Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Развитие деловой этики в России на современном этапе.




Современные внутренние и внешние экономические отношения России предъявляют повышенные требования к соблюдению общепринятых форм делового общения, этикета, этических норм. По мнению российских предпринимателей и их зарубежных партнеров, нормы делового поведения, существующие в современной России, расходятся с общепринятыми в мире. Многие из аспектов современной российской деловой культуры (автор «Введение в российскую деловую культуру» П.Н. Шихирев определяет деловую культуру «как характеристику хозяйственной деятельности, ориентированной на получение прибыли в процессе взаимодействия с другими участниками экономических отношений») не могли сформироваться в прежней системе, а складывались постепенно в процессе перестройки экономики. Не совпадение стандартов современной российской деловой культуры с общемировыми наносит ущерб репутации (Репутация - создавшееся общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого-либо, чего-либо – Эконом. словарь) российского бизнесмена. В будущем это может привести к созданию негативного стереотипа, опровергнуть который весьма трудно, если не принять во время усилия по созданию позитивного облика российского предпринимателя

Остановить развитие отрицательных тенденций возможно при условии совершенствования экономического законодательства, улучшения социально-политической обстановки, а также целенаправленной разработки систем практических мероприятий по формированию надлежащей деловой культуры отечественных предпринимателей. В настоящее время такая система практически отсутствует, и современную деловую культуру отечественные предприниматели усваивают ценой больших издержек, как материальных, так и морально-психологических. Средства массовой информации пока еще фрагментарно освещают вопросы деловой культуры; в сфере бизнес-образования почти нет комплексных курсов по деловой культуре, недостаточно учебных пособий, особенно отечественных, учитывающих российскую специфику; мало проводится профессиональных научных исследований, результаты которых можно было бы использовать для эффективных практических рекомендаций. Таким образом, к настоящему времени сформировалась весьма актуальная потребность в изменении сложившейся ситуации. Деловая культура не может развиваться без целенаправленного, системного и научно обоснованного содействия.

В настоящее время российское деловое сообщество стремиться к цивилизованным формам деловых отношений, социально ответственному этически развитому бизнесу. Именно по этой причине в России в настоящее время появляются организации цель деятельности которых направлена на решение данных вопросов. В частности, в России реализуется Национальная программа «Российская деловая культура» (см. приложение 1.). Основной целью данной программы является помощь отечественному бизнесу в овладении навыками современной деловой этики, используя зарубежный и отечественный опыт. В течение 5 лет своей деятельности Национальный фонд «Российская деловая культура» практически с нуля начал разработку темы деловой этики и репутации предпринимательских и властных структур. За это время:

1) проведена серьезная научно-аналитическая работа (исследованы исторические этапы развития деловой культуры (см. приложение 2.); изучен большой международный опыт; собраны все основные учебные программы; определены перспективы развития российской деловой культуры);

2) составлен перечень и установлены связи с основными международными центрами и организациями в области деловой культуры;

3) собраны различные профессиональные этические кодексы (как российские, так и зарубежные); разработаны Этические принципы ведения дел в России (см. приложение 3.);

4) подготовлены рекомендации «Принципов»:государству; средствам массовой информации; объединениям предпринимателей; учреждениям бизнес-образования. Весь этот материал изложен в 2-х брошюрах, изданных Торгово-промышленной палатой РФ (ТПП РФ) в 1998 году, а в августе 1999 года в издательстве «Финансы и статистика» вышла книга в качестве первого учебного пособия «Этические принципы ведения дел в России»;

5) зарегистрирован журнал «Дороже денег», который должен стать информационным рупором Национальной программы «Российская деловая культура»;
6) все материалы неоднократно обсуждались на различных «круглых столах», совещаниях, ежегодных масштабных международных конференциях.
Работа по деловой культуре получила международную поддержку: на Всемирных совещаниях по антикоррупционной деятельности, которые были организованы в 1999 и 2000 году Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЕСО); на семинаре в Великом Новгороде, который проводился ОЕСО в 1999 году, «Частный сектор в Российской Федерации: снижение административных барьеров и создание благоприятной среды развития». Ключевые моменты этого семинара - упорядочение системы государственного администрирования и внедрение норм деловой этики в предпринимательскую практику.
Несколько лет назад по линии Национальной программы «Российская деловая культура» началась активная работа с Министерством торговли США. В результате этой совместной деятельности специалистами Министерства торговли США, ТПП РФ и национального фонда «Российская деловая культура» были разработаны Основы кодекса делового поведения, в значительной степени отражающие идеи, выдвинутые российскими и американскими организациями и предприятиями в ходе дискуссий и обсуждений, состоявшихся в России и Соединенных штатах.

Цель разработанных Основ кодекса состоит в том, чтобы сформулировать общие положения и нормы, принятые в международных деловых контактах. Эти положения не претендуют на то, чтобы быть всеобъемлющей системой деловой практики и корпоративных норм. Основы кодекса делового поведения должны дополняться применительно к каждой отдельной отрасли или предприятию.
Сейчас в России уже созданы условия для развития этической инициативы в регионах. Яркое тому свидетельство - ежегодные международные конференции по деловой культуре:

- в 1999 году - «Деловая культура - ресурс развития национальной и мировой экономики»;

- в 2000 году - «Бизнес и культура Мира: репутация отечественного предпринимательства и образ России в III тысячелетии»;

- в 2001 году - «Репутация бизнеса и власти в обществе». Организаторами конференции выступили ТПП РФ, Национальный фонд «Российская деловая культура», Сибирско-Уральский алюминиевый холдинг и Министерство торговли США.

Стержнем дискуссий и «круглых столов» на конференции были вопросы деловой репутации, и рассматривались различные факторы, влияющие на формирование позитивной репутации. Поэтому значительное время на конференции было уделено обсуждению вопросов деловой этики.
С огромным интересом участники конференции из 29 регионов России ознакомились с практикой системы деловой этики на американском предприятии OTIS-Elеvator.

В июне 2003 г. проведена IV международная конференция: «Корпоративная культура: диагностика, внедрение, управление». Постоянный интерес к реализации Программы проявляют зарубежные организации: ЮНЕСКО, фонд «Евразия», СIPЕ; Министерство торговли США, которое выделило в 2001 году 25000 долларов на частичную оплату расходов Международной конференции «Репутация бизнеса и власти в обществе», проведенной 6-18 июля 2001 года по маршруту Москва - Санкт-Петербург - Петрозаводск - Москва.

По инициативе Фонда в настоящее время разработана Программа подготовки и внедрения кодексов деловой этики в организациях, которая включает в себя выяснение целей создания системы этического контроля в организации, диагностику сложившейся в ней организационной культуры, разработку Кодекса деловой этики, механизмы, этапы и ресурсы его внедрения.

Решение морально-этических проблем не может быть достаточно точно рассчитано в финансовых показателях. Последствия их решения неизбежно отсрочены во времени и действуют в совокупности с другими, социально-экономическими, политическими и т.п. факторами. Однако, как свидетельствует исторический опыт России и таких стран как США и Япония, средства, вложенные в развитие деловой культуры, несомненно, благотворно влияют на улучшение общей социально-экономической атмосферы и тем самым – на развитие экономики, как конкретной страны, так и мировой экономики в целом. Вместе с тем можно достаточно уверенно прогнозировать рост числа предпринимателей, информированных о тенденциях развития деловой культуры, принятых нормах цивилизованного бизнеса и готовых им следовать. В рамках Национальной программы «Российская деловая культура» осуществляется систематическое научное изучение состояния российской деловой культуры, тенденций ее развития, как общих, так и региональных; обеспечение российских предпринимателей необходимой информацией о нормах делового поведения, принятых в международном деловом сообществе; обучение предпринимателей навыкам групповой работы, ведению переговоров, разрешению конфликтов; организация коллективных обсуждений ключевых проблем российской культуры на национальном и международном уровне; целенаправленное формирование позитивного образа российского предпринимателя у российской и международной общественности. Мероприятия, проводимые в рамках Программы будут способствовать повышению уровня самосознания предпринимателей, укреплению у них чувства гражданской ответственности, улучшению их взаимопонимания с обществом. Кроме того, по ходу реализации Программы в отдельных случаях будет возможно подсчитать материальный положительный эффект в результате проведения того или иного мероприятия, или отрицательный - в случае отказа от него.

Активное участие в реализации данной программы принимает, появившийся около полутора лет назад в структуре ТПП РФ комитет по деловой этике. Национальная программа реализуется комитетом по деловой этике ТПП РФ совместно с Национальным фондом «Российская деловая культура» при поддержке ЮНЕСКО, Министерства торговли США, Фонда "Евразия", Центра международного частного предпринимательства CIPE, Центра "Трансперенси Интернешнл", Мирового центра этических ресурсов, Всемирного банка.

Основные направления деятельности комитета по деловой этике – содействие позитивным тенденциям развития отечественной деловой культуры и улучшению делового образа России, повышение эффективности участия деловых кругов в законотворческих процессах. Приоритетными направлениями деятельности Комитета ТПП РФ по деловой этике в 2002-2004 годах являются: образование региональных центров деловой культуры, разработка этических кодексов на предприятиях, а также кодекса профессионально-этических норм для членов ТПП, поддержка предпринимателей и их объединений в проведении ими политики социальной ответственности, разработанной на основе принципов, принятых международным сообществом.

Значительным шагом в установлении норм деловой этики в современном российском бизнесе является осуществление проекта «Декларация добросовестной деловой практики в Санкт-Петербурге». 21 мая 1999 года Совет по инвестициям при губернаторе Санкт-Петербурга одобрил настоящий проект, выступил с заявлением о принятии на себя функций депозитария по данному проекту и рекомендовал декларацию для подписания компаниям города, которых волнуют проблемы этики деловых отношений и становления корпоративной культуры. Данный проект был разработан специалистами компании «Соверейн Венчурз, Инк.» при поддержке фонда Евразия. Подписывая Декларацию и становясь участником проекта, компании публично заявляют о намерении вести свою деятельность, исходя из следующих принципов: открытого доступа к информации, конкуренции, разрешения споров правовыми путями, уважение договора и отказа от подкупа в деловой практике. Участники проекта должны разработать и принять кодекс своей компании, в котором изложены ценности компании, цели ее деятельности в самом широком понимании, положения, обращенные к сотрудникам компании и излагающие основы профессиональной этики сотрудников. Среди компаний подписавших Декларацию, такие, как Строительная Ассоциация Санкт-Петербурга, Торгово-Промышленная Палата Санкт-Петербурга, Международная Ассоциация Предпринимателей Санкт-Петербурга, Американская Торговая Палата и Ротари Клуб Санкт-Петербурга.

В ноябре 2000 года в Санкт-Петербурге был создан некоммерческий “Центр деловой этики и корпоративного управления» при информационной и технической поддержке Международного Центра Этики, г. Вашингтон, США, организации, которая уже более 50 лет специализируется на консультировании компаний разных стран по вопросам корпоративной культуры. «Центр деловой этики и корпоративного управления» создавался на базе проекта «Декларация добросовестной деловой практики в Санкт-Петербурге». Открытие этого центра послужило продолжением инициативы частного сектора против коррупции. Этот центр частично финансируется грантом фонда Евразия. Санкт-Петербургский Центр Этики будет оказывать поддержку компаниям-участникам проекта в создании и реализации корпоративных кодексов этики в соответствии с требованиями Декларации, определять и развивать необходимую инфраструктуру для их поддержки и разрабатывать обучающие материалы. Задачами центра являются создание условий для реальных и долгосрочных перемен внутри компаний, привлечение новых участников Декларации, проведение и защита идей этики предпринимательства, становление этичной и прозрачной деловой практики в РФ.

Проблемы корпоративного управления стали одними из самых активно обсуждаемых тем в российском бизнес-сообществе. Приближение норм корпоративного поведения отечественных компаний к общемировым стандартам эксперты связывают с привлечением инвестиций, повышением доверия со стороны инвесторов и развитием экономики в целом. В апреле 2002 года российскому бизнесу был рекомендован к применению Кодекс корпоративного поведения, разработанный Федеральной Комиссией по ценным бумагам (ФКЦБ) России при участии широкого круга отечественных и зарубежных экспертов и одобренный правительством. В кодексе приведены основные рекомендации, касающиеся передовой практики корпоративного поведения, и этот документ стал своеобразным национальным стандартом деловой этики для российских компаний. По прошествии полутора лет действия Кодекса Российский институт директоров при поддержке ФКЦБ и Национального совета по корпоративному управлению провел обширное исследование на предмет того, следуют ли компании, работающие на российском рынке, положениям этого документа и раскрывают ли они информацию о соблюдении или несоблюдении рекомендаций Кодекса. В целом экспертный анализ позволяет сделать вывод, что многие российские компании хотя и начали следовать нормам корпоративного поведения, но общий уровень практики корпоративного управления по-прежнему оставался низким. В среднем выполнялось лишь 6 рекомендаций из базовых 35, но год от года этот показатель растет. Национальным стандартам деловой этики в большей степени следуют частные компании, нежели акционерные общества с государственным участием. Кроме того, была выявлена позитивная связь между динамикой цен на акции компаний и их уровнем развития корпоративного управления. В среднем темп роста индекса акционерных обществ с более высоким уровнем корпоративного управления превышал темп увеличения индекса компаний с более низким уровнем развития корпоративного управления на 44 пункта. За период с января 2002 года по 2003 год это расхождение постепенно увеличивалось: с одного пункта в январе 2002 года до 72 пунктов в августе 2003 года. Важность такой взаимосвязи для экспертов очевидна: она укрепляет экономический смысл совершенствования корпоративного управления. Если компания готова честно и открыто работать на рынке, предоставлять инвесторам всю информацию о своей деятельности, то у нее гораздо больше шансов привлечь инвестиции, а значит развивать свой бизнес.

Среди Северо-Западных компаний, которые известны как соблюдающие кодекс наилучшим образом и уделяющие большое внимание вопросам хорошего корпоративного управления, выделяются: «Северо-Западный Телеком», «Ленэнерго», пивоваренная компания «Балтика», «Северсталь», «Уралмаш-Ижора» (в Северо-Западном регионе расположена часть холдинга). По России известны такие компании, как «Аэрофлот», «МТС», РАО «ЕЭС России», «Кузбассэнерго», «ЛУКОЙЛ» и др. Кроме того, многие компании опубликовали внутренний кодекс корпоративного поведения или аналогичные внутренние документы. Это такие корпорации, как «Российские авиалинии», «АвтоВАЗ», «Ростелеком», «Газпром», «ЮКОС», «Тюменская нефтяная компания», РАО «ЕЭС России», «Ленэнерго», «Северо-Западный Телеком» и др.

Развитие бизнеса, как совокупности профессиональных и социальных процессов в России, достигло уже той стадии, когда вопросы корректного, добропорядочного, доверительного отношения с работниками, акционерами, партнерами и государством все в большей степени определяют успешность бизнеса как такового. Все большее число российских компаний привлекает средства для своего развития на открытых, публичных рынках в форме эмиссий своих ценных бумаг: акций, облигаций, векселей. А как показывает опыт наиболее развитых в экономическом плане стран мира, без определенных деловых этических норм, норм корпоративного управления такие заимствования становятся рискованными как для общества, так и для самой компании.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных