Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Игрок в лабиринте змей




Древнеегипетское искусство богато на изображения стран- ных и причудливых териантропов, увидеть которых можно лишь в глубоком трансе. Схожие образы рисовали на сте- нах пещер и наши далекие предки в эпоху палеолита. Ко- гда мы говорим о странных человекообразных существах в искусстве индейцев майя, мы можем быть уверены в том, что они были созданы в состоянии транса, ведь факт употреб- ления в этом обществе психоактивных растений считается сейчас доказанным. Но то же самое можно сказать и о древ- них египтянах. Оказывается, созданные ими образы тери- антропов — собакоголового Анубиса, львиноголовой Cex- мет, крокодилоподобного Собека и многих других — вовсе не были плодом воображения, но представляли собой су

 

ществ, которых египетские жрецы наблюдали в изменен- ном состоянии сознания.

Именно жрецы, желая получить ценные знания из сверхъ- естественного источника, самым доскональным образом исследовали потустороннюю реальность.

Но дело не только в териантропах, чьи образы мы можем встретить практически повсюду, посетив те величествен- ные храмы и гробницы, которые украшают берега священной реки Нил. В египетском религиозном искусстве присутст- вуют и другие галлюцинаторные темы, также неразрывно связанные с состоянием транса. В число их входят энтоп- тические узоры из звезд, зигзагов, точек и решеток [31], ле- тающие диски (из которых порой исходят лучи, опускаю- щиеся на руки людей) [32], сверхъестественные существа, глаза и настоящий зоопарк из змей. Причем змеи могут располагаться как по отдельности, так и парами, обвившись друг вокруг друга. Иногда у них бывает по нескольку голов, а то и крыльев. А некоторые сущности плюются огнем.

Древнеегипетский текст, носящий название Пер эм ам Дуат, «Книга того, что есть в Дуате», переносит читателя в кошмарный лабиринт из узких, заполненных водой тунне- лей и тайных комнат, ям с огнем и пещер, где всевозможные чудища терпеливо поджидают свою жертву. Я видел прак- тически полную версию этого богато иллюстрированного текста в гробнице Тутмоса III в Долине Царей, где она была

Слева — Анубис, собакоголовый проводник человеческих душ
в загробном мире; в центре — Гор; справа — Тот

 

изложена на овальных стенах помещения. Несмотря на то что представленные в ней изображения датируются 3,5 ты- сячелетием до н. э., они явно напоминают компьютерные игры. Ведь многие из нарисованных здесь существ — те са- мые «проволочные люди», которых не раз встречали после приема ДМТ наши современники.

Такое чувство, что мы имеем дело с «игроком», который находится в непрерывном поиске. Только здесь роль тако- го игрока исполняет душа умершего фараона. Он должен миновать все опасности и ловушки Дуата, чтобы обрести вечную жизнь в Зале суда Осириса. Он знает, чего ожидать, обладает ключами ко всем воротам и способен победить всех чудовищ. И это неудивительно, ведь до него в тунне- лях Дуата побывали другие — великие жрецы и сам Оси- рис, которые и описали подробно весь путь: «И всякий, кто будет знать об этих существах, проходя мимо них, не испу

Заполненный водой туннель в Дуате

Дуат: змеи и духи, извергающие пламя в ямы с огнем

 

Четвертая сфера Дуата. Несмотря на то что представленные в ней
изображения датируются 3,5 тысячелетием до н. э., они явно
напоминают компьютерные игры с их лабиринтами из туннелей
и коридоров. Многие из нарисованных здесь существ — те самые
«проволочные люди», которых не раз встречали после приема ДМТ
наши современники

гается их рева и не свернет с пути. И он уже не упадет в их пещеры» [33].

И сегодня многие из тех, кто пьет аяуаску, рассказыва- ют о похожих лабиринтах из туннелей и коридоров — по- рой пустых, а порой населенных настоящими чудовищами. У Алекса Полари, падринхо в бразильской церкви аяуаски, священный напиток вызвал следующие видения:

Я обнаружил себя в гостиной замка, освещенной огнями фа- келов. Помещение было овальным, слегка вытянутым, с полу- круглыми дверьми, находящимися на равном удалении друг от друга. И в тот же момент я увидел атриум, расположенный перед главной стеной... Там пересекались тысячи туннелей, га

Галлюцинаторные змеи Дуата

лерей, коридоров, повсюду были потайные двери и лестницы... Все они вели к роскошным дворцам, высоким залам, саркофа- гам, храмам и пещерам. И повсюду находились стражи, напо- минавшие какие-то средневековые фигуры [34].

В видениях аяуаски встречаются и те разумные змеи, которых можно наблюдать во всех 12 сферах Дуата, вот что рассказывает Бенни Шэнон, не раз употреблявший свя- щенный напиток южноамериканских индейцев:

Около трети виденных мною змей отличалось мифическим или ненатуралистическим характером. Некоторые из этих существ были украшены цветами или сияющей чешуей. Мои информанты также рассказывали о змеях, в мифической при- роде которых трудно было усомниться. Среди них можно упо- мянуть гигантских змей, крылатых, сделанных из огня или испускающих огонь, а еще — так называемых «космических» змей. Порой змеи появлялись парами, обвиваясь одна вокруг другой [35].

Прежде чем аяуаска позволила мне самостоятельно ис- следовать потустороннюю реальность, я изучал египетское искусство исключительно ради его красоты, а еще — в на- дежде на то, что оно приоткроет мне тайну происхожде- ния египетской цивилизации. И я полагал, что удивитель- ные образы этого искусства свидетельствуют исключитель- но о силе воображения создавших его людей. Однако пришло время, и я увидел этих самых мифических змей, засвиде- тельствовал чудесную трансформацию звериных и челове

 

ческих форм — трансформацию, поведавшую мне о един- стве всего живого. Я встретился с существами из мира ду- хов и заглянул — по мере своих собственных, достаточно ограниченных возможностей — в бездну сверхъестествен- ного. И тогда росписи египетских храмов и гробниц предста- ли предо мной совсем в ином свете. Разумеется, египетское искусство представляет собой настоящую систему, канон, це- лый свод правил. В нем прослеживаются определенные школы и направления, существуют свои собственные нор- мы и привычки. Тем не менее за каждым изображением тех сверхъестественных миров и созданий, которые оставила нам в наследство эта древняя культура, явно прослеживает- ся влияние видений, наблюдаемых в состоянии транса еги- петскими жрецами.

Жрецы-шаманы

Прежде всего хотелось бы прояснить, что именно я подра- зумеваю под определением «жрецы-шаманы». Главное, на чем я концентрируюсь в данной книге, — это роль и3хме- ненных состояний сознания в происхождении религии, в культивировании подлинного религиозного опыта и в раз- витии целой системы религиозных образов. C моей точки зрения, когда «религии» отвергают и даже ставят вне зако- на сознательное использование измененных состояний со- знания, они теряют контакт с собственным первоисточни- ком, что делает их излишне материалистичными и лишает всякой привлекательности. В первобытных культурах, пре- бывающих в постоянном контакте с ритмами и энергиями природы, люди редко пренебрегают опытом шаманских путешествий. Но по мере того как общество становится 60- лее комплексным и изощренным, техники экстаза теряют былую значимость, и люди в скором времени утрачивают контакт со сверхъестественными существами.

Когда мы говорим об обществах, в которых подобная трансформация уже произошла, на ум невольно приходят индустриальные государства Северного полушария. C дру

 

гой стороны, в истории человечества существовало обще- ство, поднявшееся на очень высокую ступень цивилиза- ции. Оно было утонченным, урбанизированным и эконо- мически развитым (с опорой на сельское хозяйство). Тем не менее оно не утратило связи со своими шаманскими корнями, от начала до конца существования сохранив не- посредственную связь со сверхъестественным. Думаю, вы уже догадались, что я имею в виду цивилизацию Древнего Египта.

И именно в этом контексте я говорю о жрецах-шама- нах. Я имею в виду тех функционеров, которые ассоции- ровались с великими храмами и культовыми центрами Египта и потому могут быть с полным правом названы жрецами в современном смысле этого слова. Они жили в со- ответствии с экономическими и социальными реалиями высокоразвитой городской цивилизации и в то же время в совершенстве владели древними техниками экстаза. C их помощью они регулярно входили в транс и систематиче- ски исследовали иную реальность. Поступая таким обра- зом, они действовали в согласии с шаманами всего мира, которые проецируют свое сознание в одни и те же нема- териальные измерения, встречаясь там с одними и теми же нематериальными существами — духами животных, те- риантропами, галлюцинаторными змеями и чудовищами, которые отразились в искусстве и религии еще в эпоху верхнего палеолита.

Эта связь с эпохой верхнего палеолита нашла графиче- ское отражение в работах антрополога Фелиситас Гудмэн. Проведя исследование среди шаманов современных охот- ничье-собирательских культур, она систематизировала те позы тела, которые люди непроизвольно принимают во вре- мя транса, медитации, ритуального танца и т.п. В четвертой главе мы уже говорили о том, что птицеобразный человек из пещеры Ласко, расположенной на юго-западе Франции, вполне может представлять шамана в состоянии транса — то есть человека, чей дух принимает облик глухаря. Однако Гудмэн отмечает, что мы должны обратить внимание на позу этого существа, который отклонился назад под углом в 37 градусов:

 

Именно этот угол служит отличительным признаком позы, которую принимает в состоянии транса охотник — особенно в том случае, если дух его отправляется в путешествие на не- беса... Эта же поза засвидетельствована двенадцать тысяч лет спустя в Египте. Я имею в виду изображение Осириса, кото- рый прошел через чисто шаманскую инициацию, когда тело его было расчленено, а затем вновь собрано воедино его сест- рой Исидой. И лишь после этого он смог отправиться в духов- ное странствие в Высший мир [36].

Обе эти фигуры представлены в контексте, который явно свидетельствует о том, что они мертвы (человек из Ласко повержен бизоном, а Осирис мумифицирован). Тем не менее и бог, и человек изображены в состоянии эрек- ции [37].

Слева — фрагмент сцены из Ласко;
справа — итифаллическая фигура Осириса

Подобное состояние весьма характерно для шаманов, которые погружаются в транс. Мы уже говорили в девятой главе о том, что сами они отождествляют его с «кипением» сверхъестественной мощи в нижней части живота.

«Осирис, — делает вывод Гудмэн, — был шаманом», и фигура его... свидетельствует о том, что шаманизм в подобной форме некогда преобладал на всей территории Средиземноморья и окружавших его земель — начиная от Южной Франции и за- канчивая Египтом. Интересно, что эти элементы сохранились

 

в Северной Африке, невзирая на столь значительный времен- ной промежуток. Этот факт покажется еще более примеча- тельным, если учесть, что мы имеем дело с двумя совершенно разными культурными типами. Совершенно очевидно, что шаман из Ласко был охотником — подобно всем прочим его современникам. Осирис же стал богом земледельцев, живших в районе Нила в гораздо более поздний период. И все же ре- лигия египтян не утратила своего изначального характера. Сохранйли они воспоминания и о правильных позах во время транса — особенно о тех, которые необходимы для восхожде- ния на небо [38].

Однако нет никакой необходимости считать, будто «ша- манские знания» передавались от культуры к культуре на протяжении столь длительного времени. На самом деле по- добные знания можно обрести в любой момент и в любом месте — при условии, что люди сумели открыть надежные средства по изменению сознания, чтобы странствовать по собственному усмотрению в мире духов и находить там се- бе надежных наставников.

И тут весьма интересным может показаться вот какое обстоятельство. Оказывается, и в традиционных шаманских культурах, и в современных экспериментах с наркотиками сверхъестественные наставники нередко являются людям в образе змей.

Змеи-наставники Древнего Египта:
сцена из Книги того, что есть в Дуате

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных