ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
По изобразительной деятельностиВ методической литературе встречаются различные названия занятий по изобразительной деятельности: предметное, сюжетное, декоративное (рисование, лепка, аппликация). При этом нередко добавляют: «и по замыслу». Хотя занятие «по замыслу» может быть на любую тему. Следовательно, вопрос соотношения разных понятий и соответствующей терминологии крайне важен. Поэтому необходимо определить существо тех или иных терминов, характеризующих изобразительную деятельность, в частности классификацию занятий. Всякая классификация делается по какому-то одному основанию; она относительна, условна, односторонне характеризует явления. Однако она необходима как способ дифференциации явлений, в данном случае занятий, с целью их большего понимания, изучения и правильного применения в педагогическом процессе. Следует различать типы и виды занятий по изобразительной деятельности. Типы занятий дифференцируются по характеру ведущих, доминирующих задач, а точнее, по характеру познавательной деятельности детей, сформулированной в задачах: занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения; занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия, направленные на репродуктивный способ, познания и формирование при этом обобщенных, гибких, вариативных знаний, умений; занятия творческие, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов. Безусловно, процесс творчества включает и репродуктивную деятельность, но она подчинена творчеству и входит в структуру творческого процесса. Выделение разных типов занятий в определенной мере связано с решением проблемы обучения, ориентированного на развитие самостоятельности, творчества. Степень самостоятельности и творчества в освоении детьми художественного опыта различна на разных этапах обучения. Обучение, предполагающее прямую передачу дошкольникам «готовых» знаний, умений, преобладает на занятиях первого типа. Общедидактические методы обучения, о которых мы говорили выше, прямо соотносятся с этими типами занятий: информационно-рецептивный - с занятием по сообщению новых знаний, репродуктивный - с занятиями по упражнению в применении знаний и умений, частично поисковый (эвристический) и исследовательский - с творческими. Эти методы, организуя весь процесс обучения на занятии, интегрируют в себе все другие, более частные методы и приемы (обследование, беседа и т.п.), определяя характер познавательной деятельности детей в каждом из них. Таким образом, в каждом типе занятия системно, во взаимосвязи реализуются цель, задачи, методы обучения изобразительной деятельности. В педагогическом процессе все эти типы занятий имеют место. Однако личностно-ориентированный подход в обучении немыслим без учета индивидуальности. Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Одним из условий реализации такого подхода является учет педагогом индивидуального опыта детей. К сожалению, индивидуальный опыт выявить не всегда легко. Именно поэтому в системе работы занятие третьего типа (творческое) может не только заключать, но и предшествовать всем остальным. В этом случае у педагога есть возможность выявить наличный уровень представлений детей о предмете и способах его изображения. Иногда такая информация приобретается педагогом в процессе наблюдения за самостоятельной изобразительной деятельностью дошкольников. При наличии такой информации педагог может дифференцированно строить индивидуальную работу с детьми, целенаправленно объединяя их в подгруппы. Занятия по изобразительной деятельности с дошкольниками можно дифференцировать не только по типу, но и по виду. Одно и то же занятие можно отнести к разным видам в зависимости от критерия выделения. Так, по содержанию изображения различают предметное, сюжетное, декоративное (рисование, лепка, аппликация). По методу (способу) изображения различают рисование (лепка, аппликация) по представлению, по памяти, с натуры. По характеру выбора темы: на тему, предложенную воспитателем, и на свободную тему, выбранную ребенком (так называемые занятия «по замыслу»). По источнику тем замыслов: занятия на литературные темы (сказки, рассказы, стихотворения); на музыкальные темы; на темы окружающей действительности. Остановимся на их характеристике более подробно. Итак, занятия, выделенные по методу, способу изображения, по представлению, памяти, с натуры. Изобразительная деятельность по представлению (иначе можно назвать по воображению) строится в основном на комбинаторной деятельности воображения, в процессе которой происходит переработка опыта, впечатлений и создается относительно новый образ. Изображение по памяти строится на основе представления конкретного предмета, который дети восприняли, запомнили и пытаются как можно более точно изобразить. Изображение с натуры представляет собой создание образа на основе и в процессе непосредственного сиюминутного восприятия предмета, явления. Все эти виды занятий (и подготовку к ним) организуют на основе непосредственного восприятия (зрительного, слухового, тактильно-моторного). Они предполагают и участие процессов памяти, и потому деление на виды условно и осуществляется по ведущему психическому процессу. Рисование по представлению. Изображение по представлению создается на основе впечатлений, полученных детьми из разных источников: наблюдения за окружающим миром; знаний, полученных из книг, телевизионных передач; общения со сверстниками и взрослыми; восприятия разных видов искусства, других видов деятельности (труд, игра). Такой вид изображения (особенно рисование) наиболее естествен, характерен для дошкольного возраста. Это объясняется общими особенностями психического развития детей, в частности живостью, подвижностью воображения, их эмоциональностью при одновременной слабой переключаемости внимания (необходимой для изображения с натуры). Приоритетность изображения по представлению можно объяснить и ведущими мотивами изобразительной деятельности детей в дошкольном возрасте: потребностью еще раз «пережить» волнующие ребенка события. Поэтому замысел подвижен, динамичен, связан с впечатлениями, с чувствами. А изображение с натуры и по памяти (отвечают более узким задачам) - в основном с учебными мотивами, которые начинают формироваться в старшем дошкольном возрасте. Именно этот вид рисования, в силу разнообразия источников, естественно возникающих мотивов, предоставляет детям большую возможность для проявления самостоятельности и творчества. Ограничивает детскую фантазию только критерий реальности, если тема реалистическая. У ребенка позиция реализма выражается в словах типа: «Так не бывает» или «Это не по-правдашнему». В тех случаях, когда тема фантастическая, свобода детей почти не ограничена. Поскольку дошкольный возраст сензитивен для развития воображения, данный способ изображения и соответственно вид занятия должны занимать ведущее место во всех возрастных группах. Занятия изобразительной деятельностью по представлению (воображению) могут быть разных типов, соответственно степень самостоятельности и творчества на занятиях также будет различной. Однако в любом случае, даже при самых ограниченных возможностях, детей необходимо поощрять и стимулировать у них стремление к созданию разнообразных образов. Дошкольникам необходима опора на опыт, получаемый ими в повседневной жизни, в других видах деятельности. Чем больше самостоятельности будет предоставлено дошкольникам на занятии, тем необходимее предварительная работа, направленная на приобретение детьми ярких впечатлений (особенно в старших группах). Потому создаваемый образ в представлении ребенка будет «живым», действующим, а значит, возможна даже случайная, интуитивно созданная ребенком выразительность образа. Важно только помочь детям увидеть, почувствовать случайную выразительность в их рисунках (кривой, как будто ветром согнутой березы, сердитого злого волка и т.п.). Непосредственно на таком занятии следует продолжать формировать у детей изобразительное представление. Если это предметное рисование (лепка, аппликация), то чаще всего проводится обследование изображаемых предметов, игрушек. При этом очень важно обогатить, разнообразить представление, возникшее на основе обследования, нужно «оживить» его впечатлениями, полученными предварительно. Иначе дети рисуют круги и овалы, пытаются передать только что увиденный предмет, а образ предмета получается «омертвленный» (рисуют рыбок, кошку и т.п., предварительно обследуя целлулоидную игрушку). Рисунки получаются скучными, невыразительными, особенно если обследование проведено сухо, формально, неинтересно. Поэтому полезно спросить детей: - Какие кошки бывают по цвету? - Если кошка пушистая, как можно нарисовать пушистую шерсть? (Полусухой кистью.) - Расскажи о своей кошке. Что она умеет делать? Как ты с ней играешь? - Как нарисуешь, чтобы было видно, что она играет с клубочком? При выполнении сюжетного рисунка (лепки, аппликации) приемы формирования представления, а точнее, образов воображения те же самые. Больший акцент делается только на решение композиционных задач (что? где? как?) в силу их большей сложности. Анализируя детские работы, выполненные по представлению, обязательно следует обращать внимание на их выразительность, разнообразие, оригинальность образов, зависимость выразительности от усваиваемых способов изображения и способов действия («Рыбка здоровая, быстро поплывет: овальная, все плавнички нарисовали, хвостик красивый, вон как она рулит хвостиком, быстро плывет. Куда она поплыла? Под камешек как будто заглядывает, наверное, червячка нашла» и т.п.). Изображения по литературным и музыкальным произведениям -это всегда изображения по представлению (воображению). К занятиям по представлению относят и занятие по замыслу. Возможно, это не самый удачный термин, закрепившийся в методике. Если исходить из смысла термина как наглядного представления будущего образа и способов его выполнения, то замысел присущ любому виду изобразительной деятельности и возникает у детей на любом занятии. В методической литературе под этим термином подразумевается изобразительная деятельность детей на свободную тему, выбранную самим ребенком. По содержанию эта тема может быть предметной, сюжетной или декоративного характера. Итак, есть занятия на тему, предложенную воспитателем, и на тему, выбранную детьми самостоятельно, так называемые занятия по замыслу или на свободную тему. Этот вид наиболее творческий из всех занятий, на которых дети изображают окружающий мир по представлению (по воображению). Его разновидностью является занятие на свободную тему с ограниченной тематикой. Воспитатель определяет широкую тему, в рамках которой индивидуальные темы могут быть различными («Кем я буду», «На чем хочу покататься», «Радостный денек» и т.п.). В работе с дошкольниками такое ограничение полезно, так как деятельность, при всей ее свободе, приобретает большую целенаправленность не в ущерб, а на пользу творчеству. Подлинное творчество всегда целенаправленно. Отличие таких занятий заключается и в том, что замыслы детей формируются заранее. Процесс создания творческого образа на таких занятиях по структуре наиболее близок к структуре зрелой художественной деятельности. Создание образа требует большой предварительной работы, близкой к процессу «вынашивания» замысла каждым ребенком. Поэтому в предварительной работе воспитатель целенаправленно обогащает впечатления детей (в старших группах примерно за неделю до занятия). Выясняя с детьми, что, где, как они будут изображать, воспитатель проводит индивидуальные наблюдения, рассматривание предыдущих рисунков, обследование, чтение и т.п. Старшие дети могут заранее готовить материал к занятию в соответствии с оформляющимся замыслом. Вступительная беседа на занятии занимает немного времени. Важно только вызвать у детей интерес к теме, мотивировать задание, напомнить о необходимости создания разнообразных, относительно неповторимых образов. В процессе исполнительской части деятельности, используя игровые приемы, «оживляя» образ, воспитатель решает те же задачи, но в индивидуальном общении. Разнообразие, выразительность, оригинальность образов - предмет разговора при просмотре результатов таких занятий. В младшей группе в ходе предварительной подготовки к занятиям можно обыграть игрушки, доступные для самостоятельного изображения детей. Дети младшего возраста чаще всего повторяют известные им изображения. Воспитателю важно побуждать малышей к предварительному обсуждению темы изображения, а затем предлагать материал. Дети средней группы более свободны и вариативны в поиске новых тем. Предварительные индивидуальные беседы с ними можно проводить накануне дня рисования, утром и на самом занятии. Дети этого возраста способны к созданию выразительных образов. Дети пятого года жизни могут быть очень активны при анализе работ, способны замечать, чувствовать выразительность образов, некоторые склонны по собственной инициативе улучшить рисунок. Примерно половину занятий с детьми среднего возраста рекомендуется проводить на свободную тему. В старшей группе данный вид занятия планируется примерно один-два раза в месяц. Старшие дети более самостоятельны в предварительном замысливании и поиске способов изображения, целенаправленно выполняют замысел. Их замыслы разнообразны и даже оригинальны. В анализе работ старшие дошкольники более самостоятельны, способны замечать причины удач и неудач. Дети сами готовят материал к занятию, выбирают его соответственно замыслу. Нередко замысел детей развивается в процессе исполнения так интенсивно, что для завершения работы им требуется второе занятие, или они заканчивают ее в свободное время. Некоторые дети проявляют пристрастие к каким-то темам и обнаруживают при этом довольно высокий уровень изображения и творчества. Старшие дети более смело, свободно, осмысленно используют различные средства выразительности. Рисование по памяти чаще всего проводят в подготовительной группе или в старшей в конце года. В методике обучения детей изобразительной деятельности под термином «рисование по памяти» понимается процесс воспроизведения на бумаге какого-либо объекта в том пространственном положении, в каком находился этот объект в момент восприятия. Впервые проводить занятия такого вида в старших группах рекомендовала Н.П.Сакулина (в старшей - 2-3, подготовительной -5-6 раз в год). Смысл их в развитии восприятия, наблюдательности, зрительной памяти; приучении детей к наблюдению и запоминанию увиденного, а затем воспроизведению. Для рисования по памяти обычно выбирают несложные предметы с хорошо выраженными частями, относительно простой формы, малодетальные (игрушки: кукла, Петрушка, целлулоидые игрушки-животные, транспорт и т.п.). Возможно изображение простых пейзажей: дерево и кустик посредине поляны, двуствольная береза, гриб у пенька и т.п. Важно, чтобы объект изображения был выразителен, отличался от других, запоминался (формой, цветом, величиной и т.п.). Это рисование, которое следует за наблюдением и максимально приближено к нему по времени. Перед обследованием дается установка внимательно рассмотреть, запомнить объект, чтобы нарисовать очень похоже. Такую цель надо ставить после первого целостного эмоционального восприятия, иначе затухает или не возникает непосредственное искреннее чувство. Итак, первый этап наблюдения - целостное эмоциональное восприятие картины. Затем детям ставят цель наблюдения. Далее следуют вопросы, направленные на выделение главных объектов, их своеобразия (форма, цвет, величина, пропорции); место расположения, взаиморасположение и соотношение по величине; целостное восприятие. В процессе наблюдения следует предлагать детям увидеть, запомнить какие-то детали, особенности предметов. Такое наблюдение-анализ можно провести утром в день занятия или накануне, если объект (пейзаж) расположен на территории детского сада. На самом занятии надо дать детям возможность вспомнить (каждому про себя, может быть, закрыть глаза) и представить картину, предложить подумать, с чего начать изображение. После рисования при просмотре рисунков главным образом обращается внимание на качество запоминания (объем, точность) и исполнения образа. Анализ начинается в группе, а затем на прогулке его можно продолжить, сравнив рисунок с натурой и выяснив, что дошкольники плохо запомнили, что лучше и т.п. В том случае, если рисование предметное и предмет можно принести в группу, процесс его рассматривания, обследования ведется непосредственно на занятии. Затем предмет убирают. При анализе работ дети еще раз могут проверить себя, более эффективно проконтролировать свое умение запоминать и отражать запомненное в рисунке, сравнивая его непосредственно с натурой. Изображение (рисование) с натуры. Возможность изображения дошкольниками предмета, явления в процессе его непосредственного восприятия с определенной точки обзора с целью как можно более точной и выразительной его передачи долгое время оспаривалась в дошкольной педагогике. Н.П. Сакулина одна из первых обратилась к этому виду рисования. Наиболее глубокое исследование на эту тему проведено Р.Г.Казаковой. В исследовании Р.Г.Казаковой показано, что ребенку-дошкольнику доступно изображение предмета с натуры без передачи объема и перспективы. Дошкольник изображает форму линейным контуром, строение, относительную величину частей в предмете, цвет, расположение в пространстве. Задачи обучения в таком виде занятия: учить детей всматриваться в натуру, видеть выразительные признаки, замечать ее своеобразие и как можно более точно передавать в рисунке (лепке). Учить детей сравнивать получаемое изображение с натурой в процессе изображения. Последнее действие особенно трудно удается детям. Общий смысл таких занятий - в развитии детского восприятия, в обучении умению видеть натуру. Одним из важных является вопрос о подборе натуры для рисования. Л.А. Раева, Н.П. Сакулина рекомендовали начинать обучение рисованию с плоской или приближенной к плоской натуры (листья); затем рисовать предметы прямоугольных форм с фронтальной стороны, чтобы не был виден объем; простые предметы-игрушки с отчетливой обобщенной формой, небольшим количеством частей, не заслоняющих друг друга (целлулоидные игрушки: утка, гуси и др.; мягкие игрушки, но с отчетливым контуром: медвежонок, зайчик и др.). Р.Г.Казакова показала, что дети могут рисовать предметы-игрушки в фиксированной позе: кукла сидит, шагает, наклонилась; передача движущейся натуры (цыплята с наседкой, кролик в клетке и т.п.). Очевидно, в массовой практике столь сложную (движущуюся) натуру давать детям нет необходимости. Рисование получается по представлению (при натуре), соответственно следует ставить другие задачи. Рекомендуется устанавливать натуру так, чтобы дети видели самую характерную сторону силуэта: на уровне глаз или чуть выше. Столы удобно расставить в шахматном порядке. Натуру надо представить интересно, чтобы вызвать эстетическое восприятие. Важно заинтересовать детей темой. (Веточка цветущей черемухи скоро облетит, и надо ждать целый год, пока она расцветет снова. Предложить ребятам ее нарисовать или как будто сфотографировать и т.п.) Обследование натуры традиционно, однако следует подчеркивать ее индивидуальность и напоминать о необходимости передать в рисунке эти индивидуальные особенности. Воспитатель говорит: «Как видим, так и рисуем. Сколько листочков выросло справа? Столько и рисовать будем...» В затруднительных случаях педагог поясняет, как можно простым карандашом сделать набросок, спланировав расположение отдельных частей изображения, наметив пропорции. Воспитатель может показать это мелом на доске, предупредив, что набросок карандашом делается тонкой линией, иначе рисунок будет грязным. Перед исполнительской частью деятельности полезно наметить с детьми последовательность изображения, напомнить технику рисования и о необходимости сравнивать рисунок с натурой в процессе изображения. Анализ детских работ предполагает оценку их выразительности и точности, передачи особенностей натуры (похоже ли изображение, все ли основные детали дети заметили и передали). При этом необходимо устанавливать связь, зависимость качества изображения от качества восприятия детьми натуры в начале и в процессе занятия. Очень эффективны занятия по рисованию с натуры простых пейзажей, цветов на клумбе и т.п. В летнее время на участке детского сада такая деятельность отдельных детей или подгрупп может быть регулярной, естественной, возникающей по инициативе детей. Разновидностью таких занятий может быть рисование натюрмортов. Желательно привлекать детей к компоновке натуры, тогда процесс восприятия, изображения вызывает у них больший интерес и приближается по своей сути к смыслу деятельности взрослых. Рисование с натуры натюрмортов, пейзажей желательно сочетать с восприятием дошкольниками произведений изобразительного искусства этих жанров. Рассказы о художниках, восприятие художественных картин вызывают у детей соответствующие эстетические чувства, рождают мотивы собственной изобразительной деятельности, делают ее более осмысленной. Лепка с натуры принципиально не отличается от рисования. Виды занятий, выделенные по источнику замыслов, тем. К ним относятся занятия на темы непосредственно воспринимаемой окружающей действительности; на литературные темы (по стихотворению, сказке, рассказу, малым фольклорным жанрам, загадке, потешке); по музыкальным произведениям. Соответственно источнику тем строится методика таких занятий, в частности отбор ведущих методов. Изображение на темы из окружающего ребенка мира требует в первую очередь непосредственного восприятия предметов и явлений. Изобразительная деятельность на занятии на основе литературного произведения, при всех особенностях разных жанров, предполагает создание изображения с опорой на словесный образ. То есть окружающий мир и отношение к нему уже воплощено в литературном образе с помощью специфических средств. В стихах это рифма, ритм, выразительное слово. В сказке - сюжет, развитие действия, особые приемы (повторы, зачины и пр.), одноплановая характеристика персонажей и т.п. Создание изобразительного образа требует своеобразного понимания и анализа этих специфических средств. Поэтому важно, чтобы ребенок за словом увидел образ, а затем воплотил его изобразительным языком, передав свое отношение. То же самое требуется при создании образа на основе музыкального произведения. Степень же эстетического восприятия музыки зависит и от понимания дошкольником языка этого искусства. Безусловно, понимание и эстетический отклик на художественный образ в любом виде искусства основываются на непосредственном познании окружающего мира. Чем богаче это познание, чем ярче представления дошкольников о подобных явлениях, тем богаче и ярче образы, представления и чувства от восприятия стихов, музыки и т.п. Поэтому и методика таких занятий как бы двухэтапная: сначала необходимо обеспечить полноценное эстетическое восприятие детьми литературного (музыкального) образа на основе непосредственных впечатлений от подобных явлений в жизни, а затем вести работу по формированию изобразительного представления на основе восприятия и анализа самого художественного образа. Первый этап реализуется на специальных занятиях: музыкальных, по ознакомлению с окружающим, развитию речи и в системе общевоспитательной работы. Занятие по изобразительной деятельности строится на основе этой предварительной работы. Именно поэтому в первой части занятия на литературную тему в интересной форме «оживляется» впечатление, вспоминается, о чем сказка (про что), главные персонажи, их характеристика (зачитываются или вспоминаются выразительные строчки из произведения, ярко характеризующие образы), припоминаются яркие ситуации. В зависимости от предметного или сюжетного содержания рисунка (лепки) с детьми обговаривают возможное содержание изображения, эпизод или отдельный образ. В процессе замысла уточняются внешние изобразительные характеристики образа, передающие его сущность, характер, настроение и т.п., возможные способы изображения (выразительные детали, одежда, движения, позы и т.п.). По одной и той же сказке дети могут изображать различные персонажи или же все рисовать один эпизод (сюжетное рисование). Например, изобразить встречу Колобка с зайчиком. При постановке более сложных творческих задач дошкольникам можно предложить изобразить любой эпизод из сказки по их выбору использовать при этом разные средства выразительности (композиция, элементы движения, разнообразие персонажей и т. п.). В беседе, предваряющей исполнительскую часть деятельности, целесообразно заслушать примерный целостный замысел одного из ребят: определение содержания (что нарисует), внешней характеристики образов (как будет выглядеть персонаж), где будет располагаться то или иное изображение, с чего удобнее начать рисунок, в какой последовательности будет он воплощаться, в каком материале. Рисование (лепка) по рассказу не имеет принципиальной разницы, следует обратить внимание лишь на то, что не всякий рассказ может быть использован как основа для изображения. Наиболее удобны для изображения рассказы с ярко выраженным действием, эпизодами-картинками. Например, рассказ К.Д.Ушинского «Четыре желания». А вот некоторые рассказы с ярко выраженным психологическим содержанием мало подходят для изображения. Например, рассказ Л.Н.Толстого «Косточка», где главным моментом является описание внутренних переживаний ребенка, трудно воплотить в образах. В процессе исполнительской деятельности детей воспитатель решает те же задачи, что и на других занятиях, но уже с учетом специфики литературного материала (выполнения выразительного образа персонажа, передачи сюжетного содержания, связей, взаимосвязей, отношений). Так, воспитатель восхищается чудо-Жар-птицей (у которой перышки «золотом» горят), смеется и жалеет жадных медвежат, цитируя строчки, комментирует хитрости Лисы Патрикеевны, обманывающей Колобка: «Видишь, хитрющая, что задумала: сядь-ка на носок, да спой еще разок» и т.д. Просмотр и анализ детских работ подчиняются задачам занятия и так же идут с опорой на литературные образы. Широко распространены занятия рисованием (лепкой) по стихотворению. Методика таких занятий подробно разработана и представлена в работах Л.В.Компанцевой1. Следует обратить внимание на особенности восприятия детьми пейзажной лирики; возможности развития творческих способностей детей в рисовании на основе поэтических образов; своеобразие методики занятий с детьми разного возраста. Особо стоит остановиться на так называемых комплексных занятиях, где под одним тематическим содержанием объединяются разные виды художественной деятельности: рисование, лепка, аппликация, музыкальная (пение, танец, слушание), художественно-речевая. Таких занятий не может быть много, это, скорее, праздник, своеобразный спектакль-отчет, устраиваемый вместе с детьми. Очень важно, чтобы у детей рождались эстетические чувства, радость от того, что они делают. Однако достижение этой цели может быть затруднено некоторыми объективными обстоятельствами. Ведь переход ребенка от одного вида деятельности к другому требует переключения внимания. Дети выполняют при этом все, что от них требуется, но нарастания чувства не происходит. Только ребенок увлекся рисунком, как ему надо переключаться на другой вид деятельности. Происходит разрушение образа, возникающего настроения. Ребенок не успевает «входить» в другой образ. Трудно привести пример зрелого художественного мышления, столь же эклектичного по содержанию и способам, трудно представить художника, музыканта, который почти одномоментно считал стихи, танцевал, рисовал, затем сел сочинять музыку. Это возможно, если интегрирование разных видов художественной деятельности будет строиться не только на основе единого тематического содержания, но и с учетом характера тех чувств, которые призваны вызвать занятия такого рода. Полезно использовать произведения искусства, вызывающие эти чувства. Чувство, переданное детям, способно рождать у них новые образы и влиять на замыслы. Психологическим основанием этих методических рекомендаций может быть положение Л.С.Выготского о взаимосвязи воображения и чувств. Чувство, эмоция стремятся воплотиться в образы. «Это чувство подбирает отдельные элементы действительности и комбинирует их в такую связь, которая обусловлена изнутри нашим настроением, а не извне, логикой самих этих образов. Это влияние эмоционального фактора на комбинирующую фантазию психологи называют законом общего эмоционального знака. Сущность этого закона сводится к тому, что впечатления или образы... производящие на нас сходное эмоциональное воздействие, имеют тенденцию объединяться между собой»². 1. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. - М., 1985. 2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991. - С. 13.
Существует и обратная связь воображения с эмоцией: образы воображения влияют на чувство, вызывают его (закон «эмоциональной реальности воображения»1). При сочетании разных видов искусства нужно помнить, что каждый вид обладает своим языком, без знания которого трудно вызвать у детей соответствующее чувство. Следовательно, при подобном комбинировании их на одном занятии с целью оживления чувств, стимулирования творчества необходима системная работа с детьми по всем видам искусства. То есть необходимо научить детей слышать и чувствовать рифму, ритм, мелодию стихотворения, чувствовать музыкальный образ, понимать язык живописи и быть эмоционально восприимчивым к нему и т.д. Это отдельная самостоятельная задача, которая решается в работе с детьми дошкольного возраста. Например, на занятии по теме «Весна» важно вызвать у детей чувство радости от прихода весны, удивление от обновления природы и т.д. Обостренное восприятие звуков, запахов, цвета, температуры, свежесть и новизна открытий, которые делает ребенок при непосредственном восприятии природы, должны «ожить» на таких занятиях. Художественное осмысление этого явления через музыкальные, поэтические, живописные образы усиливает детские чувства. Сплав представлений, чувств и поступков воспитывает устойчивое, глубокое нравственно-эстетическое отношение детей к природе. Эффективно сочетание двух видов художественной деятельности. Это занятия по рисованию на тему музыкальных или поэтических образов. В этом случае музыкальный, поэтический, сказочный образы только основа для фантазирования, для создания изобразительного образа, своеобразный фон изобразительной деятельности. Обращение к ним в разных структурных частях занятия должно усиливать образное видение, чувства детей. В ходе такого занятия дети переживают своего рода эмоциональный подъем от общения с искусством. Каковы варианты объединения на занятии собственно изобразительной деятельности детей и произведений живописи? Возможно комбинированное занятие с равноценными частями: рассматривание произведений искусства и собственно изобразительная деятельность. Однако объединять эти виды деятельности на одном занятии надо осторожно. Восприятие искусства и создание собственных образов, по сути, разные виды деятельности со своими довольно сложными задачами. При объединении их в одном занятии что-то должно быть доминирующим, главным для обучения, другое - более свободным, близким к самостоятельной художественной деятельности. Например, дети рассматривают несколько зимних пейзажей (2-3). Восприятие сочетается со слушанием музыкальных произведений, чтением стихов. Доминирует при этом изобразительное искусство. Эмоциональная насыщенность занятия должна быть высокой. Нужно, чтобы у детей осталось яркое впечатление от общения с искусством. Затем можно предложить им рисовать зимний пейзаж по настроению, так, как они хотят, находясь под впечатлением от восприятия искусства. Такое рисование не утомляет детей, оно проводится в оставшееся время, дети как бы «выплескивают» свои чувства. Эти рисунки в то же время дают педагогу информацию об уровне их умений, о чувстве, вызываемом этой темой. Возможно объединение этих видов деятельности, но уже при доминирующем значении собственно изобразительной деятельности детей. Например, дети только что нарисовали натюрморт (пейзаж), рассмотрели рисунки. Самый выразительный рисунок оформили паспарту и повесили в галерее, где размещены подлинные картины или репродукции, с которыми дети знакомы. В продолжении занятия можно посмотреть эти картины еще раз. Это своеобразный отдых после занятия, когда под соответствующую музыку или без нее можно полюбоваться натюрмортом (пейзажем), обменяться впечатлениями. 1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991. - С.15.
Главное, чтобы такой переход от одной деятельности к другой был естественным, неформальным, не задидактизированным, соответствовал настроению детей. Дети моментально чувствуют искусственность ситуации, так или иначе реагируют на это. Всякий формализм убивает интерес к такой деятельности, иногда на долгие годы. Поэтому объединять разные виды искусства может только педагог, хорошо чувствующий их, неравнодушный к теме, умеющий говорить с детьми ярко, просто, естественно, искренне, общаясь на равных, вызывая их чувства и сопереживая им. Итак, в основе интеграции разных видов искусств на занятии должно быть системообразующее начало. Таковым может быть тема. Но этого недостаточно. Не менее, а, может, более важным является нравственно-эстетическое чувство. Другим интегрирующим моментом, сочетающимся с остальными, может быть задача развития творчества в восприятии и создании художественных образов. Велика роль педагога на таких занятиях. Личностное влияние на детей он оказывает не только примером искреннего чувства, отношения к искусству, но и способностью построить и вести такое занятие, проявив творчество вкус, чувство меры, способность к импровизации, так необходимой в живом общении с детьми. Чем более увлечены дети, тем более они раскрепощены и творчески себя проявляют.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|