Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Классификация рынков




Общая классификация рынков. Все рынки, исходя из различных кри­териев, могут быть классифицированы следующим образом (схема 9).

Наряду с этим рынки могут подразделяться в соответствии с их качественными свойствами на:

- совершенные и несовершенные рынки;

- организованные и неорганизованные;

- рынки с ограниченным и неограниченным входом;

- совершенные и несовершенные рынки.


Схема 9

Классификация рынков

По экономическому назначению объектов рыночных отношений

рынок потребительских товаров и услуг рынок товаров промышленного назначения рынок промежуточных товаров сырьевой рынок рынок труда рынок ценных бумаг рынок вторичного сырья

По степени ограничения конкуренции

свободный монополистический олигополистический хмешанный

По географическому положению

местный

национальный

мировой

По характеру продаж

оптовый розничный

По отрасли

нефтяной

сельскохозяйственного сырья промышленный автомобильный продуктов питания

Виды рынков в сельском хозяйстве. Многообразие существующих рынков позволяет подразделить их на следующие виды: сельскохозяйствен­ные рынки; рынок материально-технических ресурсов для сельского хозяйст­ва; рынок сферы услуг; рынки маркетинговой сферы.

Сельское хозяйство представляет собой одну из важных отраслей народ­ного хозяйства, в которой сохраняется рыночная структура и система отно­шений, соответствующая свободной рыночной конкуренции.


Основными признаками рынка свободной конкуренции являются сле­дующие:

- рьшок представлен большим количеством независимых производителей;

- каждый отдельно взятый производитель не может влиять на цену;

- продукция однородна и стандартизирована;

- отсутствуют входные барьеры.

Рынок материально-технических ресурсов для сельского хозяйства. Ос­нову данного рынка составляют три наиболее крупные отрасли:

- сельскохозяйственное машиностроение;

- производство химических средств и удобрений;

- кормопроизводство.

Эти отрасли характеризуются типичной олигопольной структурой, т.е. доминированием на рынке нескольких крупнейших фирм. Для олигополии характерны:

- взаимосогласованность между фирмами в определении объема произ­водства;

- взаимосогласованность в политике ценообразования и контроля за ценой;

- естественная технологическая монополия;

- ощутимые входные барьеры.

Таким образом, высококонкурентному сельскому хозяйству противосто­ит продукция монополизированных отраслей. Это порождает известную про­блему паритета цен, т.е. соотношения цен на приобретаемые ресурсы и про­изводимую продукцию.

Рынок сферы услуг. Рынок сферы услуг, предоставляемых фермерам, крестьянским хозяйствам, крупным сельскохозяйственным предприятиям, представлен системой дилерских, ремонтно-технических, агрохимических, мелиоративных и других организаций и фирм.

Рынки маркетинговой сферы. Они разбиваются на следующие типы по характеру продукции и конкурентному поведению фирм:

- рынок сырьевых продовольственных товаров. Он является основным
для мукомольно-крупяной, сахарной и ряда других отраслей. Характерными
его чертами являются: относительная однородность продукции, стандартиза­
ция товаров крупными партиями;

- рынок продовольственных товаров высокой степени переработки.
Продукция, реализуемая в этой рыночной группе, относится к разряду неод­
нородной, высокодифференцированной. Это - табачные и кондитерские из­
делия, консервы обширный спектр готовых к употреблению продуктов.

Высокая степень дифференциации товаров означает, что по каждому ви­ду имеется широкий набор сортов с различными характеристиками качества. Но чем выше в глазах потребителей заменяемость товара, тем сильнее конку­ренция между товарами и меньше возможностей для ценовых приоритетов.


Важнейшим орудием конкурентной борьбы на таком рынке является реклама и различные способы оформления и подачи товара.

Рынок этой группы товаров обычно является олигопольный с высоко-дифференцированной продукцией, где господствует несколько лидирующих фирм. Входные барьеры на такой рынок очень высоки:

- рынок относительно однородной продукции с низкой степенью пере­работки (например, мясные полуфабрикаты и свежее мясо, молоко и молоч­ная продукция). Входные барьеры в эту рыночную группу относительно низ­ки, ценообразование осуществляется на основе, близкой к конкурентному рынку;

- рынок продовольственного сервиса. Он включает все типы общепита -от небольших буфетов и закусочных до дорогих ресторанов. Этот рынок спе­цифичен и неоднороден. В нем можно выделить несколько подгрупп с раз­личным уровнем рекламы и монополизации, с ценообразованием, варьирую­щим от свободного рыночного до монопольного.

Рынок продовольственного сервиса имеет несколько уровней. Он может быть локальным - для хлебопродуктов, свежего молока, цельномолочной продукции; региональным - для мясопродуктов, овощей и фруктов; нацио­нальным - для консервов и импортного продовольствия.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных