Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Новое подтверждение: племена сан и косо




В общем и целом, невзирая на целый ряд научных дефини- ций и оговорок, статья Льюиса-Вильямса, опубликованная в 1988 году, предлагала вниманию его ученых коллег со- вершенно новую концепцию доисторического искусства. Лежащая в-основе этой теории нейропсихологическая мо- дель подразумевала в качестве отправной точки «шесть эн- топтических форм, семь принципов восприятия этих форм, а также три стадии трансового состояния» [22]. Теперь, имея в своем распоряжении этот аналитический аппарат, уче- ные должны были опробовать его на двух различных тра- дициях наскальной живописи, напрямую связанных с из- мененными состояниями сознания (о чем свидетельство- вали многочисленные этнографические записи). И если бы оказалось, что нейропсихологическая модель «подходит к двум этим системам искусства», ее можно было бы исполь- зовать применительно к другим культурным традициям — в частности, к европейскому пещерному искусству эпохи верхнего палеолита, от которой до нас не дошло никаких этнографических записей [23]. И если бы модель Льюиса- Вильямса оправдала себя и в этом случае, мы вправе были бы предполагать, что и эти культуры задействовали в своем творчестве состояния измененного сознания со всеми вы- текающими из них элементами.

Для первых своих опытов Льюис-Вильямс выбрал куль- туру бушменов сан из Южной Африки и культуру северо

 

американских индейцев косо из района Большого Калифор- нийского бассейна, поскольку обе они предполагали актив- ное использование шаманских элементов. Мы уже говорили в прошлой главе о том, что этнографические записи девят- надцатого века стали решающим звеном в подтверждении шаманского характера рисунков и гравюр бушменов сан, бравших свое начало в измененных состояниях сознания. Точно так же этнографическая информация, полученная в конце девятнадцатого и начале двадцатого столетия от ста- рейшин индейских племен США, подтвердила шаманскую основу тех наскальных росписей, которые создавали ин- дейцы косо и целый ряд других североамериканских пле- мен [24].

В качестве примера можно упомянуть хотя бы предание о том, что местные шаманы (ро ‘huge, буквально — «враче- ватели») «рисовали свои души \anit] на скалах, чтобы пока- зать себя и позволить другим узнать, что они совершили» [25]. Другие информанты утверждали, что росписи на ска- лах делали не сами шаманы, но сверхъестественные суще- ства — так называемые «дети воды», которые служили ша- манам в качестве помощников и проводников в иных ми- рах [26]. В обычном своем состоянии человек не способен был разглядеть эти загадочные создания, известные также под именами «детей скал» и «горных карликов» [27]. Уви- деть их можно было лишь в трансе, вызванном употребле- нием дурмана [28]. А поскольку дурман — это не что иное, как Datura stramonium, мощный галлюциноген [29], связь с измененными состояниями сознания представляется в данном случае очевидной.

На территории Северной Америки датура использова- лась, как правило, в шаманской практике «ясновидческих поисков» [30], о которой мы поговорим подробнее в еле- дующих главах. А сегодня ее нередко добавляют к аяуаске шаманы, проживающие в районе Амазонки, поскольку все они считают, что датура добавляет ясности и силы трансо- вьщ видениям. Лично я не собираюсь оспаривать их мне- ние. Ведь именно в ту ночь, когда я пил аяуаску с примесью Датуры, я увидел в числе прочего это странное и незабы- ваемое существо — получеловека, полукрокодила [31]·

 

Проверка модели

Взяв за основу шесть категорий энтоптических феноменов, перечисленных нами ранее, южноафриканские ученые про- вели детальное сопоставление этих элементов с наскаль- ными изображениями сан и косо. В результате подобного эксперимента было обнаружено поразительное сходство между всеми тремя системами. То, что такие параллели во- обще существуют, удивительно само по себе. Однако значе- ние их лишь возрастет, если мы вспомним о том огромном пространстве, которое отделяет Южную Африку от Кали- форнии, и осознаем тот факт, что за все время их сущест- вования племена сан и косо были лишены малейшей воз- можности вступить в контакт друг с другом.

Однако результаты таких исследований лучше всего оценивать визуально. Как показывает следующая таблица, в наскальной живописи косо и сан присутствуют (причем в изобилии) все шесть форм энтоптических феноменов — будь то рещетки или параллельные прямые, точки или зиг- заги, множественные дуги или филигранные узоры [32].

Наконец, мы можем говорить о значительном соответ- ствии двух этих систем другим аналитическим категориям нейропсихологической модели, подразумевающим семь принципов восприятия (имеется в виду тенденция энтоп- тических феноменов к воспроизведению, фрагментации, интеграции, повторению и т.д.) и три стадии транса (на протяжении которых энтоптические феномены преобража- ются постепенно в полноценные галлюцинации). В частно- сти, в своей статье от 1988 года Льюис-Вильямс и Доусон уделили особое внимание трансформации двух категорий энтоптических феноменов — зигзагообразных линий и множественных дуг, по внешнему краю которых очень часто можно увидеть все те же зигзагообразные линии или пре- рывистые зигзаги. В соответствии с различными стадиями транса, эти феномены проходят через целую серию пере- становок и превращений, которые находят затем отраже- ние в искусстве сан и косо [33].

И вновь эффективность этой модели лучше всего можно оценить с помощью сравнительной таблицы. Так, на приКОСО




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных