Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Конец жизни и ее богоданное начало




Примерно в получасе езды от современных Афин располо- жено древнее святилище Элевсин, давно заброшенное и пре- вратившееся со временем в руины. Но некогда это место было центрбм наиболее известного «мистического культа» древности, посвященного мифу о Деметре и Персефоне. В соответствии с этой историей богиня плодородия Демет- ра спускается в подземный мир, чтобы вернуть к жизни ду- шу своей дочери Персефоны, — чисто шаманская миссия, призванная почтить силы жизни и возрождения. И столь неудержимыми были эти силы, что раз в год, в сентябре, тысячи паломников со всей Греции стекались в Элевсин. Ведь именно здесь, в соответствии с легендой, вырвалась из-под земли живая Персефона. Конечной целью этого па- ломничества был Телестрион, величественно-мрачный Зал Посвящения. Внутри зала поднимался целый лес из ко- лонн, окружавших внутреннее помещение, известное как Анакторон. Именно здесь в разгар церемонии появлялась загадочная фигура, окруженная «облаком ослепительного света» [81]. Сами верующие отождествляли эту фигуру с Пер- сефоной, «вернувшейся на землю со своим новорожден- ным сыном, зачатым ею в стране мертвых» [82].

Фактически, это все, что нам известно о тех видениях, которые паломники могли наблюдать в Элевсине. Святили

 

щу удавалось хранить свои тайны на протяжении весьма длительного периода времени. Многие ученые полагают, что оно успешно функционировало в течение 2000 лет, пока в четвертом веке нашей эры не было закрыто по распоряже- нию христиан [83]. Сотни тысяч человек прошли сквозь врата Элевсина, включая и таких прославленных деятелей античной Греции, как Платон, Аристотель и Софокл. Но все они молчали об увиденном — что, впрочем, и неудивитель- но. Ведь они были обязаны хранить тайну «под страхом смерти или изгнания» [84]. Поэтому мы не знаем подроб- ностей того, что происходило в Элевсине. Однако некото- рые паломники оставили более полные описания. И все они единодушно утверждают, что этот опыт был для них поистине преобразующим, так что после церемонии они в буквальном смысле слова стали новыми людьми. Многие из этих паломников говорили о том, что совершенно пере- стали бояться смерти. Отныне они чувствовали себя подго- товленными к той жизни, которая ждала их в стране теней. Вот что, в частности, написал Софокл после своего посвя- щения в Элевсине: «Трижды блаженны те смертные, кто ухо- дит в Гадес, увидев эти обряды. Ведь только их ждет там ис- тинная жизнь. Для остальных же там — все зло» [85]. Поэт Пиндар также утверждал, что увиденное позволило ему уве- ровать в нескончаемость существования. По его словам, цере- мония в Элевсине открыла ему великую тайну жизни: [86] «Счастлив тот, кто уходит в полую землю, увидев эти обряды. Ибо он знает конец жизни и ее богоданное начало» [87].

Как отмечает археолог Георгий Милонас, когда мы чи- таем эти и схожие утверждения, принадлежащие перу ве- личайших умов древности,

мы волей-неволей начинаем верить в то, что Элевсинские мистерии не были пустой детской забавой, призванной одура- чить глупых и невежественных крестьян. Скорее они пред- ставляли собой целую философию жизни — философию, об- ладающую вещественностью и значением и способную вло- жить частичку истины в душу человека. Это мнение лишь подтверждается словами Цицерона о том, что Афины не дали миру ничего более прекрасного и божественного, чем Элев- синские мистерии. Не будем забывать о том, что культ в Элев- сине существовал на протяжении двух тысяч лет. И все это

 

время ритуалы служили на благо цивилизованному человече- ству. Лишь с учетом этого обстоятельства мы сможем оценить истинную значимость Элевсинских мистерий... [88]

Милонас не сомневался в том, что святилище процветало в течение столь длительного времени, поскольку его жре- цам «удалось удовлетворить самые истинные и глубокие пожелания человеческого сердца» [89]· Однако ни он, ни кто- либо другой из тех, кто писал на эту тему в далеком 1961 го- ду, не имели ни малейшего представления о том, как имен- но греческие жрецы смогли выполнить столь сложную за- дачу. Разумеется, Милонас прав, когда намекает, что здесь не обошлось без «философии жизни». Однако для того, что- бы впитать любую философию, необходимо некоторое вре- мя. В свою очередь, из сообщений паломников нам извест- но о том, что на них наиболее яркое впечатление оказывал тот непосредственный опыт, через который им доводи- лось пройти благодаря мистериям Элевсина. Судя по всему, этот опыт относился именно к категории видений, подра- зумевавших встречу со сверхъестественными существами.

Обет молчания и истекшие тысячелетия еще более ос- ложняют нашу задачу, связанную с извлечением информа- ции из относительно небольшого количества источников по Элевсину. Тем не менее сохранился целый ряд фактов, позволивший современным исследователям воссоздать 60- лее ясную картину того, что же на самом деле происходило внутри Телестриона. Аристотель утверждает, что это был «настоящий опыт, а не что-то изученное» [90]. Паломник Сопатер поведал о том, что он видел схемами, «некую фор- му или образ, парящий над землей» [91]. Платон был не- много более откровенным, когда говорил о фантасмата, или призрачных явлениях. Павсаний также сообщает, что зал для посвящений «наполнился призраками» [92]. Столь же красноречивыми были и те физические симптомы, о кото- рых упоминали позднее паломники:

Страх, дрожь в членах, тошнота, головокружение и холодный пот. Затем начались сами видения. В темных покоях внезапно появился призрак, окруженный сияющим светом. Это было поистине невиданное зрелище... Граница между небом и зем- лей растаяла в луче света [93].

 

В поисках галлюциногена

Какой же вывод мы можем сделать на основании столь яв- ных симптомов, сочетающих зрелищные видения с физи- ческим недомоганием? Вот что говорит по этому поводу Карл А.П. Рак, профессор классической филологии из Бос- тонского университета:

Совершенно очевидно, что внутри зала посвящений на время воцарялась галлюцинаторная реальность. И поскольку каж- дый год подобные видения наблюдало около трех тысяч чело- век (что превышало население среднего античного города), то можно сделать вывод, что для погружения их в транс ис- пользовалось какое-то психотропное вещество [94].

Совместно с двумя другими выдающимися учеными — прославленным микологом Р. Гордоном Вассоном и Аль- бертом Хоффманом, открывшим миру ЛСД, — Рак потратил немало времени и сил на то, чтобы разгадать загадку Элев- синских мистерий. Произошло это в семидесятых годах двадцатого века. И первое, на что обратили внимание уче- ные, — это факт того, что при входе в Телестрион каждый паломник обязан был выпить «особый напиток, кюкеон, ко- торый считался неотъемлемой частью мистерий» [95].

Обладал ли этот напиток психоделическими свойствами? К счастью, ингредиенты его записаны в гомеровском гим- не к Деметре, датируемом седьмым веком до нашей эры. На первый взгляд в этом списке нет ничего похожего на гал- люциногены. Так, в него входят ячмень (алфи), вода и мята (глехон) [96]. Тем не менее Гордон Вассон, будучи профес- сиональным микологом, прекрасно знал о том, что ячмень и прочие злаки, как дикие, так и культивированные, служат питательной средой для спорыньи — гриба-паразита, со- держащего галлюциногенные алкалоиды. Именно из этого гриба Альберт Хоффман впервые синтезировал ЛСД в 1943 году. Сам Хоффман излагает историю следующим образом:

В июле 195ל года я был в гостях у моего друга Гордона Bacco- на в его доме в Дэнбери. Внезапно он попросил меня ответить вот на какой вопрос: в какой мере люди, жившие в Древней Греции, способны были изобрести метод, позволивший бы им

 

выделить из спорыньи галлюциноген — чтобы испытать ощу- щения, сопоставимые с теми, которые возникают после прие- ма ЛСД или псилоцибина. Я сказал, что такое вполне могло произойти, и пообещал своему другу подробнее исследовать этот вопрос [97].

Для того чтобы выполнить эту задачу, Хоффману потре- бовалось два года интенсивных лабораторных исследова- ний. Мы уже говорили о том, что зараженная спорыньей рожь считалась в Средние века смертельным ядом (смотри главу восьмую). И Хоффман хотел убедиться в том, что элев- синение жрецы способны были отделить галлюциногенные алкалоиды от токсичных ингредиентов. В результате он об- наружил, что два главных галлюциногена спорыньи — эр- гоновин и амид лизергиновой кислоты — в отличие от ядовитых алкалоидов (эрготамина и эрготоксина) раство- римы в воде. В Греции спорынья считается паразитом яч- меня. А мы уже упоминали о том, что именно ячмень был один из ингредиентов кюкеона. По мнению Хоффмана, жре- цам Элевсина не составило бы труда извлечь из спорыньи необходимые алкалоиды: «Полагаю, люди, жившие в Древ- ней Греции, легко справились бы с задачей отделения гал- люциногенных веществ от ядовитых ингредиентов. И еде- лать это было можно с помощью простой воды» [98].

Мы знаем, что в обязанность элевсинских жрецов вхо- дило разведение пшеницы и ячменя. И делалось это во ела- ву Деметры, древней богини плодородия. Однако Хоффман указывает на то, что жрецам был доступен и более простой метод извлечения алкалоидов, чем промывание зараженно- го ячменя. Paspalum distiebum, дикий злак, произрастаю- щий по всему Средиземноморскому бассейну, служит пита- тельной средой для Claviceps paspali, одного из видов спо- рыньи.

Этот вид содержит одни лишь галлюциногенные алкалоиды, которые таким образом могут быть использованы непосред- ственно — в форме порошка... C течением времени иерофан- ты вполне способны были обнаружить Clavicepspaspali, про- израстающий на злаке Paspalum distiebum. Благодаря ему они могли получить свой галлюциноген в чистом виде, без какой бы то ни было переработки. Но я упомянул об этом только как

 

о возможности, а вовсе не потому, что Р. distichum необходим нам для ответа на вопрос Вассона... Сам же ответ предполагает безусловное «да». Без сомнения, люди, жившие в Древней Гре- ции, способны были извлечь галлюциноген из спорыньи [99].

Последние сомнения относительно того, что священ- ное зелье Элевсина и в самом деле было психоактивным напитком, оказались развеяны, когда исследователям уда- лось обнаружить следующее свидетельство:

В классическую эпоху произошел невиданный скандал, когда обнаружилось, что некоторые из знатных афинян начали празд- новать мистерии у себя дома — на пирушках с подвыпившими гостями [100].

В число этих преступников входил и Алкивиад, блестя- щий и в то же время беспринципный политик и военачаль- ник. Обвиненный в профанации Элевсинских мистерий, он в 415 году до нашей эры бежал в Спарту, избегнув тем самым смертной казни [101]. Эта история наглядно пока- зывает, с какой серьезностью относились афинские власти к Элевсинским мистериям. Однако для нас она важна еще и тем, что способна помочь нам разобраться в истинной природе тех видений, которые составляли основу элевсин- ского культа. Совершенно очевидно, что эти видения не ограничивались священными покоями Элевсина — для их появления достаточно было должным образом приготов- ленного кюкеона [102]. Все это неизбежно подводит нас к мысли о том, что данный напиток и в самом деле обладал галлюциногенными свойствами. Просто в какой-то момент его стали использовать вне религиозного контекста — как сегодня используют для забавы те психоактивные расте- ния, которые некогда считались священными.

Наконец, важно упомянуть и о том, что Деметра, богиня Элевсина, была известна в том числе и под именем Эрюси- бе, что буквально означает «спорынья» [103]. А в одном из гимнов Деметре мы читаем о том, что богиня носит темно- фиолетовые одежды — то есть одежды цвета созревающей спорыньи [104].

Приняв во внимание все эти, а также целый ряд других обстоятельств, профессор Рак пришел к следующему выво

 

ду: «И я, и мои коллеги полагаем, что Элевсинские мисте- рии были своего рода коллективной шаманской церемонией, включавшей в том числе и употребление наркотика» [105].

Тайна сомы

Благодаря даже самому незначительному увеличению ста- новится понятным, что «созревающая спорынья» представ- ляет собой не что иное, как целое скопление крохотных фиолетовых грибов [106]. Еще один, гораздо более круп- ный вид грибов, Amanita muscaria — мухомор, — был идеи- тифицирован микологом Р. Гордоном Вассоном и двумя индологами, Стеллой Камриш и Венди О’Флаерти, в качест- ве наиболее вероятного кандидата на роль таинственной сомы. Это наркотическое вещество, способное кардиналь- ным образом изменить сознание человека, не раз упомина- ется в древних индийских писаниях [107].

Ригведа, древнейшая из четырех вед, стоит у истоков индуизма. Создана она была, по мнению ученых, не менее трех тысяч ·лет назад. Сома в ней называется богом, расте- нием и напитком, изготовленным или выжатым из этого растения [108]. Объем вед очень велик — общее количест- во слов в них исчисляется миллионами. И десятки тысяч этих слов посвящены соме. Но нам нужно лишь несколько строк, чтобы убедиться в ее галлюциногенных свойствах:

Подобно потокам ветра, напиток вознес меня вверх. Разве не выпил я сому?

Одно мое крыло в небесах, другое скользит внизу. Разве не вы- пил я сому?

Я огромен, огромен! Парю в облаках. Разве не выпил я сому? [109]

В центре земли [расположена сома], и она же — опора небу [ 110 ].

Выжимка из божественной [сомы] была разбросана по всему небу. Далеко раскинулась ее сияющая сеть... [111]

Мы выпили сому, мы стали Бессмертными, мы вознеслись к Свету, мы узрели Богов [112].

 

К началу исторического периода индусы успели поза- быть, что же это за растение — сома. В 1784 году это обстоя- тельство было упомянуто в комментариях на перевод Бхага- вадгиты, после чего на него обратили внимание западные ученые. C тех пор вокруг этой темы не утихали горячие спо- ры. Было высказано множество догадок, но наиболее убеди- тельным оказалось предположение Гордона Вассона, кото- рый отождествил сому с таким известным галлюциногеном, как мухомор. Аргументы его были, в частности, такими:

• В тех строках вед, которые посвящены соме, нет никако- го упоминания о листьях, корнях или ветвях [113]; из рас- тений под такое описание лучше всего подходит гриб.

• В ведах сома часто называется аджа экпад (буквально «нерожденное, одноногое»). И это также напоминает гриб, «который весной таинственным образом выпрыгивает из- под земли, так что про него можно сказать, что он «не ро- жден» из семени. Что касается понятия «одноногий», то оно как нельзя лучше подходит к единственной ножке гриба» [114].

• В Ригведе цвет сомы иногда описывают словом хари, ко- торое включает в себя оттенки от ярко-красного до ры- жевато-коричневого. Ярко-красный — это цвет свежего мухомора, тогда как в высушенном виде этот гриб стано- вится рыжевато-коричневым [115].

• Вполне возможно, что мухоморы хранили в сушеном ви- де (в этом состоянии они подвергались определенным химическим реакциям, благодаря чему становились еще более мощными галлюциногенами). При необходимости их размачивали в воде, молоке или ги, а затем «выжима- ли» — именно так, как это описано в ритуале сомы [116].

• Для того чтобы описать воздействие сомы, в Ригведе чаще всего используется слово, обозначающее «наслаждение, опь- янение и вдохновение. Оно также соотносится с небесным блаженством богов и далеких предков и в контексте сомы лучше всею переводится как восторг или экстаз» [117].

Существуют и другие примеры, подтверждающие тео- рию Baccotia. Однако они слишком многочисленны для того, чтобы привести их здесь полностью. Хотелось бы упомя

 

нуть лишь об одном отрывке из Ригведы (1Х:74), который как нельзя лучше свидетельствует в пользу того, что сома — это и в самом деле Amanita muscaria. Вот как выглядит этот отрывок:

Сома, грозовое облако', наполненное жизнью. Оно истекает ги, молоком. Центр Пути, Божественный принцип, из невооб- разимого далека ворвался он в жизнь. Те, кто облечен властью, действуя в согласии, искренне почитают сому. Переполнен- ные люди мочатся истекающей из них сомой [118].

Этот ведийский образ жрецов с переполненными моче- выми пузырями, которые мочатся «истекающей из них со- мой», служит явным указанием на Amanita muscaria. Ведь мухомор — это единственное психоактивное растение, ко- торое сохраняет и даже усиливает свои галлюциногенные свойства, пройдя через «фильтр» пищеварительной системы человека. Еще до того, как заинтересоваться Индией, Вас- сон, изучающий галлюциногенные грибы, успел побывать в Сибири. И потому он прекрасно знал обычаи, распро- страненные среди местных шаманов. В частности, ему бы- ло известною том, что

тот, кто пьет сок галлюциногенного гриба, сохраняет свою мочу, чтобы ее могли выпить другие. На этих людей она ока- зывает еще более опьяняющее действие, чем сок гриба. Ско- рее всего происходит это потому, что целый ряд ядовитых ве- ществ удаляется из мухомора после прохождения его через человеческий организм. Такое использование мочи повторя- ется вновь и вновь, до тех пор, пока она не пройдет через пять человеческих тел. Лишь после этого она теряет психоактив- ные свойства [119].

Вассон указывает и на другие отрывки из Ригведы, где говорится о том, как бог Индра пьет сому, а затем «мочится ею день за днем». То же самое происходит и с мифическим Рудрой в образе коня [120]. Но все это забавно лишь до тех пор, пока мы не вспомним о том, что именно на основе древнего культа, активно использующего галлюциногенные свойства мухомора, возникло то осмысление мира, факта- ческим выражением которого стали древнеиндийские ве- ды. Что касается логики Вассона, то она, с моей точки зре- ния, просто безупречна:

 

Когда человек пьет чай, кофе, молоко или пиво и затем идет в туалет, из него выходит не чай, кофе, молоко или пиво, но обычная моча. Так почему же Индра или тот же Рудра мочились сомой? Каким образом ведийские жрецы могли узнать, что моча после сомы — это та же сома, если они не пили ее? [121]






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных