Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Stingray игуана обезьяна мертвый попугай собака гребец- paddler царь ягуар




Божественные гребцы в лодке Двойного Гребня, правившего
городом Тикалем в восьмом веке нашей эры (рисунок Линды Шеле
© Дэвид Шеле, с разрешения FAMSI)

тех, кто отправляется вместе с Двойным Гребнем в его по- следнее путешествие, мы видим божеств в образе собаки, птицы и обезьяны. Hy а среди пассажиров, размещавшихся в лодке мертвого фараона, нередко находились Гор, обла- давший головой птицы, «Открыватель Путей» Упуаут — су- щество с головой собаки, и божество мудрости Тот, изо- бражавшийся то в образе обезьяны, то в виде териантропа с головой птицы (ибиса) [20].

Детеныш ягуара

Существуют многочисленные археологические свидетель- ства, указывающие на то, что еще 10 тысяч лет назад пле- мена, обитавшие как в Южной, так и в Северной Америке, использовали для изменения сознания галлюциногенные растения. То же самое касается и индейцев майя, в распо- ряжении которых была обширнейшая фармакопея. Прак- тически во всех главах этой книги мы }׳поминали о том, что среди образов, наиболее часто наблюдаемых в состоянии транса, встречаются и образы териантропов — полулюдей- полуживотных. Так что вряд ли стоит удивляться тому, что в искусстве майя также нашли отражение эти териантро- пические трансформации.

К примеру, на многих фресках, созданных в классиче- ский период, изображены причудливые церемониальные танцы, которые, по мнению ученых, «сочетают динамику1

 

Преображение в ягуаров (слева) и чудовищ (справа) во время
ритуальных танцев древних майя (рисунок Линды Шеле
О Дэвид Шеле, с разрешения FAMSI)

карнавальных зрелищ с мистическим преображением лю- дей в сверхъестественных существ» [21].

Причем танцоры изображены именно в том виде, в ко- тором осознают себя во время транса шаманы самых раз- ных культур и эпох, — то есть частично преображенными в животных (ягуаров или хищных птиц), а в некоторых случаях - ив фантастических монстров [22].

Сохранилась раковина с искусной резьбой, на которой изображен властитель майя поздней классической эпохи (примерно 600—800 годы н.э.). Во рту у него — тонкая си- тара с галлюциногенной смесью. Из затылка его удлиненВластитель майя,
входящий в состояние
транса, касается
галлюцинаторной змеи,
возникающей из раковины
(рисунок Линды Шеле
© Дэвид Шеле,
с разрешения FAMSI)

 

Галлюцинаторная змея и кающийся грешник (рисунок Яна Грэма)

ного черепа вырастает вторая голова — не человека, а оле- ня. Сам же владыка прикасается к галлюцинаторной змее, возникающей из расположенной перед ним раковины [23].

Эти огромные «галлюцинаторные змеи» с телами репти- лий и головами людей весьма типичны для искусства майя — от начала его возникновения и до завершающих этапов [24].

Причем изображаются такие змеи обычно в контексте, который ни на мгновение не позволяет усомниться в том, что мы имеем дело с измененными состояниями сознания. Ведь люди, которые представлены на этих рисунках, обыч- но курят или употребляют галлюциногенные вещества, а

Небесное чудовище, гибрид человека, рептилии и животного
(рисунок Линды Шеле © Дэвид Шеле, с разрешения FAMSI)

 

то и занимаются самоистязанием — еще один испытанный способ для вхождения в транс.

Присутствующее в космологии майя Небесное чудови- ще представляет собой сочетание животного и рептилии. Кроме того, у него две головы, одна из которых — челове- ческая [25]. Дж. Эрик Томпсон, ведущий специалист по ре- лигии майя, отмечает, что большинство индейских богов отличаются «удивительным сочетанием животных и чело- веческих форм... К примеру, бог номер девять соединяет в себе черты змеи и ягуара» — последний представлен ко- шачьими усами и пятнами на обычном человеческом под- бородке [26]. В свою очередь, божество, известное археологам как Бог III, «ходит и действует подобно человеку», но изобра- жается в виде ягуара с цветком или листком водяной лилии (о галлюциногенных свойствах которой мы еще погово- рим), расположенным у него на голове.

Бог III, ягуар, который ходит и действует подобно человеку (рисунок Линды Шеле © Дэвид Шеле, с разрешения FAMSI)

Ягуар Водяной Лилии
(рисунок Линды Шеле
© Дэвид Шеле,
с разрешения FAMSI)

 

Предположительно, это существо появилось на свет в ре- зультате брака земной женщины с духом ягуара [27]. И по- тому еще одним его проявлением — особенно в ранний классический период — является образ «Детеныша Ягуара»: «Несмотря на то что существо это неизменно сохраняет антропоморфный облик, черты его могут несколько видо- изменяться. Иногда его изображают со ступнями и кистя- ми человека, иногда — с когтями хищника. Единственно неизменным остается лишь хвост ягуара» [28].

Бог III в образе Детеныша Ягуара (рисунок Линды Шеле © Дэвид
Шеле, с разрешения FAMSI)

Детеныш Ягуара служит наглядным свидетельством то- го, насколько древними были представления о смешанных потомках духов и людей в доисторических религиях Цен- тральной Америки. Задолго до индейцев майя, где-то три или четыре тысячи лет назад, в районе Мексиканского за- лива существовал еще более загадочный народ. Эти племе- на, объединенные современными археологами под общим названием «ольмеки», строили пирамиды в тех местах, где сегодня находятся Веракрус и Табаско. Создавая скульпту- ры, ольмеки нередко изображали себя в виде людей, час- тично преображенных в ягуаров. Среди подобных изобра- жений можно встретить и фигуру детеныша ягуара [29]. Вот к какому выводу приходит в итоге Дэвид Джиллет, изучаю- щий центральноамериканские религии:

Ягуар, существо ужасное и в то же время загадочное, наверня- ка был главным божеством ольмеков. Судя по всему, он был для этого племени тем же, чем и для более поздних майя, — созданием, принадлежащим миру духов... Бог-ягуар жил в пе- щерах — в самых глубоких гротах, заполненных черной как смоль водой. Эти подземные озера служили входом в царство мертвых, где человек неизбежно подвергался духовной транс- формации [30].

 

Ольмекский териантроп «Человек-Ягуар»

Черная как смоль вода... Мрачные, глубокие пещеры... Мы уже знаем о том, что они издавна служили для шаманов вхо- дом в иные миры. Точно так же к числу необычайно древних и в то же время весьма актуальных тем принадлежат исто- рии о смешанном потомстве людей и животных, о подме- нышах и о попытках инопланетян, духов и фей соединить свою сверхъестественную природу с человеческой ДНК.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных