Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Шаманские пережитки — от Сайта-Клауса до св. Себастьяна




Учитывая столь жесткий контроль и преследование инако- мыслящих, включая уничтожение десятков тысяч гностиков во время Альбигойских войн двенадцатого и тринадцатого веков, вряд ли стоит удивляться тому, что современные хри- стиане пребывают в неведении относительно шаманских корней своей религии.

И все же далеко не все эти корни были уничтожены.

Возьмем, к примеру, Рождество — пожалуй, наиболее значимый христианский праздник. Интересно, что в созна- нии людей он оказался прочно увязан со странными, от- нюдь не христианскими обрядами и столь же странным символизмом, включая и фигуру Санта-Клауса. Американ- ский этноботаник Джонатан Отт выдвинул предположе- ние, согласно которому этот символизм восходит к древ- ним шаманским культам, распространенным среди олене- водческих племен Сибири. Шаманы этих племен издавна входили в транс с помощью красно-белого мухомора. При- чем именно середина зимы была отмечена особыми цере- мониями:

 

В крыше зимнего жилища, или юрты, есть отверстие для дыма. Сама же крыша поддерживается с помощью березового шеста. Во время зимних праздников шаман входит в юрту через это от- верстие, выполняет положенные обряды, затем поднимается по шесту и покидает жилище все через то же отверстие в потолке. Санта-Клаус неизменно одет в красно-белые одежды (цвета, ко- торыми известен мухомор). Он входит в дома и уходит из них через камин. Наконец, у него есть олень. Кроме того, Санта-Кла- ус летает, и это также сближает его с шаманом [19].

Многочисленные шаманские отголоски можно найти и в культах святых, которые так популярны в католической и православной ветвях христианства. К примеру, греческий святой Христофор нередко изображается на иконах в те- риантропической форме — с телом человека и головой со- баки [20].

Греческий святой Христофор
(Рипински-Нэксон, 1993, с. 3)

Кроме того, люди очень часто избирают для себя того или иного святого, который должен служить своего рода посредником между человеком и высшими силами.

Уже одно это носит безусловно шаманский характер. А ведь можно вспомнить и о том, что большинство святых было объявлено таковыми прежде всего потому, что они чудесным образом исцеляли людей. Подобные деяния, со

 

вершайся они в первобытных обществах, без колебаний были бы отнесены к категории шаманских. Наконец, изу- чив историю жизни святого, мы практически наверняка об- наружим, что ему пришлось подвергнуться тем мучительным процедурам, которые неизменно ассоциируются с посвяще- нием в шаманы.

Среди сотен, а то и тысяч подобных примеров наиболее известной, равно как и наиболее очевидной, можно счесть историю жизни св. Себастьяна. Согласно легенде, он стал мишенью для римских лучников, а затем был забит до смер- ти палками. Себастьян, неизменно изображавшийся в хри- стианской живописи как юноша, пронзенный множеством стрел, с полным правом может считаться одним из прояв- лений того универсального образа раненого человека, ко- торый возник еще в эпоху верхнего палеолита [21].

Слева — раненый человек из пещеры Пеш-Мерль;
в центре — св. Себастьян; справа — раненый человек
из провинции Фри Стейт, Южная Африка

Мучительная смерть от стрел поджидала и святую Урсу- лу [22]. В свою очередь, святую Юстину обычно изобража- ют в образе девушки, грудь которой пронзена мечом [23]. Hy а святого Станислава чаще всего представляют в образе епископа, «разрубленного на куски» у подножия алтаря [24] (прямой отголосок того ритуального расчленения, которо- му подвергаются шаманы самых разных племен; об этой

 

традиции мы писали в предыдущих главах). Святая Тереза Авильская, испанская монахиня шестнадцатого века, нико- гда не подвергалась физическим истязаниям. Тем не менее и она прошла через классическое шаманское посвящение, неразрывно связанное с мучительной болью:

Слева от себя я увидела ангела в телесной форме... лицо его было настолько пламенным, что относился он, судя по всему, к тем высшим ангелам, которые состоят из одного лишь ила- мени... В руке его я заметила длинное золотое копье, на конце которого мелькал крохотный язычок огня. У меня было такое чувство, будто ангел раз за разом пронзал этим копьем мою грудь. Затем он вонзил его в мои внутренности и извлек их вместе с копьем. И теперь уже во мне не было ничего, кроме безмерной любви к Богу [25].






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных