Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Видения и рисунки индейцев тукано




Первые указания на необходимую ему информацию Льюис- Вильямс обнаружил в работе колумбийского антрополога Жерардо Рейчел-Долматоффа. В 1975 году, как раз в то вре- мя, когда Дьюис-Вильямс начал постигать отдельные аспек- ты наскальной живописи сан, Рейчел-Долматофф опублико- вал свою монографию, которая называлась Шаман и ягуар: Изучение наркотических средств, употребляемых колум- бийскими индейцами тукано [75]■ Использование термина «наркотический» в названии этой книги представляется мне не слишком удачным, поскольку исследование касается не наркотиков как таковых, но галлюциногенов. Фактиче- ски речь идет все о той же аяуаске, горьком и отвратитель- ном напитке с берегов Амазонки, главным ингредиентом которой является мощный алкалоид диметилтриптамин [76]. Более 70 племен и культур, обитающих в районе Амазонки, активно использует аяуаску. И у большинства из них есть собственные названия для этого напитка (натема, каапи, кипо, шори и т.д.) [77]. Колумбийские индейцы называют свое питье яхе (произносится я-хэ?), однако по составу оно идентично той аяуаске, которую я пил в Перу и Бразилии.

В последующих главах я подробнее остановлюсь на от- крытиях Рейчел-Долматоффа. Для нас в данном случае пред- ставляется наиболее интересным один из фактов, зафикси- рованных в исследовании колумбийского антрополога. Ока

 

зывается, индейцы тукано рисовали геометрические узоры и абстрактные знаки, нанося их на ткани и музыкальные инструменты, на дома и общественные малоки, в которых они пили яхе [78].

Колумбийский антрополог рассказал также о результа- тах проведенного им эксперимента. В частности, он по- просил представителей племени нарисовать с помощью цветных карандашей то, что они видели во время употреб- ления яхе (разумеется, рисунки были сделаны по памяти, после того как индейцы вернулись к привычному осозна- нию действительности). Полученные узоры во многом на- поминали те, которые уже украшали дома индейцев. В число их входили треугольники, расположенные в непосредствен- ной близости от вертикальных линий, завершающихся на конце спиралями. Здесь же были ромбовидные и прямо- угольные фигуры, заполненные рядами параллельных ли- ний, узоры из горизонтальных волн, всевозможные овалы и U-образные элементы, ряды точек или маленьких кругов, решетки, зигзагообразные линии, сведенные воедино пря- моугольники, множественные дуги и т.д., и т.д [79]. Весьма примечательно, что индейцы тукано рисовали схожие узо- ры на скалистых холмах, расположенных к северо-западу от Амазонки, сочетая эти абстрактные знаки с фигурами животных [80].

Для человека с опытом и знаниями Льюиса-Вильямса все это должно было стать несомненным указанием на воз- можный источник таких же абстрактных и геометриче- ских знаков, которые нашли свое отражение в наскальной живописи сан и европейских рисунках эпохи верхнего па- леолита [81].

Стадии видений

Вторая идея, детально проработанная Льюисом-Вильямсом в его последующих сочинениях, также берет свое начало в монографии Рейчел-Долматоффа. В основе ее лежит пред- ставление о том, что любой галлюцинаторный опыт распа- Дается на несколько стадий.

В частности, индейцы тукано сообщают о том, что поеле приема яхе /аяуаски они проходят через три фазы ви- дений, которые весьма сильно отличаются друг от друга. На первой стадии они видят подавляющее большинство тех абстрактных и геометрических фигур, которые любят затем изображать на стенах своих жилищ. В их число входят «решетки, волнистые и зигзагообразные линии, сменяющие- ся узорами в форме глаза, многоцветные концентрические круги и бесконечные ряды сверкающих точек» [82}: Расска- зывая о ■видениях подобного рода, индейцы, как правило, употребляли термин номери. Слово это обычно описывает любой сияющий узор, однако его можно перевести и как глагол. И в этом случае оно означает «рисовать разноцвет- ными точками» [83].

Индейцы также рассказывали, что в конце концов узоры номери исчезают, уступая место второй стадии видений, которая, в свою очередь, характеризуется «более крупными образами, похожими на людей, животных и неизвестных существ» [84]. Утверждают, что на этой стадии опытные ша- маны способны проникнуть в духовную реальность, которая нередко описывается как некое место, расположенное «под водой». Здесь, в этих тайных чертогах, они встречаются с могущественным существом, наделенным сверхъестествен- ной силой. Называют же его обычно «Владыкой диких зве- рей». Те же, кто лишь недавно начал употреблять яхе, видят на второй стадии транса огромных змей, ягуаров и всевоз- можных чудовищ [85].

Затем наступает черед третьей стадии, когда человека охватывают покой и умиротворение, нередко сопровож- дающиеся «тихой музыкой и проплывающими вверху обла- ками» [86].






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных