![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Роль поведения экспериментатора в ситуации опроса
Полностью исключить стремление к максимальному воспроизведению, толкающее к тому, чтобы перечислить как можно больше заданий, не представляется возможным. Однако экспериментатор мог несколько ослабить или, наоборот, несколько усилить это стремление. Как правило, любое поведение экспериментатора, создающее у испытуемого впечатление, что экспериментатор придает перечислению особое значение, порождает сильное стремление к перечислению. Такое впечатление можно вызвать различными способами. Наиболее прямым методом была бы инструкция: «Назовите как можно больше заданий!». Аналогичный эффект достигался в том случае, когда испытуемого просили перечислять задания в порядке их выполнения в ходе опыта. Если же испытуемый сам, по своей собственной инициативе, пытался воспроизвести порядок выполнения заданий и отвергал спонтанно всплывавшие в памяти задания, выбивавшиеся из ряда, то специальное побуждение было излишним. Поэтому в наших опытах, если экспериментатор хотел позволить проявиться действию квазипотребностей, он хотя и не запрещал перечислять задания в порядке их выполнения, но в тех достаточно частых случаях, когда испытуемый сам вменял себе в обязанность это делать, обращал внимание испытуемого на то, что называть задания по порядку вовсе не обязательно. Наконец, неявная инструкция перечислить, насколько это возможно, все задания, могла задаваться и в силу следующих обстоятельств. В первой части опыта, когда испытуемый выполнял различные задания, экспериментатор вел себя таким образом, что у испытуемого складывалось впечатление, будто экспериментатору нет большого дела до того, как выполняются задания. И следующий за этим переход к инструкции «перечислить задания» должен был, естественно, означать для испытуемого, что истинный смысл эксперимента заключается в проверке памяти. Поэтому испытуемый и старался перечислить все задания. По поводу реального поведения экспериментатора здесь нужно отметить следующее: экспериментатор старался не усиливать стремление испытуемого к воспроизведению. Это, однако, не означает, что установка испытуемых, видевших в опросе проверку памяти, разрушалась напрямую. Экспериментатор, как уже отмечалось выше, и в ситуации опроса позволял проявляться естественной установке испытуемых. Он старался предупредить появление ярко выраженного стремления к воспроизведению лишь тем, что при выполнении заданий в первой части эксперимента создавал впечатление, будто выполнение заданий очень важно — в этом случае опрос уже не мог восприниматься как сердцевина всего опыта в целом. Часть II Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|