Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Становление и основные этапы развития экономической теории




КОВАЛЕНКО Н.О.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

для курсантов/слушателей очной и заочной форм обучения

(по требованиям кредитно-модульной системы)

Отрасль знаний 0306 «Менеджмент и администрирование»

Направление подготовки 6.030601 «Менеджмент»

Профессиональное направление «Менеджмент организаций и администрирования»

Вариативной компоненты «Менеджмент авиационных предприятий и организаций»,

«Менеджмент туристической индустрии»

 

 

Кировоград

УДК 330.4

ББК 65.050

 

 

Автор:Н.О.Коваленко, кандидат педагогических наук, доцент

 

 

Рецензент:

 

Н.И.Легинькова – кандидат экономических наук, доцент, доцент

кафедры менеджмента, экономики и права,

 

Коваленко Н.О.

Экономическая теория: конспект лекций для курсантов/слушателей очной и заочной форм обучения / Н.О.Коваленко – Кировоград: КЛА НАУ, 2014. – 187 с.

 

Конспект лекций является базовым информационным обеспечением курса адаптированным к специфике направления подготовки курсантов/слушателей, материал основывается на основных дефинициях экономической теории, формируя представление об экономике как системе в основных понятиях, категориях, законах и закономерностях экономического развития, что способствует воспитанию экономически грамотных специалистов, умеющих самостоятельно мыслить и принимать ответственные решения.

Предусмотрен для курсантов и слушателей направления подготовки 6.030601 «Менеджмент».

 

Конспект лекцій є базовим інформаційним забезпеченням курсу адаптованим до специфіки напряму підготовки курсантів/слухачів, матеріал грунтується на основних дефініціях економічної теорії, формуючи уявлення про економіку як систему у основних поняттях, категоріях, законах та закономірностях економічного розвитку, що сприяє вихованню економічно грамотних фахівців, які вміють самостійно мислити та приймати відповідальні рішення.

Передбачений для курсантів та слухачів напряму підготовки 6.030601 «Менеджмент».

 

 

Рассмотрено и рекомендовано к печати на заседании кафедры менеджмента, экономики и права, протокол № 8 от 23 апреля 2014 года.

 

© Коваленко Н.О., 2014

Конспект лекций

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………..  
Лекция 1 Предмет и метод экономической теории…………………….  
Лекция 2 Экономическая система общества…………………………...  
Лекция 3 Производство, его сущность и роль в жизни общества……  
Лекция 4 Теория товара и денег…………………………………………  
Лекция 5 Теоретические основы рыночной экономики и ее основные элементы……………………………………………………  
Лекция 6 Предприятие и предпринимательство в рыночной экономике…………………………………………………….  
Лекция 7 Капитал предприятия, его кругооборот и обращение………  
Лекция 8 Капитал предприятия, его кругооборот и обращение………  
Лекция 9 Капитал сферы обращения…………………………………...  
Лекция 10 Рыночные отношения в аграрном секторе………………….  
Лекция 11 Доходы населения, их формирование и распределение…...  
Лекция 12 Государство и его экономические функции………………..  
Лекция 13 Мировое хозяйство и международные экономические отношения…………………………………………………………………  
Лекция 14 Экономические аспекты глобальных проблем……………..  
Рекомендованная литература…………………………………………….  
Терминологический словарь……………………………………..............  

 

Введение

 

Конспект лекций курса «Экономическая теория» представляет необходимый комплекс знаний по основным вопросам общественного производства и воспроизводства, его регулирования, товарного производства, рыночных отношений, распределения и формирования доходов, а также проблем мирового хозяйства. Усваивая курс «Экономической теории», будущий специалист получает необходимое количество знаний для наиболее эффективной их реализации в области экономики в русле приобретенной профессии.

Основной целью конспекта лекций по «Экономической теории» является формирования у будущих менеджеров глубоких экономических знаний, логики экономического мышления и экономической культуры, адекватных условиям перехода страны к рыночным отношениям, обучению студентов базовым методам анализа экономических процессов, умению принимать обоснованные решения по аспектам экономических проблем, связанных с их будущей профессиональной деятельностью.

Конспект лекций обеспечиваетприобретение надлежащих знаний относительно рационального экономического поведения, исходя из концептуальных основ рыночной экономики, понимания особенностей функционирования современных рынков и образование цен на услуги и работы, формирование капитала, рационального использования природных ресурсов согласно типа рыночной структуры; приобретение навыков анализа агрегированных показателей, определения факторов и следствий экономического развития хозяйственных систем, а также возможностей государства корректировать это развитие согласно целей и приоритетов экономической политики.

 

 

Лекция 1

Предмет и метод экономической теории – 2 часа

План лекции:

1.1 Становление и основные этапы развития экономической теории

1.2 Предмет экономической теории

1.3 Методы познания экономической теории

1.4 Экономические законы и категории

Становление и основные этапы развития экономической теории

Экономическая теория изучает экономическое поведение людей в мире ограниченных ресурсов, систему экономических отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг на всех этапах развития человеческого общества.

Экономическая теория – это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах (понимая это не в физическом смысле, хотя это имеет место, а как невозможность полного удовлетворения потребностей всех членов общества одновременно и полно), что порождает конкуренцию за их использование.

В широком смысле слова экономическая теория – это наука о закономерностях и факторах экономического роста в пофазной динамике воспроизводства; об использовании ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг и обмена их в целях удовлетворения потребностей; о видах деятельности по производству и обмену, о повседневной деловой жизни людей, связанной с извлечением средств существования; об общественном богатстве.

Экономическая теория изучает, как распределяются ограниченные ресурсы, чтобы максимизировать производство в обществе. Это общественная наука, которая рассматривает экономическое поведение индивидов и организаций в процессе производства, распределения и потребления товаров и услуг.

Экономическая теория включает два раздела, рис. 1.1:

 

 

Рисунок 1.1 – Структура экономической теории

 

Структурно экономическая теория включает в себя два раздела: микроэкономику и макроэкономику. Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов. Ее основоположниками считаются представители маржинализма. В центре ее анализа - цены отдельных товаров, затраты-издержки, формы и механизмы формирования капитала и функционирования фирмы, механизм ценообразования, мотивация труда. Макроэкономика изучает экономические процессы и явления на уровне государства. Объект ее исследования – национальный продукт, экономический рост, занятость, инфляция. Макро- и микроэкономика взаимообусловлены и органически взаимодействуют.

Экономическая мысль зародилась еще в глубокой древности и прошла длительный, но интересный путь становления и развития. Термин «экономия» впервые был введен в научный̆ оборот Аристотелем. Он состоит из двух греческих слов: «ойкос» – дом, хозяйство, «номос» – учение, закон. Вначале экономические знания формировались как отдельные элементы общей науки. Самостоятельное развитие экономической теории началось в эпоху зарождения капиталистических отношений в XVI-XVII вв.

Первая сложившаяся школа экономической теории - меркантилизм. В эпоху заката феодализма в XVI-XVIII веках «героями дня», то есть самой богатой кастой, были купцы. Им нужны были теории о развитии торговли и «наука обогащения», и они получили их из рук меркантилистов. Наибольшего распространения меркантилизм достиг в Англии, а в числе его главных теоретиков были экономисты Томас Ман (1571 – 1641), Англия и Антуан де Монкретьен (1575 – 1621), Франция. Последний̆ из них ввел в оборот термин «политическая экономия» (1615). Основные идеи меркантилистов сводились к тому, что главным богатством общества они считали деньги, а источником богатства представляли сферу обращения.

Второй̆ этап в развитии экономической̆ теории – классическая политическая экономия (XVIII век). Она делится на школу физиократов и рыночную школу Адама Смита и Давида Рикардо. В отличие от меркантилистов, физиократы источником богатства общества представляли производство, а не обращение. Но производство понимается ими слишком узко и сводится лишь к сельскому хозяйству. Основными их представителями считаются французские экономисты Франсуа Кенэ (1694 – 1774) и Анн Роберт Жак Тюрго (1727 – 1781).

На следующем этапе развития экономической̆ теории Адам Смит (1723 – 1790) и Давид Рикардо (1772 – 1823) перенесли свои исследования в сферу производства вообще, а сельское хозяйство рассматривали лишь как одну из отраслей последнего. Они приняли классическое определение о том, что первейшее условие роста богатства общества есть свободная и конкурентная рыночная экономика. Главное достижение классической политической экономии состоит в том, что она заложила основы трудовой теории стоимости. А. Смит показал, что стоимость товара определяется трудом, затраченным на его создание. Другая величайшая заслуга А. Смита состоит в том, что он первый научно раскрыл роль рынка как сложной системы организации общественного хозяйства. Он дал ей образное название «невидимой руки», незримо управляющей поведением всех экономических агентов.

На всем протяжении исторического развития экономической̆ теории стояла проблема ее идеологизации. Так, меркантилисты выражали интересы купцов, классики – интересы нарождающегося класса капиталистов.

Наиболее откровенно идеологизировали экономическую теорию марксисты. Они открыто заявили о своих теоретических воззрениях по защите интересов рабочего класса. Поэтому их экономическое учение называют пролетарской политической экономией. Главные постулаты их теории - общественная собственность на средства производства и централизованное плановое руководство всей экономикой в интересах трудящихся.

Современная школа экономической науки имеет два основных направления:

- неоклассическое;

- кейнсианское.

Первое направление возникло в 70-х годах XIX веках. Одним из видных его основателей был Альфред Маршал (1842-1924). Неоклассические доктрины пользовались большой популярностью до 30-х годов ХХ века, когда их «потеснило» кейнсианство, названное так по имени английского экономиста Джона Меинарда Кейнса (1883-1946). После Великой депрессии 1929-1933 годов стало понятно, что рынок не способен обеспечивать стабильность экономического роста и успешное решение социальных проблем без государственного регулирования. Узловым пунктом дискуссий неоклассиков и кейнсианцев оказался вопрос об экономической роли государства. Сторонники неоклассического направления считают, что для эффективного развития экономики вмешательство государства в экономику должно быть ограничено. Кейнсианцы, напротив, считают, что рыночная экономика может прогрессивно развиваться под контролем государства с помощью активных методов макрорегулирования.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных