ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Рынки факторов производства для сельского хозяйства' Понятие и спрос на факторы производства. Продукция в сельском хозяйстве создается всеми факторами производства: землей, трудом, капиталом. Одни из них оказывают существенное влияние на формирование потребительной стоимости, а другие на создание стоимости товара. Факторы в процессе производства взаимодействуют друг с другом, замещают друг друга, повышая эффективность в целом. Для нормального функционирования процесса производства предприятие должно иметь все необходимые факторы производства и в достаточном количестве. Следовательно, наряду с рынком потребительских товаров, существует также рынок факторов производства, которые поступают в рыночный оборот. Рынок факторов производства представляет собой сферу товарного оборота таких ресурсов хозяйственной деятельности, как земля, природные, трудовые и капитально-технические ресурсы. Рынки факторов производства можно сгруппировать по важнейшим видам ресурсов и подразделить на рынок земли, рынок труда, рынок капитала. В развитой рыночной экономике товары производственного назначения многочисленны и под влиянием научно-технического прогресса постоянно изменяются и обновляются. Рынки факторов производства тесным образом переплетаются и взаимодействуют с рынком денег и ценных бумаг. Последние опосредствуют движение факторов производства в каналах обращения. Рынки факторов производства регулиру- ются экономической политикой государства. В первую очередь необходимым является законодательное регулирование рыночного оборота земельных и трудовых ресурсов, которые представляют собой особую социальную ценность. Рынки земли и труда не должны истощать богатство нации. Государство должно стимулировать развитие производства и законодательно и экономически смягчать негативные тенденции рыночного оборота товаров производственного назначения. Экономическая конкуренция между товаропроизводителями ведет к наиболее эффективному использованию ограниченных ресурсов общества. Конкуренция при помощи установления цен на факторы производства распределяет ресурсы между предприятиями таким образом, чтобы максимально удовлетворять потребности членов общества. При этом ресурсы должны распределяться между предприятиями и отраслями с учетом обеспечения выпуска необходимого ассортимента товаров для удовлетворения общественных потребностей. Это эффективность распределения ресурсов. Другое требование использования ресурсов состоит в том, чтобы каждый товар производился с наименьшими издержками производства. Это соответствует производственной эффективности. Спрос на факторы производства имеет экономическую специфику. Она состоит в том, что ресурсы удовлетворяют потребности людей не в прямом смысле, а косвенно, через производство товаров и услуг. Спрос на конкретный вид факторов производства может возрастать или снижаться в зависимости от спроса на потребительские товары, созданные при помощи данных факторов производства. Спрос на факторы производства зависит от уровня цен не только на данный ресурс, но и на все остальные сопряженные с ним факторы производства. Эластичность спроса на каждый фактор производства изменяется в зависимости от: - уровня доходов предпринимателя и спроса на производимую продукцию; - возможностей взаимозамещения применяемых экономических ресурсов; - наличия рынков взаимозаменяемых факторов производства; - стремления товаропроизводителей к освоению новых технологий, к Предложение факторов производства. На рынке в условиях конкуренции цены на факторы производства формируются под влиянием спроса и предложения. Предложение факторов производства - это их количество, которое может быть представлено на рынке по существующим в данный момент ценам. На рынке факторов производства спрос порождает предложение экономических ресурсов. В этом отношении рынки факторов производства не отличаются от рьшков потребительских товаров и услуг. Наряду с этим рынки факторов производства имеют и свои особенности. Они сводятся к тому. что предложение зависит от специфики каждого фактора производства и обусловлено как ограниченностью, так и редкостью экономических ресурсов. Предложение ресурсов ограничено по сравнению с потребностью товаропроизводителей в них для производства необходимых товаров и услуг. Если бы факторы производства были бы бесплатными, то предложение экономических ресурсов не было бы ограниченным. Следовательно, ненужными были бы рынки конкретных товаров. В действительности же при ограниченности экономических ресурсов предложение их на рынке вызывает определенный интерес у товаропроизводителей. Предложение каждого фактора производства на рынке имеет различную эластичность. Так, предложение на рынке земли является не эластичным, ибо размеры ее четко определены, а площади земли практически не изменяются. Альтернативного экономического ресурса, который мог бы заменить землю, не существует. Земля в сельском хозяйстве является невоспроизводимым экономическим ресурсом. В то же время предложение на рынке ресурсов сырья оказывается более эластичным, поскольку имеются альтернативные, взаимозаменяемые виды сырья и материалов. Запасы полезных ископаемых и природного сырья весьма ограничены, а многие из них и не воспроизводимые, а следовательно, без заменителей ресурсов рынок был бы не эластичен. Трудовые ресурсы в каждый момент также являются ограниченными, фиксированными и относительно медленно изменяющимися. Эластичность предложения рабочей силы может быть повышена за счет более полной занятости трудовых ресурсов, снижения безработицы, совершенствования производственных процессов. Понятие предельного продукта. Предельный продукт фактора производства представляет собой добавочный продукт, который получается при введении дополнительной единицы фактора, если другие факторы остаются неизменными. Все факторы производства в рыночной экономике делятся на следующие группы: - природные ресурсы, земля; - трудовые ресурсы; - капитал; - предпринимательские способности. Каждый из данных видов факторов производства обладает способностью приносить определенных доход. Доход от земельных ресурсов принято называть рентой. Она имеет три вида: дифференциальная рента I; дифференциальная рента II и абсолютная рента. Последняя реализуется через механизм повышения цен на сельскохозяйственные продукты выше общественной цены производства. Абсолютная рента не является надбавкой к стоимости сельскохозяйственных продуктов, а представляет только часть их стоимости. Ис- точником абсолютной ренты выступает созданная прибавочным трудом прибавочная стоимость. Абсолютную ренту порождает монополия частной собственности на землю. Особенностями абсолютной ренты является то, что она в отличие от дифференциальной ренты получается со всех земель независимо от их качества. Дифференциальная рента не влияет на цены на сельскохозяйственную продукцию, тогда как абсолютная рента ведет к> повышению цены продуктов земледелия выше уровня общественной цены производства. Предельным продуктом земли является прирост величины совокупного продукта в результате введения в процесс производства еще одного земельного участка при неизменных размерах других производственных затрат. Доход, который приносят трудовые ресурсы, как факторы производства, выступает в виде заработной платы. Она формируется из заработной платы работников физического и умственного труда. Предельный продукт труда представляет собой дополнительный выпуск продукции при введении еще одной единицы труда, тогда как другие виды производственных затрат не меняются. Доход капитала представлен годовой процентной ставкой. Продукт - это цена, которую необходимо заплатить за ресурсы сейчас, вместо того, чтобы ждать, пока будут средства, на которые можно приобрести эти ресурсы. Другими словами, процент - это надбавка за то, чтобы распоряжаться ресурсами в настоящее время. В сельском хозяйстве в качестве капитала выступают инвестиционные ресурсы. При этом в состав капитальных ресурсов не включаются деньги. Последние могут быть использованы для закупки машин, оборудования, техники и других средств производства. Следовательно, доход может приносить только реальный капитал: машины, инструменты, оборудование и другой производственный инвентарь. Особую группу факторов производства представляет предпринимательская деятельность. Доходом от реализации предпринимательских способностей выступает предпринимательская прибыль. Предельным продуктом предпринимательства является дополнительный размер продукции, полученный при использовании добавленной предпринимательской деятельности при неизменных других видах производственных затрат. Цена фактора производства определяется исключительно спросом и предложением. Равновесная цена совпадает с предельной доходностью фактора производства при данном соотношении спроса и предложения. Доход, созданный в производстве, должен быть равен сумме предельной доходности каждого из факторов. Причины изменения спроса на факторы производства. Расходы, которые несут товаропроизводители при покупке факторов производства выступают как доходы собственников ресурсов в виде ренты на землю, заработ- ной платы, процента и прибыли на капитал. Ценой такого фактора как земля является рента. Она может составлять часть арендной платы. На рынках факторов производства предложение земли является абсолютно неэластичным. Спрос и цена на землю изменяются в соответствии с динамикой ставки процента. Изменение цены земли в зависимости от уровня ссудного процента представляет собой разновидность дисконтирования такого экономического ресурса как земля. Такие расчеты следует проводить при заключении договоров аренды об использовании земли на конкретный срок Ср где Рз - сумма рент, приносимых участком земли; Ср - величина ссудного процента. Причинами изменения спроса на земельные ресурсы являются: - рассредоточенность земельных ресурсов по территории и по регионам;, - количество и структура земельных угодий; - качественное состояние участков земли; - продуктивность отдельных земельных угодий (пашни, сенокосов, пастбищ, многолетних насаждений). Общим выражением дохода на капитал, на все капитальные активы является процент. Уровень его определяется годовой ставкой процента (Сп). Она рассчитывается как частное of деления величины чистого дохода (ЧД) к размеру применяемого капитала (Кп) '" Кп 100 % Все экономические ресурсы, выраженные в денежной форме, приобретают форму капитального актива, выступающего на рынке. Ожидаемый доход от использования капитала суммируется из ежегодных поступлений в течение всего срока его службы. Стоимость капитала оплачивается товаропроизводителем один раз в процессе его приобретения. Поэтому производителю важно знать какую сумму следует заплатить за капитал в настоящее время, чтобы через определенный период его эксплуатации получить необходимый доход. Такие расчеты проводятся с помощью дисконтирования будущего дохода. Цена предложения капитального товара определяется как сумма издержек производства данного товара, затрат на его реализацию и прибыли от его производства. Цена предложения - это продажная цена капитального ресурса. Если цена спроса превышает цену предложения капитального ресурса, то предприятию выгодно приобретать дополнительные единицы данного ресурса. Одним из главных факторов производства в сельском хозяйстве является труд. Спрос на труд со стороны товаропроизводителя зависит: - от спроса на продукцию, производимую при помощи данного труда; - от предложения других экономических ресурсов и, прежде всего, капитала. В этом случае возможно замещение труда другими факторами производства и снижение спроса на труд; - от производительности труда. При этом чем выше производительность труда, тем выше спрос на него. Товаропроизводители определяют цену спроса на труд посредством уровня заработной платы. Цена на труд, как и на другой фактор производства, зависит от его предельной производительности. Последняя представляет приращение объема выпускаемой продукции, вызванное использованием дополнительной единицы труда, при условии, что другие факторы производства являются неизменными. Таким образом, предприятие будет нанимать рабочих до тех пор, пока предельный продукт их труда в денежном выражении не станет равным предельным затратам на оплату труда. В том случае, когда предельный продукт станет меньше предельной заработной платы, тогда товаропроизводителю нанимать дополнительных работников будет экономически невыгодно. Уровень заработной платы выражает не только цену спроса на труд, но и цену предложения труда. Предложение рабочей силы на рынке труда форсируется под воздействием следующих условий: - общей численности населения; - численности активного трудоспособного населения; - количества отработанного времени за год; - профессионального уровня, квалификации работников, производи Цена предложения труда определяется стоимостью товара рабочая сила всеми предметами потребления и услугами, которые необходимы для воспроизводства личного фактора производства. Предприятие покупает рабочую силу по цене спроса и рассчитывает получить от ее использования определенный доход. 6. Экономическое регулирование рыночных отношений в сельском хозяйстве Объективная необходимость государственного регулирования рыночных отношений. Прежде всего, необходимо четко разграничить экономическую роль государства в условиях свободного рынка и экономическую роль государства в условиях регулируемой рыночной экономики. В экономической науке свободный рынок характеризуется следующими признаками: - неограниченное число участников конкуренции, свободный доступ на I бые виды собственности, кроме государственной. Система свободной конкуренции исключает все формы дискриминации потребителей; - абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов; - предоставление всем участникам конкуренции полного объема рыночной информации о предложении, спросе и ценах на продукцию и услуги; - абсолютная одноименность однородных продуктов, отсутствие торговых марок и других индивидуальных характеристик качества товара; - участники свободной конкуренции не должны оказывать влияние на решения, принимаемые другими предпринимателями. Таким образом, в системе свободного рынка должна отсутствовать монополия, а также исключены инфляция, безработица и перепроизводство. Однако вместе с тем свободный рынок не в состоянии гарантировать решение всех социально-экономических проблем общества. Здесь особое значение имеет экономическая роль государства в регулировании рыночных отношений. Экономическое вмешательство государства требуется при решении таких задач, которые неподвластны рыночному механизму. Основными из них являются следующие: - государственное регулирование внешних эффектов. Это относится в первую очередь к защите окружающей среды, улучшению почвенного плодородия, проведение мелиоративно-осушительных работ и т.д.; - государственное регулирование потребления общественные товаров. Свободный рынок позволяет удовлетворять только те потребности, которые выражаются через спрос. Однако есть другие товары и услуги, в потреблении которых участвует все население. В первую очередь это относится к охране общественного порядка, национальной обороне, государственному управлению, а также функционированию единой энергетической системы, сетей коммуникаций, и др.; - обеспечение государством экономики страны необходимым количеством денежной массы. Рынок не способен решить эту важную проблему. Главное назначение экономической деятельности государства состоит в дополнении тех функций рынка, которые он не в состоянии эффективно выполнять. Рынок не гарантирует соблюдения права на труд. В рыночной экономике имеет место безработица. Государство должно регулировать рынок рабочей силы с целью поддержания полной занятости населения. Рынок не может обеспечить ускорение научно-технического прогресса во всех отраслях экономики страны, особенно в развитии фундаментальной науки и техники, которые требуют крупных инвестиций. Рыночное хозяйство нуждается в проводимой государством антиинфляционной и антимонопольной политике. Принципы государственного регулирования сельского хозяйства. Экономическое регулирование аграрного рынка основывается на государ- ственном протекционизме, предусматривающем субсидирование расширенного воспроизводства, налоговое и кредитное стимулирование. Решение задач экономического стимулирования аграрного рынка должно осуществляться по следующим направлениям: - стимулирование продовольственной безопасности государства; - установление научно-обоснованных эквивалентных отношении между сельским хозяйством и промышленностью; - поддержка доходов сельских товаропроизводителей на уровне, обеспечивающем расширенное воспроизводство; - создание условий для широкого внедрения достижений научно- - формирование единого экономического пространства внутри государ Вхождение сельского хозяйства России в рыночную экономику требует с одной стороны разработки концепции аграрной и продовольственной политики и с другой, обоснование принципов государственного регулирования в отрасли. Они базируются на особенностях сельского хозяйства, его материально-производственных ресурсах и социальных условиях развития села. Сельское хозяйство отличается от большинства других отраслей народного хозяйства как специфическими условиями производства (земля, сезонность, живые организмы, несовпадение рабочего периода с периодом производства, сезонность и др.), так и конечной продукцией - продовольственными товарами. При этом спрос на продовольствие является малоэластичным в зависимости от цен на продукцию. Абсолютная неэластичность предполагает, что изменение рыночной цены не оказывает влияния на спрос на продукцию. Она выражается следующей формулой: Э = ^ Э =0 где Эп - абсолютная неэластичность цен; АК - прирост количества продукции, % в текущем периоде по сравнению с предыдущим; АЦ - изменение цены на продукцию за анализируемый период, %. Следовательно, население относительно стабильно потребляет определенные продовольственные товары и снижает потребность в товарах длительного пользования, таких как одежда, обувь, социальные услуги и др. Объемы производства в сельском хозяйстве невозможно быстро изменить поскольку это связано как со специализацией и воспроизводством (в садоводстве, виноградарстве, скотоводстве требуется 5-7 лет, в полеводстве 2-3 года), так и с действием факторов интенсификации производства (внесение удобрений, изменение технологий, применение машин и оборудования). Таким образом, требуется значительный период времени для приспособления сельского хозяйства к новому уровню цен. Существует значительный вре- менной лаг между изменением цен и соответствующей реакцией сельскохозяйственного производства, (Лаг - это разрыв во времени между осуществлением вложений (инвестиций) и получением эффекта. Деньги вкладываются в одном году, а отдача будет только через 2—5 лет). В этой связи необходимо учитывать данный принцип при инвестировании сельского хозяйства. Столкновение на рынке двух малоэластичных субъектов - приводит к непропорционально большим колебаниям цен. Например, увеличение поставок на рынок продукции на 1% приводит к изменению цены на несколько процентов. Ценовой механизм не может полностью выполнить свою главную функцию - регулятора спроса и предложения. Таким образом, производство продовольствия не является саморегулирующим и требуется внешнее вмешательство в целях Защиты интересов и производителя (сельское хозяйство) и потребителя (покупателя). И здесь в качестве основного регулятора должно выступить государство. В сельском хозяйстве наблюдается высокая потребность в постоянных вложениях при относительно низкой фондоотдаче. Причем такая тенденция усиливается при переходе на индустриальные методы и при развитии интенсификации отрасли. Это связано с такими особенностями сельского хозяйства как большая рассредоточенность по территории, сезонный характе^п производства и использования техники и др. Требуются большие вложения в землю (мелиорация, осушение и др.) при сравнительно низкой их отдаче. Без государственного вмешательства невозможно решить задачи по поддержанию сельскохозяйственного производства на должном уровне. Повышение потребностей сельского хозяйства в инвестициях при переходе к индустриальным методам производства существенно ограничивает воспроизводство в отрасли и ведет к снижению уровня доходов населения, занятого в сельском хозяйстве. Если будут действовать только рыночные силы, то уровень доходов сельского населения будет существенно ниже, чем в городе. Для сглаживания этих диспропорций требуется вмешательство государственных сил. И здесь, как показывает практика многих стран в том числе США, малоэффективной является поддержание паритета цен на продукцию сельского хозяйства и продукцию промышленных предприятий, поставляющих материальные ресурсы для сельского хозяйства. Наиболее приемлемым является принцип паритета доходов сельского и городского населения, через комплекс мер, таких как налогообложение, государственная поддержка пенсионной службы, поощрение развития в сельской местности промышленности и возможности занятости населения. Важным является также государственное финансирование на развитие сельской производственной и социальной инфраструктуры. Важнейшей проблемой в развитии рыночных отношений является вопрос о земле, землевладении, землепользовании. Государственное регулирование земельных отношений должно быть направлено на более эффективное использование и сохранность сельскохозяйственных угодий. Государство должно взять на себя затраты на землеустроительные и мелиоративные работы, поскольку финансовых ресурсов сельскохозяйственных предприятий явно недостаточно. Объектом государственного регулирования должна стать и экономическая сохранность земельных угодий. Центральной проблемой взаимоотношений рынка и государства является экспорт и импорт продовольствия. Принцип свободной торговли и принцип аграрного протекционизма зависят от конкретных условий экономики и сельскохозяйственного производства страны. Принцип аграрного протекционизма предполагает: - сохранение продовольственной безопасности страны; - поддержание внешнеторгового баланса с ограничением импорта и субсидированием экспорта; - сохранение и развитие отечественного сельского хозяйства как одной из важных отраслей экономики в целом. Широкое вмешательство государства в экономику, в весь производственный и социальный механизм сельского хозяйства требует значительных затрат. В Австрии уровень государственной поддержки сельскому хозяйству в процентах от стоимости продукции составляет 44%, в Канаде - 35%, Финляндии - 72%, Швеции - 47%, Японии - 72%, Швейцарии - 76%, в Европейском союзе - 38%, США - от 27 до 40%. Реально фермер в этих странах получает за счет рыночных платежей только часть цены, большая часть дохода идет за счет государственных источников. Формы и методы экономического регулирования рыночных отношений в сельском хозяйстве. Поддержание равновесия между спросом и предложением, зашита отечественного производителя и проведение структурных и социальных преобразований на селе может носить как экономический, так и административный характер. Ведущая роль в системе государственного регулирования сельского хозяйства отводится поддержанию соответствующего уровня цен и ценового равновесия (схема 10). Разбалансированность ценового механизма приводит к разрушительным последствиям. Рыночные колебания ценовой системы на продовольствие сдерживаются вмешательством государства. Наибольшая часть государственных затрат на аграрную политику должна идти на поддержание цен. Ценовое регулирование или государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции должна осуществляться до определенного уровня насыщения рынка продуктами питания. При перенасыщении рынка продовольствием государство должно направлять ресурсы на поддержание относительного паритета доходов сельского населения по сравнению с городским. Система регулирования цен ставит следующие цели: - стабилизация цен с их колебанием в относительно узком коридоре; - поддержанию цей производителей сельскохозяйственной продукции, позволяющих вести расширенное воспроизводство; - регулирование объемов и структуры производства при помощи системы цен. Схема государственного регулирования цен сводится к установлению верхних и нижних пределов колебания цен и условной цены, которую должно поддерживать государство. При этом может происходить скупка или продажа нескоропортящейся продукции в целях товарной интервенции и поддержания необходимого уровня цен (зерно, кукуруза, хлопок, шерсть и др.). Недостатком ценового регулирования в условиях насыщения рынка является трудность сдерживания с помощью цен производства, а также большие непроизводственные затраты государства на закупку, хранение и транспортировку сельскохозяйственной продукции. Схема 10 Формы и методы государственного регулирования Государственная поддержка всех форм хозяйствования Совершенствование форм и методов экономического регулирования Установление гарантированных цен для товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции Выдача низкопроцентных кредитов для закупок продукции по контрактам Квотирование производства и реализации продукции Установление дотаций и компенсаций за произведенную продукцию Создание специального фонда ценового регулирования производства В этой связи государство может применять дополнительные нерыночные механизмы корректировки действия ценового механизма. Это может осуще- ствляться путем введения прямого планирования объемов производства. В практике применяются два варианта: - ограничение посевов данной культуры и вывода земли из севооборота с соответствующей компенсацией; - введение прямого квотирования объемов производства. В структуре финансовой помощи сельскому хозяйству поддержание рыночных цен занимает 32% в Новой Зеландии и 80% в ЕС, 90% в Финляндии. Налоговая структура во многих странах с рыночной экономикой не ориентирована на получение налогов на добавленную стоимость сельскохозяйственной продукции. Сельскохозяйственные товары не подлежат налогообложению. Налог на добавленную стоимость должен платиться не на каждом переделе продукта, а на его конечной стадии. В тоже время реализуемая сельскохозяйственная продукция облагается системой сборов, таких как реклама товара, поддержание контроля качества продукции, финансирование прикладных научных исследований и др. Однако размер налоговых сборов в структуре помощи сельскому хозяйству весьма незначителен. Например, в Австрии он составляет - 4%, в ЕС - 1%, в Финляндии - 5%, в США - 1%. Важной формой государственного регулирования рыночных отношений сельского хозяйства является система прямых выплат или субсидирования производителей. Как правило, целевые государственные субсидии могут выдаваться на производственное строительство, покупку техники, переоборудование животноводческих помещений, удешевление кредита. Прямые государственные выплата устанавливаются или в расчете на гектар земли или на голову скота в неблагоприятных условиях производства. Целью таких вьшлат является компенсация отрицательного влияния земельной ренты и повышение издержек производства. Прямые платежи в структуре финансовой помощи составляют в ЕС - 22%, в США - 23%, В Норвегии - 53%. Широкое развитие в этой связи должна получить сельская кредитная кооперация и создание сельскохозяйственных кооперативных банков. Кооперативные банки призваны играть важную роль в аккумулировании свободных денежных средств населения, кредитовании сельского хозяйства и развитии социальной инфраструктуры села. Важнейшим аспектом государственного регулирования является страхование урожаев и поголовья скота. Государственные органы страхования должны возмещать ущерб нанесенный сельскохозяйственным предприятиям в результате стихийных бедствий, болезней, пожаров. Государственное регулирование имеет не только экономический, но и административно-контрольный характер. Эти функции включают: ветеринарный и фитосанитарный контроль; семенная инспекция; карантинная служба. Особая функция государства в сельском хозяйстве должна состоять в контроле за землепользованием, по сохранению национального агрофонда земель. Механизм государственной поддержки сельского хозяйства. Государственная поддержка сельских товаропроизводителей должна осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов регионов и местных бюджетов в соответствии с уровнем принимаемых решений. Механизм поддержки на разных уровнях не должен препятствовать работе предприятий и нормальному функционированию рынка. Прямая государственная поддержка направлена на стимулирование эффективности сельскохозяйственного производства. Выплаты должны быть своевременными и полными в соответствии с бюджетными назначениями и утвержденными порядками. Бюджетные дотации и компенсации необходимо выплачивать всем сельскохозяйственным товаропроизводителям независимо от форм их собственности, организации производства и каналов реализации продукции. Дотации и компенсации целесообразно выплачивать в расчете на единицу товарной продукции. Бюджетные дотации выплачиваются для возмещения затрат, не покрываемых по объективным причинам реализационными ценами на продукцию, произведенную в основных зонах товарного производства. В свою очередь бюджетные компенсации должны выплачиваться для обеспечения минимального уровня эффективного потребления отдельных средств производства, удорожание которых не компенсируется повышением цен на сельскохозяйственную продукцию. Таким образом, с помощью дотаций и компенсаций государство поддерживает отдельные стратегически важные направления производства, в том числе обеспечивающие воспроизводственный потенциал отрасли, имеющие социальную и экономическую значимость. Система государственной поддержки должна быть гибкой, отвечать текущим потребностям сельского хозяйства, реагировать на быстроменяющуюся экономическую ситуацию. Государственное регулирование рыночных отношений в сельском хозяйстве. Основными рычагами государственного регулирования являются ценовая, кредитная политика, бюджетные ассигнования, налоговая система и защита товаропроизводителей (схема 11). Схема 11 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|