ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Эмоции, чувства, индульгированиеАндрей Гусев
От автора: Эта книга была написана в 2004 году. С того времени некоторые термины устарели («высшее знание» надо бы заменить на Понимание, как инструмент-которого-нет), что-то хотелось бы подправить, что-то добавить… Но в целом книга выполняет свою основную задачу – является полигоном для выслеживания себя, своих фильтров, своего оценочного мышления и всего остального. Книга не дает ответов, она лишь помогает правильно поставить вопрос. Если вы хотите понять что-то новое, а не только отстаивать свои старые знания, то эта книга для вас.
БАЗАР (первый цикл: ликбез)
Содержание:
1. Типа введения
2. Беседы о базаре Место ЧСВ О кислом (восприятие и ощущения) Уи а зе роботс Эмоции, чувства, индульгирование Люди и социум
3. Беготня по Базару Жизнь и смерть (смысл жизни) Делание и неделание Осознанные сновидения Религия, вероисповедание, вера О сути и о форме Поиски О критериях (что такое хорошо, и что такое плохо) Уи а зе роботс (часть 2) Ловушки сознания Достижения и постижение Что мы ищем? Направление бега – увидеть базар
4. Увидеть базар Что же делать, чтобы «увидеть базар»? Позиция в точке «увидеть базар» Словарик Уровни мышления Сказочка про Пониманиие Инструкция по пользованию словариком Поиск выхода
5. Выход с базара
6. Послесловие
7. Ответы на вопросы Типа введения
Практически каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался над тем, каков смысл его существования, что есть сама жизнь, что есть смерть. Написано про это очень много и в совершенно разных направлениях, от романтической поэзии до сложных эзотерических учений. Однако дают ли все эти писания какие-то ответы? По-моему совершенно точно понятно, что это сложные вопросы, и однозначных ответов на них нет вообще, так как эти сложные вопросы имеют намного более сложные ответы. Чтобы донести до человека его место в Реальности, можно писать очень много умных и непонятных слов, причем совсем не обязательно все с ними согласятся. Гораздо проще проследить взаимодействие людей и их место в Реальности на примере каких-либо аналогий. Поэтому давайте попробуем взглянуть на человека, используя, например, образ базара. Конечно, образ базара это всего лишь способ говорить, это просто ещё один взгляд на те же самые проблемы, другая форма для смыслового выражения одной и той же Сути. Цель этого текста состоит как минимум в том, чтобы используя необычный взгляд (необычную форму) донести суть эзотерических понятий, которые в настоящее время подверглись очень сильной профанации.
Принципиальное отличие моей системы терминов в том, что она позволяет понять и использовать термины, которые формально не определены. Это должно стать очень удобным и для тех, кто только недавно столкнулся с эзотерикой, и для тех, кто уже много чего в ней понял. Смысл данной системы построений в том, чтобы определить смысл одного единственного термина – базар. Причем этот термин будет определен не формально, а описательно. Это позволит его дополнять, углублять и прочее. Базар все знают, но знают поверхостно и узко. В этом тексте я попробую копнуть глубже и шире, а приведенная ниже методология наблюдения позволит на практике ощутить все то, что написано словами. То есть мы получим наполненное смыслом, но не формализованное (в идеале даже не тетрадочное) определение основного понятия. А затем я легко и свободно в паре параграфов определю через него все основные понятия эзотерики! Даже если вы сразу не поймете всей глубины термина «базар», вы все равно сможете пользоваться этой системой терминов, так как будете понимать достаточно для того, чтобы общаться с другими и получать необходимую информацию от тех, кто достиг более полного понимания. Профанации данной системы могут быть легко раскрыты углублением термина базар, который можно будет расширять и дополнять новыми подробностями. Читая данный текст сразу же зарубите себе на носу, что вы не знаете и не можете знать всей глубины понятия базар. Я буду объяснять его грани очень долго, с наибольшими подробностями, которые только смогу сформулировать. И все равно понять что такое базар можно лишь позицией в точке «увидеть базар», которая достигается не только и даже не столько чтением разных книжек, но и собственными усилиями по познанию себя, по достижению определенного уровня духовности. Только достигнув Понимания (как Знания, воплощенного в Бытие) этой позиции, вы сможете более точно и осознанно понять остальную терминологию. Но уже после прочтения данной книжки, вы cможете понять что представляет из себя обычное словесно-логическое знание, обладателей которого суфии называют ослами, несущими на себе груз прочитанных книг и полученных знаний, и как нужно строить это свое знание (пока естественно базарное), чтобы оно не мешало познавать и постигать, чтобы оно не превращалось в оковы. Более того, вы сможете узнать как нужно строить свою практику (тоже пока базарную), чтобы она имела шансы перерасти из источника удовлетворения потребностей ложной личности, в элементы духовности и Бытия. Я не имею цели раскрыть какое-то учение, тайные знания, не буду излагать Высшее Знание, не опишу никаких тренингов или практик. Такого типа литературы хватает и без меня. Я хочу, чтобы вы попробовали понять что такое понимание, присоединиться к Сути, оставшись при этом самим собой. А для этого вам придется не только прочитать эту книгу, но и приложить собственные усилия по познанию самого себя.
Я прошу уделить особое внимание чтению текста, относящегося к определению понятия базар. Это понятие не может быть определено полностью, так как оно бесконечно. Да-да, изучать базар можно бесконечно и бесконечно находить его новые оттенки, свойства, явления, объекты, состояния, и прочее, и прочее. Базар не имеет границ, но может быть определен как понятие, чем мы сейчас и займемся. Советую сразу приготовиться к тому, что базар является очень и очень сложным понятием, не поддающимся полному и точному описанию. Расстаньтесь с вашим пониманием базара, так как это всего лишь слово, которое вам известно из вашей жизни. Базар является той самой единственно необходимой вещью, которую нужно понимать, чтобы получить представление и обо всем остальном. Однако придется огорчить очень многих любителей чудесных состояний и необычных ощущений, которые они привыкли называть «эзотерикой». По моим наблюдениям такие люди не смогут отказаться от собственного понимания, этого не допустит их Чувство Собственной Важности (ЧСВ), раздутое на мнимых достижениях и успехах в этой, придуманной ими же, «эзотерической» области. В этой книжке я предлагаю новый взгляд, который предполагает наличие у читателя возможности хотя бы на время отложить свои представления о мире и попытаться понять о чем я говорю. Осложняется все это дело тем, что мне приходится говорить обычными словами, которым большинство из вас уже присвоило собственный смысл. Но разве можно увидеть базар там, где собственные знания, подтвержденные собственной практикой, ясно показывают наличие «чистой эзотерики»? Можно, но очень и очень трудно, так как чем больше человек увязает на базаре, тем труднее ему становится воспринимать что-то действительно новое, принципиально отличное от его сложившегося мировозрения, от его способов восприятия. Такие люди сразу же читают книжку, вооружившись кучей критериев (типа правильно-неправильно-неточно), идущих от их ложной личности. Обращаю ваше внимание на то, что всё в этом тексте имеет единый смысл в рамках единой концепции. Не понимание (или неприятие) хотя бы одной идеи из тех, которые я здесь опишу, приведет к однобокому взгляду на базар, взгляду со стороны вашего смысла, диктуемого вашим мировозрением, которое держится на вашем жизненном опыте. В этом случае вы не увидете ничего, кроме кучи знакомых терминов, спорных мыслей и неверных по вашему мнению толкований. Но в таком случае спросите себя зачем вы читаете эту книгу, чтобы только лишь укрепить свои знания или увидеть что-то качественно новое?
Приведу аналогию (её не я придумал) для того, чтобы вы более наглядно поняли о чем я говорю. Предположим, что вы хотите попробовать мой напиток. У вас есть чашка, в которой уже налито кофе, иначе и быть не может, так как невозможно ходить по базару с пустой чашкой. Базар позаботился о том, чтобы налить туда напиток с достаточно резким вкусом. Если вы наливаете мой напиток прямо в свою чашку с кофе, то оригинальный вкус моего напитка будет необратимо утрачен, и вы сможете пробовать только его смесь со своим кофе. Кое-что вы, конечно, почувствуете, но это будет бесконечно далеко от того, что я вам предлагаю. Чтобы попробовать именно мой напиток, а не свою смесь, вам придется выплеснуть свой кофе. А это сделать очень и очень трудно. Максимум, что может сделать обычный человек, это немного отлить, да и то при этом его будет сопровождать целый букет индульгирований. Однако даже выплеснуть кофе будет мало, так как наверняка какое-то его количество останется в чашке. Второй уровень состоит в том, чтобы не просто выплеснуть свой чай, а ещё и сполоснуть свою чашку. Есть ещё и третий уровень, когда нужно изменить форму самой чашки, чтобы максимально прочувствовать все тонкости вкуса. Вспомним, что дегустаторы вин обращают внимание на температуру напитка, как открывать, как наливать, а уж налить вино в простой стакан для них является просто ужасным кощунством. Конечно, и в стакане можно отличить вино от кофе, или от водки. Но ощутить все тонкости и нюансы вкуса невозможно. Другое дело, что некоторым нет дела до каких-то нюансов, все что им нужно это просто "принять на грудь чтобы окосеть", и тут уже никакая книга не поможет. В пределах базара заменить чашку просто невозможно, и про третий уровень я рассказал только для примера глубины, с которой можно и нужно понимать любые аналогии в области эзотерики.
Эта книга не является ответами на ваши вопросы, эта книга лишь повод задуматься. Для того, чтобы иметь шансы увидеть базар, вам нужно воспринять всю информацию, содержащуюся в этом тексте, всю без исключения, объединив весь материал в единую концепцию. Ваша личность будет всячески стараться не допустить правильного течения этого процесса, вставляя в него свои оценки, пытаясь возразить или подогнать под свое мнение, под знакомые термины и привычные знания. Но даже в случае успеха вы получите всего лишь очередные словесно-логические знания, которые ничего не значат без понимания, достигнуть которого можно лишь тогда, когда все эти знания вы увидите в самом себе. И увидеть себя нужно особым образом, а не в виде результатов выполнения практик, методик, техник, гимнастик, тренингов, медитаций и прочих телодвижений по подгонке своего восприятия к какой бы то ни было теории. Все что нужно для того, чтобы начать такое движение, я описал ниже.
Беседы о базаре
Место
Базар это все что мы знаем, все что мы имеем, что воспринимаем, помним, видим, чувствуем, мыслим и воображаем. Для тех кто читал КК сразу же говорю, что базар отличается от тоналя тем, что в это понятие входит не только тональ одного отдельно взятого человека, в тонали всех людей, а также надстроек над ними, таких как социум и того, что изучает психология групп. Кроме того, в базар входит восприятие части реальности, известной нам как «материальный мир». Изучением материального мира занимается наука, которая утверждает, что познание бесконечно даже в области этого самого материального мира. А если принять во внимание, что в базар входит и сам человек, со всей его психикой, тогда становится понятным что базар не просто бесконечен, он бесконечно бесконечен. Психикой человека занимается психология, которую вообще трудно наукой назвать, так как одних теорий личности насчитывается сотни и открывается все больше и больше. Базаром занимается и псевдоэзотерика, которая используя безграмотность людей в области психологии, подводит народ к разным состояниям психики, выдавая их за откровение свыше, за духовность и путь. Следствием того, что базар безгранично велик, что у него нет границ, является наличие в нем массы всевозможных мест, в том числе и таких, куда не добиралось сознание человека. Не нужно забывать, что сознание это только часть общей психики человека. Есть множество психических явлений, которые не попадают в область сознания, но которые нужны человеку для существования на базаре. Вывод таких вещей в область сознания создает обманчивое впечатление выхода за пределы базара, которое сразу же используется ЧСВ для объявления успеха на пути к духовности. Но тем не менее это всего лишь базар.
Базар складывался тысячами лет в результате деятельности сотен и сотен поколений людей, которые рождались, жили и умирали на базаре, развивая и совершенствуя сам базар, свой базарный инструментарий, выделяя его из своей психики. Современный базар достиг совершенства, он уже давно перерос людей, которые его создали, и подчинил их себе. Мы родились на базаре, и сразу начинали воспитываться так, чтобы не только мыслить, но и воспринимать все в базарных терминах. С самых первых дней нашей жизни мы начинаем адаптироваться к базару, начинаем наполнять свою психику базаром, срастаемся с ним на самом низком уровне, на самой своей основе. Более того, сознание одного человека основывается (по Юнгу) на архетипах, которые выходят в коллективное бессознательное, то есть базар не просто существует – он формируется нами, базарными людьми. Ну да ладно, это пока не важно.
Человек не видит самой объективной Реальности, он видит и сознает только базар. Назовите мне хоть что-нибудь, которое бы не относилось к базару. Это имеет цвет? Значит это базар, ибо цвет это особенность восприятия человеком базара. Это имеет форму (пусть даже бесформенную)? Значит это базар. Это пространство? Вибрации? И это все тоже базар. Ага, вы говорите, что это нечто такое-растакое, которое невозможно описать словами. Отлично, а где это такое-растакое находится? В сознании, в воображении, в мыслях, в чувствах, в пространстве? Значит это – базар! Практически все, что касается нашей психики со всем её многообразием, это базар. Базар является не просто способом восприятия объективной Реальности, он является способом жизни обычного человека, так как все то, что нужно для поддержания его жизни, полностью расположено на базаре. Никакого другого способа жить человек не знает. Причем в понятие «способ жить» входят и такие вещи, которые совсем не осознаются человеком (например, интероцептивные ощущения), но тем не менее они являются базарными вещами, необходимыми ему для существования на базаре. Человек не имеет вообще ничего, кроме базара. Он отделен от объективной Реальности базаром, он не видит самой объективной Реальности, он видит, живет и может воспринимать только базар. Он сам является всего лишь частью базара. Не верите? Ну тогда давайте углубляться в подробности.
ЧСВ
Чувство собственной важности (ЧСВ) это всегда первое с чего нужно начинать. Все наше восприятие, да и вся наша жизнь, зависит от личности, которая сформировалась в процессе нашего воспитания. И если вы воспитывались не в горах Тибета у монахов, то вся ваша личность сложена так, чтобы эффективно действовать в пределах базара. Обычного человека просто поражает то многообразие чувств, эмоций, ощущений, состояний, восприятий и прочее, которое в нем есть или которых можно достигнуть. На первый взгляд кажется, что разобраться во всем этом бесконечном разнообразии просто невозможно. Однако для того, чтобы понять мою книгу, вы должны наблюдать самого себя хотя бы в направлении фильтров восприятия, которые мешают вам понимать происходящее в Реальности. Эти фильтры в первую очередь базируются на ЧСВ.
ЧСВ очень важная и нужная для базара вещь. На основе ЧСВ в человеке развиваются такие черты, которые помогают ему в прогрессе на базаре. ЧСВ помогает человеку стать сильной личностью, добиться успехов, проявить индивидуальность и многое другое. ЧСВ является едва ли не самой главной движущей силой для развития базарного человека. Наряду с ЧСВ Карлос Кастаньеда выделил ещё жалость к себе и страх смерти. Совокупность этих трех вещей практически полностью определяет функционирование личности. Но нас пока будет интересовать только ЧСВ.
Силу ЧСВ можно оценить вспомнив самое крайнее проявление ЧСВ, известное в патопсихологии как мания величия. Там же существует такой диагноз как мания преследования, что тоже является отражением ЧСВ, которое делает человека настолько важным, что он начинает опасаться за свою драгоценную и бесценную жизнь в самых безобидных ситуациях. Более того, практически во всех маниях, известных в патопсихологии, ЧСВ присутствует в той или иной мере. Эти примеры позволяют сделать вывод о колоссальной силе ЧСВ, которое может запросто разрушить личность человека.
Понятно, что такие крайние проявления встречаются очень редко. Обычно ЧСВ не доводит до помрачения рассудка в медицинском смысле, но тем не менее может поработить разум человека весьма основательно. Таких людей медики не лечат и они спокойно живут в обществе как самые нормальные люди. Психология определяет такой склад психики как эгоцентризм, который на базаре считается вполне нормальным явлением. Все вы наверняка встречали людей, которые уверены в собственной непогрешимости во всем, что касается основных моментов их жизни. Они с пеной у рта доказывают, что если, например, у них есть автомобиль «Нива», то он лучше любого джипа, приводя при этом странные аргументы (он дешевле при покупке и эксплуатации, в нем картошку можно возить не боясь запачкать салон, что у него прекрасный показатель соотношения цена/качество и прочее) и притягивая за уши различные факты. Такое ЧСВ не способен увидеть только его обладатель.
Однако я не собираюсь как-то классифицировать всех людей по степени проявления их ЧСВ. Я просто хочу сказать, что у всех людей есть такие проявления ЧСВ, которые видны сразу невооруженным глазом в каких-то определенных моментах их жизни. Некоторые люди не могут этого заметить, так как они находятся под сильнейшим контролем ЧСВ. Однако гораздо большее количество людей способно отрефлексить такие моменты. Они стыдятся таких проявлений своего ЧСВ, стремятся его подавить или взять под контроль. Однако ЧСВ никуда не исчезает, оно переходит в новые формы, вытесняется в подсознание и ждет момента для того, чтобы снова проявить себя. Но внешний вид кажется вполне приличным, в результате чего очень много людей обманывает себя, считая что они уже победили свое ЧСВ.
Однако кроме явных моментов, в которых ЧСВ выступает в чистом виде и которые можно сознательно прятать или контролировать, есть ещё множество вещей, в которых влияние ЧСВ проглядывает в скрытой форме. За примерами далеко ходить не нужно. Вот вы сейчас читаете этот текст и думаете, что вот про этот момент написано хорошо, а вот этот весьма спорно. Говорить таким образм вам дает возможность та важность, которую вы придаете вашим знаниям и вашему же жизненному опыту, приклеивая им ярлык истинности более высокого приоритета чем те мысли, которые я вкладываю в этот текст. Вот оно, ЧСВ, никуда оно не делось. Оно контролирует каждый ваш шаг, каждую вашу попытку что-то воспринять. Понаблюдайте за собой во время чтения этой книги. Вот здесь вы не согласны, вы внутренне (или внешне) протестуете, ваше ЧСВ не может допустить умаления ваших собственных взглядов на прочитанную вами проблему. Вот вы соглашаетесь, и ваше ЧСВ наполняет вас удовлетворением или даже гордостью за крутость собственных взглядов, которые совпали с моим мнением. Вот здесь вы задумываетесь и говорите себе, что нужно прочитать этот абзац ещё раз, чтобы понять что там написано. Вы работаете, вы стараетесь понять что я пытаюсь вам сказать, вы заняты важным делом, вы – важные, это ваше ЧСВ. Или пусть вам вообще все равно, вы не придаете важности ни своим мыслям, ни моим, вы оригинальны, вы нащупали свой стиль поведения, вы – важные в своей неважности, это ваше ЧСВ. Или вы говорите, что есть много истин (или одна истина видна с разных сторон), поэтому каждая имеет право на существование, и та истина, которая известна вам, и та, которая известна мне. Вы видите смысл и даже суть вещей, можете выделить истину, можете допустить существовние других истин, вы – важный, и это опять ваше ЧСВ. А теперь я хочу вам задать один очень смешной вопрос: посмотрите на ваше чтение как можно более искренне и скажите, способны ли вы увидеть хоть что-нибудь без участия вашего ЧСВ?
ЧСВ настолько интегрировано в личность, что нет совершенно ни одного более-менее сложного действия, которое человек смог бы сделать без его участия. Например, часто ли вы задумывались, что проходя по газону грубыми ботинками, мы уничтожаете ростки жизни? Если нет, то ваше ЧСВ уже взяло верх над вами настолько, что вы стали центром вселенной. С такой позиции совершенно бесполезно читать то, что написано в этой книги. Если же вы вообще не ходите по газонам, то это ЧСВ заставляет вас делать именно так, чтобы у вас была возможность гордиться собой, тем что вы уважительно относитесь к траве или просто соблюдаете правила поведения, типа «по газонам не ходить». А теперь попробуйте поговорить с травой. Карлос Кастаньеда очень подробно описал этот момент в одной из своих книг. Попробуйте сделать это сами, наклонитесь к траве, поздоровайтесь, спросите что-нибудь. И вы увидите целый букет ЧСВ, начиная с опаски не смотрит ли кто-нибудь за вами, и заканчивая разными наигранными (не искренними) уровнями отношения к самой траве, которыми ваше ЧСВ будет пытаться закрыть от вас ростки вашей искренности. Мышление быстро подскажет, что достойным выходом из этой непростой для ЧСВ ситуации будет общение с травой на равных. Это как бы поможет избежать снисходительного отношения к траве (что есть чистое ЧСВ) и не допустить подчеркнуто уважительного отношения, что тоже является проявлением ЧСВ. Но попробуйте проделать это практически, и увидите, как трудно попасть между этими двумя отношениями. И тем не менее я уверен, что буквально через несколько минут вы найдете нужное отношение. Вы удовлетворены, довольны, гордитесь собой что у вас получилось? Это опять ЧСВ. Понимая это вы пытаетесь делать вид, что так и должно быть? И это опять ЧСВ. Вся борьба, которую вы проделали до этого была напрасна, так как ЧСВ просто мощно и гибко приспособилось к непривычной ему ситуации, ещё более укрепив себя. Если вы будете долго практиковать общение с травой, то привыкните к этому и перестанете замечать позицию ЧСВ, которая в этом случае интегрируется с самой необходимостью говорить с травой. А если вы забудете о том, что нужно говорить, значит ЧСВ опять сделало вас важным и снисходительным по отношению к траве, или по отношению к данной практике.
Собственная важность проявляется очень часто и нужны минимальные усилия, чтобы это заметить. Запомните одну вещь – пока вы на базаре ЧСВ побеждает всегда, в любом случае. Если вы не видите ЧСВ, значит вы не туда смотрите или вообще не умеете наблюдать. Нужно научиться наблюдать свое ЧСВ везде, в любых ситуациях: при чтении моей книги, при просмотре телевизора, в разговорах с друзьями, дома, на работе, на природе, где угодно. ЧСВ закрывает для нас весь мир, практически все воспринимается вами через призму своего мнения, своих оценок, своих смыслов. Пока вы ничего с этим не можете сделать, кроме как наблюдать. В эзотерике есть понятие безоценочное восприятие и принцип одинаковой важности, для достижения которых тербуются годы Работы по выслеживанию себя. Вы уже примерно понимаете, что значат данные термины? Это опять ваше ЧСВ. Постарайтесь понять что вы ещё ничего не можете делать, что вам не нужно даже пытаться что-то делать, пока вы не разобрались до конца с самим собой. Просто попробуйте дочитать эту книгу до конца, наблюдая за своим ЧСВ и во возможности избегая преждевременных оценок. Не забывайте о том, что без работы над собой этот текст останется для вас набором логически взаимосвязанной информации, который в лучшем случае превратится для вас в базарное знание, которое нужно для реальной эзотерики так же, как собаке пятая нога.
О кислом (восприятие и ощущения)
В беседах со мной очень многие искренне удивлялись и возмущались, когда я говорил, что не все из того, что я знаю, я могу высказать словами. Тогда я придумал нехитрую задачку: я просил описать вербально (то есть словами) вкус «кислый» таким образом, чтобы я понял его отличие от вкуса «сладкий», причем с условием, что я кроме конфет и хлеба ничего никогда не ел и не могу есть. Все, кто пытался отвечать на эту задачку ограничивались попытками описать условия эксперимента, в котором я смог бы почувствовать вкус, либо пытались привести какие-то образные сравнения, кто-то даже стихи написал. Но описать словами вкусовые отличия никто не смог. Почему?
Если говорить очень упрощенно, то человек имеет абстрактное описание мира, он видит не сам мир, а те абстракции, которые он узнает по своей базе данных практического опыта. Абстракции низкого уровня получаются непосредственно от ощущений, когда им дается какое-то название. Абстракции высокого уровня получаются при абстрагировании абстракций низкого уровня или путем непосредственного внесения этих абстракций, основываясь на функциональном или каком-то другом назначении объектов в процессе жизнедеятельности самого субъекта. Изначально у ребенка нет никаких абстракций, но он обучается им в процессе познавательной деятельности и всю жизнь пополняет свою базу данных абстракций. Фактически мы не можем напрямую сознавать объективную реальность, мы сознаем только наши абстракции, накопленные за всю жизнь.
Когда мы что-то видим, то сначала мы пытаемся воспринять объект как абстракцию высокого уровня. Если объекта такого класса нет в нашей базе данных, то объект воспринимается как совокупность абстракций более низкого уровня. Другими словами совсем незнакомого мы и увидеть не можем. Если объект нам не знаком, то мы все равно видим, что он большой, темный, округлый и прочее, то есть нас всегда "выручают" абстракции низкого уровня, и объект сводится к знакомым вещам.
Пример с кислым я специально придумал в той области ощущений, где нет абстракций более высокого уровня, то есть нет абстрагирования абстракций. Если визуальную информацию мы можем довольно глубоко абстрагировать (в процессе восприятия зрительных ощущений) для достижения какого-то узнавания, то вкус - абстракция довольно неповоротливая, её можно считать практически прямой абстракцией вкусовых ощущений. Дегустаторы проявляют просто чудеса изворотливости, чтобы как-то описать вкус, но отсутствие вкусовых абстракций высокого уровня приводит к тому, что они привлекают для описания вкуса абстракции из других областей.
Отсюда следует главный вывод: человек может понять из вербальной информации только то, что щупал раньше и только так, в какой мере у него это получилось (сохранилось в базе). Любые попытки описать то, что человек не щупал, обречены на то, что этот человек либо совсем ничего не поймет, либо сведет все обяснения к своей собственной базе абстракций, то есть поймет сам себя. Другими словами, для понимания знаний нужно бытие (пока с маленькой буквы) ну или хотя бы соответствующий практичекий опыт. Если бы я просто сказал эту формулировку, то каждый бы понял её по-своему, потеряв тот смысл, который я вкладываю в этот вывод. Пример же с "кислым" позволит тому, кто действительно размышлял над этим, внести в свою базу данных какую-то новую запись, запись абстрагирования абстракций.
Можно сделать и другие выводы о свойствах восприятия, например, что при узнавании объекта внимание автоматически притупляется, объекту приписываются свойства, типичные для объектом этого класса, например, если мы узнали на картинке лимон, то сразу же мы уже "знаем" что он кислый, желтый, шершавый, не крупный, не тяжелый и прочее. Забавно смотреть на человека, когда тот берет лимон, который на самом деле оказался его точной копией из папье-маше. Кроме влияния узнавания, на восприятие оказывают влияние разного рода индульгирования в личности человека. Вспомните, как Карлос Кастаньеда принял за зверя какой-то куст у дороги. Что пытался тогда сказать ему дон Хуан? Такие моменты пропускаются нашим восприятием, ограничиваясь их формой без попыток разобраться в сути, так как все мы имеем "заготовки" их понимания в своей базе жизненного опыта. Ну или по проще пример: в психологии проводились опыты с картинками, на которых одними и теми же линиями нарисованы 2 разных объекта. Я помню картинку, где можно увидеть лицо индейца или чукчу, входящего в свою юрту. Я увидел чукчу, потом прочитал, что там есть ещё и лицо индейца и где-то полминуты не мог переключить восприятие на эту форму. Очень полезно иметь у себя такой опыт, разобраться в себе с теми вещами, которые мешают свободному восприятию, а ещё лучше разобраться с самим восприятием.
Восприятие мира появляется раньше, чем появляются логика и слова. Мы работаем с тем образом мира, который уже пропущен ранее через фильтры нашего восприятия. Более того, потом наше сознание ещё больше отдаляется от реального мира, пуская в ход критерии, жизненные ценности, свою картину мира, индульгирования, комплексы личности и прочее. Пример Карлоса Кастаньеды именно из этой области, где страх личности закрепил определенное восприятие так, что потом трудно было воспринять по-другому. Влияние личности (ЧСВ, критерии, мнение, оценки и прочее) это первое с чем нужно разобраться, а потом уже нужно браться за само восприятие.
Еще более подробно процесс восприятия исследован в психологии. В качестве замечания скажу, что человека уже давно изучает психология, и глупо выбрасывать такой пласт знаний о человеке тем, кто ещё имеет возможность думать своей головой. Тем, кто пытается нащупать элементы Бытия действительно не нужно много думать (если только это действительно Бытие, а не простые базарные практики), но тем, кто хочет знаний, кто ищет понимания и рассчитывает на Путь Знания, тем обязательно нужно уметь работать с самой разнообразной вербальной информацией. Итак, что нам говорит психология о восприятии (упрощенная схема): Реальность-> ощущение-> восприятие-> абстрагирование-> и дальше (мотивации, память, сознание и прочее). В данной цепочке процесс восприятия объекта можно представить себе следующим образом (из учебника Немова по общей психологии): 1. Первичное выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту. 2. Поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, сравнение с которым воспринятого позволяет судить о том, что это за объект. 3. Отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого гипотетического решения. 4. окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему ещё не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса.
Восприятие не самого объекта, а какого-то его качества идет по чуть более простой схеме, но принцип остается таким же. А вот что касается ощущений, то это дело весьма трудно выделимое для осознанного познания его роли в формировании картины мира. Ощущения являются самыми простыми из всех психических явлений и представляют собой субъективно воспринимаемый продукт переработки нервной системой значимых внутренних или внешних раздражителей. Ощущения могут быть сознаваемыми и неосознаваемыми, но влияющими на поведение или на внутренние процессы человека. Вывод неосознаваемых ощущений в область сознания является неиссякаемым источником эзотерических спекуляций из-за необычности получаемых результатов. Тем не менее, все это тоже обычный базар. Ощущения отражают все значимые для существования человека на базаре свойства этого самого базара, они с рождения приспособлены именно для этого. Несознаваемое ощущение не является априорно вне базарным. Например, вполне базарными являются проприоцептивные ощущения, которые отвечают за напряженность мышц, ориентацию тела, равновесие и т.п., интероцептивные ощущения и прочее. Относительно недавно я читал где-то заметку, что ученые подошли к пониманию проприоцептивных ощущений, которые при торможении в определенных участках коры головного мозга, вызывают иллюзию пребывания вне тела. Все действительно вне базарные ощущения являются по сути дела атавизмом и не только не развиваются, но и подавляются с момента начала познавательной деятельности у ребенка. Выделить их из массы обычных несознаваемых ощущений так же трудно, как отличить рефлексию от осознания.
Если вам хочется ещё более подробно узнать про процесс восприятия, то читайте книги по психологии или в интернете есть отличная статья Леонида Перловского почти как раз по данной теме: http://www.navi.kz/oldnavi/articles/chleb180901a.shtml
Итак, пример с кислым показывает что: 1. Не все можно описать словами, только абстракции, да и то далеко не все. 2. Человек может понять только то, что щупал своими ощущениями. То есть для получения некоторых знаний нужна практика, а чтобы получить Знание нужно Бытие. 3. Ощущения не являются самой объективной Реальностью. Это всего лишь наши ощущения от взаимодействия с объективной Реальностью, тогда как самой объективной Реальности как таковой мы в сознании не имеем совсем. 4. Базарное сознание может построить весьма сложную картину из простых визуальных ощущений в процессе их восприятия и эта картина очень далека от самой воспринимаемой Реальности, что особенно хорошо видно в области нематериального мира. Но и про область «материального мира» тоже весьма полезно подумать точки зрения этих выводов. Реальность едина и абсолютно не похожа на то, что мы привыкли видеть в качестве базара, хотя базар есть часть этой самой единой Реальности.
Уи а зе роботс
Посмотрим на компьютерную программу, а именно на оператор «если» (if – then – else). Этот оператор анализирует условие, и если оно истинно, то выполняет одну группу команд, а если ложно другую. А теперь представьте программу, которая содержит миллиарды миллиардов таких операторов, в том числе неограниченного уровня вложенности. Такая программа способна отлично анализировать ситуацию и принимать решение не только да-нет, но и по степени оптимальности, да и по любым другим критериям, которые в нее были заложены, например, в соответствии с лунными циклами, днем недели, и вообще по результату генератора случайных чисел. Если в такую программу добавить работу с базой данных, накопленных человеком, то получится искусственный интеллект, который очень сильно будет напоминать человека на базаре, и даже значительно превосходить его по степени интеллекта.
- А как же эмоции? - спросите вы, - Как же наши чувства?
Будут вам и чувства, разве нельзя выдать роботу такие критерии? Все наши чувства описаны в психологии, можно описать их в виде алгоритма накопления параметра при реагировании на определенные комбинации внешних и внутренних условий. И тогда в зависимости от величины этого параметра робот в определенных ситуациях будет говорить «я волнуюсь», «мне страшно», «я беспокоюсь». А если специально понизить его эффективность так, чтобы при накоплении параметра «я беспокоюсь» до определенного уровня, робот начинал делать малообдуманные и суетливые действия, например, звонить в больницы и морги, бегать по улице с выпученными глазами, понизить координацию движений, то это будет выглядеть очень «человечно».
Для того, чтобы показать, что человек на базаре является всего лишь роботом, не нужно привлекать эзотерику и философию. Достаточно вспомнить науку психологию, которая говорит, что для совершения любого действия человеку нужно иметь мотивацию. Цепочка мотивация-мотив-стимул определяет все поведение человека. Стимул обычно виден ясно и понятно, мотив иногда виден, иногда скрыт желаниями или ложными мотивами, мотивацию обыватель может увидеть очень редко, практически никогда не может. Вот он и совершает какие-то действия, а потом идет к психологу, чтобы тот вывел наружу мотивацию этого действия, так как обыватель не способен познать себя даже на этом уровне, что приводит к психическому неравновесию, а иногда и таким расстройствам психики, как разной степени неврозы. А вот если нет мотивации, то никакой стимул не сработает.
Откуда взялись эти самые мотивации? Они были заложены в ваш характер ещё в младенческом возрасте. Опять же умная наука психология показала, что уже до 3-х лет ребенок получает все то, что в последствии на 90% определяет его характер и личность в целом. Программа закладывается в нас с самого детства, закладываются слова, знания, родительское «нельзя-можно» формирует наши реакции на внешнее, родительское «хорошо-плохо» формирует наш внутренний мир. Все это составляет программную базу, на которой в последствии начинается наращиваться личность, которую формирует уже наш собственный опыт исходя из уже заложенных в нас базовых программ. С течением времени эти базовые программы обрастают программами более высокого уровня, которые обыватель принимает за свою собственную систему жизненных ценностей.
У нас нет ни одного собственного слова – все слова мы заучили. У нас нет собственного восприятия – оно заложено при воспитании в виде абстракций непосредственно ощущений (это красное, это горячее, это твердое) или абстракций других абстракций. Наши оценки субъективны именно потому, что все наши критерии формируются на основе собственных программ. «Это красиво», говорит один, и тут же второй говорит на тоже самое: «Это уродливо». Где тут Реальность? Есть и более обидные примеры, например, когда эстетам говорят: «Это – картина Рембранда», то они начинают восхищаться её красотой, даже если это копия или вообще не Рембранд. Люди, в которых базовые программы сложились так, чтобы вызывать протест, наоборот, начнут хаять Рембранда. И не потому, что они свободны в выборе, а потому, что у них такая программа.
Наше мышление имеет различные свойства, такие как индукция-дедукция, анализ-синтез и т.п. Эти свойства позволяют посмотреть на одну и ту же вещь с разных сторон, и взгляд с необычного ракурса будет ошибочно приниматься нами за новый взгляд. Более того, мышление позволяет нам раскладывать наши знания по кусочкам и складывать их в другом порядке. Чаще получается какая-то ахинея, которая сразу же забывается мышлением как ненужный мусор (а иногда не забывается, и тогда получаются сны, астральные войны и прочие занятные вещи), а иногда такая мозаика остается в сознании и приводит в открытиям и «познанию» Реальности. Но можно ли считать новым то, что просто сложено из старого в другом порядке? Можно, но это будет количественное развитие. То есть части нашей программы просто свяжутся друг с другом в другом порядке, что увеличит количество наших обычных знаний, но никак не отразится на нас, как на роботе.
Рассмотрим простой и конкретный пример, вы сидите и читаете этот текст. У вас есть как бы свобода выбора – вы можете читать этот текст, а можете прекратить чтение и пойти, например, кушать на кухню или смотреть телевизор. Но является ли это выбор свободным? И вообще, можно ли назвать это выбором? Если вам уже надоело читать этот текст, то значит мотивация к познанию снизила свою значимость. Более весомую роль получают мотивации усталости, или других желаний. Например, мотивация желания поесть, которая инициализируется телом или центрами удовольствия, и которая до этого времени либо была не актуальна, либо слаба настолько, что просто заглушалась мотивацией любопытства и познания. Теперь, эти мотивации стали сравнимы по интенсивности и если снижение мотивации познания будет настолько сильным, что мотивация потребности в еде перевесит, то вы пойдете на кухню. Мотивации могут идти и не от тела. Например, вы прочитали последнюю фразу и воскликнули: «Ах так, значит я – робот? Нет, с свободен прекратить это чтение прямо сейчас, безо всяких мотиваций!» Вы прекратили читать этот текст и занялись другим делом. Теперь вы вернулись продолжить чтение? Если да, то скажу интересную новость – вы не сделали никакого свободного выбора. Просто в вас сработала мотивация отрицания, которой в явном виде страдают многие анархисты и панки, а в скрытом виде она есть у всех. Вспомните третий закон диалектики (закон отрицание отрицания) и вы поймете, что наличие этой мотивации необходимо для развития человека, да и во всей природе этот закон работает как швейцарские часы.
Таким образом все ваши желания – это совокупный результат работы вашей программы-личности, как самой по себе, так и при обработке результатов внешних (окружающая среда) и внутренних (потребности тела и психики) воздействий. Действие человека в данный момент полностью определяется результирующей всех актуальных мотиваций, выраженных в мотивах и подкрепленных стимулами.
Другой вопрос, позволяющий увидеть, что все мы являемся роботами, есть вопрос «Кто я?». Что вы можете ответить на него? Я – это тело, психика, личность, положение в социуме (отец, работник и прочее). И все? Разве это Я? Ведь все эти ответы подчеркивают, что вы видите себя как робота на службе у социума, а так же как совокупность каких-то вещей, которые поддерживают функционирование этого робота. Семья – ячейка общества, работа тоже необходимая часть поддержания общества. Вся индивидуальность сводится к телу и к восприятию, но как только речь заходит об итогах деятельности этого тела и его восприятия, как тут же обнаруживается, что все эти итоги направлены на социум и для него. Человек воспитывается в социуме и из него делается очень мощная и гибкая машина для служения этому самому социуму. Никакой индивидуальности души не предусмотрено вообще, существует только понятие «эгоизм», которое на базаре является плохим и осуждается. Даже такое проявление духа как творчество тоже как правило загоняется в понимании обывателя под понятие «полезности для людей». Мои попытки объяснить, что творчество является сугубо индивидуальным процессом проявления гармонии единой Реальности в созидательной деятельности, наталкиваются на стену непонимания. «Ну как же, - говорят мне в ответ, - Если в процессе созидания получаются вещи, неполезные людям или невостребованные людьми, значит это не творчество». Но позвольте, причем тут «полезность людям»? Это уже попытка загнать творчество в какие-то рамки, превратить его в ремесло, не говоря уже о том, что само понятие «полезность людям» субъективно, то есть зависит от личности и мировозрения того, кто о нем говорит. Над «полезностью людям» работают ремесленники, которые иногда являются очень высокими профессионалами в своей области. Далеко не всякий процесс созидания является творчеством – это факт. Но если человек сразу ставит перед собой какие-то цели и задачи, то ни о каком творчестве и речи не может быть. Хотя в процессе любой работы, каким бы образом она не мотивировалась, можно достигнуть творческого подхода (что есть проявление именно творчества) – это тоже факт. Но этот факт показывает лишь на то, что человек не может ничего делать, с ним все случается. Может случиться и то, что он займется действительно творчеством, хотя изначально хотел заняться именно ремеслом или даже просто так что-то сделать. Но гением такому человеку не стать никогда. Разве что тоже случайно.
Можно выделить уровни, которые показывают нас как робота. Это чисто механический (склероз, автоматические бессознательны действия, невнимательность) уровень и псевдосвобода выбора. Механический уровень могут замечать все. Любой из нас когда-нибудь что-нибудь забывал или делал без внимания, то есть автоматически. Например, многим знакомо чувство, когда невозможно вспомнить закрыли ли мы дверь, когда уходили на работу, или выключили ли чайник. Мы постоянно делаем механические действия, например, когда идем. Ученые только недавно смогли сконструировать робота, ходящего как человек на двух конечностях, так как это очень сложный процесс. Мы же делаем его не задумываясь.
Глобальность второго уровеня (псевдосвобода выбора) понять очень сложно, практически невозможно. Даже если вы не нашли никаких возражений на этот текст, то вы все равно где-то в глубине души подумали, что все о чем я говорю является просто красивыми словами, философией, и что если бы появился человек, по настоящему разбирающийся в этом вопросе, то уж он-то бы запросто нашел что возразить. В крайнем случае личность может допустить понимание механичности в отдельных элементах жизни на базаре. Каждый человек индивидуален, и я не могу описать все способы реакции нашей личности, которая очень эффективно защищается от подобного рода текстов, оставляя их в лучшем случае на уровне словесно-логического базарного знания и не допуская глубокого понимания даже если это понимание не идет дальше самого базара.
Если вы сможете увидеть в себе хотя бы кусочки робота, то это уже есть первый шаг. Но не забывайте, что это всего лишь такой шаг, который допускает ваша личность. Она делает вам одолжение, чтобы ублажить ваше ЧСВ. Личность является достаточно мощной и гибкой программой, чтобы не бояться таких мелочей, как восприятие вербальной информации о том, что она проявляется в некоторых моментах как всего лишь программа. Если вы поймете мои рассуждения и сможете представить, что вся личность до последней крохи – это всего лишь программа, то это будет второй шаг, но … тоже в пределах программы-личности! Ещё и ещё раз повторю, что личность – очень мощная штука, она устойчива даже к таким вещам. Человек на базаре – это в первую очередь робот, невероятно сложный продуманный до мелочей самонастраивающийся механизм. Понять это концептуально очень непросто.
эмоции, чувства, индульгирование
Начнем, пожалуй, с того, что заглянем в словарь по психологии, чтобы раз и навсегда разобраться с терминологией, причем по возможности не придумывая свою, а придерживаясь общепринятой. Итак, напишем несколько определений:
Эмоции – элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей
Чувство – высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом.
Оставим пока в покое чувства и посмотрим на эмоции. Из определения эмоции следует, что это элементарное переживание, неделимое на какие-то части, по крайней мере с точки зрения психологии. Эмоции могут вызываться как внутренними причинами (состояние организма или психики), так и внешними, в зависимости от ситуации и общего состояния психики. Всякое поведение сопровождается эмоциями, даже в том случае если они не проявляются внешне в явном виде из-за своей слабости или из-за того, что человек способен их скрывать. Есть и очень слабые эмоции, которые совсем не попадают в область сознания. Можно долго рассуждать об эмоциях, ибо это целый пласт психики, сопровождающие практически любой поведенческий акт, поскольку практически всякое поведение на базаре направлено на удовлетворение потребности. Эмоции – это в первую очередь отражение состояния всей психики и даже всего организма. Жизнь без эмоций точно так же невозможна, как и без ощущений, так как благодаря эмоции организм имеет возможность быстро отреагировать на изменение окружающих условий или обстоятельств. Эмоции определяют направление деятельности человека, участвуют в её стимулировании и оценке. Эмоции лежат в основе удовольствия, с помощью которого строятся основы восприятия реальности, а затем и деятельности на базаре. Эмоции служат для общения. И прочее, и прочее. Однако нам будут особо интересны 2 вещи, описанные в психологии.
Во-первых, эмоции сильно зависят от личности, а часто лежат в пределах этой личности. Например, по методике Норбекова можно усилием воли растянуть мышцы лица таким способом, чтобы изобразить улыбку, потом осанка, потом настрой и вот эта эмуляция уже вызывает «действительное» переживание! Но ведь это не действительное переживание, это реакции базарного человека на его описание базара, которые являются великолепной иллюстрацией к тому, что наши эмоции совершенно не отражают внешнюю Реальность, и могут вызываться не только (да и не столько) реальными, но и воображаемыми ситуациями.
Во-вторых, эмоцию как психологическое явление очень трудно отделить от процессов, происходящих в организме, в том числе процессов физиологических. В психологии практически нет ни одной чисто психологической теории эмоций. Всякое эмоциональное состояние сопровождается многочисленными физиологическими изменениями в организме. В головном мозге выявлен отдел, отвечающий за эмоции – это гипоталамус. Его раздражение в определенных местах приводит к вполне определенным эмоциям.
Из выше названного можно сделать вывод, что эмоции в абсолютном своем большинстве не связаны с внешней Реальностью, а значит они являются чисто базарным явлением. Они направлены на повышение эффективности деятельности человека на базаре, при удовлетворении его актуальных базарных потребностей. Существует огромное множество самых разнообразных эмоций, которые отличаются по качеству переживания, его интенсивности, продолжительности, осознанности, глубине, сложности, эмоциональной окраске, влиянию на организм, и прочее и прочее.
Эмоция сама по себе, в чистом виде, существует крайне редко. Любая первичная эмоция протекает практически мгновенно и вызывает целый каскад вторичных эмоций, которые нужны (или не нужны) организму и психике в целом. Практически все вторичные эмоции вызываются личностью человека и являются чисто базарным явлением. Существует множество методик по контролю за эмоциями, которые в первую очередь направлены на подавление вторичных эмоций. Хорошо ли это? Смотря как подавлять. Эмоции-то никуда не деваются, просто вначале давятся их внешние проявления, а затем, в процессе совершенствования базарной практики, уменьшаются интенсивность и глубина самих эмоций. Вопрос только в том, зачем это нужно? Ведь эмоции показывают общее состояние психики и организма, позволяют произвести глубокие наблюдения структуры психики. Вот если заниматься этой структурой, тогда эмоции перейдут в нормальное состояние сами по себе, и не нужно ничего подавлять. Для большей наглядности можно провести аналогию с чайником. Представим такую ситуацию: мы видим, что чайник кипит, то вода из него выкипает, что её остается все меньше и меньше. Нужно что-то делать. Мы внимательно смотрим и замечаем, что из чайника вода улетучивается в виде пара. Ага, - думаем мы, - Если заткнуть носик, пар не будет выходить из чайника и воде некуда будет деваться. Потратив N лет на изготовление затычки, мы затыкаем носик. Но оказывается, что пар начинает вырываться из щелей между крышкой и корпусом. Потратив ещё N лет, мы изготовляем уплотнитель и замазываем щель. Однако давление выбивает пробку из носика. Ну и так далее. Суть Пути Знания состоит в том, чтобы не суетиться с "практиками" по поводу использования любых найденных форм, а находить ещё и ещё, смотреть как все это устроено и как все это работает, а потом просто закрыть кран на газовой плите, если таковой есть и предназначен именно для этого. А экспериментируя с паром можно и чайник взорвать...
Особняком стоят чувства, которые являются одним из видов эмоций. Как верно заметили психологи, чувство – это уже не чистая реакция психики на внешнее или внутреннее обстоятельства или состояние психики. Чувство обычно связано с определенным социальным объектом, живым существом или, реже, с каким-то предметом. В формировании чувства задействуется вся личность, со всеми её психологическими комплексами (не путать с комплексами неполноценности) и системой ценностей. Если какое-то явление в одном человеке вызовет чувство восхищения, в другом человеке то же самое явление может вызвать раздражение, брезгливость, страх и прочее. То есть чувство является вещью чисто субъективной, вызываемой эмоционально, но тем не менее само чувство живет в личности и определяется её параметрами. Практически все чувства мы сознаем, а вот эмоции часто толкают нас на действие не зависимо от сознания, о чем потом, когда эмоция схлынет, часто приходится жалеть (индульгировать). Поэтому человек может манипулировать чувствами гораздо легче, чем другими эмоциями.
Практически все чувства можно отнести к обычному индульгированию, которое определено как чувство о каком-то чувстве или эмоции. Другими словами индульгирование – это такая эмоция, которая возникает в пределах личности из-за её неправильности. Например у вас возникло чувство страха высоты. И уже после того, как вы отошли от края крыши, у вас начинаются такие мысли «может быть я – трус», «это нехорошо», «нужно преодолеть себя», «это стыдно» и прочее в этом роде. Такое индульгирование можно назвать злостным, то есть эта такая вещь, которая вообще не нужна, даже на базаре. А ведь люди могут целыми неделями, а то и годами переживать о событии, которое уже давно закончилось и ничего исправить нельзя. Зачем это нужно? Ну можно подумать об этом день, ну два. Записать в тетрадочку какие-то мысли, конструктивные выводы и прочее. Зачем же разрушать себя? Но человек на базаре совершенно не знает себя самого. Если попробовать выследить чувство боязни высоты, то обнаружится, что и это чувство является индульгированием (хотя и не злостным), так оно возникает от психических комплексов, сидящих глубоко в личности или даже в подсознании, например, оно может вызываться полученной в детстве и давно уже забытой травмой при падении с высоты, или косвенными вещами. Реально под понятие индульгирования попадают практически все чувства, ибо они, по определению, являются культурно обусловленными, то есть средой их возникновения и обитания служит личность самого человека. А личность это чисто базарное образование, которое развивается в человеке с самого детства и имеет только одну цель: эффективное существование и служение базару. Другими словами, индульгирование даже полезно для базара, если оно не слишком злостное. Впрочем даже злостное индульгирование полезно для развития чувствительности и чувственности.
Именно по этому на базаре принято культивировать чувства. Причем чувствами мы называем все подряд, в том числе и эмоции. И правильно, так как эмоций в чистом виде человек на базаре вообще не замечает в связи с тем, что они мгновенно исчезают под напором вторичных эмоций и чувств, то есть индульгирования. Чувства и эмоции в чистом виде встретить довольно трудно (разве что эмоции предельной интенсивности и глубины), так как они обязательно смешиваются с различного рода индульгированиями и получается культурно обусловленная мешанина, в которой уже невозможно понять что и откуда пришло.
А разобраться очень интересно. Тем более, что многие отождествляют с чувствами себя самого, замещая в себе духовное начало на простую обывательскую чувственность. Начнем с того, что все чувства, доступные обывателю, являются отрицательными, хотя очень многие из них имеют положительную или нейтральную (по критерию удовольствия) форму. Не верите? Приведу пару простых примеров. От радости можно умереть – "это установленный медициной факт" (c) О.Бендер. Если человек сильно обрадуется, то он рискует получить инфаркт, который и может привести к летальному исходу. Такие случаи не редкость в медицинской практике, хотя обычно дело обходится «слезами радости» или подпрыгнувшим давлением. Значит радость является чувством, имеющим положительную форму при умеренной интенсивности, но отрицательные корни, которые проявляются в экстремальных ситуациях при сильной глубине этого чувства.
Или посмотрим на любовь. Ревность всегда сопутствует любви, но идет это чувство от частнособственнического начала, которое сильнейшим образом интегрировано в любовь. Говорят, что «от любви до ненависти один шаг», что это? Почему мы так ждем и так беспокоимся за любимого человека, когда он где-то задерживается, а когда он приходит, начинаем на него злиться и орать, что он должен был позвонить и прочее. Куда девалась любовь? Она плавно трансформировалось в раздражение, самосожаление, оскорбление и прочее. У обывателя любовь на 99% состоит из индульгирования. Человек нуждается в защите, хочет о ком-то заботиться, иметь детей, дом, семью, опору в старости, с кем-то поговорить, заняться сексом, защитить себя социально и материально, ну и прочее в этом духе. Любовь вытаскивает на поверхность сознания такую кучу всевозможных индульгирований, что саму любовь среди них уже невозможно найти. Корни практически всех индульгирований идут от собственной важности, страха и жалости к себе, но в сознание попадают только те формы, которые принимают эти вещи при взаимодействии с различными психическими комплексами личности.
А маски, которые мы одеваем? Вспомните: - Ну как ты? - Отлично. А ты? - Отлично! Это типичный американский диалог, над которым смеется вся Россия. Это лицемерие, возведенное в ранг культуры общения, этикета и прочего. Постепенно это настолько интегрируется с личностью, что собственная непосредственная чувственность просто загоняется на задворки души. Человек подстраивает все своё восприятие так, чтобы воспринимать окружающую жизнь в соответствии с правилами, принятыми в обществе.
Я мог бы и дальше приводить примеры, но не буду, так как я не телепроповедник. Вы не верите, что все ваши чувства отрицательны? Это ваши личные проблемы. Пока просто представьте себе, что это так. Если же вы не можете это даже допустить, то есть повод задуматься об отсутствии гибкости вашего мышления.
Положительные формы эмоций и чувств настолько интегрированы в нашу личность, что вся деятельность человека на базаре уже не мыслима без критерия удовольствия. Мы всегда стремимся к удовольствию, и избегаем того, что удовольствия не приносит. В психологии известен опыт, когда в центр удовольствия в головном мозге крысы вживляли электрод и выводили на педаль. Очень быстро крыса понимала, что можно получать кайф, если просто давить на педаль. И она постоянно давила на эту педаль, и этот кайф, получаемый от центра удовольствия, настолько заглушал все остальное, что крыса забывала даже о еде, стоящей рядом с педалью. Она давила и давила на педаль, пока не умирала от истощения. Человек на базаре очень сильно напоминает эту крысу, только «педаль» у нас значительно сложнее и проявлена в виде положительной формы самых разнообразных эмоций (секс, еда, власть, зрелища, обладание и прочее и прочее). И люди всю свою жизнь на базаре ищут эти педали и давят, давят, забывая о пище духовной.
Самое плохое, что все эти отрицательные по сути чувства довольно разнообразны в своих положительных формах. При достаточном навыке (а этот навык можно развить очень быстро), можно научиться вызывать в себе такие чувства, которые ну никак нельзя представить себе в отрицательном свете. Например, чувство тотального спокойствия и блаженства. Или что-то типа того. Личность очень легко может ввести в заблуждение, просто подставив какие-то новые необычные чувства с положительной формой восприятия. Тогда обыватель радостно называет их «высшими» или «божественными» и начинает культивировать их, наивно полагая, что занимается развитием своей духовности.
Я не даю никаких практических рекомендаций, тут уж «каждый буратино сам себе дровосек», выбирайте что хотите. Однако, если вы захотите убрать в себе хотя бы разного рода индульгирования, которые не только не нужны, но даже вредны с точки зрения обычной психологии и морали на базаре, и если вы подойдете к этому с ясным сознанием, то легко заметите, что все то, что вы считали чувствами является таким же индульгированием. При этом не нужно бояться, что убрав в себе влияние индульгирования можно стать бесчувственным чурбаном. Конечно, всякое бывает (особенно, если это всякое применять совсем без головы), но в данном случае индульгирование уступит место чистым чувствам и эмоциям. Главное ни на секунду не забывать, что все чувства отрицательные. И те, которые вы убираете, и те которые появляются в замен, даже если они выглядят очень и очень положительно. Кроме того, не нужно бороться с самим индульгированием, так как оно есть следствие, а не причина такого состояния психики. Нужно психику менять, личность, тогда и индульгирования исчезнут, так как для них не останется почвы.
Гораздо интереснее рассмотреть что такое эмоции. Вспомните фильм «Пятый Элемент». В нем совершенный идеальный воин представлен в виде очень чувственной женщины. В самом деле, первичные эмоции представляют собой наши реакции на мир, которыми мы обладаем по мимо информационных (вторая сигнальная система) и сенсорных каналов (зрение, слух, обоняние, вкус и осязание). Первичные эмоции являются чисто чувственными реакциями на Реальность. Мы их уже давно забыли, а ведь там была интуиция, нормальный страх смерти (как помощник), экстрасенсорные возможности и прочее, и прочее. Есть даже то, что пробивает все наше индульгирование, например совесть. Все это есть эмоциональная часть Эмоционального Центра (ЭЦ), вещь очень серьезная. А ведь есть ещё и Высший ЭЦ!
Есть кучи всяких методик по развитию всякого рода чувствительности. В принципе, любые эзотерические (или псевдоэзотерические) действия связаны с ЭЦ, поэтому даже если не осознавать того, что делаешь, все равно есть шанс, что количественные изменения приведут к качественным. Все так и делают. Более того, я совсем не уверен, что принадлежность к мезотерическому кругу (или хотя бы Знания из него, про которые я говорю), сделают ваши практики более эффективными. Дело в том, что эти знания (которые вы видите в виде знакомых вам букв) не являются Знаниями в эзотерическом смысле. Для того, чтобы извлечь Знания из обычной вербальной информации, нужно много что иметь и много что уметь, причем не в виде результатов различного рода практик. Об этом я буду говорить более подробно чуть позже. А сейчас достаточно сознать и понять простой вывод: все чувства и вторичные эмоции являются обычным базарным индульгированием. А первичные эмоции тоже в своей основной массе служат нам для эффективного существования на базаре, и тоже являются базарными вещами. Поэтому все эмоции и чувства – это базар. Исключением являются реально по Сути положительные эмоции, которые на базаре не встречаются в чистом виде. Я не видел ни одного человека, который бы ощущал эти эмоции и нуждался бы при этом в чтении данного текста. Зато я видел кучи людей, которые называли положительными эмоциями любые эмоции,отрицательные по сути, но положительные по форме, и «духовными практиками» вывод в область сознания всяких необычных эмоций, причем даже не первичных. Различные манипуляции с первичными эмоциями, так же как манипуляции с несознаваемыми ощущениями, являются неиссякаемым источником базарной практики, выдаваемой за эзотерику, духовность, магию, Путь и прочее.
Люди и социум
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|