ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Работа модели на примере искусства европейского палеолитаМы уже говорили в прошлых главах о том, что в европей- ских пещерах можно встретить большое количество абст- рактных и геометрических узоров — таких, например, как зигзаги, решетки, фигуры из точек и т.п. Археологи обычно называют подобные рисунки знаками. Мы также знаем, что все эти «знаки» имеют свои соответствия в наскальных рос- писях бушменов сан (равно как и индейцев косо). И здесь, в свою очередь, можно встретить схожие абстрактные и гео- метрические узоры, которые нейропсихологическая мо- дель ассоциирует с энтоптическими феноменами, наблю- даемыми в измененном состоянии сознания. Наконец, как показывает нижеследующая таблица, те же шесть формальных категорий фосфенов активно исполь- зовались европейскими художниками эпохи палеолита. При- чем это справедливо как в отношении рисунков и гравюр, наносившихся на стены пещер (так называемое «париеталь- ное искусство»), так и в отношении небольших изящных вещиц той эпохи («мобильное искусство») [37]. Учитывая столь явное совпадение, трудно не согласить- ся со словами Льюиса-Вильямса и Доусона, которые при- ходят в итоге к следующему выводу: «Наличие всех шести [энтоптических категорий] позволяет предположить, что по
Сопоставление энтоптических феноменов с элементами крайней мере часть этих рисунков и гравюр была создана в измененном состоянии сознания» [38]. Далее мы обращаемся к семи принципам восприятия, составляющим неотъемлемую часть нейропсихологической модели. И в этом случае таблица 8.4 повторяет данные сан и косо из таблицы 8.2, сопоставляя их в то же время с об- разцами европейского пещерного искусства. Так, послед- ний столбец в ряду I дает наглядный пример репродукции одной из энтоптических категорий в рамках подобного искусства — а именно, многочисленных дуг, представлен- ных здесь в простой, неприукрашенной форме [39]. Льюис-Вильямс и Доусон указывают также на то, что в европейских пещерных росписях встречаются и более слож- ные версии этого энтоптического феномена, который бла- годаря повторению превращается в узор из фестонов или 5ке просто принимает перевернутую форму [40]. Ряд II являет собой пример фрагментации — на этот
Ментальные образы различных стадий транса, нашедшие раз «зигзагообразной линии, целого ряда накладывающих- ся друг на друга шевронов; и все это в итоге образует от- дельные зигзаги или же какое-то количество форм, пред- ставляющих собой разрозненные шевроны» [41]. В ряду III мы можем наблюдать образец совмещения двух энтоптиче- ских феноменов — а именно, решетки, расположенной в непосредственной близости от серии зигзагов [42]. Все изображения в I, II и III рядах имеют отношение к первой стадии транса. И это касается как европейского пе
щерного искусства, так и наскальной живописи сан и косо. Однако фигура ибекса из французской пещеры Нио, пред- ставленная в четвертой строке, характерна уже для второй стадии транса, когда субъект пытается осмыслить наблю- даемые им энтоптические феномены, превращая их в порт- ретные образы. В частности, Льюис-Вильямс и Доусон утвер- ждают, что этот ибекс с чрезмерно изогнутыми рогами был сформирован древним художником из двух энтоптических дуг, по краю которых проходит зигзагообразная линия [43]· Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|