Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Рынки факторов производства для сельского хозяйства




' Понятие и спрос на факторы производства. Продукция в сельском хо­зяйстве создается всеми факторами производства: землей, трудом, капиталом. Одни из них оказывают существенное влияние на формирование потреби­тельной стоимости, а другие на создание стоимости товара. Факторы в про­цессе производства взаимодействуют друг с другом, замещают друг друга, повышая эффективность в целом.

Для нормального функционирования процесса производства предпри­ятие должно иметь все необходимые факторы производства и в достаточном количестве. Следовательно, наряду с рынком потребительских товаров, су­ществует также рынок факторов производства, которые поступают в рыноч­ный оборот. Рынок факторов производства представляет собой сферу товар­ного оборота таких ресурсов хозяйственной деятельности, как земля, природ­ные, трудовые и капитально-технические ресурсы. Рынки факторов произ­водства можно сгруппировать по важнейшим видам ресурсов и подразделить на рынок земли, рынок труда, рынок капитала. В развитой рыночной эконо­мике товары производственного назначения многочисленны и под влиянием научно-технического прогресса постоянно изменяются и обновляются. Рынки факторов производства тесным образом переплетаются и взаимодействуют с рынком денег и ценных бумаг. Последние опосредствуют движение факторов производства в каналах обращения. Рынки факторов производства регулиру-


ются экономической политикой государства. В первую очередь необходимым является законодательное регулирование рыночного оборота земельных и трудовых ресурсов, которые представляют собой особую социальную цен­ность. Рынки земли и труда не должны истощать богатство нации. Государст­во должно стимулировать развитие производства и законодательно и эконо­мически смягчать негативные тенденции рыночного оборота товаров произ­водственного назначения.

Экономическая конкуренция между товаропроизводителями ведет к наиболее эффективному использованию ограниченных ресурсов общества. Конкуренция при помощи установления цен на факторы производства рас­пределяет ресурсы между предприятиями таким образом, чтобы максимально удовлетворять потребности членов общества. При этом ресурсы должны рас­пределяться между предприятиями и отраслями с учетом обеспечения выпус­ка необходимого ассортимента товаров для удовлетворения общественных потребностей. Это эффективность распределения ресурсов. Другое требова­ние использования ресурсов состоит в том, чтобы каждый товар производил­ся с наименьшими издержками производства. Это соответствует производст­венной эффективности.

Спрос на факторы производства имеет экономическую специфику. Она состоит в том, что ресурсы удовлетворяют потребности людей не в прямом смысле, а косвенно, через производство товаров и услуг. Спрос на конкрет­ный вид факторов производства может возрастать или снижаться в зависимо­сти от спроса на потребительские товары, созданные при помощи данных факторов производства.

Спрос на факторы производства зависит от уровня цен не только на дан­ный ресурс, но и на все остальные сопряженные с ним факторы производства. Эластичность спроса на каждый фактор производства изменяется в зависимо­сти от:

- уровня доходов предпринимателя и спроса на производимую продукцию;

- возможностей взаимозамещения применяемых экономических ресурсов;

- наличия рынков взаимозаменяемых факторов производства;

- стремления товаропроизводителей к освоению новых технологий, к
внедрению инноваций и достижений научно-технического прогресса.

Предложение факторов производства. На рынке в условиях конкурен­ции цены на факторы производства формируются под влиянием спроса и предложения. Предложение факторов производства - это их количество, ко­торое может быть представлено на рынке по существующим в данный мо­мент ценам. На рынке факторов производства спрос порождает предложение экономических ресурсов. В этом отношении рынки факторов производства не отличаются от рьшков потребительских товаров и услуг. Наряду с этим рын­ки факторов производства имеют и свои особенности. Они сводятся к тому.


что предложение зависит от специфики каждого фактора производства и обу­словлено как ограниченностью, так и редкостью экономических ресурсов.

Предложение ресурсов ограничено по сравнению с потребностью това­ропроизводителей в них для производства необходимых товаров и услуг. Ес­ли бы факторы производства были бы бесплатными, то предложение эконо­мических ресурсов не было бы ограниченным. Следовательно, ненужными были бы рынки конкретных товаров.

В действительности же при ограниченности экономических ресурсов предложение их на рынке вызывает определенный интерес у товаропроизво­дителей.

Предложение каждого фактора производства на рынке имеет различную эластичность. Так, предложение на рынке земли является не эластичным, ибо размеры ее четко определены, а площади земли практически не изменяются. Альтернативного экономического ресурса, который мог бы заменить землю, не существует. Земля в сельском хозяйстве является невоспроизводимым экономическим ресурсом.

В то же время предложение на рынке ресурсов сырья оказывается более эластичным, поскольку имеются альтернативные, взаимозаменяемые виды сырья и материалов. Запасы полезных ископаемых и природного сырья весь­ма ограничены, а многие из них и не воспроизводимые, а следовательно, без заменителей ресурсов рынок был бы не эластичен.

Трудовые ресурсы в каждый момент также являются ограниченными, фиксированными и относительно медленно изменяющимися. Эластичность предложения рабочей силы может быть повышена за счет более полной заня­тости трудовых ресурсов, снижения безработицы, совершенствования произ­водственных процессов.

Понятие предельного продукта. Предельный продукт фактора произ­водства представляет собой добавочный продукт, который получается при введении дополнительной единицы фактора, если другие факторы остаются неизменными. Все факторы производства в рыночной экономике делятся на следующие группы:

- природные ресурсы, земля;

- трудовые ресурсы;

- капитал;

- предпринимательские способности.

Каждый из данных видов факторов производства обладает способностью приносить определенных доход. Доход от земельных ресурсов принято назы­вать рентой. Она имеет три вида: дифференциальная рента I; дифференци­альная рента II и абсолютная рента. Последняя реализуется через механизм повышения цен на сельскохозяйственные продукты выше общественной це­ны производства. Абсолютная рента не является надбавкой к стоимости сель­скохозяйственных продуктов, а представляет только часть их стоимости. Ис-


точником абсолютной ренты выступает созданная прибавочным трудом при­бавочная стоимость. Абсолютную ренту порождает монополия частной соб­ственности на землю.

Особенностями абсолютной ренты является то, что она в отличие от дифференциальной ренты получается со всех земель независимо от их каче­ства. Дифференциальная рента не влияет на цены на сельскохозяйственную продукцию, тогда как абсолютная рента ведет к> повышению цены продук­тов земледелия выше уровня общественной цены производства.

Предельным продуктом земли является прирост величины совокупного продукта в результате введения в процесс производства еще одного земель­ного участка при неизменных размерах других производственных затрат.

Доход, который приносят трудовые ресурсы, как факторы производства, выступает в виде заработной платы. Она формируется из заработной платы работников физического и умственного труда.

Предельный продукт труда представляет собой дополнительный выпуск продукции при введении еще одной единицы труда, тогда как другие виды производственных затрат не меняются.

Доход капитала представлен годовой процентной ставкой. Продукт - это цена, которую необходимо заплатить за ресурсы сейчас, вместо того, чтобы ждать, пока будут средства, на которые можно приобрести эти ресурсы. Дру­гими словами, процент - это надбавка за то, чтобы распоряжаться ресурсами в настоящее время.

В сельском хозяйстве в качестве капитала выступают инвестиционные ресурсы. При этом в состав капитальных ресурсов не включаются деньги. Последние могут быть использованы для закупки машин, оборудования, тех­ники и других средств производства. Следовательно, доход может приносить только реальный капитал: машины, инструменты, оборудование и другой производственный инвентарь.

Особую группу факторов производства представляет предприниматель­ская деятельность. Доходом от реализации предпринимательских способно­стей выступает предпринимательская прибыль. Предельным продуктом предпринимательства является дополнительный размер продукции, получен­ный при использовании добавленной предпринимательской деятельности при неизменных других видах производственных затрат.

Цена фактора производства определяется исключительно спросом и предложением. Равновесная цена совпадает с предельной доходностью фак­тора производства при данном соотношении спроса и предложения. Доход, созданный в производстве, должен быть равен сумме предельной доходности каждого из факторов.

Причины изменения спроса на факторы производства. Расходы, ко­торые несут товаропроизводители при покупке факторов производства вы­ступают как доходы собственников ресурсов в виде ренты на землю, заработ-


ной платы, процента и прибыли на капитал. Ценой такого фактора как земля является рента. Она может составлять часть арендной платы. На рынках фак­торов производства предложение земли является абсолютно неэластичным. Спрос и цена на землю изменяются в соответствии с динамикой ставки про­цента. Изменение цены земли в зависимости от уровня ссудного процента представляет собой разновидность дисконтирования такого экономического ресурса как земля. Такие расчеты следует проводить при заключении догово­ров аренды об использовании земли на конкретный срок

Ср

где Рз - сумма рент, приносимых участком земли; Ср - величина ссудного процента.

Причинами изменения спроса на земельные ресурсы являются:

- рассредоточенность земельных ресурсов по территории и по регионам;,

- количество и структура земельных угодий;

- качественное состояние участков земли;

- продуктивность отдельных земельных угодий (пашни, сенокосов, па­стбищ, многолетних насаждений).

Общим выражением дохода на капитал, на все капитальные активы яв­ляется процент. Уровень его определяется годовой ставкой процента (Сп). Она рассчитывается как частное of деления величины чистого дохода (ЧД) к размеру применяемого капитала (Кп)


'" Кп


100 %


Все экономические ресурсы, выраженные в денежной форме, приобре­тают форму капитального актива, выступающего на рынке. Ожидаемый до­ход от использования капитала суммируется из ежегодных поступлений в течение всего срока его службы. Стоимость капитала оплачивается товаро­производителем один раз в процессе его приобретения. Поэтому производи­телю важно знать какую сумму следует заплатить за капитал в настоящее время, чтобы через определенный период его эксплуатации получить необхо­димый доход. Такие расчеты проводятся с помощью дисконтирования буду­щего дохода.

Цена предложения капитального товара определяется как сумма издер­жек производства данного товара, затрат на его реализацию и прибыли от его производства. Цена предложения - это продажная цена капитального ресурса. Если цена спроса превышает цену предложения капитального ресурса, то пред­приятию выгодно приобретать дополнительные единицы данного ресурса.

Одним из главных факторов производства в сельском хозяйстве является труд. Спрос на труд со стороны товаропроизводителя зависит:


- от спроса на продукцию, производимую при помощи данного труда;

- от предложения других экономических ресурсов и, прежде всего, ка­питала. В этом случае возможно замещение труда другими факторами произ­водства и снижение спроса на труд;

- от производительности труда. При этом чем выше производительность труда, тем выше спрос на него.

Товаропроизводители определяют цену спроса на труд посредством уровня заработной платы. Цена на труд, как и на другой фактор производст­ва, зависит от его предельной производительности. Последняя представляет приращение объема выпускаемой продукции, вызванное использованием дополнительной единицы труда, при условии, что другие факторы производ­ства являются неизменными. Таким образом, предприятие будет нанимать рабочих до тех пор, пока предельный продукт их труда в денежном выраже­нии не станет равным предельным затратам на оплату труда. В том случае, когда предельный продукт станет меньше предельной заработной платы, то­гда товаропроизводителю нанимать дополнительных работников будет эко­номически невыгодно.

Уровень заработной платы выражает не только цену спроса на труд, но и цену предложения труда. Предложение рабочей силы на рынке труда форси­руется под воздействием следующих условий:

- общей численности населения;

- численности активного трудоспособного населения;

- количества отработанного времени за год;

- профессионального уровня, квалификации работников, производи­
тельности труда, сложности труда и др.

Цена предложения труда определяется стоимостью товара рабочая сила всеми предметами потребления и услугами, которые необходимы для вос­производства личного фактора производства. Предприятие покупает рабочую силу по цене спроса и рассчитывает получить от ее использования опреде­ленный доход.

6. Экономическое регулирование рыночных отношений

в сельском хозяйстве

Объективная необходимость государственного регулирования ры­ночных отношений. Прежде всего, необходимо четко разграничить эконо­мическую роль государства в условиях свободного рынка и экономическую роль государства в условиях регулируемой рыночной экономики. В экономи­ческой науке свободный рынок характеризуется следующими признаками:

- неограниченное число участников конкуренции, свободный доступ на
рынок и добровольный выход из него; свободному рынку соответствуют лю-


I



бые виды собственности, кроме государственной. Система свободной конку­ренции исключает все формы дискриминации потребителей;

- абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и дру­гих ресурсов;

- предоставление всем участникам конкуренции полного объема рыноч­ной информации о предложении, спросе и ценах на продукцию и услуги;

- абсолютная одноименность однородных продуктов, отсутствие торго­вых марок и других индивидуальных характеристик качества товара;

- участники свободной конкуренции не должны оказывать влияние на решения, принимаемые другими предпринимателями.

Таким образом, в системе свободного рынка должна отсутствовать мо­нополия, а также исключены инфляция, безработица и перепроизводство. Однако вместе с тем свободный рынок не в состоянии гарантировать решение всех социально-экономических проблем общества. Здесь особое значение име­ет экономическая роль государства в регулировании рыночных отношений.

Экономическое вмешательство государства требуется при решении та­ких задач, которые неподвластны рыночному механизму. Основными из них являются следующие:

- государственное регулирование внешних эффектов. Это относится в первую очередь к защите окружающей среды, улучшению почвенного плодо­родия, проведение мелиоративно-осушительных работ и т.д.;

- государственное регулирование потребления общественные товаров. Свободный рынок позволяет удовлетворять только те потребности, которые выражаются через спрос. Однако есть другие товары и услуги, в потреблении которых участвует все население. В первую очередь это относится к охране общественного порядка, национальной обороне, государственному управле­нию, а также функционированию единой энергетической системы, сетей коммуникаций, и др.;

- обеспечение государством экономики страны необходимым количест­вом денежной массы. Рынок не способен решить эту важную проблему.

Главное назначение экономической деятельности государства состоит в дополнении тех функций рынка, которые он не в состоянии эффективно вы­полнять. Рынок не гарантирует соблюдения права на труд. В рыночной эко­номике имеет место безработица. Государство должно регулировать рынок рабочей силы с целью поддержания полной занятости населения.

Рынок не может обеспечить ускорение научно-технического прогресса во всех отраслях экономики страны, особенно в развитии фундаментальной науки и техники, которые требуют крупных инвестиций. Рыночное хозяйство нуждается в проводимой государством антиинфляционной и антимонополь­ной политике.

Принципы государственного регулирования сельского хозяйства. Экономическое регулирование аграрного рынка основывается на государ-


ственном протекционизме, предусматривающем субсидирование расширен­ного воспроизводства, налоговое и кредитное стимулирование. Решение за­дач экономического стимулирования аграрного рынка должно осуществлять­ся по следующим направлениям:

- стимулирование продовольственной безопасности государства;

- установление научно-обоснованных эквивалентных отношении между сельским хозяйством и промышленностью;

- поддержка доходов сельских товаропроизводителей на уровне, обеспе­чивающем расширенное воспроизводство;

- создание условий для широкого внедрения достижений научно-
технического прогресса и роста эффективности производства;

- формирование единого экономического пространства внутри государ­
ства, выход на рынок ближнего и дальнего зарубежья.

Вхождение сельского хозяйства России в рыночную экономику требует с одной стороны разработки концепции аграрной и продовольственной поли­тики и с другой, обоснование принципов государственного регулирования в отрасли. Они базируются на особенностях сельского хозяйства, его матери­ально-производственных ресурсах и социальных условиях развития села.

Сельское хозяйство отличается от большинства других отраслей народ­ного хозяйства как специфическими условиями производства (земля, сезон­ность, живые организмы, несовпадение рабочего периода с периодом произ­водства, сезонность и др.), так и конечной продукцией - продовольственными товарами. При этом спрос на продовольствие является малоэластичным в зависимости от цен на продукцию. Абсолютная неэластичность предполагает, что изменение рыночной цены не оказывает влияния на спрос на продукцию. Она выражается следующей формулой:

Э = ^ Э =0

где Эп - абсолютная неэластичность цен;

АК - прирост количества продукции, % в текущем периоде по срав­нению с предыдущим; АЦ - изменение цены на продукцию за анализируемый период, %. Следовательно, население относительно стабильно потребляет опреде­ленные продовольственные товары и снижает потребность в товарах дли­тельного пользования, таких как одежда, обувь, социальные услуги и др.

Объемы производства в сельском хозяйстве невозможно быстро изме­нить поскольку это связано как со специализацией и воспроизводством (в садоводстве, виноградарстве, скотоводстве требуется 5-7 лет, в полеводстве 2-3 года), так и с действием факторов интенсификации производства (внесе­ние удобрений, изменение технологий, применение машин и оборудования). Таким образом, требуется значительный период времени для приспособления сельского хозяйства к новому уровню цен. Существует значительный вре-


менной лаг между изменением цен и соответствующей реакцией сельскохо­зяйственного производства, (Лаг - это разрыв во времени между осуществле­нием вложений (инвестиций) и получением эффекта. Деньги вкладываются в одном году, а отдача будет только через 2—5 лет). В этой связи необходимо учитывать данный принцип при инвестировании сельского хозяйства.

Столкновение на рынке двух малоэластичных субъектов - приводит к непропорционально большим колебаниям цен. Например, увеличение поста­вок на рынок продукции на 1% приводит к изменению цены на несколько процентов. Ценовой механизм не может полностью выполнить свою главную функцию - регулятора спроса и предложения. Таким образом, производство продовольствия не является саморегулирующим и требуется внешнее вмеша­тельство в целях Защиты интересов и производителя (сельское хозяйство) и потребителя (покупателя). И здесь в качестве основного регулятора должно выступить государство.

В сельском хозяйстве наблюдается высокая потребность в постоянных вложениях при относительно низкой фондоотдаче. Причем такая тенденция усиливается при переходе на индустриальные методы и при развитии интен­сификации отрасли. Это связано с такими особенностями сельского хозяйства как большая рассредоточенность по территории, сезонный характе^п произ­водства и использования техники и др. Требуются большие вложения в зем­лю (мелиорация, осушение и др.) при сравнительно низкой их отдаче.

Без государственного вмешательства невозможно решить задачи по под­держанию сельскохозяйственного производства на должном уровне.

Повышение потребностей сельского хозяйства в инвестициях при пере­ходе к индустриальным методам производства существенно ограничивает воспроизводство в отрасли и ведет к снижению уровня доходов населения, занятого в сельском хозяйстве. Если будут действовать только рыночные си­лы, то уровень доходов сельского населения будет существенно ниже, чем в городе. Для сглаживания этих диспропорций требуется вмешательство госу­дарственных сил. И здесь, как показывает практика многих стран в том числе США, малоэффективной является поддержание паритета цен на продукцию сельского хозяйства и продукцию промышленных предприятий, поставляю­щих материальные ресурсы для сельского хозяйства. Наиболее приемлемым является принцип паритета доходов сельского и городского населения, через комплекс мер, таких как налогообложение, государственная поддержка пен­сионной службы, поощрение развития в сельской местности промышленно­сти и возможности занятости населения. Важным является также государст­венное финансирование на развитие сельской производственной и социаль­ной инфраструктуры.

Важнейшей проблемой в развитии рыночных отношений является во­прос о земле, землевладении, землепользовании. Государственное регулиро­вание земельных отношений должно быть направлено на более эффективное


использование и сохранность сельскохозяйственных угодий. Государство должно взять на себя затраты на землеустроительные и мелиоративные рабо­ты, поскольку финансовых ресурсов сельскохозяйственных предприятий явно недостаточно. Объектом государственного регулирования должна стать и экономическая сохранность земельных угодий.

Центральной проблемой взаимоотношений рынка и государства являет­ся экспорт и импорт продовольствия. Принцип свободной торговли и прин­цип аграрного протекционизма зависят от конкретных условий экономики и сельскохозяйственного производства страны. Принцип аграрного протекцио­низма предполагает:

- сохранение продовольственной безопасности страны;

- поддержание внешнеторгового баланса с ограничением импорта и суб­сидированием экспорта;

- сохранение и развитие отечественного сельского хозяйства как одной из важных отраслей экономики в целом.

Широкое вмешательство государства в экономику, в весь производст­венный и социальный механизм сельского хозяйства требует значительных затрат. В Австрии уровень государственной поддержки сельскому хозяйству в процентах от стоимости продукции составляет 44%, в Канаде - 35%, Фин­ляндии - 72%, Швеции - 47%, Японии - 72%, Швейцарии - 76%, в Европей­ском союзе - 38%, США - от 27 до 40%. Реально фермер в этих странах по­лучает за счет рыночных платежей только часть цены, большая часть дохода идет за счет государственных источников.

Формы и методы экономического регулирования рыночных отно­шений в сельском хозяйстве. Поддержание равновесия между спросом и предложением, зашита отечественного производителя и проведение струк­турных и социальных преобразований на селе может носить как экономиче­ский, так и административный характер.

Ведущая роль в системе государственного регулирования сельского хо­зяйства отводится поддержанию соответствующего уровня цен и ценового равновесия (схема 10). Разбалансированность ценового механизма приводит к разрушительным последствиям. Рыночные колебания ценовой системы на продовольствие сдерживаются вмешательством государства. Наибольшая часть государственных затрат на аграрную политику должна идти на поддер­жание цен.

Ценовое регулирование или государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции должна осуществляться до определенного уровня насыщения рынка продуктами питания. При перенасыщении рынка продовольствием государство должно направлять ресурсы на поддержание отно­сительного паритета доходов сельского населения по сравнению с городским.

Система регулирования цен ставит следующие цели:

- стабилизация цен с их колебанием в относительно узком коридоре;


- поддержанию цей производителей сельскохозяйственной продукции, позволяющих вести расширенное воспроизводство;

- регулирование объемов и структуры производства при помощи систе­мы цен.

Схема государственного регулирования цен сводится к установлению верхних и нижних пределов колебания цен и условной цены, которую должно поддерживать государство. При этом может происходить скупка или продажа нескоропортящейся продукции в целях товарной интервенции и поддержания необходимого уровня цен (зерно, кукуруза, хлопок, шерсть и др.). Недостат­ком ценового регулирования в условиях насыщения рынка является труд­ность сдерживания с помощью цен производства, а также большие непроиз­водственные затраты государства на закупку, хранение и транспортировку сельскохозяйственной продукции.

Схема 10

Формы и методы государственного регулирования

Государственная поддержка всех форм хозяйствования

Совершенствование форм и методов экономического регулирования

Установление гарантированных цен для товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции

Выдача низкопроцентных кредитов для закупок продукции

по контрактам

Квотирование производства и реализации продукции

Установление дотаций и компенсаций за произведенную продукцию

Создание специального фонда ценового регулирования производства

В этой связи государство может применять дополнительные нерыночные механизмы корректировки действия ценового механизма. Это может осуще-


ствляться путем введения прямого планирования объемов производства. В практике применяются два варианта:

- ограничение посевов данной культуры и вывода земли из севооборота с соответствующей компенсацией;

- введение прямого квотирования объемов производства.

В структуре финансовой помощи сельскому хозяйству поддержание ры­ночных цен занимает 32% в Новой Зеландии и 80% в ЕС, 90% в Финляндии. Налоговая структура во многих странах с рыночной экономикой не ориенти­рована на получение налогов на добавленную стоимость сельскохозяйствен­ной продукции. Сельскохозяйственные товары не подлежат налогообложе­нию. Налог на добавленную стоимость должен платиться не на каждом пере­деле продукта, а на его конечной стадии.

В тоже время реализуемая сельскохозяйственная продукция облагается системой сборов, таких как реклама товара, поддержание контроля качества продукции, финансирование прикладных научных исследований и др. Однако размер налоговых сборов в структуре помощи сельскому хозяйству весьма незначителен. Например, в Австрии он составляет - 4%, в ЕС - 1%, в Фин­ляндии - 5%, в США - 1%.

Важной формой государственного регулирования рыночных отношений сельского хозяйства является система прямых выплат или субсидирования производителей. Как правило, целевые государственные субсидии могут вы­даваться на производственное строительство, покупку техники, переоборудо­вание животноводческих помещений, удешевление кредита.

Прямые государственные выплата устанавливаются или в расчете на гек­тар земли или на голову скота в неблагоприятных условиях производства. Це­лью таких вьшлат является компенсация отрицательного влияния земельной ренты и повышение издержек производства. Прямые платежи в структуре фи­нансовой помощи составляют в ЕС - 22%, в США - 23%, В Норвегии - 53%.

Широкое развитие в этой связи должна получить сельская кредитная кооперация и создание сельскохозяйственных кооперативных банков. Коопе­ративные банки призваны играть важную роль в аккумулировании свободных денежных средств населения, кредитовании сельского хозяйства и развитии социальной инфраструктуры села.

Важнейшим аспектом государственного регулирования является страхо­вание урожаев и поголовья скота. Государственные органы страхования должны возмещать ущерб нанесенный сельскохозяйственным предприятиям в результате стихийных бедствий, болезней, пожаров.

Государственное регулирование имеет не только экономический, но и административно-контрольный характер. Эти функции включают: ветери­нарный и фитосанитарный контроль; семенная инспекция; карантинная служба. Особая функция государства в сельском хозяйстве должна состоять в контроле за землепользованием, по сохранению национального агрофонда земель.


Механизм государственной поддержки сельского хозяйства. Госу­дарственная поддержка сельских товаропроизводителей должна осуществ­ляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов регионов и местных бюджетов в соответствии с уровнем принимаемых решений. Механизм под­держки на разных уровнях не должен препятствовать работе предприятий и нормальному функционированию рынка.

Прямая государственная поддержка направлена на стимулирование эффективности сельскохозяйственного производства. Выплаты должны быть своевременными и полными в соответствии с бюджетными назначениями и утвержденными порядками. Бюджетные дотации и компенсации необходимо выплачивать всем сельскохозяйственным товаропроизводителям независимо от форм их собственности, организации производства и каналов реализации продукции. Дотации и компенсации целесообразно выплачивать в расчете на единицу товарной продукции.

Бюджетные дотации выплачиваются для возмещения затрат, не покрываемых по объективным причинам реализационными ценами на продукцию, произведенную в основных зонах товарного производства. В свою очередь бюджетные компенсации должны выплачиваться для обеспечения минимального уровня эффективного потребления отдельных средств производства, удорожание которых не компенсируется повышением цен на сельскохозяйственную продукцию.

Таким образом, с помощью дотаций и компенсаций государство под­держивает отдельные стратегически важные направления производства, в том числе обеспечивающие воспроизводственный потенциал отрасли, имеющие социальную и экономическую значимость. Система государственной под­держки должна быть гибкой, отвечать текущим потребностям сельского хо­зяйства, реагировать на быстроменяющуюся экономическую ситуацию.

Государственное регулирование рыночных отношений в сельском хозяйстве. Основными рычагами государственного регулирования являются ценовая, кредитная политика, бюджетные ассигнования, налоговая система и защита товаропроизводителей (схема 11).


Схема 11






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных