ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Достижения и постижение
Самое первое, что сподвигает народ на поиски чего-то такого-растакого, это вполне здоровое желание выделиться из толпы себе подобных, то есть достигнуть чего-то оригинального, а ещё лучше выдающегося. Если выделиться в пределах базара почему-то не получается, то взор обращается туда, где «проще», то есть на эзотерику. Этому способствует и то, что неуспешные на базаре люди обычно имеют какие-то способности, которые на базаре оказываются совершенно не востребоваными. Либо они не имеют таких способностей, но чуствуют какой-то потенциал и думают, что развитие себя приведет к эзотерике. Такие люди вливаются в целые околоэзотерические институты, которые в настоящий момент являются неотъемлимой частью социума на базаре. Это всевозможные школы, ашрамы, секты, группы, институты, академии и прочее, и прочее. В данной социальной прослойке, развивающие себя люди находят свое законное место, где их способности востребованы и позволяют им прекрасно существовать под красивыми лозунгами, типа Путь, Традиция, Духовное Сообщество и прочее. Их достижения сразу бросаются в глаза, но тем не менее данная социальная прослойка предпочитает называть их постижением, так как для этих людей нет никакой разницы между достижениями и постижением.
Более тонко обманываются люди, ищущие знания, пытающиеся понять что такое Реальность, как все это работает. Слово «постижение» очень похоже на слово «познание», поэтому такие люди считают постижением свои знания. Однако здесь нужно вспомнить, что все знания на базаре являются словесно-логическими, в лучшем случае концептуальными. Такие знания принадлежат человеку, они наполнены его субъективным смыслом и оторваны от Реальности. Другими словами эти люди достигли какого-то уровня в осмыслении того, что они могут воспринять. Они получили свои знания, записали его в свои тетрадочки. Даже сторонники одного учения имеют нестыковки в том, как они понимают это учение. Все это выражается в спорах и дискуссиях в области эзотерики, в которой (в отличие, скажем, от математики) нет доказательств. Чтобы как-то сгладить такой казус, особо продвинутые теоретики выдвигают лозунг о том, что истин может быть несколько, что и они говорят правильно, и их оппоненты тоже по-своему правы. И это тоже является достижением в познании Реальности.
В разных учениях так или иначе затрагивается тема достижений. Самое первое, что узнает ищущий, что достижения это плохо, а постижение - хорошо. Ну, это вроде бы очевидно. Если человек на базаре имеет только базарные инструменты, которые служат для эффективного существования на этом самом базаре, то развитие и совершенствование этих инструментов приведет только к укреплению базара. Поэтому все более-менее продвинутые в поисках люди стремятся записать то, что они имеют именно в категорию постижения, категорически отказываясь от того факта, что они не знают даже что значит это слово. Начнем с того, что любая целевая практика ведет к достижениям. Даже если человек, занимающийся такой практикой не видит (или не хочет видеть) её цели, то это совершенно не значит, что целей нет. А если цели есть, значит вся практика направлена на их достижение. Причем не важно достигнуты ли сами цели, или промежуточные цели или что угодно ещё. Все то, что можно оценить является достижениями.
Самый простой способ попробовать уйти от достижений известен всем и выражается в занятиях бесцелевой практикой, движением ради движения. Вот простые рассуждения для лучшего понимания бесцелевой практики. Предположим, что мы хотим заняться наблюдением просто так, без каких-то целей, ради самого наблюдения, то есть определим как цель сам процесс наблюдения. В чем заключается целевая практика? В движении к цели и её достижении, после чего практика заканчивается (прямо или косвенно) и выбирается (опять же иногда подсознательно) следующая цель. Итак, теперь мы хотим начать наблюдения. Удобно усаживаемся, но как только мы начинаем наблюдать, так можно уже сразу заканчивать наблюдение, так как цель, названная нами как «процесс наблюдения», уже достигнута. Не правда ли, что получается немного не то, чем мы бы хотели заниматься? Значит процесс наблюдения сам по себе не может быть целью, а это как бы значит, что наблюдение ради наблюдения является той самой бесцелевой практикой.
Однако здесь не так все просто, так как наша личность любую бесцелевую практику очень легко и красиво сводит к целям. Например, человек говорит, что я двигаюсь ради движения, что это мой Путь, что меня не интересуют какие-то цели. Однако, чуть дальше он продолжает, что такая практика должна привести к формированию правильного тоналя, к накоплению личной силы, к развитию Души, к формированию самосознания, или прочее в этом роде. Однако, позвольте, как же бесцелевая практика должна к этому привести? Если практика не имеет целей, то она не должна к чему-то привести. Если же мы ставим одни цели, а достигаем другие, то это совсем не значит, что мы занимались бесцелевой практикой. Мы просто не могли (или не хотели) сознать реальные цели данной практики. Разве что-то изменится в самой практике, если замалчивать её цели или не понимать их? Практика, приводящая к любым, каким бы то ни было результатам, не является бесцелевой. Сама по себе бесцелевая практика не может привести к каким-то результатам. Тем не менее, практикуя бесцелевую практику можно оглянуться назад и увидеть пройденный путь, и, понятное дело, увидеть какие-то результаты. Этот процесс является очень хитрой ловушкой, в которую попадают абсолютно все. Кто-то вообще не видит в этом ничего особенного, кто-то видит, но говорит, что такие результаты возникли как бы сами по себе, как побочный эффект от бесцелевой практики. Но это – самообман.
Все дело в том, что бесцелевая практика является обычной базарной беготней, только очень сильно замаскированной. Она известна на базаре и широко применяется, например, для подготовки спортсменов. Ещё в 50-ые годы в ГДР был проведен эксперимент, в котором в сборную команду страны набирали спортсменов, которых предварительно разделили на 2 группы. Одной из них была поставлена цель – за определенный срок достигнуть вот таких-то результатов. Другой группе целей не ставилось, им было сказано, что в сборную попадут те, кто усиленно тренируется, с полной самоотдачей, странием и желанием. В результате большинство спортсменов было набрано из второй группы, так как результаты в конце отведенного срока у них были лучше, чем в первой группе. Данный эксперимент примечателен тем, что у казалось бы бесцелевой практики имелась вполне очевидная цель – попасть в сборную. Фактически в данном примере и небыло бесцелевой практики в чистом виде. Для увеличения эффективности бега по базару есть вполне понятные вещи, типа непривязки к результату, удовольствие от процесса практики, психологический настрой и прочее в этом духе. Но все это не имеет прямого отношения к бесцелевой практике. Те практики, которые в эзотерике выдаются за бесцелевые, ещё более хитры, их цели сильно завуалированы и находятся вне области сознания практикующего. Однако, если при взгляде на поле вы не видите суслика, то это не значит, что его там нет. Ещё раз повторю, что человек на базаре всю свою жизнь развивал и совершенствовал именно целевую практику, все наши инструменты создавлись и развивались именно для этого. И как бы мы ни старались их усовершенствовать, мы останемся на базаре в пределах целевой практики и достижений.
Достижение выявляется сравнением, соответстием чему-то, приобретением. Достижение только на первый взгляд ценно своими плодами. Если же смотреть более глубоко, то кроме явных конечных результатов, достижениями являются и промежуточные результаты, скрытые цели, состояния и прочие вещи, знакомые нам по базару. Если человек что-то делает, он рассчитывает что-то получить. И уже совершенно не важно, ставит ли он перед собой какую-то определенную цель, либо неопределенную (например, развиваться), или вообще как бы не ставит перед собой никаких целей, но все-равно рассчитывает что-то получить, например, «реальные изменения». Даже если человек совершенно уверен в том, что он ничего не хочет получить от какой-то абсолютно бесцелевой практики, то это и является целью, приводящей к определенному результату – ничего не получить. Человек ничего не делает просто так, его деятельность определяется актуальными мотивациями, а значит всегда имеют конкретную цель по удовлетворению актуальных потребностей. Как бы мы ни старались делать что-то без целей, у нас ничего не выйдет. Дело усугубляется тем, что стремление к эзотерике сейчас считается чем-то важным и даже престижным. Люди специально занимаются эзотерикой, а значит у них нет никакой возможности избежать целевой практики. Фактически любая практика на базаре является стремлением к достижению, вместе со всеми атрибутами такого движения – целями, смыслами, ожиданиями, достижениями, результатами, умениями, надежды и т.п.
Где же выход? Для начала нужно понять, что сама по себе никакая практика не может привести к постижению. Практика может всего лишь проявить всякого рода базарные вещи. Поэтому при занятиях любой практикой нужно смотреть совершенно не в ту сторону, в которую мы привыкли смотреть на базаре. Но смотреть в другую сторону человеку нечем, и в лучшем случае можно только заметить какие-то отблески. Все остальное делает воображение, придумывая всякие сказочки и, потакая нашему ЧСВ, называя эти отблески громкими словами, превращая их в обычный базар. Даже бесцелевая практика является всего лишь наиболее эффективным движением по базару, а значит не может никуда привести. Но с другой стороны бесцелевая практика и объявляется бесцелевой для того, чтобы вывести в область сознания факт невозможности достижения постижения. В это заложен очень тонкий едва уловимый смысл, который является одной из очень немногих ниточек, ведущих к реальной эзотерике, позволяющей искать то, чего нет. Постижение качественно отличается от достижения, оно находится вне пространства сознания, хотя косвенно может быть обнаружено на базаре. Для перехода от достижений к постижению нужно, в первую очередь, обратить внимание на самого себя. Можно всю жизнь делать различные практики, достигнуть множества всяких успехов, сформировать самосознание, заниматься наблюдением, развивать сущность, бла-бла-бла, но так и не понять, что все это всего лишь базар. Чтобы понять слово «постижение» нужно изменить качество, а не количество. Можно сколько угодно времени затачивать топор, предназначенный для рубки леса и плотницких работ. Суперострая заточка очень сильно повысит его эффективность в этих работах, можно даже научиться вырубать всякие диковинные штучки, но создать с помощью топора электронные часы все равно не получится. Наблюдение, описанное в следующем разделе, тоже является базарной практикой. Я специально не стал в этой книге придумывать какие-то термины или сложности. Достигающий человек не увидит тут ничего, кроме каких-то мыслей и знакомых терминов. Человек же стремящийся к постижению должен научиться читать по другому, увидеть новое качество знакомых слов, увидеть другой взгляд и направление. Именно эти вещи могут дать ему возможность «делать не делая» для постижения.
Что мы ищем?
Самое первое, что нужно усвоить, формулируется так: мы НИЧЕГО НЕ МОЖЕМ ВИДЕТЬ КРОМЕ БАЗАРА. Все что имеет цели и образы это базар. Все что мы знаем это базар. Все что мы чувствуем, ощущаем, воспринимаем, воображаем это базар. И все что мы ищем это тоже базар. Для обычного человека нет ничего, кроме базара. Поняв это, вы поймете, что бесполезно пытаться что-то делать в области реальной эзотерики, так как все эти попытки сразу же сведутся к различного рода беготне по базару. Именно это и имел ввиду Гурждиев, когда говорил, что человек не может ничего делать. Все что у нас есть это базар, и все что мы можем «делать», это бегать по базару. Во время этой беготни можно найти очень красивые места, очень необычные места, можно даже выйти туда, куда никто не выходил, ибо базар бесконечен. Однако на базаре можно найти, обменять, получить, купить только базарное, ничего больше. Обычно поиски Истины сводятся к беготне по базару и поискам того, кто эту Истину продаст. Но на базаре нет Истины, эту вещь нельзя ни купить, ни выменять. Это один из главных парадоксов базара, который состоит в том, что в существовании человека на базаре нет смысла, кроме базарного, то есть поддержание и развитие самого этого базара.
Понятие базар хорошо описывает основу нашего существования, которое в частности проявляется как целеполагание. На базаре все можно посмотреть, прицениться, даже маней-бэк можно предусмотреть. Поэтому очень многие сразу сознательно (или подсознательно) отказываются от поисков Абсолютной Истины, а предпочитают ставить себе какие-то более реальные цели в виде вещей, методик, тренингов, этапов, достижений, которые можно как-то себе представить и начать искать именно эту вполне конкретную вещь, даже если не известно её название и где продают. Но можно побегать и найти. И что дальше? А дальше окажется, что требуется что-то ещё, потом ещё и ещё... А потом смерть. Беготня за конкретными вещами и есть одна из основ базара. Хотите чего-то достигнуть, что-то улучшить, что-то развить? Базар к вашим услугам. Достигать, улучшать и развивать можно бесконечно, как бесконечен сам базар.
И как бы кто-то ни надувал щеки после нахождения требуемых вещей, после того, как уже убедил себя самого, что он уже вне базара, все равно проскакивают словечки, типа "духовные ценности", "цели Бытия" и подобная ерунда, показывающая полное непонимание реальной эзотерики крепко сидящего на базаре человека. Почему так происходит? Да потому, что эти люди ещё даже не увидели базар, а уже начали искать из него выход. И нашли, потому что на базаре можно найти все что угодно, в том числе и нечто похожее на выход. Базар устроен таким образом, чтобы сделать все возможное для удержания человека в своих пределах. Люди начинают искать на базаре всякие незаметные вещи, различные ценности, смыслы, состояния и ощущения, потом, не удовлетворившись найденным, продолжают выискивать всякие свои мелкие заблуждения, устранять неточности, заниматься наблюдением себя и самокопанием, стремясь что-то развить, что-то убрать. И при этом все бегают, бегают, бегают по базару...
Я предлагаю вам не искать то, что требуется или хочется, а сначала разобраться в том, откуда берутся эти самые потребности и желания, заставляющие нас бегать по базару, какие для этого используются средства, какие у нас есть инструменты, как мы описываем мир и прочее, и прочее. То есть для начала вместо вопроса «что?» нужно научиться задавать вопрос «как?». Для этого нужно уйти от наблюдения себя и рефлексии к самонаблюдению (организованному как бесцелевая практика) и отношению, которые будут описаны дальше. А затем начнется самое интересное, когда придется искать то, чего нет. Это есть один из смыслов реальной эзотерики - искать то, чего нет. Очень короткая фраза вмещает в себя очень тонкий и емкий смысл, однако её краткость усложняет её понимание, так как у любого человека на базаре есть неудержимое стремление запихнуть везде где только можно свои собственные смыслы, преломить восприятие так, чтобы не ущемить собственную важность.
Итак, что такое "чего нет" и как можно это искать? Первая реакция на такие вопросы у тех, кто крепко накрепко сидит на базаре, сводится к тому, чтобы перевести разговор на более-менее понятные для них вещи (причем как правило внешние), а потом уже отвечать уже на свои собственные выдумки. Такие люди понимают данный вопрос как поиски того, чего у них нет, что для них не видно, ну или поиски таких вещей, которые им не известны, которые не имеют названия и представляют из себя нечто необычное и таинственное. Однако в начале этой книги я писал, что есть 2 уровня абстракций, и если какой-то предмет не имеет названия, то его все равно можно описать как, например, большой, тяжелый, темный, шероховатый. Другими словами все это есть, есть или в окружающем нас мире, или в базе данных нашего опыта, в частности в виде второго уровня абстракций. Как может предмет, которого нет, быть тяжелым или шероховатым? В реальной же эзотерике нужно искать то, чего нет, а значит такой подход не является ответом на вопрос.
Те, кто к этому моменту более-менее поняли о чем идет разговор, понимают и то, что "то, чего нет" должно находиться как минимум вне базы данных нашего опыта и даже вне материальной части окружающего нас мира. В этот момент на помощь ложной личности приходят словесно-логическое знание, сказочки и философствование, когда ответ подменяется на отдельные составляющие самого вопроса. Например, следуют такие рассуждения, в которых берутся какие-то эзотерические понятие и термины (например, осознающее-Я, или инобытие, или ещё что-нибудь в этом роде), которые являются "тем чего нет", и потом делается вывод, что "искать то, чего нет" якобы значит необходимость искать эти вещи. Но это не так, так как все эти вещи придуманы, названы и наполнены каким-то смыслом, а значит они тоже ЕСТЬ, только не в объективной части базара, а в его субъективной части - в нашей голове. Другими словами все то, что придумано человеком, тоже есть и, следовательно, оно не может быть тем, чего нет.
Какой же из всего этого следует вывод? Очень простой: искать то, чего нет, невозможно. Да-да, пока сформулируем именно так. При поисках мы обязательно будем сводить все к тому, что есть. Если мы будем находить что-то новое, незнакомое, то и оно в процессе восприятия будет обязательно сведено к тому, что есть в нашей базе опыта, в нашем воображении, сознании или даже в каких-то других уголках психики, то есть к тому, что есть. Очень сложно все это понять. Давайте зайдем с другой стороны. Возьмем для примера такой вопрос: есть ли на Марсе камень, весом точно в 1674,53 грамма? Очень возможно что есть, но какая разница? На нашу жизнь наличие этого камня не оказывает ни малейшего влияния, то есть для нас его нет. Но если мы поставим целью своей жизни (и жизни наших последователей) доказательство наличия этого камня, то рано или поздно он будет найден. В процессе этих поисков будет масса всевозможных достижений (например, постоянно действующая высокотехнологичная станция на Марсе), которые окажут несомненную пользу прогрессу человечества в целом. Однако это поиски того, что есть, хотя на первый взгляд они напоминают поиски того, чего нет. Замените в этом примере камень определенный массы на "нечто такое-растакое", и вы получите якобы поиски того, чего нет. Но на самом деле это будут поиски того, что есть, просто этого пока нет в пределах нашей досягаемости, но тем не менее оно есть. Причем сам камень искать не обязательно, потому что он уже ЕСТЬ в нашей голове. Фраза "чего нет" означает что этого нет ни на каком уровне абстракций, ни в воображении, ни в сознаниии, ни в теории, ни у других людей, ни в той части Реальности, которая нам доступна сейчас или может стать доступной в дальнейшем. Не правда ли что-то это напоминает? Так ведь это попытка описания базара! Вот мы и получили необходимое уточнение к очень простому выводу, сделанному в начале этого абзаца: искать то, чего нет, невозможно на базаре! Базар является именно тем местом, на котором все есть, а вне его ничего нет. Точнее говоря вне базара что-то «есть», но это что-то именно то, чего НЕТ, так как какими бы мы словами это ни назвали, какой бы смысл ни вложили, как бы ни старались это определить и понять, мы все равно сведем свое понимание этих вещей к базару, к смыслам и вымыслам, то есть к тому, что есть. Искать то, чего нет, значит нащупать качественно новые вещи, которых НЕТ, причем таким образом, чтобы не свести их к базару.
Все эти рассуждения показывают для чего было введено понятие базар. Эта условная область Реальности нужна именно для того, чтобы самому определить направление и пощупать реальную эзотерику, а также чтобы общаться и понимать друг друга. В этой главе дано ещё одно понимание базара, которое нужно объединить в единое целое со смыслами всех предыдущих глав. Термин «базар» является просто способом говорить, обозначая определенную область Реальности, которая не имеет не только четких границ, но даже четкого определения. Понятно, что Реальность едина и неделима, однако это невозможно воспринимать с помощью базарного инструментария, а значит нет никакого смысла в том, чтобы сразу пытаться манипулировать Реальностью как целым. Разбиение на области является общепринятым методом познания Реальности. Например, есть понятие «материальный мир», который обозначает вполне определенную область объективной Реальности, делая более удобным как познание Реальности, так и передачу информации между познающими субъектами, хотя весьма возможно, что никакого материального мира вообще нет. Если бы я в самом начале книги сразу сказал, что базар это условная область Реальности, в которой все есть, то вряд ли кто-то смог бы адекватно это воспринять. Удобство понятия «базар» состоит в том, что его можно определить самыми разнообразными способами и с самых разных сторон, причем каждое определение будет дополнять и расширять это понятие, не определяя его полностью.
Остался вопрос как искать то, чего нет? Ответ на него ещё более сложен, так как если понятие «базар» можно как-то определить для начала хотя бы в качестве словесно-логического знания, а уже потом постепенно перевести его в область Эзотерического Понимания, то здесь нужно сразу определиться с какими-то практиками. В обычной жизни человек может наблюдать. Это обычные действия на базаре, которые представляют из себя обычное наблюдение за собой или за тем миром, который нас окружает, и рефлексия, которая представляет из себя обыкновенное свойство сознания, позволяющее ему сосредоточиться на самом себе. Эти вещи знакомы практически любому. Однако тут уместно вспомнить, что человек на базаре ничего не может делать, кроме как бегать по базару, и все названные выше возможности представляют из себя свойства нашего обычного базарного инструментария, созданного в первую очередь для повышения эффективности существования на базаре. Поэтому сами по себе они не годятся для реальной эзотерики.
Единственной ниточкой, которая дает какой-то шанс, является бесцелевая практика, описанная в главе «достижения и постижение». Именно самонаблюдение, организованное как бесцелевая практика вместе с определенным отношением, дают нам тот мизерный шанс, который может привести к тому, что Гурджиев называл первым сознательным толчком. Именно самонаблюдение очень подробно описано в данной книге, так как очень важно понять принципиальные отличия самонаблюдения от обычного наблюдения себя и рефлексии.
Далее идет самовспоминание, которое является уже существенным шагом вперед относительно самонаблюдения, однако даже оно само по себе оно не может дать возможность найти то, чего нет. Далее идут ещё более сложные вещи - выслеживание себя и неделание, а ещё дальше есть Работа и Инструменты. Про эти вещи я пока ничего не буду говорить, так как они лежат очень и очень далеко от того, что изложено в данной книге. Однако будет полезным знать направление, в котором происходят поиски того, чего нет – позиция в точке увидеть базар, которую в качестве первого приближения можно обозначить как осознание присутствия базара во всех без исключения направлениях нашей жизни, понимание базара как целого. Понимание термина «увидеть базар» уже выходит за рамки базара, хотя в начале это просто одно из направлений бега по базару. В начале нужно понять смысл самонаблюдения, не просто прочитать и усвоить то, что написано в этой книге (это будут всего лишь словесно-логические знания), а именно понять, то есть увидеть ещё и то, что это значит и как это проявляется в вас самих. Здесь нет ничего неважного. Важно понять принципы и тонкий смысл бесцелевой практики, получив возможность видеть самые тонкие ловушки нашего целеполагающего базарного существования, и все тонкости отношения, описанного в следующих главах, и что нельзя ничего отбрасывать, так как любое отбрасывание происходит по критериям, а критерии не могут привести к реальной эзотерике. Отбрасывать все что угодно, пусть даже самое неправильное, значит потерять возможность стать «полным», а в худшем случае стать базарным эзотериком, оценивающим все на хорошо-плохо, как при покупке колбасы в магазине. Уже в процессе постижения этих вещей вы получите возможность наблюдать так, чтобы все «что есть» складывалось в одну единую непротиворечивую конструкцию, где нет правильно/неправильно, плохо/хорошо, истинно/ложно и прочее в этом духе. Уже это сделать невозможно! Однако можно пытаться это сделать, тем более, что у нас нет цели(!) сложить такую конструкцию - нам нужно её складывать, выполняя этот процесс как бесцелевую практику. Постепенно такая конструкция "перегрузит" механическое мышление, и его будет нехватать для её удержания. А вот тогда и появится шанс проявить другие вещи, которых нет на базаре. Другими словами появится шанс сделать невозможное, когда практически полностью базарная практика бесцелевого наблюдения подведет человека к тому, чего нет. Но это будет ещё не сама точка "увидеть базар", а всего лишь движение без движения по направлению к ней.
Сейчас вы только узнали термин «увидеть базар» и наполнили его каким-то своим смыслом. Если вам удастся объединить в единое целое все, что написано в этой книге, то смысл этого термина изменится. Когда вы сами начнете наблюдать то заметите, что его смысл опять меняется. Можно сколько угодно времени наполнять этот термин разными смыслами, уточнять их, дополнять, развивать и прочее, но в любом случае это ни к чему не приведет, кроме различного рода сказочек о базаре. Тем не менее, начинать нужно со смысла, так как никак иначе человек не умеет. Просто имейте ввиду, что любой смысл, присвоенный термину «увидеть базар», не является его Пониманием, так как это и есть одна из тех самых вещей, которых нет.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|