![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
И ее опровержение (опыты серий III и IIIа)
Как показывают поведение испытуемых и их самонаблюдения, прерывание работы не безразлично для них. Поэтому акт прерывания может способствовать эмоциональной окраске задания или усиливать его значимость вследствие испытанного шока. Можно было бы также предположить, что незаконченные задания потому запоминаются лучше, что им присуща более интенсивная эмоциональная окраска и благодаря этому они сильнее персеверируют9, чем законченные. Согласно этой гипотезе, незаконченные действия уже в момент осуществления оказываются в более благоприятном с точки зрения запоминания положении, чем законченные действия. Благодаря акту прерывания незаконченное действие в целом получает более сильную эмоциональную окраску10. И эта более сильная окраска в момент переживания проявляется позднее при опросе. В наших опытах речь не идет о выяснении общего вопроса о том, запоминаются ли эмоционально окрашенные или связанные с испытанным шоком задания лучше, чем нейтральные. Речь здесь идет лишь о том, является ли этот фактор в нашей ситуации решающим, то есть запоминались ли незаконченные действия лучше закон-
________________ 9 Согласно Аху, все условия, «которые, при прочих равных обстоятельствах, приводят к повышению концентрации внимания, влекут за собой и повышение персеверативного эффекта...» {Ach N. Zur Lehre von der Perseveration // Erganzungsband, d. Zeitschr. F. Psychol. 12. S. 200. Cp. Passarge, Perseveration und Determination // Ibidem. S. 62; Kiihlet. Perseveration von Vorstellungen und Vorstellungselementen//Ibidem. S. 117). 10 О лучшем запоминании эмоционально окрашенных переживаний ср. Peters W., Nemecek О. Massenversuche iiber Erinnerungsassoziationen // Fortschritte der Psychologie 2.
ченных именно потому, что благодаря прерыванию они обладали эмоциональной окраской или были связаны с эффектом шока. Для того, чтобы получить принципиальную возможность выяснить, вызывается ли преимущество незаконченных действий при запоминании их эмоциональной окрашенностью или какой-либо другой окрашенностью, вытекающей из акта прерывания, мы должны построить опыт так, чтобы и часть законченных заданий получила окраску такого же рода. Для этого мы часть заданий сначала прерывали, но позднее, все еще в ходе экспериментального сеанса и до опроса, давали возможность их завершить. Согласно рассматриваемой гипотезе, эти сначала прерванные, а через некоторое время доведенные до конца действия, которые мы будем называть (Н + 3)-действиями, должны запоминаться по меньшей мере столь же хорошо, как и незаконченные действия, поскольку они получили точно такую же окраску, связанную с актом прерывания. Кроме того, в силу фундаментальных законов памяти эти (Н+3)- действия должны запоминаться даже еще лучше, поскольку, в дополнение к тому, что они получили эмоциональную окраску, они встречаются в ходе опыта два раза, то есть характеризуются большей частотой повторения. Таким образом, следовало бы ожидать, что в наилучшей позиции для запоминания находятся (Н + 3)-действия, за ними следуют Н -действия, и хуже всего запоминаются 3 -действия (3(Н+3) > ЗН > 33). Техническое осуществление такого рода эксперимента натолкнулось на существенные трудности: дело в том, что когда прерывается действие а, затем прерывается действие b, затем доводится до конца а, и т.д., испытуемый приходит в полнейшее замешательство. Он раздражается и нервничает, у него складывается ощущение, что ни одного действия он не может довести до конца, но должен просто «заниматься» чем-то хаотичным без какой бы то ни было цели. Одна из испытуемых сказала: «У меня было ощущение, что я просто проигрываю разрозненные кусочки действий». Другой испытуемый вскочил с места и отказался работать дальше. Поэтому мы должны были перейти к тому, чтобы между прерыванием действия и его завершением вместо других действий делать паузу. Экспериментатор притворяется, что ищет материал для следующего действия, но не может его сразу найти и затем прерывает паузу словами: «А пока закончите это задание». Тем самым все подавалось так, что ситуация в целом оставалась для испытуемого вполне естественной. Эффект прерывания оставался для испытуемого одним и тем же как в случае (3+Я)-заданий, так и в случае просто незаконченных заданий, поскольку испытуемые не имели возможности предвидеть, будет ли прерванное действие позднее доведено до конца. А связанное с некоторым замешательством возобновление действия должно было лишь еще более усилить эмоциональную окраску задания. Эксперименты серии III
Испытуемые получали следующие 18 заданий: 1. Складывание мозаики. 2. Наклеивание. 3. Фигура из складной линейки. 4. Задание с шарами. 5. Складывание шлема. 6. Вырезание спирали. 7. Рисование вазы. 8. Печатание имени. 9. Нанизывание бус. 10. Лепка. 11. Отгадывание загадки. 12. Складывание открытки. 13. Записывание стихотворения. 14. Тест на складывание. 15. Складывание коврика. 16. Плетение стула. 17. Конструирование ландшафта. 18. Изготовление коробочки. Девять из этих заданий были сначала прерваны экспериментатором, а позднее доведены до конца ((Н + 3)-действия). Вторая половина действий (Н -действия) оставалась незаконченной. Опрос и запись самонаблюдений проводились так же, как и в серии I. Таблица 9
ЗН/3(Н+3) в серии III
Как видно из табл. 9, задания, которые сначала были прерваны, а потом завершены (Н+3), запоминались не лучше незаконченных заданий, а хуже их. В целом (Н + 3)-задания по результатам опроса не отличались от заданий, законченных без какого бы то ни было прерывания. Даже количественно среднеарифметическое значение ЗН/3(Н+3) (равное 1,85) хорошо согласуется со среднеарифметическим значением ЗН/33 предшествовавших серий (серия I: ЗН/33 = 1,9). Из 12 испытуемых лишь у одного ЗН/3(Н+3)<1. Таким образом, лучшее запоминание незаконченных заданий по сравнению с законченными в наших основных опытах не может быть объяснено эмоциональной окраской или какими-либо другими метками, которыми сам акт прерывания помечает незаконченные задания. Для того, чтобы обоснование этого тезиса опиралось не только на статистическое сравнение среднеарифметических значений групп, состоящих из разных испытуемых, но чтобы мы имели возможность непосредственно сравнивать коэффициент ЗН/3(Н+3) с коэффициентом ЗН/33 тех же самых испытуемых, мы провели еще одну, несколько видоизмененную серию опытов. Серия опытов Illa
В этой серии опытов одна треть заданий у каждого испытуемого спокойно доводилась до конца (3), одна треть оставалась незаконченной (Н), и одна треть сначала прерывалась, а потом доводилась до конца ((Н+3) -задания).
Чтобы нивелировать влияние индивидуальных особенностей заданий, все они были разделены на три группы: a, b и с, по шесть заданий в каждой группе. Все испытуемые также были разделены на три группы А, В и С. Каждая группа испытуемых получала в качестве законченных, незаконченных и (Н+3) разные группы заданий, так что, в конечном счете, каждое из заданий одинаково часто встречалось в качестве законченного, незаконченного и (Н+3). Таблица 10
ЗН/33 и ЗН/3(Н+3) в опытах третьей серии
Как показывает табл. 10, (Н+3) -действия запоминаются ничуть не лучше законченных, но с весьма высокой точностью 3(Н+3) = 33 (среднее арифметическое 3(Н+3) = 2,75, среднее арифметическое 33 = 2,8). Средние арифметические значения коэффициентов ЗН/3(Н+3) и ЗН/33 также оказались практически равны (1,9 и 1,94). Такое совпадение обнаруживается не только в средних значениях величин, но постоянно соблюдается для каждого испытуемого. Если расположить испытуемых в соответствии с их рангами по ЗН/3(Н+3) и по ЗН/33, то мы обнаружим очень хорошую положительную корреляцию (табл. 11). Средний сдвиг ранговых мест составляет 12,5 %, коэффициент корреляции r = 0,8. Таблица 11
Ранговые места испытуемых по ЗН/33 и ЗН/3(Н+3)
Средний сдвиг ранговых мест составляет 12,5%. Коэффициент корреляции по Спирмену r = 0,8.
Совпадение значений ЗН/33 и ЗН/3(Н+3) тем более поразительно, что сами числа здесь невелики и увеличение числителя или знаменателя на 1 легко могло бы изменить значение дроби.
Таким образом, серия опытов Ша весьма точно подтвердила результаты серии III а именно: преимущество незаконченных заданий не связано с шоковым эффектом, или с эмоциональной окраской, или с какой-нибудь иной особой значимостью незаконченных действий, обусловленной актом прерывания.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|