Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Водяная лилия, мандрагора и мак




Вне всяких сомнений, аяуаска представляет собой одну из форм «змеиного наркотика». А в последней главе мы уже говорили о том, что люди, проживавшие в районе Ближнего Востока и на севере Африки, вполне могли подобрать ана- лог этому напитку, поскольку и здесь имеются растения с необходимым набором психоактивных веществ. Однако в настоящий момент нет никаких доказательств в пользу то- го, что египтяне и в самом деле научились использовать галлюциногенные свойства этих растений. И все же суще- ствуют определенные указания на то, что фармакологиче- ские знания древних египтян, равно как и их контакты, бы- ли значительно шире, чем готовы допустить многие совре- менные ученые. В частности, уже не раз сообщалось о том, что в древнеегипетских мумиях были обнаружены нико- тин и кокаин — психоактивные вещества, получаемые главным образом из южноамериканских растений, к кото- рым египтяне в ту пору (3000 лет назад) просто не имели доступа [39]. Вокруг этих находок и по сей день не утихают горячие споры, поскольку признаны они далеко не всеми учеными. Но если в конце концов удастся доказать их под- линность, вряд ли кто-то будет в принципе возражать про- тив того, что и другие психоактивные алкалоиды могли найти свой путь из Америки в Египет. Другой вопрос, что любое гипотетическое использование ДМТ не могло оста- вить никаких следов в египетских мумиях, поскольку из- лишки этого вещества удаляются из тела в течение двух ча- сов после его употребления.

И хотя сама идея о трансатлантической торговле между двумя континентами представляется весьма любопытной, вряд ли она поможет нам обосновать гипотезу, согласно ко- торой религиозные образы Древнего Египта могут происте- кать из видений, наблюдаемых после приема галлюциноге- нов. Однако данная гипотеза и не нуждается в столь экзоти- ческих представлениях, поскольку в районе Нила имелось растение, чьи психоактивные свойства были хорошо извест- ны древним египтянам. Как установил Вильям Эмбоден,

 

профессор биологии Калифорнийского государственного университета, голубая водяная лилия, Nymphaea caerulea — растение, нашедшее широкое отражение в египетском ис- кусстве, — обладает ярко выраженными наркотическими и галлюциногенными свойствами [40]. В целой серии науч- ных статей и книг профессор аргументированно отстаива- ет точку зрения, согласно которой водяная лилия — наряду с опиумом и мандрагорой (Mandragora officinarum, психо- активные свойства которой прекрасно знакомы европей- цам) — использовалась египтянами для обретения состоя- ния, близкого к «шаманскому трансу» [41]:

Анализ обрядовой и священной иконографии династического Египта, представленной на стелах, сосудах и в магических па- пирусах, указывает на то, что эти люди прекрасно разбира

По Эмбодену, 1989, с. 62: «Меритон, супруга Семенхкара,
предлагает своему мужу два фрукта мандрагоры
и бутон наркотической водяной лилии. Еще несколько таких
цветов она держит в левой руке»

 

лись в растениях и измененных состояниях сознания. Судя по многочисленным фактам, жрецы, находившиеся на самой вер- хушке этого иерархического общества, руководили душами мертвых и живых, выполняя также целый ряд других шаман- ских функций [42].

Нет никакой возможности привести здесь хотя бы часть фактов, подтверждающих точку зрения Эмбодена. Этот уче- ный обращает наше внимание на те многочисленные еде- ны древнеегипетского искусства, где корни мандрагоры и бутоны водяной лилии служат своего рода ритуальным под- ношением.

Очень часто эти растения изображались в сочетании с «эмблемами семенных коробочек мака», также обладаю־ щего психоактивными свойствами [43]. Эмбоден упомина

По Эмбодену, 1989, с. 71: «Сцена ритуального плача, во время
которого вдова посыпает голову пылью. Женщина изображена
перед тотемом из наркотических водяных лилий и семенных
коробочек мака. Оба эти растения позволяли войти в состояние
транса, необходимое для оплакивания умершего»

 

ет и о том, что остатки наркотика были обнаружены в со- судах с мазью, хранившихся в гробнице восемнадцатой ди- настии:

И в этой связи хотелось бы напомнить еще об одном случае. Когда грабители проникли в склеп Тутанхамона, они вынесли оттуда около 400 литров жидкости в запечатанных сосудах, предпочтя ее золоту, произведениям искусства и самим сосу- дам. Грабители верили, что им удалось обнаружить диди, элик- сир жизни. И в самом деле, комбинированные свойства водяной лилии, мандрагоры и мака могли стать мощным средством {диди) для достижения гипнотического состояния, постепен- но переходящего в глубокую сонливость. Любое из этих рас- тений могло вызвать символическую смерть, представляющую собой ключевой элемент любой шаманской традиции. Сон — это как раз и есть та символическая смерть, после которой на- ступает чудесное воскрешение [44].

Схожая картина наблюдается и в гробнице Небамуна в Фивах (современный Луксор). Здесь мы видим изображе- ние вдовы, которая опустилась на колени перед фигурой умершего супруга. Анализируя эти образы, Эмбоден обра- гцает наше внимание на растительную колонну, образован- ную из цветков наркотической водяной лилии и семенных коробочек мака (последние, чтобы извлечь из них нарко- тическое молочко, были надрезаны). Венчают эту колонну три пальмовых листа. Сомневаюсь, чтобы все эти психоак- тивные растения оказались здесь случайно. Что касается паль- мы, то она была источником пальмового вина, которое мог- ло служить растворителем для ингредиентов, содержащих- ся в маке и Nymphaea [45].

Эмбоден напоминает о том, что в мифах гелиопольско- го культа, ответственного за обряды в пирамидах Гизы, рас- сказывается о

сотворении порядка из хаоса (Нун), когда в темном озере не- бытия выросла водяная лилия, давшая жизнь первому созда- нию на земле. Эта легенда проясняет соотношение, существую- щее между упорядоченностью человеческой цивилизации и свя-!ценными свойствами наркотической водяной лилии [46].

 

Еще один важный отрывок содержится в египетской Кни- ге Мертвых. Здесь есть глава, которая так и называется — «Превращение в Водяную Лилию».

Мы видим изображение Гора, которому подносят два сосуда с жидкостью. Над ними нарисованы два огромных цветка N. сае- rulea... Водяные лилии указывают на то, что в кувшинах нахо- дится именно диди, эликсир жизни. Совершенно очевидно, что наркотическая водяная лилия принадлежит самому Гору... Буду- чи владыкой небес, Гор становится превосходным символом ду- ши, воспаряющей в шаманском экстазе. Здесь он представлен в своей второй ипостаси — полусокола-получеловека [47].

Изучив эти и множество других произведений искусст- ва, а также опираясь на результаты собственных экспери- ментов с психоактивными веществами [48], Эмбоден при- ходит к следующему выводу:

По Эмбодену, 1980: «Подношение Гору двух сосудов,
содержимое которых становится понятным благодаря
расположенным сверху цветам Nymphaea caerulea»

 

Совершенно очевидно, что представители династического Египта достигали состояния транса с помощью тех гипноти- ческих веществ, которые присутствуют в мандрагоре и водя- ной лилии. Эти растения изображались в магических рукопи- сях, начиная с четвертой династии и заканчивая четвертым веком до нашей эры. Психоактивные вещества, извлекаемые из мандрагоры и водяной лилии, создают необходимую осно- ву для шаманского транса... который отделяет священное от мирского, а душу — от тела. Смерть и странствие в потусто- роннем' мире, равно как и получаемые там откровения, нашли отражение как на египетских фресках, так и в дошедших до нас ритуальных текстах [49]·






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных