Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 8. Танцевально-двигательная терапия




Танцевальная терапия — это психотерапевтическое исполь­зование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния лич­ности.

Танцевальная терапия применяется при работе с людь­ми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения и межличностного взаимодействия.

Цель танцевальной терапии — осознание собственного тела, создание его позитивного образа, развитие навыков об­щения, исследование чувств и приобретение группового опыта.

Танцевальная терапия помогает обрести свободу и вы­разительность движения, развить подвижность.

Психокоррекционное воздействие танцевальной тера­пии основано на важной роли в жизни человека его собстен-ного тела, которое является основным средством познания и выражает нашу суть. Это способ существования в мире. То, что человек чувствует, можно прочесть по положению тела. Эмоции — это телесные проявления, это движения или жес­ты внутри тела, обобщенный результат которых — некое внешнее действие. Через тело нам легче выразить свои чувс­тва, свое состояние, чем через слова и сознание. Изменяя по­ложение тела, мы изменяем и душевное состояние.

 

Тело позволяет человеку совершать движения, которые наполняют всю нашу жизнь, так как все в мире меняется и находится в движении. В танцевальной терапии нужно при­давать большое значение тому, как мы двигаемся и что мы в этот момент ощущаем. Любое движение стимулирует высво­бождение чувств. Движения отражают черты личности. При любых эмоциональных сдвигах меняется самочувствие, как душевное, так и физическое, и соответственно меняется ха­рактер наших движений.

Движения под музыку называются танцем. Танец — са­мая древняя форма творчества, поскольку в первобытном обществе с помощью танца человек выражал свое отноше­ние к окружающему миру, пытался понять его и оказать на него воздействие. Танец был первой формой религиозного обряда.

Возникновение танца и его развитие на протяжении ты­сячелетий связано с его полифункциональностью, с тем, что он отвечает целому спектру потребностей человека и обще­ства.

 

Танец выполняет следующие функции:

Психофизиологические, психологические и психоте­рапевтические функции. Во время танца происходит катар-сическое высвобождение сдерживаемых, подавляемых чувств и эмоций, в том числе социально нежелательных. Танец спо­собствует моторно-ритмическому выражению, разрядке и перераспределению избыточной энергии, активизации орга­низма, уменьшению тревожности, напряжения, агрессии. Помимо этого танец оказывает оздоровительное воздействие и способствует саморегуляции организма.

Функция общения. Через танец происходит познание людьми друг друга, межличностное взаимодействие. Также танец способствует формированию и развитию отношений между людьми.

Социально-психологическая функция. С помощью танца создается образ партнера и группы, запускаются про­цессы интерпретации и диагностики отношений.

Социокультурная функция. Через танец выражают­ся социальные ценности, общественные установки и соци­альные мотивы.

 

В качестве источников танцевальной терапии можно вы­делить четыре исторических аспекта:

Прежде всего — это развитие науки, и прежде всего психоаналитических школ, связанных с открытием 3. Фрей­дом психической реальности и рассмотрением психики как динамики сознательных и бессознательных процессов в он­тогенезе человека. Фрейд дал толчок развитию глубинной психологии, где можно выделить три основные школы: пси­хоанализ 3. Фрейда; индивидуальная психология А. Адлера; аналитическая психология К. Г. Юнга. Танцевальная тера­пия рождалась, опираясь на традиции, новые психотерапев­тические школы и направления. Танцетерапевты, в зависи­мости от своих склонностей и общей психотерапевтической подготовки и опыта, могли использовать универсальный язык движения для соотнесения и сопоставления своей прак­тики с любыми психологическими концепциями. Танце­вальная терапия смогла объединить знания, опыт и концеп­ции различных психотерапевтических направлений. В то же время танцевальная терапия развивает свою теорию, основанную на представлении о психосоматическом един­стве.

Начало века ознаменовалось эпохой модерна в искус­стве — пробовались новые формы, новые принципы. Танец также вышел за рамки привычного. Одним из главных тан­цевальных новаторов была Айседора Дункан. Она была не­повторима как исполнительница и выражала именно те идеи, которые были знаменем модернистского искусства. Немецкая танцовщица и хореограф Мэри Вигман стала основопо-ложницей танцевального экспрессионизма. Ее больше всего интересовали человеческие аффекты. Эмоциональное пере­живание рождало телесную форму и определяло качество движения. В балете же, наоборот, набор определенных форм служит выражению различных содержаний. М. Вигман при­внесла в танцевальную педагогику и балетмейстерское ис­кусство импровизацию.

Танцевальная импровизация — это способ спонтанного движения. Когда человек спонтанно двигается, он выража­ет себя очень точно и искренне — в спонтанном движении могут материализоваться бессознательные стороны лично­сти. Бессознательное может стать видимым, обрести форму, таким образом, человек способен воссоединиться с потерян­ными частями самого себя, своими психологическими ре­сурсами. Если осознать это, то открывается возможность к самопознанию и обретению большей личностной целостно­сти и интегрированности, что является основной целью все­го психотерапевтического процесса. Другими словами, сама импровизация сталкивала танцовщиков и педагогов с цели­тельной силой танца.

 

Стоит отдельно сказать о Вильгельме Райхе и его уче­нии о мышечно-эмоциональных блоках и характерном пан­цире. Он был одним из самых талантливых учеников 3. Фрей­да, который первым среди аналитиков обратил внимание не только на то, что говорит пациент, но и прежде всего на то, как он говорит. В. Райх считал, что невыраженные эмоцио­нальные переживания не исчезают, а остаются в мышцах и «застревают» там в виде мышечных блоков. Эмоции в виде мышечных зажимов, годами оставаясь в теле невыражен­ными и неосознанными, образуют мышечный панцирь или характерный панцирь, который отражает способы психоло­гических защит (часто патогенных) и структуру характера, сформировавшуюся под их действием. Райх, будучи анали­тиком, предложил не просто вербальный анализ, он непо­средственно воздействовал на мышечные блоки, чтобы осво­бодить их и скрытые в них эмоции и на этой основе анализи­ровать ситуации, отношения с людьми, вызвавшими эти чувства и переживания. Танцевальная терапия обращается к этому пониманию психосоматических механизмов, сфор­мулированному В. Райхом, но практически не использует его методы работы.

Это почти полностью утерянные знания об изначаль­ном предназначении танца и о древних целительских прак­тиках, где танец был неотъемлемым атрибутом. У первобыт­ных людей движение и жесты были средством коммуника­ции еще до появления языка. В первых человеческих общинах танец был одним из главных составляющих об­щинной жизни — как индивидуальным способом выраже­ния (страха, печали, радости и т. д.), так и способом переда­чи культурного наследия. Танец сопровождал все ритуалы: рождение, свадьбу, смерть, праздники и торжества, события повседневной жизни (охоту, рыбалку, военные походы). Именно в танце человек передавал свое отношение к неведо­мому и непознанному, к природе, выражал свою связь со Вселенной, с богами и духами. Танец служил средством ду­ховной и целительской практики.

Танцевальная терапия после многих веков отношения к танцу как к форме элитного искусства возвращает ему его первозданный смысл: не важно, как ты двигаешься, важно то, что ты ощущаешь, чувствуешь, думаешь и выражаешь своим танцем.

Танцетерапевты обращаются к целительной силе танца, к силе творческого выражения в движении, а также исполь­зуют достижения современной танцевальной педагогики и обращаются к исследованиям движения и к опыту различных психотерапевтических школ (прежде всего психодина­мической, экзистенциальной, гуманистической и транспер­сональной).

Переход танца в терапевтическую модальность чаще всего связывают с именем Мэрион Чейз, которая на первых порах была обычным преподавателем танца и танцовщицей. Она заметила на своих классах, что некоторые студенты больше интересовались чувствами, выражавшимися в танце (одиночество, испуг, страх и т. д.), и в меньшей степени са­мой техникой танца. Тогда она стала больше обращаться к свободе движения, а не к механике танца, и тем самым открыла психологические преимущества, которые предла­гал танец. Она перенесла акцент с танцевальной техники на выражение индивидуальных потребностей посредством дви­жения.

Сначала М. Чейз работала с детьми и подростками в спе­циальных школах и клиниках, а также в собственной сту­дии. Работа танцовщицы произвела впечатление на психо­логов, психиатров и людей других профессий в области здра­воохранения, к ней стали посылать пациентов, обращаться за помощью. Эта работа помогла ей понять значимость соот­ношения телесных и эмоциональных проблем. В тот период она начала формулировать многие идеи, которые впослед­ствии привели ее к работе с людьми, страдающими эмоцио­нальными расстройствами.

В 1946 г. М. Чейз пригласили опробовать свои методы с госпитализированными психиатрическими больными. Этот год считают днем рождения танцевально-двигательной те­рапии. Спустя годы успешная работа Чейз с регрессивными, неразговаривающими и психотическими больными в госпи­тале получила национальное признание. Пациенты, кото­рые считались безнадежными, смогли на танцевально-тера­певтических сеансах включиться в групповое взаимодействие и могли выражать свои чувства. Это установление двигательного диалога с последующим обсуждением, верба­лизацией чувств, образов, мыслей и воспоминаний на танце­вально-терапевтических сеансах часто становилось для паци­ентов первым шагом, необходимым для того, чтобы перейти к более традиционным вербальным видам психотерапии.

 

Профессиональная танцовщица из Европы Труди Шуп, переехавшая в США, сосредоточила свою психотерапевти­ческую работу на спонтанном, катарсическом высвобожде­нии сдерживаемых чувств в танце и исследовании скрытых конфликтов, которые были источниками психического и физического напряжения. Она утверждала, что любой внут­ренний опыт находит полную реализацию в теле, и любое те­лесное переживание влияет на внутреннее самоощущение.

 

Мэри Уайтхаус под влиянием работ К. Юнга работала с бессознательным, используя технику «активного вообра­жения» и понятие «аутентичного движения». Она считала, что танец — это путь к бессознательным переживаниям личности. Выраженные в танце, они становятся доступны­ми для катарсического высвобождения и анализа. Цель те­рапевта — помощь клиенту в поисках «подлинного движе­ния», которое является выражением Самости (по Юнгу, са­мость — это регулирующий центр психики и в то же время ее целое; самость никогда не может быть полностью схваче­на сознанием, опыт самости и непрерывный процесс саморе­ализации служат целью индивидуации).

 

М. Уайтхаус разработала процесс, названный ею «move­ment-in-depth»; он воплощал ее понимание танца, движения и глубинной психологии. Ее подход помог создать современ­ную практику движения, называемую «аутентичным дви­жением». В этом виде движения, базирующемся на принци­пах юнгианского анализа, пациенты протанцовывают свое ощущение внутренних образов, что помогает лучше понять движущие силы прошлого и настоящего.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных