Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глобальные проблемы человечества...




Сам Бан, судя по всему, разделяет мнение тех специалистов, которые «избегают любой попытки интерпретации, считая это пустой тратой времени» [96]. Но если это и в самом деле так, и подавляющее большинство специалистов по пещер- ному искусству намерены ограничиться одним лишь сбо- ром и систематизацией фактов, то их монопольное право на доступ в пещеры находится отныне под большим во- просом. Что бы ни значили эти удивительные места для лю- дей эпохи верхнего палеолита (а это нам еще предстоит вы- яснить), они, без сомнения, составляют необычайно цен- ное наследие для всего человечества. И те ученые, которые на сегодняшний день обладают правом единоличного дос- тупа к этому наследию, берут на себя серьезную ответст- венность, не позволяя другим принимать участие в процес- се исследования. И потому не может не вызывать возмуще- ния тот факт, что теперь эти ученые, опасаясь повторить судьбу своих предшественников, попросту отказались «от какой бы то ни было попытки интерпретации», планируя провести двадцать первое столетие за подсчетом всех без исключения точек и загогулин на стенах пещер.

Мы и в самом деле пока еще не знаем, что значило это искусство для людей эпохи верхнего палеолита. Тем не ме- нее мы не должны просто так отказываться от любых по- пыток разгадать эту загадку. Более того, если данная задача все же невыполнима, — во что лично я ничуть не верю — и Раз уж ученые продемонстрировали свою неспособность к эффективному решению данного вопроса, не означает ли это, что пещеры, эти удивительные и преобразующие места, следует использовать для каких-то особых целей? Пробле- м*>1, затрагиваемые европейским искусством эпохи верхне- г<э палеолита, напрямую касаются тайны происхождения всего человечества. А это как раз тот вопрос, который мы

 

имеем право решать наравне с экспертами и специалиста- ми. Думаю, что многие из нас согласятся со словами про- фессора Мигеля Гарсиа Гвинеа из университета Сантанде- ра, который сказал буквально следующее:

Эти изображения исполнены особой глубины и религиозной силы и потому с полным правом могут быть классифицирова- ны как Священное Искусство, первое в истории человечества. Такие изображения, как те, что были обнаружены в Альтамире или Нио, далеко выходят за рамки обыденных произведений искусства и потому должны рассматриваться и оцениваться с точки зрения философии и глобальных проблем человечест- ва [97].

Не исключено, что нейропсихологическая теория Дэвида Льюиса-Вильямса значительно превосходит все прочие по- пытки истолкования пещерного искусства как раз потому, что сам он старается оценить древние изображения имен- но с этой точки зрения, затрагивая попутно тайны нашего сознания и пытаясь понять, в чем заключается суть челове- ческой природы. Именно глубокое почтение к идеям Льюи- са-Вильямса, а также желание на практике опробовать неко- торые положения его теории подтолкнули меня к опытам с ибогеном и аяуаской, побудив также совершить путешест- вие к пещерам Франции и Испании, а затехм и к наскаль- ным росписям Южной Африки. И более всего я был заин- тригован вопросом, который поднял в своих работах Дэ- вид Льюис-Вильямс: могли ли доисторические рисунки стать отражением тех видений, которые наблюдали в состоянии транса древние художники? И может быть, именно эта прак- тика легла в основу искусства и религии — наиболее зна- чимых достижений за всю историю человечества?

 

ГЛАВА СЕДЬМАЯ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных