ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Глава V. Экономическая сущность рынка и рыночных отношений в сельском хозяйстве1. Понятие, роль и предпосылки функционирования рынка. 2. Спрос, предложение и ценовая эластичность на рынке. 3. Конкуренция на рынке: понятие, виды и экономическое значение. 4. Классификация рынков. 5. Рынки факторов производства для сельского хозяйства. 6. Экономическое регулирование рыночных отношений в сельском хозяйстве.
7. Понятие^ роль и предпосылки формирования рынка Понятие рынка. Развитие товарного производства в сельском хозяйстве предопределяет объективную необходимость установления рынка с соответствующими ему категориями и методами регулирования. В практике существует два вида связей между производителем и потребителем продукции. Первый - при помощи рынка как обмена, осуществляемого в соответствии с законами товарного производства и обращения. Второй - плановое распределение произведенного продукта на основе изучения потребности и составление баланса. В первом случае рынок выступает как система отношений между производителем и потребителем. Во втором - связь выражается через посредника в лице государственных планирующих и распределительных органов. Здесь ведущая роль принадлежит производителю продукции. Обе формы связи исходят из одной задачи сбалансированности между спросом и предложением. Балансовый метод находит широкое применение и реальное воплощение при рыночных связях ибо он по своей природе предполагает необходимость обратной связи. Сбалансированность на рынке достигается на основе обратной связи и фактического спроса. Первоначально рынок рассматривался как конкретное место в пространстве для осуществления торговых операций. По мере углубления разделения труда и развития товарного производства понятие рынка приобретает все более сложное толкование. Возникает понимание рынка как сферы обращения. В данной трактовке реализуются две основные стороны рынка: удовлетворение платежеспособного спроса потребителей и возмещение в денежной форме стоимости произведенной и доставленной на рынок Если рассматривать рынок как субъект рыночных отношений, то возникает определение, что это совокупность покупателей и продавцов, взаимодействие которых приводит к возможности обмена товаром. В данной трактовке рьшок представлен как сфера экономических отношений. Однако здесь 66 не прослеживаются отношения между производителями и торговыми посредниками, а главное между производителями и покупателями. Рынок как сфера обмена ^нашцаетса.„Д]ШШОЖДа^^^ Рыйок предсхавля€т--С0бой-евввкупность экономических отн(Ш1ший^х,ЛОМОг щью которых осуществляется p6p^iL^ii^i>JUWi6^:pieRHoro продуктR^T денежной форме. В узком смысле слова рынок - это сфера непосредсхвеннат^ го товарногоойращения, обмена денег на товары и наоборот. Определяя рынок как совокупность экономических отношений необходимо установить место и роль связей в системе товарно-денежных отношений. В широком пониманий рынок и товарно-денежные отношения представляют одну и ту же систему общественно-экономических связей, которые опираются на производство продуктов, подлежащих реализации путем купли-продажи. В то же время эти две экономические категории нельзя, отождествлять. Товарно-денежные отношения охватывают и сферу производства и сферу обращения. Рынок представляет только одну из сторон товарно-денежных отношений. Он рто^ажает отношение товарного и денежного обращения и сочетается с товарным производством^, дополняет его. Кроме того, рынок является конкретной формой проявления товарно-денежных отношений. В этом отражается экономическая £^щнодхь рынка^. Тйкйм' образом, рынок представляет собой систему экономических отношений, обеспечивающую"~эфф'ективное функционирование экономики на основе заинтересованности товаропроизводителей, предпринимателей в конечных результатах деятельности. Рассматривая рынок с социально-экономических позиций, следует отметить, что это механизм, который дает возможность повернуть производство лицом к потребителю. Вся работа jgbjHKa направлена на развитие и удовлетворение потребностей потребителя. Рынок выступает.связующим звеном между производством и распределением с одной стороны и между производством и потреблением с другой. Разнообразие существующих определений свидетельствует о различных ступенях в историческом процессе познания рынка как экономического явления, его сложности и многогранности. Законы рыночной экономики. Основными экономическими законами функционирования рынка являются законы стоимости, закон экономии ресурсов и закон рыночного равновесия. Закон стоимости проявляется в рыночных отношениях как тенденция эквивалентности - то есть равной взаимовыгодности для всех субъектов процесса товарооборота. Каждый товар имеет две стороны: с одной стороны - это полезная потребительская стоимость и с другой - стоимость издержек производства. В этой связи эквивалентность обмена предполагает, что средняя цена товара должна отражать, как среднюю степень его качества, так и выровненный для данного товара уровень издержек. Рыночная цена фактически колеблется относительно своей объективной основы - выровненного уровня качества и издержек. Закон экономии ресурсов воздействует на товаропроизводителей через движение цен как фактор, стимулирующий эффективность производства. Он предполагает постоянное улучшение качественных характеристик производимых товаров и услуг и снижение издержек на единицу потребительской стоимости. Закон рыночного равновесия представляет сбалансированность спроса и предложения. В соответствии с данным законом денежный объем товаров и услуг, предложенных к реализации на рынке должен уравниваться соответствующим размером платежеспособного спроса. Наряду с данными общими законами рынку присущи и другие специфические законы. Предпосылки функционирования рынков. Теория и практика продемонстрировали, что для денежного функционирования рынков требуется не одна, а целая группа предпосылок. Основными из них являются. экономическая свобода: Члены общества обладают значительной свободой выбора, как расходования денежных средств, так и их сбережения. Предприятие в свою очередь располагают определенной свободой, что и как производить и где реализовать произведенную продукцию. право собственности: Физические и юридические лица обладают четко определенными правами на свою собственность, включая право владеть, пользоваться и распоряжаться ею. Значительная часть имущества в стране должна находиться в частной собственности, а государству может принадлежать лишь незначительная доля средств производства. конкуренция: В сфере производства и обслуживания должны действовать множество конкурирующих поставщиков. Новые фирмы и предприятия могут выйти на уже функционирующие рынки. правовые рыночные институты: Свобода товарообмена подкрепляется правовой системой, которая включает контрольное право, акционерное право, законодательство об экономических ассоциациях и обеспечивает свободное учреждение новых обществ. Правовая система определяет не только основные принципы заключения контрактов, но и способы обеспечения исполнения экономических соглашений. эюесткие бюдэюетные ограничения: Доходы отдельных лиц и организаций во многом зависят от конкретного вклада в экономику, а не от объема государственных дотаций. предсказуемая государственная политика: Предприятия и население имеют возможность прогнозировать свое финансово-экономическое состояние, не опасаясь непредвиденных решений в правительственной политике. Инфляция должна держаться на низком уровне, налогообложение характеризуется стабильностью, а прямое государственное вмешательство в работу предприятий и рынков ограничено и предсказуемо. Рыночная инфраструктура и ее элементы. Функционирование рынка осуществляется благодаря наличию основных элементов, которые в действительности определяют рыночный механизм. Основными из них являются: спрос, предложение, конкуренция и система цен. Логика взаимодействия данных элементов заключается в том, что стремление получить максимум прибыли заставляет производителей направлять ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается, а члены общества готовы платить деньги. Спрос и предложение определяют количество покупаемых и продаваемых товаров и образуют систему цен на них. Цены, в свою очередь, выступают сигналом, дающим информацию об условиях на рынке, как для потребителей, так и для производителей. Другими словами, цены косвенно дают представление о наличии и массе необходимых товаров, издержках и уровне технологий их производства. Через цены, посредством механизма конкуренции, суммируются и балансируются многие индивидуальные экономические решения. Конкуренция ориентирует производство на лучшее удовлетворение потребностей. Она стимулирует снижение цен, повышение качества продукции, расширение ее ассортимента. С другой стороны конкуренция способствует внедрению достижений научно-технического прогресса и более эффективному использованию ограниченных ресурсов общества. Развитие рыночных отношений в определенной мере определяется инфраструктурой рынка. Инфраструктура рынка представляет собой составные части общего устройства рыночной системы, которые носят вспомогательный характер и обеспечивают нормальную деятельность всего рыночного организма. Она состоит из совокупности учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий, предназначенных для обслуживания рыночного хозяйства. Инфраструктура товарного рынка представлена оптовой и розничной торговлей, в которую включены сеть магазинов и других предприятий, предназначенных для хранения и реализации товаров. Главное их предназначение состоит в обеспечении нормальных условий куп ли-продажи товаров. В состав инфраструктуры товарного рынка включаются аукционы, ярмарки, коммерческие посреднические центры и товарные биржи и др. Функции рынка. Рынок выполняет ряд важных экономических функций (схема 7). Схема 7 Функции рынка в сельском хозяйстве Обеспечивает признание общественного характера труда на производство продукции Стимулирует рост эффективности производства посредством Выступает регулятором аграрного производства, информирует товаропроизводителей о спросе и предложении на продукцию Способствует" стабилизации цен на сельскохозяйственную продукцию Служит мощным рычагом снижения издержек производства на единицу продукции Обеспечивает получение прибыли каждому нормально работающему предприятия Обеспечивает повышение качества сельскохозяйственной продукции Способствует ускорению научно-технического прогресса в сельском хозяйстве Содействует установлению взаимосвязей между фазами производства Способствует решению социальных проблем в аграрном секторе :; Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|