Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Возникновение гражданской цивилизации




На рубеже II и I тысячелетий до Р.Х. возникли земледельче­ские общины, а затем и локально-цивилизационные общности (ан­тичные полисы), относящиеся к цивилиза­ции персоноцен­трист­ского типа (греко-римская гражданская цивилизация). Здесь главной ценностью, определявшей основные черты ци­вилиза­ции, стала свобода граждан полиса. Здесь сложились отношения собственности и нормативная форма свободного общения – право, образовалась институциональная форма сво­боды – по­лисное государство (города-республики).

Зарождение гражданской циви­лизации выглядит случайным в эпоху господ­ства общинных цивили­заций. Но у этой случай­ности есть объ­яснение. В ланд­шафтно-клима­тических условиях северного средиземноморья для соз­дания культурного ланд­шафта, обес­печивавшего сель­скохозяй­ствен­ное производство, не требова­лось проведения широкомасштабных ир­ригаци­онных работ. Здесь преобладало парцеллярное земледелие. Потребляе­мый продукт производился малыми производст­венными кол­лективами, раздробленными мелкими и мельчай­шими земле­дельческими хо­зяйствами[65]. Именно это сделало воз­можным при­своение производимого продукта и собственность.

Присвоение производимого продукта происходит тогда и постольку, ко­гда и поскольку для получения этого про­ду­кта не требуются совме­стные усилия всех членов локаль­ного сообщества. Если достаточно усилий се­мейно-производствен­ного кол­лектива, то возникает ло­кально-цивили­за­ционная общ­ность, в которой эти коллек­тивы становятся соб­ственниками получае­мого продукта. В от­ноше­ниях обмена, в которые вступают эти коллек­тивы, в роли собст­венника обме­ниваемых благ вы­ступает глава кол­лектива (фигура типа pater familias). Так по­является фигура ин­дивиду­ального субъекта-собственника, основного субъекта права.

В гражданской цивилизации нет нужды в тотальной власти, кото­рая регла­ментиро­вала бы производство и об­менные связи. Субъектами экономической жизни здесь выступают свободные индивиды, которые дейст­вуют по правилам эквивалентного обмена и создают ор­ганы управ­ления, обеспечивающие соблюдение этих правил. Так фор­миру­ются право и государство.

В общинной цивилизации деспотическая власть необходима для организации крупных производственных коллективов в качестве социальной системы и для удовлетворения всего комплекса потребностей человека в рам­ках этой системы. Здесь публично-властные связи пронизывают всю систему, опосредствуют отношения обмена. Без этих властных связей система разрушится.

В гражданской же цивилизации взаимо­действуют свобод­ные субъекты, интегрированные в социальную систему преимущественно рыночными отношениями. В этом кон­тексте можно рассматривать право как социальный регу­лятор, кото­рый обеспечи­вает удовлетворение потребностей без обяза­тельного публично-властного опосредования. Здесь суще­ст­вуют связи (частноправовые отноше­ния), интегри­рующие сис­тему без непосредственного участия по­литической власти, дающие свободу выбора при удовлетворении потребностей.

Деспотиче­ская власть обеспечи­вает всеобщее внеэкономическое при­нуж­де­ние к труду и орга­низует необходимое разделение труда. Бла­го­даря этому, даже при низком развитии производитель­ных сил, про­изво­дится доста­точный продукт.

На ранней стадии гражданской цивилизации (в аграрном обще­стве) тоже используется внеэкономическое принуждение. Но это принуждение – в отноше­нии несвободных (рабов), составляющих лишь часть населения. Свобода одних обеспечива­ется несвобо­дой других. Ибо низкий уровень развития производительных сил в аграрном обществе не обеспечивает матери­альную базу для свободного существова­ния всех членов сооб­щества. Несвободные вовлекаются в общест­венное производ­ство силовым путем, и при этом они потребляют минимально необходимую долю производимого продукта. За счет этого другие суще­ствуют как свободные члены сообще­ства. Причем силовое принуждение рабов не является общим де­лом граждан и не может быть пуб­лично-властным принужде­нием (насилием “эксплуататор­ского государства” над “эксплуа­ти­руе­мыми массами”). Здесь несвободные являются объектом не публичной власти, а ча­ст­ной собственности и частной вла­сти. Иначе говоря, первона­чально в аграрном обществе свободу обеспечивает ин­ститут ча­стного рабовладения.

Свобода ис­ториче­ски возникает в процессе дифференциа­ции со­общества на свободных и несвободных, благодаря разде­лению на свободных и рабов и достигается постольку, по­скольку рабовладение укладывается в отно­шения частной соб­ственности. Точно так же в эпоху феодализма свобода од­них была воз­можной лишь благодаря частичной несвободе дру­гих.

Итак, гражданская цивилизация начина­ется как рабовла­дельче­ская цивилизация. Это не зна­чит, что право и государ­ство возникают из раз­деления на свободных и рабов – для регу­лирования отно­шений между свободными и несвободными. Использование рабской рабочей силы представляет собой неправовую форму отношений. Но первоначально эта неправовая форма служит условием существования право­вой свободы.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных