![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Незаконченных действий (опыты серии IV и IVa)
Если дело заключается не в создаваемой актом прерывания эмоциональной окраске или особой значимости, то напрашивается еще одно предположение: допустим, испытуемый думает, что по условиям эксперимента прерванное действие должно быть закончено позднее, и прерывание является лишь временным. Тогда испытуемый мог бы прилагать специальные усилия, чтобы получше запомнить прерванные задания. В этом случае причиной лучшего запоминания незаконченных действий была бы не эмоциональная окраска, но вызванное актом прерывания намерение испытуемого запомнить незаконченные задания. Известно, что намерение выучить что-то существенно улучшает запоминание". Если бы гипотеза о том, что лучшее запоминание незаконченных действий объясняется намерением испытуемого «все это потом закончить», была верна, то можно было бы добиться увеличения коэффициента ЗН/33 инструкцией, четко указывающей на последующее завершение всех заданий. И напротив, если инструкция будет так же четко запрещать такого рода последующее завершение заданий, то можно ожидать снижения коэффициента ЗН/33. Для проверки этой гипотезы были проведены две серии опытов (IV и IVa) с различными инструкциями при прерывании.
Испытуемые получали следующие 20 заданий: 1. Спираль. 2. Монограмма. 3. Загадка. 4. Разборка домика. 5. Тест на складывание. 6. Загадка. 7. Кресты. 8. Печатание. 9. Перенос флага. 10. Коврик. 11. Рисование. 12. Задание со спичками. 13. Умножение. 14. Арифметическое задание. 15. Изготовление коробочки. 16. Считать назад от 55 до 17. 17. Прокалывание дырочек. 18. Складывание шлема. 19. Наматывание ниток. 20. Корректурная проба. 21. Плетение стула. 22. Фигура из складной линейки.
В опытах серии IV мы специально подкрепляли (или создавали) убеждение испытуемых в том, что экспериментатор позднее даст закончить задание. Инструкция гласила: «Сейчас сделайте, пожалуйста, вот это задание (давалось следующее задание), а прерванное задание мы закончим позднее».
________________ 11 Как показывают исследования Алла, те люди, которые при заучивании материала знают, что проверка состоится лишь через достаточно длительный промежуток времени, лучше удерживают в памяти выученное, чем те испытуемые, которые заучивают материал на короткое время. Хотя в наших опытах речь и не шла о заучивании, однако знание того, что к незаконченным заданиям надо будет вернуться еще раз, могло вызывать более сильное запечатление незаконченных действий. (Впрочем, Алл также попытался для объяснения своих результатов обратиться к понятию напряжения. См. об этом ниже.) Aall, Ein neues Gedachtnisgesetz? // Zeitschrift fur Psychologie. u. Physiologie der Sinnesorgane. 66; Kiihn, Liber Einpragen durch Lesen und Rezitieren // Zeitschrift fur Psychologie. 68. Таблица 12 ЗН/33 в серии IV. (Инструкция: «Позднее мы эти задания закончим»)
Таким образом, следовало ожидать, что преимущество незаконченных заданий будет в этой серии еще большим. Однако в действительности, как видно из табл. 12, преимущество незаконченных заданий не увеличилось: среднее значение ЗН/33 = 1,7, в то время как в предыдущих опытах оно было равно 1,9. Серия опытов IVa должна была, напротив, исключить всякую веру испытуемых в желание экспериментатора позднее завершить прерванные задания. Прерывание действия сопровождалось словами: «Достаточно! Это задание Вы больше не будете Таблица 13 ЗН/33 в серии IVa. (Окончательное прерывание)
выполнять». Таким образом, в противоположность предшествующей серии опытов, испытуемому ясно показывали, что экспериментатор не собирается заканчивать это задание.
Испытуемые получали следующие задания: 1. Складывание мозаики. 2. Фигура из складной линейки. 3. Наклеивание. 4. Задание с шарами. 5. Тест на складывание. 6. Вырезание спирали. 7. Рисование. 8. Печатание имени. 9. Нанизывание бус. 10. Загадка. П. Лепка. 12. Орнамент из ячеек. 13. Стихотворение. 14. Складывание коврика. 15. Задание со спичками. 16. Конструирование ландшафта. 17. Изготовление коробочки. 18. Умножение.
Результаты (табл. 13) вновь показывают отсутствие разницы в коэффициенте ЗН/33. Среднее значение ЗН/33 (1,8) и в этой серии опытов соответствует среднему значению ЗН/33 в основной серии (1,9). Ожидавшегося согласно указанной выше гипотезе уменьшения преимущества незаконченных заданий не наблюдалось. Таким образом, преимущество незаконченных действий не обусловлено убеждением испытуемого, что экспериментатор хочет впоследствии довести незаконченные действия до конца, и степень преимущества незаконченных действий не зависит от этого фактора.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|