ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Экономическая оценка земли в сельском хозяйствеПонятие и методика оценки земли. Экономическая оценка земли отражает сравнительную ценность ее как особого средства производства в сельском хозяйстве, исходя из объективных условий в соответствующих природ-но-экономических районах. В основе экономической оценки лежат различия в качестве почв, вызванные как природными, так и экономическими условиями производства. При экономической оценке земли определяются степень влияния качества почвы на такие важнейшие экономические показатели, как валовую продукцию, валовой и чистый доход, прибыль и др. Экономическая оценка земли осуществляется в двух направлениях: общая экономическая оценка земли как средства производства и частная оценка по эффективности возделывания отдельных сельскохозяйственных культур. Методика экономической оценки земли основывается на массовых данных как минимум за последний пятилетний период о фактической урожайности сельскохозяйственных культур и материальных затрат на их производство. Оценочные показатели рассчитываются по агропроизводственным группам почв, отдельно по орошаемым, осушенным и немелиорируемым землям при относительно выровненной структуре производства. Дифференциальная земельная рента. Земельная рента как экономическая категория представляет собой доход, получаемый земельными собственниками в виде платы за пользование землей. Общим для различных форм ренты является то, что она является экономической формой реализации права земельной собственности. Дифференциальная земельная рента - это форма земельной ренты, которая характеризуется добавочной прибылью, возникающей как разница в производительности труда при равно великих затратах на средних и лучших по плодородию и местоположению участках земли. Условиями образования дифференциальной земельной ренты являются наличие различий в уровне плодородия земли, в местоположении участков по отношению к рынкам сбыта, а также в отдаче добавочных вложений капитала в земельные ресурсы. Источником дифференциальной ренты выступает дополнительный чистый доход, образующийся на относительно лучших и удобно расположенных землях или при повышающейся производительности добавочных инвестиций в землю. В практике оценки земли дифференциальную ренту еще называют дифференциальным доходом. По способу воспроизводства добавочной прибыли различают два вида дифференциальной ренты: дифференциальная рента I и дифференциальная рента II. Дифференциальная рента I представляет собой устойчивую добавочную прибыль, полученную 1^ак результат раз1^ой производительности одинаковых затрат труда на равных земельных участках различного плодородия и местоположения. Она имеет две разновидности: дифференциальная рента I по плодородию участков и дифференциальная рента I по местоположению земель. Дифференциальная рента II - это устойчивая добавочная прибыль, полученная как результат различной производительности последовательных добавочных вложений капитала на одном и том же участке земли. Она органически связана с процессом интенсификации сельского хозяйства, целью которой является увеличение выхода продукции с единицы земельной площади при данных затратах капитала. Дифференциальная рента I исторически возникла значительно раньше дифференциальной ренты II и растет по мере развития экстенсивного земледелия. Она увеличивается в связи с вовлечением в хозяйственный оборот новых земельных участков. Масса дифференциальной ренты I может возрастать при данном уровне техники как в случае перехода от худших земель к лучшим, так и в случае перехода от лучших земель к худшим. В первом варианте рост ренты будет обусловлен уровнем регулирующей цены производства при вовлечении в эксплуатацию относительно лучших по качеству земельных участков. Во втором - масса ренты будет расти в связи с увеличением добавочной прибыли за счет большой площади использованных средних земель. В сельском хозяйстве в условиях частной собственности существует два вида монополии на землю: монополия хозяйства на землю и монополия собственности на землю. В первом случае земля монополизирована как объект хозяйства арендаторами и на каждом земельном участке хозяйничает отдельный арендатор. Он не дает другим арендаторам возможность приложить свой капитал к той же земле. Во втором - земля монополизирована как объект собственности землевладельца и каждый земельный участок находится в собственности определенного землевладельца. Последний решает дать или не дать арендатору возможность приложить свой капитал к чужой земле. Монополия собственника на землю порождает абсолютную ренту, которая уплачивается за пользование землей независимо от ее качества. Абсолютная рента возникает через механизм повышения цен на сельскохозяйственные продукты выше общественной цены производства. Показатели эффективности использования земли. Экономическая эффективность использования земли в сельском хозяйстве характеризуется системой натуральных и стоимостных показателей. Основными из них являются следующие: - урожайность сельскохозяйственных культур, ц/га; - стоимость валовой продукции, валового и чистого дохода, прибыли в расчете на 1 га, руб.; - окупаемость затрат в земельные ресурсы, стоимость валовой продукции на 100 руб. материальных затрат, руб.; - дифференциальный доход, руб./га; - рентабельность производства продукции, %. Стоимость валовой продукции определяют как производное от урожайности сельскохозяйственных культур (основной и побочной продукции) и кадастровой цены конкретного вида продукции (Кц). Последняя рассчитывается по формуле: Кц=Сп+Пп где Сп - себестоимость производства конкретного вида продукции, руб/ц; Пп - размер прибавочного продукта, руб/ц. Размер прибавочного продукта, как правило, устанавливают в процентах к себестоимости. Так, если себестоимость 1 ц зерна 400 руб., а прибавочный продукт равен 40% от себестоимости продукции, то кадастровая цена зерна составит 560 руб (400 руб + (400' 0,4)) за 1 ц. В качестве критериев экономической оценки земли принимаются стоимость валовой продукции, валового и чистого дохода в расчете на 1 га почвенной разности. Лучшие земли по качественной характеристике и многолетним средним экономическим показателям оцениваются в 100 баллов. За эта- лон в 100 балл, приняты показатели южных, глубоких черноземов (Краснодарский край). Шкала оценки других видов почв определяется как отношение стоимости валовой продукции, валового и чистого дохода каждой сравниваемой агропроизводственной группы почв к показателям эталона. Окупаемость затрат (Оз) в земельные ресурсы определяют, используя следующую формулу: Оз= — Зм где Пв - стоимость валовой продукции по кадастровым ценам, руб/га; Зм - материальные затраты на I га земли, руб. Дифференциальный доход находят на основе стоиж)сти валовой продукции и окупаемости затрат. Размер дифференциального дохода (Дд) рассчитывают по формуле: ^^ —5;—' где 1,4 - коэффициент размера прибавочного продукта. Оценочная стоимость сельскохозяйственных земель может быть определена как производное размера дифференциальной ренты на срок капитализации земель. В свою очередь размер дифференциальной ренты (Др) находят по формуле: ^^ (Цв-Ци) . Ун ' где Цв - средневзвешенная цена продажи основной культуры, руб/ц; Ц„ - индивидуальная цена производства продукции, руб/ц; У„ - урожайность нормальная, ц/га. Индивидуальная цена производства продукции представляет собой сумму затрат нормативной заработной платы, материальных ресурсов, внутрипроизводственных транспортных затрат, умноженную на нормативную рентабельность, которая обеспечивает расширенное воспроизводство и плюс транспортные затраты по перевозке урожая к рынку сбыта. В качестве дополнительных показателей при определении уровня использования земли могут быть использованы: - удельный вес сельскохозяйственных угодий в общей земельной площади, %; - удельный вес пашни в структуре сельскохозяйственных угодий, %; - удельный вес посевов сельскохозяйственных культур в площади пашни, %. Увеличение производства сельскохозяйственной продукции может быть успешно осуществлено только при условии значительного повышения эффективности использования земельных ресурсов. В современных условиях это приобретает особую актуальность. Интенсивное ведение сельскохозяйственного производства предполагает дополнительные вложения материальных и денежных средств в виде применения новых машин и технологий, развития химизации и мелиорации, внедрения перспективных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, высокопродуктивных пород животных. Все это в конечном итоге будет способствовать более эффективному использованию земельных ресурсов. 4. Земельная реформа в условиях рыночных отношений Законы России о земле. Главный вопрос при проведении аграрных реформ заключается в собственности на землю. Земельное законодательство Российской Федерации утверждает многообразие и равенство государственной, колхозно-кооперативной, частной, коллективно-долевой форм собственности, а также поддержку всех форм хозяйствования. Земельная реформа в России началась в 1990-м году, когда были приняты ряд законов и постановлений правительства. Это, прежде всего законы «О земельной реформе», «О плате за землю», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», а также «Земельный кодекс Российской Федерации». В законе «О земельной реформе» предусмотрена передача земельных участков: - колхозам, другим кооперативным сельскохозяйственным предприятиям, акционерным обществам, в том числе созданным на базе совхозов; - гражданам для ведения коллективного садоводства в коллективную (совместную или долевую) собственность; - для строительства дач, гаражей, а также индивидуальной предпринимательской деятельности в пожизненное наследуемое владение или пользование, в том числе в аренду; - в собственность граждан для ведения личного подсобного хозяйства (схема 12). Схема 12 Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются: Гражданам - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного» подсобного хозяйства, садоводства, огородничества Кооперативам граждан - для садоводства, огородничества, животноводства v Колхозам, совхозам, другим сельскохозяйственным государственным, кооперативным и другим для сельскохозяйственного производства Научно-исследовательским, учебным и другим сельскохозяйственным учреждениям - для исследовательских, учебных целей, сельскохозяйственного производства Несельскохозяйственным предприятиям для ведения подсобного сельского хозяйства На этих землях собственник вправе возвести жилой дом и хозяйственные постройки. Порядок определения земельной доли. Постановлением правительства Российской Федерации № 208 от 4 сентября 1992 г. «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» установлен порядок определения земельной доли (схема 13). Схема 13 Порядок реорганизации хозяйств и установление земельных долей и имущественных паев Составление предварительной схемы реорганизации предприятия Принятие решения о проведении реорганизации предприятия Инвентаризация земли и имущества хозяйства Уточнение списка лиц, имеющих право на земельные доли и имущественные паи Расчет и уточнение размера земельных долей и имущественных паев Утверждение пакета документов и выдача свидетельств Размер земельного пая устанавливается независимо от стажа работы и трудового вклада работника предприятия. Владелец земельного пая может использовать его следующим образом: - получить при выходе из хозяйства с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства; - внести в качестве взноса в создаваемое товарищество, акционерное общество; - продать, сдать в аренду другим владельцам долей. Земельный пай передается в наследство. При определении земельной доли учитываются все сельскохозяйственные угодья в границах сельскохозяйственного предприятия. Не включаются в состав земельной доли и не подлежат перераспределению: - земли, переданные в ведение сельских, поселковых и городских советов (земли приусадебных участков, сенокосов и пастбищ общественного пользования); - земли, включенные в фонд перераспределения; — земли, используемые сортоучастками и опытными хозяйствами; - земли, переданные хозяйству в аренду. При передаче земли в аренду Постановлением правительства от 3 ноября 1994 г. (№ 1204) «О порядке определения нормативной цены земли» > станов-лена нормативная цена в размере 200-кратной ставки земельного налога на единицу площади земельного участка. При этом полностью освобождаются от платы за землю следующие организации и учреждения (схема 14). Схема 14 Освобождаются от платы за землю полностью: Заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады Предприятия и граждане, занимающиеся традиционными промыслами (художественными промыслами и ремеслами) Научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства Учреждения культуры, образования, здравоохранения, спортивно-оздоровительные комплексы Предприятия, учреждения, организации и граждане, получившие малопродуктивные земли Постановлением правительства Российской Федерации № 96 от 1 февраля 1995 г. «О порядке осуществления прав собственников земельных долей» на земельную долю имеют право: — работники сельскохозяйственных предприятий, в том числе и уволенные по сокращению численности с 1 января 1992 г. В их число не включаются временные, сезонные работники, а также лица, работающие по гражданско-правовым договорам и совместители, основное место работы которых находится в другом хозяйстве; - пенсионеры, вышедшие на пенсию в сельскохозяйственном предприятии и проживающие на его территории; - лица, занятые в социальной среде на селе; - временно отсутствующие работники сельскохозяйственных предприятий (военнослужащие, студенты, женщины в отпуске по беременности и родам); - наследники лица, имевшего право на получение в собственность земельной доли, но умершего к моменту выдачи свидетельства. Размер земельной доли рассчитывают в гектарах или в балло-гектарах, путем деления общей площади сельскохозяйственных угодий на число лиц, имеющих право на получение в собственность земельной доли. Споры, связанные с правом на получение земельной доли и определением площади земель, находящихся в общей собственности, решаются судами. Собственник земельной доли имеет право сдать ее в краткосрочную аренду для сельскохозяйственного производства другим собственникам земельных долей, получивших их в натуре для создания крестьянского (фермерского) хозяйства. В этих целях между ними заключается договор в установленной форме. Каждый собственник земельной доли может продать ее для производства сельскохозяйственной продукции. Собственники земельных долей могут произвести обмен на основании заключенного договора. Задачами земельного законодательства в России является регулирование земельных отношений в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, создание условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле. Важная задача состоит в воспроизводстве почв, сохранении и улучшении природной среды и охране прав на землю граждан, предприятий, учреждений и организаций. В 1997 г. в России завершился первый этап земельной реформы, который в основном сводился к перераспределению государственной земельной собственности в пользу частного и кооперативного секторов и введению платы за пользование землей. В основу государственной политики в области преобразования земельных отношений были положены следующие принципы: - бесплатное наделение земельными долями в размере среднерайонной нормы для работников сельскохозяйственных предприятий, социальной сферы, пенсионеров и других лиц; - формирование фонда перераспределения земель за счет изъятия части земельных угодий у колхозов и совхозов;
- право изъятия из реорганизованного сельскохозяйственного предприятия земельной доли в натуре для создания крестьянского (фермерского) хозяйства; - разрешение сделок по распоряжению земельными долями, включая право их продажи. Основные земельные преобразования в сельском хозяйстве России прошли в первые годы реформирования отрасли и перехода к рыночным отношениям. В последующие годы главная работа велась в направлении юридического оформления земельных участков. В 2001 г. был принят ряд важнейших законодательных актов, определяющих формирование земельных отношений в России. Был принят Земельный Кодекс Российской Федерации, который призван регулировать отношения по использованию и охране земель. В 2002 г. завершена работа по принятию законодательных актов об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Принятый в июне 2001 г. Федеральный Закон «О ^землеустройстве» (№ 78-ФЗ от 18.06.2001 г.) определяет государственные полномочия в системе землеустройства и устанавливает правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования земель. Закон «О разграничении государственной собственности на землю», который был принят в июле 2001 г. (№ 110-ФЗ от 17.07.2001 г.), определяет правовую основу разграничения земельной собственности на федеральную, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В целях более эффективного использования земельных угодий России важная роль отводится принятому в декабре 2001 г. Федеральному Закону «Об индексации ставок земельного налога» (№ 163-ФЗ от 14.12.2001 г.) в нем подчеркивается, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 г. применяются в 2002 г. для всех категорий земель с коэффициентом 2. Развитие земельных отношений в 2001 г. характеризовалось главным образом ростом количества сделок по аренде, продаже государственных и муниципальных земель, купле-продаже земельных участков их собственникам. В 2001 г. в России было заключено 5,3 млн. сделок с земельными участками площадью 132,9 млн. га. Реформирование земельных отношений в сельскохозяйственном производстве России привело к возникновению новых форм хозяйствования и перераспределения земель между различными землепользователями. На 1 января 2002 г. распределение земель сельскохозяйственного назначения по формам собственности сложилось следующим образом: в собственности граждан было - 29,3%, юридических лиц - 1,6%, государственной и муниципальной собственности - 69,1%. В распоряжении предприятий и организаций находилось 80% всех сельскохозяйственных угодий, а граждан и коллективов — 20% (табл. 7). Формирование земельных отношений в Российской Федерации сдерживается отсутствием достаточно эффективных правовых нормативов и в первую очередь Земельного кодекса. Это привело к тому, что обсчет земельных участков в основном ограничивается преимущественно сделками по поводу садовых участков и земель, занятых под личным подсобным хозяйством. Таблица 7 Использование сельскохозяйственных угодий предприятиями и организациями, гражданами России, 2002 г.
Экономический оборот земли внутри хозяйства и при реорганизации предприятий ограничивается в основном арендой. При этом резко сократилось число вновь созданных крестьянских (фермерских) хозяйств. Так, если в 1995 г. в аграрном секторе России было 280,1 тыс. крестьянских (фермер- ских) хозяйств, то в 2000 г. их количество сократилось до 261, 7 тыс., а в 2002 г. общая численность крестьянских (фермерских) хозяйств составила 264 тыс. Отсутствие федерального законодательства по земельным отношениям привело к тому, что в ряде регионов принимаются свои законы и постановления о сделках с землей. Например, областной Закон о рынке земли введенный в действие в конце 1997 г. в Саратовской области. В начале 1998 г. здесь прошли первые торги по продаже земли. В ряде регионов приняты решения о недопустимости купли-продажи сельскохозяйственных угодий, находящихся у предприятий. В Тюменской области принят Земельный кодекс, предусматривающий беспрепятственное развитие аренды земельных долей и формирование внутрихозяйственного земельного рынка. В этой области около 95% земельных долей арендуется коллективными хозяйствами у собственников таких долей. Преобразование земельных отношений в сельском хозяйстве привело к расслоению коллективов на группы людей с несовпадающими интересами. Это негативно сказывается на взаимоотношениях в предприятиях, ведет к снижению мотивации к труду и усилению иждивенческих настроений у части сельского населения. Нормативные акты не предусматривают систему ограничительных мер на предоставление земли гражданам профессионально неподготовленным и по состоянию здоровья не способным эффективно использовать земельные угодья. В отдельных субъектах Российской Федерации были приняты свои законодательные акты о землепользовании, которые вступают в противоречие с федеральными. Формально реализуется принцип платности землепользования. Взимаемые земельные платежи не отражают реальной цены земли. При этом многие участки земли в связи с неполнотой учета не попадают в состав облагаемых налогом. Значительные площади выходят из оборота в сельском хозяйстве. Однако, меры ответственности за это не предусмотрены или не применяются. Существует три вида платы за землю: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Последняя применяется не для платы в бюджет за землю, а как стоимость участка определенного качества и местоположения для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка. Размер земельного налога устанавливается в виде стабильных платежей на единицу площади в расчете на год. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли. Налог на земли сельскохозяйственных угодий до 1997 г. определялся на основе данных их кадастровой оценки. Начиная с 1997 г. субъектам Российской Федерации было предоставлено право самостоятельно определить раз- мер земельного налога. Размер земельного налога в сельскохозяйственных предприятиях составляет 6-7% от общей суммы налоговых платежей. Он не оказывает существенного влияния на эффективное ведение сельскохозяйственного производства. В связи с отсутствием денежных средств в хозяйствах в ряде областей практикуется внесение налога на землю посредством сельскохозяйственной продукции по установленным коэффициентам. Это обеспечивает практически полную собираемость налога на землю. Вопросы для самоконтроля и обсуждения на семинарских Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|