Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ИСС и как их достичь




Воспользовавшись случаем, хочу предупредить читателя, что буду использовать в дальнейшем такие термины, как «из- мененное состояние сознания», «измененное сознание», «ИСС», «транс» и «трансовое состояние», имея при этом в

 

виду одну и ту же вещь. Наконец, читателю следует помнить о том, что изменения сознания можно достичь с помощью самых разных методов и средств.

Среди все сокращающегося числа народов, практикую- щих такую древнюю форму религии, как шаманизм, для достижения трансового состояния обычно используют все- возможные психоактивные растения. Вот что говорит об этом антрополог Майкл Рипински-Нексон:

Большинство шаманов по всему миру... активно употребляют разного рода психоактивные субстанции. Этот этнографиче- ский факт представляет подлинный аспект шаманизма. Галлю- циногенный опыт, обретаемый во время таких сеансов, явля- ется ключевым в религиозной практике всего общества [11].

Мы уже упоминали о том, что этот способ необычайно широко распространен среди народов, обитающих в рай- оне Амазонки. Опыт видений, достигаемых с помощью аяу- аски, а также других психоактивных напитков, курений и порошков, является одной из важнейших составляющих тех шаманских религий, которые существуют как в горо- дах, так и в отдаленных резервациях. Этот же обычай рас- пространен и в тропических лесах Африки, где посвящен- ные в бвити употребляют ибогу — «растение, позволяющее видеть мертвых».

К психоактивным растениям прибегали и племена ац- теков и майя из Центральной Америки. Они использовали для вхождения в транс грибы, семена ипомеи и такое рас- тение, как водяная лилия. Конец этой практике положили лишь испанские завоеватели, распространившие здесь хри- стианство [12]. К этому способу и по сей день прибегают представители Церкви коренных американцев, добившиеся от правительства США разрешения на легальное употреб- ление пейота — кактуса, известного своими галлюциноген- ными свойствами. C его помощью представители этой церк- ви обретают опыт видений, являющихся основой их рели- гиозной жизни [13].

Несмотря на то что использование галлюциногенных растений обрело широкое распространение еще в древно- сти, целый ряд шаманских культур освоил другие, не менее эффективные способы достижения трансового состояния.

 

Очень часто это происходило там, где не было психоак- тивных растений или же люди просто не сумели распо- знать их. Вот что пишет об этом Арнольд М. Людвиг, один из ведущих специалистов в данной сфере исследований: «ИСС можно достичь в любом месте с помощью самых раз- ных средств и форм поведения». Среди них, помимо упот- ребления «многообразных фармакологических веществ», ученый упоминает «снижение остроты сенсорных воспри- ятий, повторяющуюся монотонную стимуляцию организма», «возбужденное эмоциональное состояние, достигаемое с помощью сенсорных перегрузок, которые могут сопрово- ждаться активной физической деятельностью и значитель- ным напряжением сил», «душевные состояния, являющиеся результатом фокусируемой или избирательной концентра- ции внимания», а также те состояния, которые достигаются путем обретения «пассивного разума» — то есть благодаря мистическому настрою или просто глубокому расслабле- нию [14].

Этот обширный список, включающий в себя, помимо всего прочего, обезвоживание, бессонницу и гипервенти- ляцию организма [15], позволяет распознать целый ряд техник, с помощью которых шаманы разных стран и куль- тур вводят себя в состояние транса.

В качестве примера можно вспомнить Танец Солнца се- вероамериканских индейцев племени лакота, который вклю- чает в себя болезненные прокалывания кожи (Людвиг на- звал бы это «сенсорными перегрузками»). Так танцующие вводят себя в измененное состояние сознания, конечной целью которого является достижение все тех же видений [16]. В племени саора из штата Орисса, расположенного на северо-западе Индии, для этой цели используют монотон- ную музыку [17]. Таким образом, внетелесные путешествия шаманов саора в «иные миры» являются классическим при- мером вхождения в транс с помощью «повторяющегося мо- нотонного воздействия» [18]. В свою очередь, шаманы пле- мени магар из Непала используют барабаны и колокольчики, звук которых позволяет им достичь измененного состоя- ния сознания. А это, по их мнению, является необходимой предпосылкой для странствия души в мире духов [19]. В не- которых племенах, обитающих на юго-востоке Азии, ан

 

тропологи наблюдали за тем, как «шаманы входят в транс, ритмически просеивая с помощью веялки пригоршню ри- са» [20].

Наконец, в угасшей ныне культуре бушменов сан, кото- рая как раз и находится в центре нашего внимания, для достижения трансовых состояний использовалась особая неистовая форма танца, вызывавшая гипервентиляцию и обезвоживание организма.

Во всех этих случаях, как и при употреблении психоак- тивных растений, люди стремились ввести себя в изменен- ное состояние сознания, поскольку именно оно приоткры- вало дверь для неудержимого потока видений и галлюци- наций.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных