Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Конфессии на Беларуси в 14 - 18вв.




К концу XII в. в Европе сложились 2 большие религиозные зоны: восточная - православно-византийская и западная - римско-католическая. Беларусь стала местом встречи и взаимодействия этих религий, что определило уникальное историческое положение ее в Европе, обусловило индивид-сть ее культуры и конфесиональную особенность, наложило особый отпечаток на менталитет бел. народа.

До XIVв. в Беларуси безраздельно господствовала православная церковь. Кревская уния эту монополию нарушила. Католическая вера стала вероисповеданием руководящих кругов гос-ва. Ягайло обязал окатоличить все население Литвы. Через 1,5 года после Кревской унии было создано Виленское католическое епископство, кот. Великие Литовские князья пожертвовали огромные земельные владения. Важную роль в распространении католической веры играли монашеские ордена францисканцев, августинов, бернардинцев. К сер. XVI в. католическая церковь укрепилась в Литве и пограничных с ней районах сев.-зап. белорусских земель.

Несмотря на то, что позиции православия все более потеснялись, оно по-прежнему задавало тон в духовной жизни общества. В XVI в. христианство постиг кризис: в католицизме он проявился Реформацией, а в православии - ересями. С 50-х гг. XVI в. идеи протестантизма стали распространяться в ВКЛ. Осн. направлением реформации в Беларуси стал кальвинизм. Его соц. основой была феодальная знать, часть средней и мелкой шляхты. Среди простого народа идеи западноевропейской Реформации не получили сколько-нибудь широкого распространения. Первую реформаторскую общину создал в Бресте магнат Николай Радзивилл Черный. Затем такие общины были созданы в других городах и местечках. В XVI - первой пол. XVII вв. на тер-рии Беларуси было создано 85 кальвинистских и 7 арианских общин. В 60-е гг. из кальвинизма выделилось радикальное течение - антимилитаризм, кот. требовало соц-ных преобразований, осуждало крепостничество. Наиболее известными деятелями антитринитаризма были Сымон Будный, Якуб Калиновка, Павел из Визны, Петр Ганенза.

Реформация содействовала повышению духовно-культурной жизни. В это время распространились гуманистические идеи, увеличилось число грамотных. Особую роль в этом играли школы и книгопечатание. Были основаны типографии в ряде бел. городов. Публиковались религиозно-публицистические произведения и педагогическая лит-ра. В Беларуси находили приют беглецы, кот. пострадали за новую веру в других странах.

Увидев, что движение выходит из-под контроля, феодалы в 70-х гг. стали отходить от Реформации. В XVII в. она сходит с исторической арены в ВКЛ.

Программу выхода из реформационного кризиса Ватикан разрабатывает на Тридентском соборе. Ставку в спасении католической церкви он сделал на Орден иезуитов, созданный в 1534 г. Иезуиты входили в сферы жизни европейских стран, охваченных Реформацией, и влияли на мир в угодном для римской курии направлении. Впервые в ВКЛ (в Вильно) они появились в 1569г. по приглашению католического епископа В. Протасевича. Хорошо организованные, грамотные, отличные ораторы, они сразу же завоевали авторитет у определенной части зажиточных слоев населения. В Вильно ими была создана бесплатная школа, т.н. коллегиум. Через какое-то время коллегиумы возникли в Полоцке, Витебске, Минске, Орше. Католицизм в иезуитах нашел как бы второе дыхание и стал вытеснять лютеранство, кальвинизм унитаризм и др. религиозные течения. Через 5 лет после приезда иезуитов з Вильно в католичество перешло 6 тыс. чел. В конце XVI в. высшие слои обшества уже в массовом порядке меняли протестантскую веру на католицизм. К к XVII в. Контрреформация в княжестве победила.

Балансирование Беларуси на протяжении столетий между христианским Востоком и католическим Западом обусловило необходимость поиска компромиссов и живучесть здесь идеи церковно-религиозной унии. Подготовка унии продолжалась 5 лет. В 1591 г. группа православных епископов обратилась к Королю и Великому князю Сигизмунду 3 с письмом о необходимости заключения унии. Летом 1595 г. епископы К. Тарлецкий и И. Пацей, подписав вместе с др. иерархами акт об унии, выехали с этим документом к Папе в Рим. Климент VIII с радостью принял послов и дал свое благословение и согласие на унию. Сигизмунд 3 Король Польский в 1595 г. издал универсал, в кот. православная церковь в РП объявлялась соединенной с католической. В 1596 г. в Бресте состоялся Собор бел.-укр. православия. В нем участвовали представители 2 православных патриархов - Константинопольского и Александрийского. Собор раскололся на 2 части. Одну составили сторонники унии, кот возглавил Львовский католический архиепископ Суликовский. 2 часть состояла из православных, кот. не были согласны с унией. Их возглавил Львовский восточный епископ Гедеон Балабан.

Униаты лишили сана епископов и отлучили от церкви тех из них кто был противником, а православные сделали то же самое в отношении униатов. Папа Римский и прав-во РП сочли унию состоявшейся. По ее условиям, православная церковь подчинялась Папе Римскому, приняла католическую догматику, сохранив православную обрядность. Новая вера отделилась от православной и не слилась с католичеством. В этом была ее специфика. Брестская церковная уния была призвана заложить основу объед-ния народов -поляков и бел., католиков и православных. В Беларуси началось насильственное насаждение униатства и католицизма. В закрытии православных храмов и монастырей, в насильственном насаждении унии особенно отличился полоцкий униатский архиепископ Иосафат Кунцевич. В 1623 г. в Витебске вспыхнуло восстание, Кунцевич и его сподвижники были убиты. Над восставшими была учинена жестокая расправа. Принятие церковной унии осложнило общественно-политическую обстановку в Беларуси. Она способствовала более активному проникновению польского религиозно-культурного влияния, что в конечном итоге привело к упадку белорусскоязычной культуры.


21. Общественно-политическая мысль на Беларуси 16 – сер. 17 вв.

 

С к. XVв. Московское княжество, окончательно освободившись от золотоордынской зависимости, начало более активно собирать под свое начало восточнославянские земли. Идеологическим обоснованием этой политики была миссия защиты православной веры. Уже Василий I Дмитриевич стал именовать себя Великим князем государем Московским и «всея Руси». В 50-х годах XVв. отношения между двумя гocyдарствами регулировались договором 1449 г. Казимира и Василия II, известным как «Великий акт раздела Руси между Москвою и Вильно». В 80-90-е годы сепаратистские промосковские настроения в ВКЛ получили значительный размах. Участились переходы православной знати на сторону Москвы.

Положение ВКЛ осложнило восстание в 1508г. Михаила Глинского. Он выступил против верховной власти ВКЛ. Целью восстания явилось «возрождение киевской монархии», т.е. образование самостоятельного от ВКЛ гос-ва, ядром кот. стали бы вост. белорус. и укр. земли. По согласованию с Великим князем Московским Василием III и при поддержке князей Друцких, Мстиславских Глинский напал на Туров и Мозырь, осадил Минск. Ему на помощь поспешили московские войска. Но противостоять войскам Сигизмунда 1 не смогли. Широкой поддержки сепаратистски настроенные феодалы и население бел. земель Глинскому не оказали. Восстание окончилось поражением.

Внешнеполит. ситуация и внутр. положение в ВКЛ вынудили правящие круги предпринять меры по привлечению бел. знати к рук-тву гос-вом. С начала XVI в. проводится линия на уравнивание в правах представителей шляхетского сословия независимо от этнического происхождения и религиозной принадлежности. Эти изменения способствовали преодолению сепаратизма бел. феодалов. После восстания Глинского среди знати не было оппозиционных группировок, разногласий по политич., этнич., религиозным признакам.

В 1648-1651 гг в Беларуси шла антифеодальная война, кот. развернулась в связи с началом восстания под руководством гетмана Б. Хмельницкого на Украине. В освободительной войне укр. народа Б. Хмельницкий и его старшины, стремясь создать собственное гос-во, планировали включение в него земель юго-вост. Беларуси - Поднепровья и Полесья. Уже весной 1648г в эти районы направляются агитаторы, вскоре появляются и казацкие отряды. Летом 1648г. юг и восток Беларуси были охвачены борьбой казацко-крестьянских отрядов против шляхты, купцов, магнатов и католического дух-ва. Казацкие отряды Кривошапки, Гаркуши, Головацкого и др. полковников имели в своем составе много белорусов, выходцев из беднейшего кр-ства и мещанства.

Из-за полонизации верхов феод-го общества это освободительное антишляхетское движение в Беларуси так же как и на Украине, имело явную антипольскую направленность. В 1648г казацко-крестьянское войско разбило под Речицей хоругви Великого княжества под командованием Воловича под местечком Горволь - отряд во главе со стражником Мирским. Восставшие заняли Гомель, Лоев, Брест, Бобруйск, Мозырь, Пинск, Туров, Речицу, Кобрин, Чечерск и др. города и местечки на юге и юго-вост Беларуси. Жители этих городов почти не оказывали сопротивления восставшим. Шляхта, католическое и унитарное духовенство бежали в глубь княжества. На борьбу с восставшими король направил 14-тысячное войско, имевшее артиллерию. Отряду Мирского удалось взять Пинск. Более 3 тыс. мещан, их жен и детей были убиты. Затем войска Великого княжества взяли Брест, Старый Быхов, Слуцк. B Typове все жители, не успевшие отойти вместе с казацко-крестьянскими отрядйми были убиты. Жестоко расправился гетман и с жителями Бобруйска, без сопротивления открывшим ворота города. К середине 1649 г. Войска Великого княжества восстановили контроль над южной частью Беларуси.

Чтобы исправить положение Б. Хмельницкий направил в Беларусь отряды полковников Голоты, Кричевского, Гаркуши и Побадайло. Но 30-тыс казацко-крестьянское войско 31 июня 1649 г в битве под Лоевом было разбито войсками гетмана Я. Радзивилла. После этого антифеодальная борьба на территории Беларуси пошла на убыль. Попытки возобновить ее летом 1650 и 1651 гг. были подавлены войсками Я. Радзивилла, после чего казацкие отряды покинули Беларусь и направились на Украину.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных