Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






J ЭНТОПТИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ




Сопоставление энтоптических феноменов
с элементами наскальных росписей сан и косо
(по Льюису-Вильямсу и Доусону, 1988)

\

веденном ниже изображении первый ряд соответствует ре- продукции — то есть простому воспроизведению множест- венных дуг, по форме своей напоминающих лодку. Подобные Дуги, наблюдаемые на первой стадии транса, представле- ны в наскальных росписях обоих племен — бушменов сан и индейцев косо. Ряд И, вновь берущий свое начало в эн- топтических феноменах первой стадии транса, представ- лен фрагментацией зигзагов, распадающихся на отдель- ные шевроны. Hy а в третьем ряду показана интеграция энтоптических феноменов — на этот раз зигзагов и реше- ток, — вновь наблюдаемая в обеих художественных тради- Циях [34].

 

Ментальные образы различных стадий транса, нашедшие
отражение в наскальных росписях сан и косо
(по Льюису-Вильямсу и Доусону, 1988)

Рисунки сан и косо, представленные в IV ряду данной таблицы, соответствуют тем образам, которые участники лабораторных экспериментов наблюдали уже на второй стадии транса. Для нейропсихологов эта стадия отождеств- ляется с попытками тестируемых осознать значение эн- топтических феноменов, проплывающих в поле их зрения.

 

Как правило, происходит это путем преобразования дан- ных узоров в натуралистические изображения животных и прочих объектов. Как мы видим, художники сан превратили многочисленные дуги в изображение, напоминающее пче- линый улей. Hy а шаманы косо узрели в таких дугах круто- рогую овцу, весь облик которой напоминает классическую форму одного из энтоптических феноменов, поскольку «те- ло животного похоже очертаниями на лодку, к которой при- делали голову, ноги и хвост» [35].

В V и VI рядах таблицы представлены фигуры людей и животных, встречающиеся в наскальных росписях бушменов сан и индейцев косо. Подобные изображения сродни тем полноценным галлюцинациям, которые испытуемые видят на третьей — заключительной — стадии транса. Как показы- вают эти примеры, такие фигуры нередко сосуществуют — в форме наложения и совмещения — с зигзагами и други- ми энтоптическими элементами, характерными для пер- вой стадии транса [36].

Таким образом, все это доказывает безусловную право- ту Льюиса-Вильямса, который утверждает, что его модель, опирающаяся на нейропсихологические исследования мыс- ленных образов, типичных для измененного состояния со- знания, находит свое подтверждение в наскальной живо- писи бушменов сан и индейцев косо. Чтобы лучше понять интерпретационную силу этой модели, постарайтесь пред- ставить то затруднение, с которым неизбежно сталкивает- ся любой археолог, не имеющий в своем распоряжении никаких этнографических материалов. В этом случае ему будет необычайно трудно истолковать ту или иную художе- ственную традицию и разобраться в том, какое место она занимает в соответствующей культуре. И мы уже знаем, что традиционные методы исследования наскальной живопи- си не смогли справиться с подобным затруднением. Но ес- ли бы те же самые археологи, занимавшиеся ранее изуче- нием росписей сан и косо, получили в свое распоряжение нейропсихологическую модель, то, при должном ее приме- нении, они смогли бы достичь несомненного прогресса в работе. В частности, отметив присутствие в двух этих сис- темах энтоптических феноменов и прочих элементов, свя- занных с миром видений, ученые должны были бы конста

 

тировать тот факт, что обе традиции берут свое начало в измененных состояниях сознания, типичных для любых шаманских культур.

И раз уж эта модель оправдала себя относительно на- скальных росписей сан’ и косо, шаманский характер кото- рых подтверждается и другими источниками, значит, мы с большей или меньшей уверенностью можем применить ее и к тем традициям, истоки происхождения которых нам просто неизвестны. Не удивительно потому, что в заключи- тельной части своей работы, опубликованной в 1988 году, Льюис-Вильямс и Доусон решились испытать нейропсихо- логическую модель на европейском пещерном искусстве эпохи палеолита.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных