Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные принципы и задачи танцевальной терапии




Развитие танцевально-двигательной терапии шло от практики к теории, от профессионального танца к терапии. Постепенно интуитивно чувствуемые возможности психоте­рапии с помощью танца «обрастали» теоретическими по­строениями. Каждый танцетерапевт разрабатывал и теоре­тически обосновывал свою танцевальную терапию.

Основные принципы танцевальной терапии таковы:

1. Тело и психика связаны нераздельно и оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга. Для танцетерапевта главнейшим постулатом служит утверждение, что тело — это зеркало души, а движение является выражением человеческого «Я». Делая более гибким тело, мы делаем бо­лее гибкой и душу, и наоборот.

2. Танец — это коммуникация, которая осуществляется на трех уровнях: с самим собой, с другими людьми и с миром.

3. Холистический принцип, то есть принцип целостно­сти, где триада «мысли—чувства—поведение» рассматрива­ется как единое целое и изменения в одном аспекте влекут изменения в двух других.

4. Тело воспринимается как процесс, а не как предмет, объект или субъект. Слово «процесс» подчеркивает, что мы имеем дело не с данностью, статикой, а с чем-то постоянно изменяющимся. Мы научились контролировать тело, при­давать ему определенные формы, вид, сдерживать его и ду­маем, что оно останется безответным, не даст никакой обрат­ной реакции. Впоследствии возникают не всегда объясни­мые симптомы, боли, появляются постоянно ощущаемое напряжение в теле, скованность, спектр движений стано­вится все более ограниченным.

5. Обращение к творческим ресурсам человека как к не­иссякаемому источнику жизненной силы и созидательной энергии.

 

Основные задачи танцевальной терапии:

1. Углубление осознания членами группы собственного тела и возможностей его использования. Это не только улуч­шает физическое, эмоциональное состояние участников, но и служит развлечением для многих из них. В начале первого занятия психолог наблюдает за участниками, оценивает сильные стороны и изъяны «двигательного репертуара» каждого, затем определяет, какие движения подойдут каж­дому из клиентов лучше всего.

2. Усиление чувства собственного достоинства у членов группы путем выработки у них более позитивного образа тела. Клиенты с серьезными нарушениями могут испыты­вать затруднения при проведении границы между собствен­ным телом и объектами окружающей среды. В таких груп­пах танцевальная терапия имеет своей целью создание участ­никами адекватного образа тела. Танец позволяет сделать образ своего тела более привлекательным, что напрямую связано с более позитивным образом «Я».

3. Развитие социальных навыков посредством приобре­тения участниками соответствующего приятного опыта. Танцевальные движения представляют собой относительно безопасное средство связи с окружающими во время обуче­ния социально приемлемому поведению. Танцевальная те­рапия создает условия для творческого взаимодействия, позволяет преодолевать барьеры, возникающие при речевом общении.

4. Помощь членам группы в налаживании контакта с их собственными чувствами путем установления связи чувств с движениями. При творческом подходе к движению под музыку танец приобретает экспрессивность, позволяющую высвободить подавляемые чувства и исследовать скры­тые конфликты, которые могут быть источником психиче­ского напряжения. Здесь психодинамическое понятие ка­тарсиса распространяется на танец, поскольку танцевальные движения высвобождают скрытые чувства. Танцевальные движения не только экспрессивны, но и обладают способнос­тью снимать физическое напряжение, в особенности если они включают раскачивание и растяжку.

5. Создание «магического кольца». Занятия в группе подразумевают совместную работу участников, игры и экс­перименты с жестами, позами, движениями и другими не­вербальными формами общения. Все это в целом способству­ет приобретению участниками группового опыта, компонен­ты которого на бессознательном уровне образуют замкнутый устойчивый комплекс — «магическое кольцо».

 

Помимо вышеперечисленных решаются также и следу­ющие задачи:

- повышение двигательной активности;

- коммуникативного тренинга и организации;

- социотерапевтического общения;

- получения диагностического материала для анализа поведенческих стереотипов клиента и его самопо­знания;

- раскрепощения клиента;

- поиска аутентичных путей развития.

 

Виды танцевальной терапии таковы:

- индивидуальная;

- диадная (парная);

- терапия в малых группах;

- групповая.

Наиболее часто встречается на сегодняшний день груп­повая форма работы, которая отличается наибольшей эффек­тивностью, так как чаще всего в нее включены методы инди­видуальной и парной танцевально-двигательной терапии.

Эффективность применения танцевально-двигательных методов в групповой форме работы заключается в следу­ющем:

1. Танцевать или двигаться может каждый человек, вне зависимости от возраста, пола, социального положения, уровня образования, ценностей, установок и даже здоровья (не считая случаи обездвиживания).

 

2. Использование танцевально-двигательных техник по­зволяет:

- провести диагностику как отдельной личности, так и группы в целом (выявить стереотипы движения, мы­шечные зажимы, проблемные зоны);

- снять напряжение (первичное — в начале группы или постоянное, принесенное на группу из социаль­ной жизни);

- приобрести новые паттерны движения, способствую­щие эффективному взаимодействию с собой, миром и людьми посредством изучения себя и подражания другим;

- изменить стиль общения с окружающими;

- научиться осознавать свои и чужие желания, чув­ства, поступки, посредством анализа движений;

- достаточно быстро создать атмосферу доверия, спо­собствующую развитию групповой сплоченности и психологической поддержки.

 

3. Изменение движений приводит к изменению качеств личности, проявлению индивидуальности, искренности спон­танности, принятию себя, и, как следствие, происходит из­менение установок, стереотипов коммуникаций.

Техники танцевальной терапии:

1. Спонтанный, неструктурированный танец. Одним из основных методов танцевальной психотерапии является ис­пользование преимущественно спонтанного, неструктури­рованного танца (индивидуального, диадного, группового) для самовыражения и выражения отношений.

2. Круговой танец. Использование кругового танца за­нимает в танцевальной терапии особое место. В силу того, что круговой танец — это исторически первая форма танца, в мифологическом сознании первобытного человека сопря­женная с определенными культами. Ему приписывается функция пробуждения архетипических переживаний. В пси­хотерапевтическом процессе круговой групповой танец вы­полняет такие функции: снижения тревожности и сопротив­ления; возникновения чувств общности, сопричастности; развития внутригруппового единства и межличностных от­ношений. Круг рассматривается как базовая для танцеваль­ной терапии фигура, где каждый может двигаться одновре­менно, в отличие от «последовательной» вербальной тера­пии. Варианты использования этого методического приема разнообразны: например, им можно начинать и заканчивать сессию или использовать его на ранних этапах развития те­рапевтической группы для создания безопасной и довери­тельной атмосферы.

3. Аутентичное движение. Аутентичное движение, с од­ной стороны, считается одним из методических приемов танцевальной терапии, который представляет собой внут­ренне направленные движения, во время выполнения кото­рых терапевт выступает в роли наблюдателя, а с другой сто­роны, двигательной практикой, используемой вне терапев­тического контекста. В рамках танцевальной терапии процесс аутентичного движения выглядит следующим обра­зом: один человек двигается в присутствии другого. Он начинает двигаться с закрытыми глазами, руководствуясь сво­ими внутренними ощущениями, а «наблюдатель» сидит вне двигательного пространства и концентрирует внимание на двигающемся. Метод аутентичного движения способствует выражению разнообразных аспектов личности, как созна­тельных, так и бессознательных, в безопасной обстановке принятия и внимания. В рамках групповой работы в качест­ве наблюдателя могут выступать психолог, отдельные участ­ники группы или группа участников в целом. Наблюдатель аутентичного движения играет особую роль — он привносит специфическое ощущение присутствия в опыт двигающего­ся.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных