ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Рисование: предметное, сюжетное, декоративноеВыделение в методике обучения детей предметного, сюжетного, декоративного рисования (лепки, аппликации) связано с проблемой определения содержания изобразительной деятельности. Чем же следует руководствоваться педагогу при определении тем изображения? Первый принцип отбора тем - учет эмоционально-интеллектуального опыта, который складывается у детей в процессе их жизни и деятельности в детском саду и в семье. Опыт дошкольников формируется в процессе освоения мира природы, рукотворных вещей, в том числе искусства. На основе опыта формируется мотивационно-потребностная сфера личности дошкольника. Один из доминирующих мотивов жизнедеятельности дошкольника - потребность «пережить значимые для него стороны действительности» - реализуется в игре. Он является одним из ведущих мотивов в детской изобразительной деятельности. В связи с этим следует помнить о доминирующих отношениях ребенка в том или ином возрасте: преимущественные ориентиры на мир предметов и желание действовать с ними или мир взрослых, стремление включиться в систему «взрослых» действий и отношений. Эти доминирующие ориентации реализуются в содержании, в темах изобразительной деятельности. Если смысл изобразительной деятельности открывается ребенку взрослым и он ее принимает, осваивает, то у него рано возникает желание передать свои впечатления о мире в рисунке (лепке). Ребенок ставит соответствующие цели. (Нарисую...) Этот эмоциональный порыв - рассказать в рисунке о том, что волнует, очень искренен. Ребенок сам ставит цель, он выступает как субъект своей деятельности, что является одним из показателей личностного развития. Однако за постановкой задачи должен следовать следующий шаг - отбор и применение средств достижения цели, получение результата. А это ребенок делает не всегда. Такое поведение характерно для необученного ребенка, у которого под влиянием критичных оценок и самооценок иссякло собственное спонтанное творчество. Постепенно, понимая свою неумелость, он перестает ставить и цели. Это значит, что исчезает деятельность, важная для развития человека. Следовательно, надо помочь дошкольнику овладеть способами, средствами достижения цели, надо учить его изобразительной деятельности, но так, чтобы он мог относительно свободно изобразить любой предмет, явление, воплотить любой свой замысел. Речь идет о втором принципе отбора содержания: формировании обобщенных способов изображения, пригодных для воплощения образов целой группы сходных по внешнему виду, форме и строению предметов, т.е. типичных. Н.П. Сакулина предложила все предметы, которые изображает ребенок, разделить на большие типовые группы: растения (овощи, фрукты, деревья и т.п.), животные (рыбы, птицы, четвероногие), человек, транспорт, здания. Все конкретные предметы, входящие в ту или иную группу, сходны между собой по внешнему виду, так как имеют общее назначение или условия жизни. В процессе специального обучения дети могут усвоить общие знания о связях между внешним видом и функцией предмета. Внешнее сходство предметов одной группы определяет и сходство в способах изображения. Было предложено обучение детей изображению по циклам. Для усвоения такого рода знаний необходимо вместе с Детьми (на основе сенсорного анализа конкретного предмета) выявить внешние особенности (форму, строение, цвет, величину, пропорции) и по возможности их объяснить. Таким образом, происходит ознакомление с «предметом-эталоном» - первым из той или иной группы. Процесс познания следующего предмета из типовой группы также опосредуется применением сенсорных эталонов и специальных перцептивных (обследующих) действий. Таким же образом происходит вычленение и определение особенностей внешних свойств следующего предмета. Процесс сенсорного анализа и осмысления каждого последующего предмета из группы сочетается со сравнением его по этим признакам с подобными (предыдущими) предметами этой же группы, которые дети уже изображали. В процессе сравнения устанавливается и объясняется внешнее сходство предметов их одинаковым назначением. На основе сравнения предметов по признакам (определяемым взрослым) постепенно происходит процесс обобщения этих предметов. У дошкольников формируется обобщенное представление. В дальнейшем у детей появляется представление и о сходстве, общности способа их изображения. При таком подходе к отбору содержания изображения и обучению способам познания и изображения предметов нет нужды в рисовании (лепке) всех предметов. При ознакомлении и изображении нескольких из них дошкольники, освоив обобщенные знания и способы действия, пользуются ими как способами познания относительно самостоятельно. Они переносят знания и способы изображения на другие подобные предметы. Сначала это делается с помощью взрослых, а затем дети делают это самостоятельно. При этом постепенно достигается желаемая свобода в реализации замыслов. В практике, к сожалению, в процессе сенсорного обследования предметов теряется, упускается момент сравнения предметов по определенным признакам. Без сравнения невозможно подвести детей к обобщению предметов и к обобщению способов их изображения. Таким образом, при сохранении первого принципа отбора содержания изображения - учета знаний и интересов детей, их эмоционально-интеллектуального опыта - следует одновременно руководствоваться и вторым принципом - отбором того содержания, которое не только интересно, но и системно. Третий принцип (основание) для отбора содержания - учет последовательности освоения изобразительных умений и навыков. Это означает, что отбор системных знаний, содержания, воплощенного в тематике, подчиняется специфике деятельности и доступным детям задачам изображения. При отборе тем и ознакомлении с соответствующими предметами для изодеятельности важны не все доступные связи, а те, что выявляют внешние признаки предмета и могут быть переданы детьми в рисунке. Четвертый принцип объединяет в себе два предыдущих: учет необходимости повторения сходных тем при одновременном усложнении характера познавательной деятельности детей в направлении повышения их самостоятельности и все большей активизации творчества в процессе познания, а затем и в процессе образного отражения впечатлений. Это выражается в повторении одной темы, но в разных вариантах («Рыбки в аквариуме», «Пустим красивых рыбок в озеро»); в подборе разных тем изображения, но сходных по внешним признакам, а значит, и способам изображения предметов (огурцы, кабачки, овальные бусинки на нитке; цыплята, утята, воробьи и т. п.). Пятый принцип - учет сезонных явлений, местного окружения - природного и социального, социальных явлений, календарных дат и т.п. Шестой принцип - по возможности учет индивидуального эмоционально-интеллектуального опыта детей как условие актуализации ценных и действенных мотивов деятельности, активизации соответствующих чувств, воображения, целенаправленности деятельности, а следовательно, и творческих проявлений дошкольников. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|