Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Южноамериканские шаманы, рисующие свои видения




За шесть месяцев до описанных выше опытов с ибогеном и за три месяца до встречи в Йоханнесбурге с профессором Льюисом-Вильямсом я провел пять недель в районе перу- анской Амазонки. Здесь вместе с индейскими шаманами я пил священный отвар, приготовленный из целого набора растений и действующий на человека как галлюциноген. На языке индейцев кехуа этот напиток называется «аяуаска». Это слово состоит из нескольких корней и переводится обычно как «лоза мертвых» (или же как «лоза душ»). Такое название отражает способность напитка переносить тех, кто его употребляет, в иную реальность, значительно отличаю- щуюся от нашего материального измерения. Люди, прини- мавшие этот напиток, утверждали, что встречались в том мире со своими умершими предками — подобно тем, кто использовал для этой цели ибоген.

И поскольку я желал проверить гипотезу, согласно ко- торой первые религиозные представления человечества, нашедшие свое отражение в пещерном искусстве, являлись результатом видений, порождаемых психоактивными рас- тениями, мне было интересно узнать, что в районе Амазонки и по сей день живут шаманы, регулярно зарисовывающие свои видения [8]. Некоторые из них, как, например, Пабло Амаринго и его кузен Франциско Монтес Шуна, обрели ми- ровую известность благодаря своему искусству, вдохновлен- ному видениями аяуаски. В частности, Франциско Шуна стал автором одной из фресок в Проекте «Эдем» (Англия, Корну- олл). А работы Пабло Амаринго выставлялись в Нью-Йорке и были опубликованы в весьма популярной книге по ис- кусству [10].

Современным ученым хорошо известно, почему аяуаска вызывает видения. Дело в том, что один из основных ин- гредиентов этого напитка богат Ν,Ν-диметилтриптамином (ДМТ), очень сильным и быстродействующим галлюциноге- ном. Надо сказать, что это вещество производится в том чис- ле и человеческим мозгом, правда, в минимальных и потому незаметных количествах. Несмотря на присутствие в нашем

 

организме, ДМТ в его чистой форме и ДМТ в растворе аяуа- ски занесены в список наиболее опасных наркотиков (класс А) как в США, так и в Британии. Так что если у вас найдут эти вещества, вы можете надолго попасть в тюрьму.

Зато в странах, граничащих с бассейном Амазонки, аяу- аска уже не одну сотню лет является неотъемлемой частью индейской культуры. И потому в Перу, Бразилии, Колумбии и Эквадоре употребление этого напитка находится под за- щитой закона о свободе вероисповедания. Именно эта снисходительность, проявленная местным законодательст- вом, а также наличие здесь шаманов, работающих в качест- ве 1сурандерос (целителей) в индейских общинах, и побу- дили меня отправиться в Перу для опытов с аяуаской. Правда, в одном из таких экспериментов мне довелось уча- ствовать еще в Бразилии — вместе с представителями со- временного синкретического культа, известного как UdV (Uniao de Vegetal). Эти люди используют аяуаску как своего рода христианское причастие. Древний опыт шаманов, ос- нованный на видении потусторонней реальности, они с успехом распространили на современных, высокообразо- ванных бразильцев, в остальном являющихся типичными представителями среднего класса.

По берегам Амазонки встречается не так уж мало расте- ний, в состав которых входит ДМТ — ингредиент, наделен

Psychotria viiidis. В ее листьях
содержится диметилтриптамин
(ДМТ), активный ингредиент
аяуаски

 

ный необычными галлюциногенными свойствами. И все эти растения с давних времен известны местным шаманам. К числу наиболее распространенных принадлежит PsychotHa vpidis.

Это кустарник семейства Rubiaceae, листья которого способны выделять психотропное количество ДМТ, если только прокипятить их в воде. Но не так уж важно в дан- ном случае, извлекается ли ДМТ из этого растения или из полудюжины других, поскольку всегда существует пробле- ма нейтрализации. Содержащийся в наших желудках моно- амин оксидаз столь успешно разрушает ДМТ, что тот теря- ет все свои психоактивные свойства. И тут в дело вступает еще один ингредиент южноамериканского напитка — та самая лоза аяуаски. Научное название этого растения — Banisteriopsis саарг. Оно принадлежит к семейству гигант- ских лесных лиан Malpigia и содержит химическое вещест- во, известное как замедлитель реакции целого ряда фер- ментов. Попадая в наш желудок, это вещество нейтрализует моноамин оксидаз, позволяя вступить в дело тому ДМТ, что было извлечено из листьев Psycbotna viridis или какого-ли- 60 другого растения.

Вот что говорит по этому поводу антрополог Джереми Нарби:

Banisteriopsis caapi,
«лоза душ» аяуаски

\

 

Мы имеем дело с людьми, которые без помощи электрон- ных микроскопов сумели из 80 тысяч видов растений вы- брать кустарник, в листьях которого содержится мощный гал- люциноген. Более того: они скомбинировали его с лозой, по- зволяющей нейтрализовать ферменты пищеварительного тракта, которые в противном случае заблокировали бы дей- ствие психоактивных веществ. И они делают это, чтобы из- менить состояние своего сознания. Все это выглядит так, как если бы они разбирались в молекулярных свойствах растений и способах их сочетания друг с другом. Когда же спрашиваешь индейцев, откуда им известны свойства гал- люциногенных растений, они отвечают, что об этом им по- ведали сами растения [11].

А вот что пишет об этом известный этноботаник Ри- чард Эванс Шалтс:

Вызывает удивление сам факт того, что люди в примитивных обществах, не имея ни малейшего представления о химии или физиологии, сумели активировать один из алкалоидов, нейтрализовав моноамин оксидаз. Результат эксперимента- рования? Вряд ли. Ведь подобные примеры далеко не единич- ны [12].

Таким образом, у этого южноамериканского напитка была поистине таинственная история. Существовала несо- мненная связь между ним и религиозными воззрениями, а также религиозным искусством этого региона. И даже само существование аяуаски, учитывая ее биохимические харак- теристики, противоречило всем законам вероятности. Hy а шаманы, употреблявшие этот напиток, утверждали, что он переносит их в иную реальность, где обитают духовные су- щества, наделенные невероятной силой.

Далее я расскажу вам о своих собственных видениях, не прерывая в то же время последовательного изложения со- бытий. Я десять раз участвовал в церемониях аяуаски в Пе- ру и Бразилии и один раз — в Европе. Но где бы я ни при- нимал этот напиток, его необычайные свойства неизменно оказывали свое действие, перенося меня в очень странную, часто непонятную, но внутренне последовательную все- ленную.

 

Лоза и лист

Вместе с шаманом Франциско Монтесом Шуной я направ- ляюсь к тому месту в джунглях, где готовится аяуаска. Лозу уже успели срезать, и теперь ее части кучей громоздятся на земле. Лоза аяуаски — это ползучее растение с жестким стеб- лем, которое свисает обычно с высоких деревьев. Франци- ско выбирает из кучи несколько длинных кусков, каждый из которых примерно толщиной в мою руку. Эти куски со- стоят из трех или четырех стеблей, тесно сплетенных друг с другом в тугие кольца.

Эти большие сегменты разрубают на 22 части, каждая из которых составляет в длину около фута. Затем мы сры- ваем примерно 300 листьев с растущего поблизости кус- тарника Psycbotria viridis. Наконец, 22 части лозы расплю- щиваются с помощью тяжелой деревянной толкушки. Эта работа ложится в основном на плечи Франциско, хотя и я, пусть и не очень умело, помогаю ему размять три куска.

В результате этой процедуры нам удается добраться до внутренней части лозы. Она влажная и волокнистая, а на воздухе очень быстро становится красной. Франциско кла- дет на дно большого железного котла толстый слой размо- лотой лозы, закрывает ее листьями Psychotria viridis, а по- верх них вновь кладет оставшуюся лозу. Затем вся эта мае- са протыкается двумя палками и заливается несколькими литрами холодной воды из ближайшего ручья. В таком ви- де ей и предстоит простоять всю ночь.

На следующее утро я просыпаюсь около восьми. Настой из листьев и лозы к этому времени уже часа два как томит- ся на медленном огне. В конце концов первую воду слива- ют в другой котел, а на ее место заливают свежую и вновь кипятят. Так повторяется три раза. Затем эту обогащенную растительными ингредиентами воду, собранную во втором котле, начинают медленно выпаривать. В результате из не- скольких литров жидкости получается около литра чистой, концентрированной аяуаски. Hy а листья и куски лозы, ос- тавшиеся в первом котле, просто выбрасывают за ненадоб- ностью.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных