Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Хоть розой назови ее, хоть нет




Во всех своих опубликованных работах Дэвид Льюис-Виль- ямс неизменно отзывается об !gi:ten как о шаманах. И с моей точки зрения, он абсолютно прав. Тем не менее подобное обращение вызвало яростную критику небольшой группы ученых, которые и по сей день продолжают публиковать в академических журналах бесконечные статьи, доказывая всем и всякому, что !gi:ten — это не шаманы. Причем вся критика в данном случае опирается на одни и те же прин- ципы. Создав свое собственное, жестко ограниченное по- нятие шаманизма (и даже не проинформировав читателя о том, что оно из себя представляет), эти ученые с монотон- ной настойчивостью начинают доказывать, к примеру, что целительные процедуры !gi:ten отличаются от тех, какие прак- тикуют шаманы, а это значит, что в племени сан не сущест- вует такого явления, как шаманизм.

Как указывает в данном случае Льюис-Вильямс, те, кто использует подобный метод нападения, совершают элемен

 

тарную ошибку, смешивая понятие и явление. Очень часто просто невозможно понять, выступает ли тот или иной уче- ный против предполагаемого злоупотребления понятием «шаманизм», или же его вообще не устраивает попытка ин- терпретировать отдельные элементы наскальных росписей сан как «шаманские».

Не исключено, что, согласись мы мирно обсудить эту проблему, нам удалось бы найти какое-то иное слово (хотя лично я не ви- жу в этом необходимости; все, что требуется в данном случае — это более точное определение). Однако и природа верований сан, и характер их религиозной практики, а также мое понима- ние этих вопросов все равно остались бы прежними [63].

Собственно, в этом и заключается проблема. Мы имеем дело с определенным феноменом. И неважно, как мы его назовем — шаманизм или как-то еще, — поскольку он все равно останется универсальным явлением с ярко выражен- ными и последовательными характеристиками. И это каса- ется как культуры сан, так и культуры тунгусов, а также цело- го ряда других народов, издавна населявших нашу планету. Причем все эти универсальные характеристики опираются на психологическую способность людей входить в состояние измененного сознания (посредством целого ряда техник, варьирующихся от ритмического танца до употребления пси- хоактивных препаратов), позволяющее им получить бога- тый опыт видений, которые затем интерпретируются как контакты с иными мирами — расположенными, по мнению одних, на небесах, а по мнению других — под землей. Бла- годаря посещениям мира духов шаман обретает способность исцелять людей, управлять погодой, контролировать мигра- Цию животных и вообще совершать множество полезных вещей на благо своему племени [64].

Вот тот феномен, который интересует нас прежде всего и который, судя по этнографическим записям, присутство- вал в культуре бушменов сан, оказывая несомненное влияние из их наскальную живопись. И этот же феномен, по мнению Льюиса-Вильямса, мог вдохновить на творчество европей- еких художников эпохи верхнего палеолита. Опирается же °н — я вновь подчеркивают этот факт — на психологиче

 

скую способность всех людей входить в состояние изме- ценного сознания.

Несмотря на то что методы приобщения к трансовым состояниям и их конкретное использование могут варьи- роваться от культуры к культуре и от эпохи к эпохе, сама эта способность является универсальной. Разумеется, мно- гим людям за всю их жизнь так и не удается пройти через опыт изменения сознания. Другие испытывают подобные состояния лишь иногда и только в частной обстановке — будь то с помощью наркотиков, посредством медитации или каких-либо других методов. Шаманов же в данном слу- чае отличает то, что они проходят через опыт изменения сознания чаще других и делают это исключительно во бла- го обществу. В результате им удается достичь настоящего мастерства в этом умении, научившись свободно и уверен- но путешествовать в потустороннем мире и вступать в кон- такты с теми сверхъестественными существами, которые, по мнению шаманов, и являются подлинными обитателями этих миров.

В некоторых обществах подобные люди обретают нечто вроде формального признания, в других этого не происхо- дит. Но в любом случае, если они умеют входить в транс, пу- тешествовать в мире духов, видеть в подобном состоянии отдаленные места и находящихся там людей, а также способ- ны, по их собственным словам, исцелять болезни, контроли- ровать миграцию животных и вызывать дождь, они действи- тельно заслуживают того, чтобы их называли шаманами.

Но поскольку все без исключения люди способны вхо- дить в измененное состояние сознания и наблюдать при этом галлюцинации, замечают критики Льюиса-Вильямса, и поскольку7 именно это свойство лежит в основе шаманиз- ма, существует опасность того, что мы «станем называть шаманом всякого, кто сумел достичь измененного состоя- ния сознания. И в этом случае все мы являемся шаманами, так что слово это теряет всякий смысл, становясь синони- мом слову «человек»!.. [65] Но дело вовсе не в том, что ело- во «шаман» синонимично понятию человеческого существа, а в том, что все люди наделены способностью стать шама- нами. Кстати говоря, в некоторых обществах доля мужчин и женщин, активно использующих подобные способности,

 

является весьма большой. Однако само слово ни в коей ме- ре не теряет при этом своего значения.

Мы еще будем говорить о том, что среди бушменов ju/'hoansi (/Kung) примерно половина взрослых мужчин и почти треть взрослых женщин относится к категории ша- манов. Наконец, не менее ста тысяч шаманов насчитывает- ся в одном только Перу. Здесь их называют курандерос (це- лители) или брухос (волшебники), однако их личный опыт и задачи практически полностью совпадают с обязанно- стями их коллег-тунгусов или представителей южноафри- канского племени сан. Иными словами, все они входят в трансовое состояние (в Перу — исключительно с помощью галлюциногенов), путешествуют вне тела в иные миры, об- щаются там с духами, а затем возвращаются на землю, что- бы исцелять больных, управлять погодой и перемещения- ми животных и т.д.

Весьма интересно, что индейцы Перу и бушмены сан издавна верили в то, что вокруг нас постоянно происходят незримые битвы, во время которых «хорошие» шаманы пы- таются защитить своих людей от нападений «плохих» ша- манов. И ни в одном из этих случаев концепция шаманиз- ма не теряет своего значения только потому, что уже мно- гие люди успели или могут стать шаманами.

Таким образом, нападки на Льюиса-Вильямса, связан- ные с семантическими проблемами употребления опреде- ленных терминов, представляются при ближайшем рас- смотрении малообоснованными. В своих работах профессор фокусируется на той универсальной способности всего че- ловечества, которую некоторые ученые называют шаманиз- мом. Однако сам этот феномен ни в кой мере не стал бы иным, согласись мы называть его «грглизм» или «кврзлзат». И потому заслуживает всяческого сожаления, что некото- рые ученые своими утомительными и малообоснованными спорами по поводу термина отвлекают наше внимание от самого явления, представляющего подлинный интерес для всего человечества.

Кстати говоря, я обнаружил, что то же самое касается и прочих нападок на сочинения Льюиса-Вильямса. Занима- ясь сбором материалов к своей книге, я чувствовал себя обя- занным тщательно изучить все эти контраргументы. В ито

 

ге выяснилось, что лишь малая часть их обладает несомнен- ной научной ценностью, тогда как все остальное относится уже не к категории критики, но к разряду придирок — ме- лочных и совершенно необоснованных. Тем читателям, ко- торые желают узнать об этом подробнее, я рекомендую об- ратиться к Приложению I в конце этой книги.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных