Пособничество   7. Вредительство «Раз уехал отец куда-то, а мачеха говорит...» «Не пей, братец, а то станешь козленочком» «Дочка забыла, что ей приказывали старшие...заигралась...» «А царевна всех милее, всех румяней и белее» «Волк постучался и начал причитывать тоненьким голосом...» «Речка-матушка, спрячь меня!» «Поешь моего простого киселька» «Привязала ведьма Аленушке камень на шею и бросила ее в воду»  
Завязка  
1. Посредничество «Купец говорит: «Поди за меня замуж... и козленочек будет жить с нами»  
2. Начинающееся противоречие 3. Отправка «Позволь мне, батюшка, попытать счастья»   «Стал царевич просить у отца разрешения поехать поискать свою невесту»  
Основная часть
1. Первая функция дарителя 2. Реакция героя 3. Получение волшебного средства 4. Перемещение в иное царство 5. Борьба 6. Клеймение 7. Победа 8. Начальная беда (ликвидируется недостаток) 9. Возвращение 10. Погоня 11. Спасение «Стала старушка вопросы спрашивать...» «Ты б меня сперва накормила да напоила...» «Запомни мои слова: «Когда что захочешь, скажи только: По щучьему велению, по моему хотению...»   «Занесло солдата вихрем далеко-далеко, затри девять земель, в тридесятое царство» «Иван-царевич махнул мечом, и полетели головы...» «Расцарапал ему Змей всю щеку» «Никита Кожемяка убил и утопил Змея» «Вышла к Ивану из подземелья Царь-девица...»     «Сели на ковер и полетели домой» «Закричала Баба-яга: «Гуси-лебеди, летите в погоню...» «Бросила она зеркальце, разлилось море...»

Техника 2. «Методика нескольких слов»

Придумать 7-10 слов из различных областей жизни, не связанных между собой по смыслу. Например:

1. Колесо. 5. Циклоп.

2. Мир. 6. Небо.

3. Марш. 7. Хижина.

4. Судак.

При написании сказки по вашему усмотрению может быть введено не 7 действующих лиц, а значительно меньше. Разрешается все: изменять слова, делать из них собственные имена, читать их наоборот. Допустим, Циклоп по имени Судак, или Судак по имени Циклоп (а может быть, и кто-то еще из комбинаций этих слов) отправляется в Древний Рим... Одним словом, было бы желание да богатое воображение, тогда и сказка непременно получится.

 

Техника 3. «Методика одного слова»

Из 7-10 придуманных слов выберите какое - то одно. Это слово берется за основу. Оно может быть темой или героем сказки. Закройте глаза и представьте образ выбранного слова со многими значениями и ассоциациями. Введите в данную картинку интригу и раскрутите ее. Затем откройте глаза и запишите свои фантазии.

 

Техника 4. «Самопишущая рука»

Возьмите ручку, бумагу и напишите свою фамилию и имя. Каждая буква должна быть четкой и украшенной (разрисованной). Чтобы снять напряжение первых минут, встряхните пальцами и отвлекитесь: займитесь каким-нибудь несложным делом (помойте посуду, переставьте книги, наведите порядок на столе и т.п.). Это время отвлечения нужно вашему подсознанию для подготовки самовыражения в предстоящем на писании сказки. Наконец наступит момент, когда внезапно созреет мысль, о чем писать и как писать. Рука «сама» начнет писать, успевайте только записывать.

Авторская сказка «Цветущий город»

(волшебная сказка студентки Е. Сухиной)

Давным-давно жил маленький народ. В сердцах этих людей не было злобы и зависти. Женщины выращивали цветы, вышивали узоры. Мужчины строили дома, которые напоминали цветущий сад, занимались кузнечным делом. Улицы носили названия красивых цветов. После работы все собирались на площади, там играла музыка, все пели и танцевали. Самой большой достопримечательностью города была башня с часами, которые не только показывали время, но и пели вместе с людьми. Все говорили, что пока эти часы идут, людям нечего бояться. Правил этим народом молодой и веселый король. Каждое утро он объезжал свои владения, и все люди были рады видеть его.

Однажды король набрел на маленькую хижину. Раньше он никогда не видел ее и потому очень удивился тому, что она здесь оказалась. Король зашел в старый неухоженный дом и увидел старуху. Она улыбнулась ему и сказала: «Твоему народу угрожает опасность. Скоро, очень скоро часы на башне остановятся, и тьма накроет весь город. А виновата в этом будет зависть, которая придет из-за моря». На прощание старушка подарила королю кольцо, зеркало и гребешок.

Когда король вышел из избушки и оглянулся, то ничего не увидел; хижина и старушка исчезли.

Шло время, и вот однажды в город прибыл заморский корабль. Никто не подозревал, что это приехал злой, завистливый колдун, который мечтал покорить этот замечательный народ. Он подарил королю коварное золотое дерево и уговорил его тотчас же посадить дерево на площади перед башней с часами. Вскоре золотое дерево так разрослось, что закрыло весь белый свет. Стрелки башенных часов запутались в ветках дерева и остановились. Город погрузился во тьму. Цветы перестали цвести, песен больше не было слышно. Король был одурманен сладким ароматом дерева и вскоре был отстранен от власти. На трон взошел злой волшебник. Люди стали жить плохо, бедно, над ними издевались, унижали, наказывали по пустякам.

Так прошел год. Люди вымирали, природа тосковала, а король чувствовал себя все хуже и хуже. Дочь повара, которая ухаживала за королем, отважилась тайно вывести его из дворца в лес. Когда она открыла походную сумку короля, то из нее выпали подарки доброй старушки. Девушка расчесала гребешком волосы королю, и он сразу же очнулся от сонной одури и решил вернуться в город.

По дороге они встретили многих людей, которые узнавали короля и радовались, что он снова здоров. Сообща они твердо решили изгнать из города злого колдуна и срубить поганое дерево. Когда они подошли к городу, колдун, почувствовав неладное, хотел всех их заколдовать, но не тут-то было: король достал из сумки зеркало, и в нем отразилась крона золотого дерева. Ветки его стали быстро вянуть и вскоре отпустили стрелки часов. Все вокруг озарилось солнцем, снова зацвели цветы, а коварный разбойник - колдун растворился вместе со своим деревом. Все опять были счастливы. Молодой король подарил девушке обручальное кольцо, и вечером они сыграли свадьбу. Король всю жизнь вспоминал добрую фею и бережно хранил в ларце ее волшебные дары.

 

В приведенной авторской сказке отчетливо выражены подготовительный этап, завязка и основная часть. Список действующих лиц включает героя, дарителя, будущую царицу и лжегероя. Функции сказки ввиду ее краткости представлены далеко не все, но их последовательность соблюдена.

 

Техника 5. «Метафора»

Применяется для создания притчи или включения метафоры в сказку.

1. Выберите какое-нибудь проблемное состояние.

2. Определите тему притчи, замаскируйте ее, завуалируйте ее так, чтобы не было сходства с простой жизненной ситуацией.

3. Найдите параллельный метафорический образ и воспроизведите его в вашем произведении.

4. Придумайте хорошую концовку с неожиданной развязкой.

5. Старайтесь больше использовать неопределенные существительные, местоимения и отвлеченные глаголы.

6. Если вы решили ввести в притчу какие-либо рекомендации, то они должны звучать от очень значимого лица в закамуфлированной форме: «...И тут фея сказала: ты тоже стал настоящим волшебником».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных