Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Науч. рук. -доц. Н.И. Соловьева




 

Школа, в которой я учусь, находится в самом центре города. В непосредственной близости от неё проходят три крупные транспортные артерии - Комсомольский проспект, ул. Пушкина, ул. Революции. За школой находится гараж УВД. Как известно, в состав бензина часто входит свинец. Таким образом, можно предположить, что ученики нашей школы находятся под длительным воздействием на их организм этого опасного экоксенобиотика. Поэтому я решил выяснить, имеются ли в помещениях нашей школы опасные для здоровья концентрации свинца. Для этого я обратился в Центр Госсанэпиднадзора в Свердловском районе г. Перми. Там мне были предоставлены данные о смывах на свинец из различных помещений школы за период с 1991 по 1997 год (после 1997 года исследования на свинец Центр Госсанэпиднадзора не проводил). Так, в апреле 1991 года во всех точках, где были взяты смывы, обнаружен свинец, то есть в 100% случаев. Причём среднее содержание свинца составляло 0,71 мг/м2 (см. табл. 1). В феврале 1992 года свинец был выявлен в 48% смывов, среднее содержание его составило 0,33мг/м2. В апреле 1996 года свинец снова был обнаружен в 100% смывов, при среднем содержании его 0,17 мг/м2. В августе 1996 года свинец находили в 67% проб, среднее содержание его составляло 0,30 мг/м2. Последнее исследование на свинец проводилось в апреле 1997 года, и снова свинец был обнаружен во всех точках, где были взяты смывы, то есть в 100% случаев; среднее содержание его составило 0,16 мг/м2. Смывы брались с учительских столов, парт, стульев, стен, подоконников, радиаторов центрального отопления, полов в разных помещениях школы. По данным «Отраслевых норм и правил по технике безопасности» (том 2, книга 2, раздел 5, пункты 5.1 и 5.2) присутствие свинца в учебных помещениях недопустимо.

 

Табл. 1. Содержание свинца в смывах

Время исследования % смывов, содержащих свинец Среднее содержание свинца в смывах (мг/м2)
Апрель 1991 года   0,71
Февраль 1992 года   0,33
Апрель 1996 года   0,17
Август 1996 года   0,30
Апрель 1997 года   0,16

 

Таким образом, на момент последнего исследования в 1997 году экологическая ситуация по свинцу в нашей школе была неблагоприятной. Представляется, что и в настоящее время ситуация остаётся напряжённой, так как количество автотранспорта на дорогах, расположенных рядом со школой, по-прежнему высоко. Проблему устранения повышенного количества свинца из окружающей школу среды можно решить, видимо, только с помощью специальной общегородской программы. Снизить количество свинца внутри школы можно благодаря регулярным влажным уборкам и систематическому использованию учениками сменной обуви. По данным Санитарных правил и норм СанПиН 2.4.2.576-96 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений» при работе школы в две смены уборку проводят дважды в день; моют полы, протирают места скопления пыли (подоконники, радиаторы и др.); один раз в месяц проводится генеральная уборка помещений. Последние несколько лет в нашей школе, как и во многих других школах, наблюдается перегруженность учениками. Так, на настоящий момент в стенах школы обучается около 950 человек, в то время как здание рассчитано на 600 учащихся. Это объективный процесс, и изменение количества учеников в настоящее время представляется нереальным. В связи с этим, в школе не имеется достаточного времени для проведения двух влажных уборок в день, а проводится только одна. Это не относится к кабинетам начальных классов школы - там уборка проводится после каждой учебной смены.

В январе 2001 года я провёл среди учеников 9-х, 10-х, 11-х классов нашей школы анонимный опрос на тему использования ими сменной обуви. Школьникам было задано два вопроса: 1)носят ли они в школу сменную обувь, 2)надевают ли они принесённую сменную обувь (было опрошено 170 учеников). В результате опроса (см. табл. 2) выяснилось, что наиболее ответственно к выполнению своей обязанности относятся ученики 9-х классов: 85% из всех девятиклассников приносят сменную обувь и 73% эту обувь надевают. За ними следуют десятиклассники: приносят обувь 74%, надевают её 57%. Наименее ответственно к своей обязанности отно­сятся ученики 11-х классов: 56% из них приносят сменную обувь и только 48% из всех одиннадцатиклассников эту обувь надевают. В итоге, 73% из 170 опрошенных старшеклассников приносят в школу сменную обувь и 61% из этих 170 человек эту обувь надевают. Можно сделать вывод, что большинство школьников ходят в школе в сменной обуви, что в определённой степени является профилактикой занесения внутрь здания дополнительных количеств свинца с улицы. Но необходимо отметить, что количество учеников, использующих сменную обувь, можно и нужно повысить. Для достижения этой цели возможно проведение специальных уроков здоровья, на которых школьники смогли бы узнать обо всех последствиях негативного влияния свинца на человеческий организм.

 

Табл.2. Использование сменной обуви старшеклассниками.

Параллель классов Кол-во учеников, приносящих сменную обувь (%) Кол-во учеников, одевающих сменную обувь (%)
9-е    
10-е    
11-е    

 

Исходя из всего вышесказанного, можно предположить, что свинец в нашей школе есть в настоящее время и, к сожалению, будет и в будущем. Вредное влияние свинца как экоксенобиотика на организм заключается в том, что, циркулируя в виде коллоидной взвеси фосфатов или альбуминатов, он откладывается первоначально во всех тканях, а затем сосредотачивается в костях, печени и почках, где образуется депо нерастворимого трёхосновного фосфата свинца. Выведение свинца из организма происходит через пищеварительный тракт и почки. Вредное воздействие данного экоксенобиотика на организм приводит к таким видам экопатологии, как болезни крови и кроветворных органов, болезни нервной системы и органов чувств, болезни мочевыделительной системы, болезни желудочно-кишечного тракта, нарушения иммуного статуса. В 1998-1999 учебном году мною было проведено исследование состояния здоровья 75 учеников параллели девятых классов нашей школы по школьным медицинским картам и самостоятельное исследование зубочелюстной системы этих учеников (под руководством преподавателя кафедры детской стоматологии ПГМА). В результате данного исследования зубочелюстные аномалии были обнаружены у 85,3% обследованных; у 72% девятиклассников было выявлено нарушение осанки; 49,3% учащихся девятой параллели страдали хроническими заболеваниями. Хронические заболевания распределились следующим образом: заболеваниями ЛОР-органов страдали 24% девятиклассников, патология органов желудочно-кишечного тракта обнаружена у 17,3% учеников, вегето-сосудистая дистония - у 10,6% школьников, эндокринная патология - у 8% подростков, хронические заболевания почек - у 4%, бронхиальная астма - у 2,6% девятиклассников. У части обследованных имелось несколько различных хронических заболеваний. Как мы видим, данные виды хронических заболеваний характерны для состояний организма, вызванных воздействием такого экоксенобиотика как свинец. Таким образом, одним из наиболее реальных в настоящее время путей борьбы с воздействием свинца на учеников являются методы медико-экологической реабилитации и профилактики данной экопатологии в рамках школы. Для решения этой задачи могут быть применены меры, способствующие элиминации ксенобиотиков, стимулирующие биодетоксикационные процессы, общеоздоровительные меры.

Для осуществления этих мер можно предложить использование безалкогольного бальзама «Берёзка» как средства, способствующего элиминации ксенобиотиков и стимулирующего биодетоксикационные процессы, а также точечного массажа по Уманской А.А. как общеукрепляющего мероприятия.

Безалкогольный бальзам «Берёзка» является натуральным продуктом -концентратом, приготовленным из настоев берёзового гриба чаги и душицы на основе сахарного сиропа. Бальзам не содержит синтетических пищевых добавок, используется как добавка к различным напиткам. Курсовое применение «Берёзки» улучшает работу печени и органов пищеварения, помогает справиться с дисбактериозом; способствует обезвреживанию токсинов, попадающих в организм, выведению тяжёлых металлов; стимулирует кроветворение, помогает справиться с анемией; улучшает работу сердца; повышает сопротивляемость организма. Суточная доза бальзама для школьников составляет 2 столовых ложки. Минимальный оздоровительный курс -30 дней. Можно предложить курсовое применение бальзама «Берёзка» два раза в год - в конце осени и в начале весны. Бальзам применяется как с горячими, так и с холодными напитками (чай, компот, кисель, вода и др.). Представляется, что применение бальзама «Берёзка» можно осуществить через школьную столовую для всех учащихся школы.

В качестве общеукрепляющего мероприятия можно предложить проведение точечного массажа по Уманской А.А., которому могут быть обучены все школьники. В основе данного массажа лежит воздействие на девять биологически активных точек. Все органы и системы имеют своё представительство на поверхности тела, то есть на коже. Воздействуя на эти активные точки, можно улучшить функционирование различных органов и систем, и улучшить общую резистентность организма:

Точка 1. Расположена в области выступающего угла грудины на уровне 2-3 рёбер. При массаже её улучшается кровообращение пищевода, трахеи, бронхов, лёгких,

Точка 2. Расположена на торце грудины. Улучшает состояние глотки и частично трахеи.

Точка 3. Расположена в области передней поверхности шеи с обеих сторон. Массаж способствует усилению защитной функции слизистой оболочки глотки и гортани.

Точка 4. Расположена на боковой поверхности шеи в районе поперечных отростков 1-5 шейных позвонков. Массаж их активизирует кровообращение головы, шеи, туловища.

Точка 5. Расположена между 7 шейным и 1 грудным позвонками. Массаж этой точки способствует нормализации деятельности сосудов сердца, бронхов, лёгких.

Точка 6. Расположена в области крыльев носа, над гайморовыми пазухами. При массаже улучшается кровоснабжение слизистой оболочки носа, гайморовой полости, гипофиза.

Точка 7. Расположена в области внутренней поверхности бровей. Массаж улучшает кровоснабжение слизистой оболочки верхних отделов полости носа, области глазного яблока и лобных отделов мозга.

Точка 8. Расположена в области козелка уха. Массаж этой зоны даёт возможность влиять на вестибулярный аппарат, слух.

Точка 9. Находится на тыльной стороне кисти, между большим и указательным пальцами. Массаж её оказывает общеукрепляющее действие, нормализует многие функции организма.

Данная программа по оздоровлению детей в классе показала свою эффективность, в связи с тем, что наш класс за период когда проводилась эта программа вышел с последнего места по состоянию здоровья среди всех классов школы на первое место (что было отражено, в моём исследовании за соответствующие годы).

Таким образом, в связи с неблагоприятной экологической обстановкой в школе, для предупреждения возникновения и развития экопатологии, вызванной свинцом, можно предложить следующие меры медико-экологической реабилитации и профилактики данного вида экопатологии для осуществления их в рамках школы, - это:

1) курсовое применение безалкогольного бальзама «Берёзка» два раза в год (например, в конце осени и начале весны), которое можно осуществить через школьную столовую для всех классов школы;

2) выполнение точечного массажа по Умайской А.А., который можно проводить курсами в те же сроки, что и приём бальзама «Берёзка» 2-3 раза в день в школе, например во время пятиминутных физкультурных пауз, или дома - после соответствующего обучения;

3) проведение уроков здоровья, на которых ученикам будут даваться знания, помогающие сохранить им здоровье, а также сведения о влиянии различных экоксенобиотиков на организм человека (в т.ч. свинца); на этих уроках можно также обратить внимание школьников на важность использования сменной обуви, особенно это касается старшеклассников (см. табл. 2);

4) поощрение неболеющих учеников;

5) диета, затрудняющая всасывание и способствующая транскишечной элиминации экоксенобиотиков (продукты, богатые пищевыми волокнами: фасоль, бобы, горох, зелёный горошек, свёкла, морковь, тыква, кабачки, пшено, греча; продукты, богатые пектинами: яблоки, смородина, крыжовник, клюква, облепиха; продукты мясные, (предпочтительно вываренные); данная диета должна обеспечивать достаточный приём жидкости - эти ме­роприятия также могут осуществляться через школьную столовую.

В столовой нашей школы данные мероприятия во многом уже осуществляются. Так, в буфете школы продаётся готовый к употреблению бальзам «Берёзка» в стаканах (для желающих); кроме того, в столовой всегда имеется разлитая в чайники кипячёная вода и рядом чистые стаканы для неё (бесплатно для всех желающих).

 

Литература

1. Баркан, А. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка / А. Бакан. – М., 1999. – С. 415-420.

2. Брехман, И.И. Жень-шень / И.И. Брехман. – М.: Медгиз, 1957. – 182 с.

3. Брязгунов, И.П. К вопросу о систематике психосоматических (соматоформных) расстройств у детей и подростков / И.П. Брязгунов // Педиатрия. - 2002. - № 4. – С. 96-98.

4. Бурдуков, П.М. Экологическая медицина / П.М. Бурдуков. – Пермь, 1998.

5. Великанова, Л.П. Клинико-эпидемиологический мониторинг состояния нервно-психического здоровья детей и подростков / Л.П. Великанова // Педиатрия. - 2004. - № 1. – С. 67-70.

6. Витамины и минералы в современной клинической медицине. Возможности лечебных и профилактических технологий / под ред. О.А. Громовой и Л.С. Намазовой. - М., 2003 – 56 с.

7. Воронина, Т.А. Ноотропные препараты, достижения и новые проблемы / Т.А. Воронина, С.Б. Середенин // Экспериментал. и клин. фармакология. – 1998. – Т. 61, № 4. – С. 3-9.

8. Воронова, И.Ю. Подростковая контрацепция / И.Ю. Воронова // Лечащий врач. – 2002. - № 4 – С. 58-60.

9. Гачегова, Е.П. Нам простуда нипочем! Е.П. Гачегова, О.Е. Грузинцева, В.Ф. Ермакова. – Пермь, 1995.

10. Гусев, Е.И. Нейропротекторы в комплексной терапии ишемического инсульта / Е.И. Гусев, В.И. Скворцова //Лечение нервных болезней. – 2002. – Т. 3, № 8 – С. 3-9.

11. Детская гиперактивность с дефицитом внимания: сравнительная оценка эффективности ноотропов / Н.Н. Заваденко, И.А. Королева, Н.Ю. Суворинова, М.В. Румянцева // Человек и лекарство: Тезисы доклада VI Российского национального конгресса, 19-23 апреля 1999 г. – М.,1999. – С. 92.

12. Казап, Е. Умершие доктора не лгут / Е. Казап. – М., 2002. – С. 20.

13. Каплан, Е.Я. Оптимизация адаптивных процессов организма / Е.Я. Каплан, О.Д. Цирентапова, Л.Н. Шантанова. - М.: Наука, 1990. – С. 87.

14. Ковалев, Г.В. Ноотропные средства / Г.В. Ковалев. – Волгоград, 1990. – 368 с.

15. Куранов, Г.В. Закаливание часто болеющих детей и взрослых / Г.В. Курганов. – Пермь, 1991.

16. Мальцев, С.В. Медико-экологическая реабилитация детей с хроническими заболеваниями: метод. рекомендации. / С.В. Мальцев, Ф.А. Файзуллина, В.С. Валиев. – Казань, 2000. – 19 с.

17. Материалы II Международной медицинской конференции корпорации «Витамакс». Системные продукты здоровья «Витамакс-99» от 29-30 апреля 1999 г. - М., 1999.

18. Машковский, М.Д. Лекарственные средства: в 2-х т. / М.Д. Машковский. -М.: Новая волна, - 2002.

19. Медико-экологическая реабилитация и профилактика экопатологии детей / Н.В. Зайцева и др. - Москва-Пермь, 1994.

20. Методические рекомендации по применению биологически активных добавок к пище «Vision international people Qroup» для оптимизации рациона питания и поддержания здоровья человека. - М., 2003. - 187 с.

21. Михайлов И.Б. Основы фармакотерапии в акушерстве и гинекологии. Руковод. для врачей / И.Б. Михайлов, В.К. Ярославский. - СПб.: Фолиант, 2001. – 256 с.

22. Муравьева, Т.И. Цитомедины и цитамины. Новая медицинская технология-биорегулирующая терапия / Т.И. Муравьева // Новая аптека. – 2001. - № 9 – С. 57-63.

23. Петленко, В. Интегральная медицина / В. Петленко // Мед. газ. – 1998. - № 62.

24. Пирацетам как корректор отдаленных нарушений обучаемости, вызванных пренатальной алкоголизацией / Трофимов С.С. и др. // Бюл. эксперим. биологии и медицины. – 1996. – Т.121, № 4. – С. 435-437.

25. Регистрация лекарственных средств России. РЛС–аптекарь. – 2003. – Вып. 5.

26. Руководство по ортодонтии / под ред. проф. Ф.Я. Хорошискиной. - М., 1982.

27. Рыжкова, М.В. Актуальные проблемы профилактики неинфекционных заболеваний / М.В. Рыжкова, Н.В. Сыровежко // Тезисы докладов научно-практической конференции с международным участием. - М., 1997. – С. 212-216.

28. Рюриков, Ю. Будущее экстрасенсорики / Ю. Рюриков // Будь здоров. – 1997. - № 8 – С. 45-49.

29. Слидова, Ф.А. Выбор методов контрацепции в группах риска / Ф.А. Слидова, А.Д. Макацария // Рус. мед. журн. – 2001. – Т.9, № 6. – С. 218-221.

30. Синдром хронической усталости // Мед. газ. – 2001. - № 27. – С. 11.

31. Социально-психологические аспекты самоотравлений бензодиазепинами у подростков / Усачева Е.М. и др.// Педиатрия. - 2004.- № 6. – С.72-74.

32. Средства орто-молекулярной медицины: краткий справ. // www.ORTHO.Rn.

33. Ушкалова, Е.А.. Проблемы безопасности лекарственной терапии у пожилых людей / Е.А. Ушкалова, М.А. Гуртуева // Новая аптека. – 2001. - № 1.– С.15-19.

34. Фролова, Т. Начнем с познания себя / Т. Фролова // Директор школы. – 1997. - № 6. – С. 11-19.

35. Чичерин, Л.П. Жестокое обращение с детьми и подростками: проблемы, меры профилактики / Л.П. Чичерин, Т.Я. Сафронова // Педиатрия. - 2000. - № 5. – С. 51-55.

36. Шарон, Ф. Аллергия: помоги себе сам / Ф. Шарон. - М.: Бином, 1995. – 357с.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных