Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Развитие социальной этики бизнеса в России.




В современном мире все большее влияние на репутацию компании оказывает занимаемая ее социальная позиция.

В результате длительного и непрерывного процесса капиталистического развития западных стран сформировалась сложная и сбалансированная система регламентации взаимоотношений частного предпринимательства, власти, общества в сфере социально-экономического развития стран и отдельных территорий. В настоящее время в разных странах участие бизнеса в решении социальных проблем либо жестко регулируется в рамках действующего коммерческого, налогового, трудового, экологического законодательства либо осуществляется самостоятельно под воздействием специально установленных стимулов и льгот. В России этот процесс находится на начальных этапах своего развития и происходит в условиях господствующих позиций государства, крайне слабого развития институтов гражданского общества и олигархического развития бизнеса.

Социальные преобразования в обществе успешны тогда, когда в них сознательно и ответственно участвуют наиболее значимые силы. Взаимодействие политических, социальных и экономических субъектов, основанное на принципах социального партнёрства, позволяет обеспечить стабильное поступательное развитие государства. С повышением значимости нефинансовых факторов устойчивого развития, таких как социальная стабильность, экологическая безопасность, актуализируются практические и теоретические аспекты социальной ответственности.

Принципиальное отличие современной социальной политики состоит в том, что бизнес допущен в сферу, которая традиционно считалась ответственностью государства. Однако практика эволюционного развития корпоративной социальной ответственности экономически благополучных стран показала, что результативно работать в этой зоне ответственности бизнес может только в «корпорации» с обществом и государством. Такая «корпорация» возможна лишь тогда, когда все три участника ориентированы на совместную деятельность, четко разделили свои функции и создали механизмы, работающие в рыночных условиях на основе обоюдной выгоды во благо населения страны.

Поскольку в России социальная политика государства еще недостаточно сильна, а общественные организации находятся в стадии становления, основную роль в формировании разумной и эффективной социальной среды берет на себя крупный бизнес, используя для этого свои достаточно многообразные социальные функции и реальные финансово-экономические, административные и политические возможности. Это в целом придает некоторую специфику корпоративной социальной ответственности бизнеса, отличая российскую модель от западных аналогов.

В процессе реализации социально-ответственной политики возрастает роль корпоративного управления, обеспечивающего достижение социальных, экономических и экологических целей предприятия. Научно обоснованное решение управленческих задач позволяет обеспечивать благоприятные социально-психологические условия на предприятии, влиять на развитие отношений с заинтересованными сторонами (стейкхолдерами), своевременно предотвращать социальную напряженность, не нарушая принципов экономической эффективности.

Социальная ответственность проявляется и в выполнении обязательств, принятых на уровне функциональных единиц организации, особенно высшим руководством. Разработка процедур социальной политики, социальных программ, критериев результативности должна соответствовать нормам и принципам государственных законов. Одним из способов формирования объективной информации о социальной результативности компании является оценка эффективности управления нефинансовыми рисками, в том числе – социальными. Актуальна разработка общих подходов к оценке эффективности управления при осуществлении социально-ответственной политики. Оценка качества управления влияет на положение компании на финансовых рынках, поддержание бесконфликтного существования общества, обеспечение устойчивого развития (преемственности).

Все больше мировых компаний вводят в свою практику понятие "социальная ответственность". Их толкают к этому различные факторы современного делового мира: все более ужесточающиеся требования по охране окружающей среды, непрерывная гонка за новыми технологиями, возрастающая конкуренция на мировых и внутренних рынках, набирающее силу общественное мнение и т.п.

В общих чертах, социальная ответственность бизнеса может быть определена как достижение коммерческого успеха предприятия с учетом соблюдения этических ценностей, уважения к людям, заботы об окружающей среде, принятия во внимание общественных ожиданий. Можно также добавить, что одной из основных черт является практика принятия сбалансированных решений, исходя из оптимального соблюдения интересов всех заинтересованных сторон.

Социальная ответственность отличается от юридической и рассматривается как добровольный отклик организации на социальные проблемы своих работников, жителей города, края, страны, мира. Социальная ответственность – широкое понятие, охватывающее и такие проблемы, как экология, социальная справедливость, равноправие. Представляется, что организации обязаны проявлять ответственность в трех областях – финансы, влияние их деятельности на общество и окружающую среду, воздействие на экологию.

Также в настоящее время широко применим термин «корпоративная ответственность перед обществом», определяемый как философия поведения и концепция выстраивания деловым сообществом, отдельными корпорациями и предприятиями своей деятельности по следующим направлениям [11]:

1) производство качественной продукции и услуг для потребителей;

2) создание привлекательных рабочих мест, выплата легальных зарплат, инвестиции в развитие человеческого потенциала;

3) соблюдение требований законодательства: налогового, экологического, трудового и др.;

4) эффективное ведение бизнеса, ориентированное на создание добавленной экономической стоимости и рост благосостояния своих акционеров;

5) учет общественных ожиданий и общепринятых этических норм в практике ведения дел;

6) вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты развития местного сообщества.

В этом расширенном определении обращает на себя внимание то обстоятельство, что большинство отмеченных направлений деятельности бизнеса содержат экономические принципы предпринимательской деятельности, этические и юридические нормы ведения бизнеса. Социальная составляющая представлена в этом определении через инвестиции в развитие человеческого потенциала и вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты развития местного сообщества.

Оценивая деятельность компании, общество рассматривает не только ее производственные и финансовые показатели, но и то, как она ведет свой бизнес, заботится ли о собственных сотрудниках, насколько ее деятельность соответствует интересам других участников рынка, жителей территорий ее присутствия, а также общества в целом. Предпочтение отдается тем компаниям, которые гарантируют качество и прозрачность бизнеса, проявляют заботу в отношении к обществу.

В этой связи многие социальные расходы компании рассматривают как инвестиции в нематериальные активы и стремятся соответствовать со временем наивысшим стандартам в областях строго оцениваемых общественностью. Поэтому бизнес все больше будет стремиться осуществлять социальные инвестиции в те сферы, которые прямо или косвенно могут улучшить основную деятельность.

Социально-этичная политика бизнеса – это, прежде всего, выгодное вложение денег, целью которого является прибыль, будь то безопасность своего бизнеса, хорошие кадры, поддержка электората и т.д. Как показывает практика, социальные программы оказывают непосредственное влияние на капитализацию компаний. Социально-этичное ведение бизнеса приводит к повышению инвестиционной привлекательности предприятий и, как следствие, открывает более свободный доступ к капиталу, становится важнейшим конкурентным преимуществом. Об этом свидетельствует тот факт, что компании из года в годезопасность своего бизнеса, хорошие кадры, поддержка электората и т.е с имиджем. не только увеличивают объемы социальных инвестиций, но и уделяют все большее внимание раскрытию информации об этой стороне своей деятельности.

В годовых отчетах ведущих корпораций раздел о корпоративной ответственности не менее важен, чем раздел о результатах операционной деятельности. У лидирующих в решении социальных проблем российских компаний квота расходов на эти цели фиксируется в годовом бюджете. В среднем она составляет от 1 до 1,5% прибыли. На западе эта цифра на порядок выше. Такие компании, как Shell или British Petroleum отчисляют на социальные программы до 10% прибыли. Эти затраты вполне оправданы – они имеют экономические (прибыль компании и повышение качества жизни общества) и политические плюсы.

В мировой практике понятие социально-этичного бизнеса стало отождествляться с понятием эффективного бизнеса. Влияние этики бизнеса на эффективность деятельности компании и общества в целом бесспорно и очевидно. Однако, существенные трудности составляет количественная оценка такого влияния. Часто препятствием для развития социальной этики бизнеса становится непонимание предпринимателями того, что конкретно и как быстро она даст их бизнесу. Результат ведения социально-этичной деятельности очень трудно ощутить сразу, т.к. он накапливается годами, потом происходит некий прорыв, когда к компании начинают относиться иначе – начинают узнавать ее как структуру, решающую проблемы общества.

Как эффективно вкладывать средства в такие проекты – вопрос сегодня актуальный для многих руководителей бизнеса. Принимая решения в рамках социально-этичной политики, компаниям приходится выбирать между множеством вариантов вложения средств. В России сегодня благотворительная помощь идет в основном на решение мелких проблем, не создавая при этом большого мультипликационного эффекта для развития общества. Для компаний, заботящихся, прежде всего, о своем имидже, это не имеет большого значения. В США и странах Западной Европы, напротив, корпоративная социальная этика давно поставлена на деловую основу. Фирмы финансируют деятельность некоммерческих организаций, которые на полученные деньги реализуют те социальные программы, которые наиболее эффективны для общества. В России же благотворительность большей частью носит характер разовой адресной помощи нуждающимся. У большинства бизнес-структур нет стратегии такого рода деятельности.

Тем не менее, определенные сдвиги в этой области наблюдаются уже сейчас. Процесс глобализации придал новый смысл вопросу о социальной этике российского бизнеса. Крупные отечественные компании, стремящиеся к выходу на международные рынки, вынуждены переходить к западной модели взаимодействия с общественностью, признающей необходимость ведения этичного бизнеса и добровольную социальную активность. Быть социально-этичной компанией теперь становится не просто модным, но и необходимым условием для дальнейшего существования и развития, особенно крупных корпораций.

До середины 1970-х гг. в мировой практике социально-этичной считалась компания, которая не стремилась уйти от налогов, устанавливала приемлемый уровень заработной платы и выполняла базовые требования по безопасности труда и экологии. По некоторым источникам, в России до сих пор преобладает такое мнение. При этом решение важнейших социальных проблем возлагалось, прежде всего, на государство.

На рубеже 1990-х гг. отношение бизнеса к социальным проблемам стало трансформироваться. Теперь социальная этика бизнеса рассматривается, как своего рода выражение идеологии коммерческой структуры, как ее сознательный и добровольный вклад в развитие общества, дополняющий законодательно установленный минимум. Это широкий спектр различных социальных программ, связанных с профессиональным ростом сотрудников, предоставлением им социального пакета и созданием условий для отдыха и досуга, благотворительная деятельность, спонсорство и многое другое.

Под социальной этикой бизнеса теперь во всем понимаются не только программы, предназначенные для сотрудников компании, но и мероприятия по защите окружающей среды, поддержке социально незащищенных категорий населения, сохранению и развитию жилищно-коммунального хозяйства и памятников культуры, спонсорская помощь образовательным и спортивным организациям, различные благотворительные акции.

Российский бизнес постепенно приближается к этим стандартам. Впрочем, для российских предприятий участие в решении социальных проблем не является чем-то абсолютно новым: в условиях господства государственной собственности предприятия являлись прямым инструментом реализации политики государства в области социальной защиты.

Действующее законодательство не требует от предпринимательства финансирования социальных программ. Уже на начальном этапе перехода России к рыночной экономике государство освободило предприятия от избыточных социальных функций, а в 1993 году Президент РФ издал указ о передаче объектов социальной инфраструктуры предприятий в ведение муниципальных образований.

По данным опроса, проведенного Аналитическим центром развития социального партнерства, в настоящее время 62% предприятий промышленности реализуют какие-либо социальные программы. Российские компании берут на себя дополнительную «социальную нагрузку», понимая, что без помощи со стороны бизнеса никаких положительных изменений не произойдет, и трактуют ее как часть своей миссии, своей стратегии развития.

Таким образом, широкая распространенность таких программ объясняется как недостаточным финансированием субъектами Федерации региональных социальных программ, так и желанием улучшить имидж компании, еще раз подтвердить ее надежность.

Прежнее невнимание российского бизнеса к социальной сфере вполне объяснимо. Его формирование происходило посредством поглощения собственности и захвата свободных ниш на рынке, максимальной эксплуатации технологий и инфраструктуры, доставшейся по наследству от советских времен. Первоначальное накопление капитала проходило в условиях кризиса, развала страны, одновременного формирования нового государства и попыток его переустройства по законам рыночной экономики.

Данные процессы сопровождались ростом коррупции, криминальных способов регулирования экономических отношений и решения текущих проблем. Вокруг российского бизнеса сформировался ореол отрицательных ассоциаций и стереотипов. Однако агрессивные переделы ушли в прошлое, практически спала волна взаимных «недружественных поглощений», а все незанятые доли рынка обрели своих владельцев. Цивилизованная конкуренция диктует грамотную стратегию поведения, включающую переоценку активов, инвестиционное планирование и серьезные затраты на маркетинговую и PR-политику.

Государство, со своей стороны, совсем недавно стало отходить от принципа противостояния с бизнесом и признало возможность сотрудничества с ним. Становятся достоянием прошлого примеры «принудительной благотворительности», когда на предприятие приходили представители местных властей и вынуждали выделять деньги на различные мероприятия. Благотворительная деятельность компаний сегодня – это результат их добровольного решения.

В США до сих пор распространена практика «Принудительной благотворительности». После первой волны энтузиастов социально-этичного поведения к концу 70-х годов американский бизнес стал относиться к благотворительности более прагматично. У правительства появилось опасение, что корпорации вовсе перестанут заботиться о нуждах общества. В 1977 конгрессом был принят документ Community Reinvestment Act, по которому американским банкам предписывалось инвестировать капиталы в те территории, на которых они оперируют. Этот документ по сей день остается основным инструментом поощрения социальной вовлеченности банков на местном уровне. Текст этого документа умещается в одном абзаце и сводится, по сути дела» к одному предложению: Банки должны инвестировать в местное сообщество. Несмотря на отсутствие карательных санкций, банки тратят на эти цели миллионы долларов в год. Порой такие инвестиции составляют до 40 % от прибыли. В конце года каждый банк отчитывался о проделанной работе. По итогам отчета был составлен список активности банков в сфере социальных инвестиций, который опубликовали крупнейшие издания, сопроводив его мелко набранным пояснением о том, что касается он только показателей социальной вовлеченности. Американские читатели, увидев в списке знакомые банки «не в первых рядах», посчитали это признаком их финансовой несостоятельности. Перевод клиентами своих средств на счета более достойных банков, активизировал желание работать на местное сообщество. Создание побудительных мотивов для соревнования в области добра не стоит порицания. Политику правительства нельзя назвать неправомерной.

Несмотря на то, что в России не распространена практика «социального рэкета» правительства, отношение государства к социально-этичной политике бизнеса скорее потребительское. Это выражается в нежелании государства стимулировать бизнес на благие дела посредством освобождения его от уплаты части налогов. Несовершенство налогового законодательства создает существенные препятствия для развития социальной этики бизнеса. Большая часть благотворительных выплат попадают под статью уплаты единого социального налога. С вводом нового налога на прибыль будет устранена единственная трехпроцентная льгота для компаний-благотворителей, действующая на федеральном уровне. Кроме того, эффективности ведения социально-этичного бизнеса в России во многом препятствует отношение к нему со стороны общества и государства как к должному, не задумываясь о связанных с этим сложностях.

Примечательно то, что 34% населения считают российский бизнес социально безответственным, несмотря на то, что социальная ответственность, согласно российскому законодательству, ограничивается обязательной уплатой единого социально налога.

50% опрошенных работников и более 46% представителей местных органов власти недовольны тем, что предприятия существенно сократили объем социальных льгот и программ по сравнению с советским временем. И только 10-15% считают, что сохранение социального финансирования на имеющемся уровне – заслуга и большой успех менеджмента компаний.

В связи с этим затраты на социальную защиту сотрудников, помощь местному сообществу при таком отношении не всегда окупаются в виде роста производительности труда и укреплении репутации компании.

Кроме того, практически отсутствует позитивная положительная информация о примерах социальной этики компаний в СМИ. Как правило, освещаются негативные стороны предпринимательской деятельности, а положительная информация о компаниях попадает на страницы изданий через отдел рекламы, каждое упоминание спонсора оплачивается. Довольно часто попытки рассказать о социальных проектах компании наталкиваются на преграды со стороны редакций. Журналистов не волнуют благородные цели инициаторов благотворительных проектов. Как результат, информация, которая все-таки появляется на страницах прессы, носит рекламный характер. В итоге страдает репутация бизнеса, ведь неграмотно освещенная социально-этичная политика компании может иметь прямо противоположный результат.

Сегодня социальная этика бизнеса – это индикатор развития компании, ее наличие означает, что в организации сформирована философия бизнеса. В современном обществе важнейшими социальными целями становятся духовные потребности человека и состояние окружающей среды. Пришло осознание, что экономическая модель общества, основанная на чистом материализме и утилитаризме невозможна. Поэтому сегодня актуальной задачей является поиск компромисса между материальными и духовными устремлениями человека и как индивидуума, и как существа коллективного. Социальная этика бизнеса, как раз, и дает такой компромисс, эффективно работая как на благо самого бизнеса, так и общества в целом.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных