Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Задачи обучения предметному рисованию




1. Формировать у детей познавательный интерес к миру пред­метов в природе, рукотворным вещам, человеку; способность за­мечать и эмоционально откликаться на их эстетическое своеобра­зие; бережное отношение к миру предметов.

2. Вызывать у дошкольников желание выразить в рисунке свое отношение к предметам; желание поделиться своими чувствами с детьми и взрослыми, получить их признание, поддержку, вызвать сопереживание.

3. Побуждать детей к принятию и самостоятельной постановке соответствующих тем изображения.

4. Формировать у ребят обобщенные способы восприятия предметов разных типов.

5. Формировать у дошкольников обобщенные представления об изображаемых предметах.

6. Формировать у детей обобщенные способы изображения предметов одного типа, умения передавать:

- форму (обобщенную, близкую к геометрической, затем ха­рактерную, позднее индивидуальную);

- строение предмета (от простого чередования, симметричного расположения частей до сложного, асимметричного);

- пропорциональные отношения частей в предмете;

- развивать при этом чувство формы, цвета, ритма, композиции.

7. Развивать у детей предварительные действия замысливания, текущего и итогового контроля, оценки работы.

8. Стимулировать самостоятельность и творчество в замысливании образа, поиске способов его воплощения.

9. Побуждать детей к созданию оригинальных образов, используя разные средства выразительности (форму, строение, цвет, композицию, линию).

10. Формировать у дошкольников способность видеть, чувст­вовать и осознавать выразительность образа, замечать его непо­вторимость, оригинальность.

11. Стимулировать у детей проявление чувства сопережива­ния удачам и радостям, неудачам и огорчениям других детей в деятельности.

Как примерно распределяются программные задачи по возрастам?

В первой младшей группе одной из главных задач является фор­мирование у детей понимания образного характера деятельности (на листке бумаги может быть изображен окружающий мир) и интереса к этой деятельности. Внимание педагога и малышей сосредоточено на элементарной технике рисования красками, ка­рандашом. Дети начинают осваивать ритм, линию, пятно, цвет как основные средства выразительности. Педагог подводит их к изображению предметов округлой формы.

Во второй младшей группе дети начинают изображать знако­мые, интересные для них предметы, явления, продолжая осваи­вать линию как средство выразительности. С этого возраста дети усваивают способы изображения предметов округлой и прямо­угольной форм.

Дети в этом возрасте при специальной углубленной работе мо­гут освоить основные сенсорные эталоны форм, цвета и пользо­ваться ими в дальнейшем как средством познания предметов, яв­лений окружающего мира (Л. А. Венгер).

Более того, у детей этого возраста формируется обобщенное представление о предметах данных форм (круглыми могут быть разные предметы). Обобщение изображаемых предметов идет по признаку формы. На этой основе формируются и обобщенные способы их изображения: дети знают, как рисовать карандашом, кистью предметы круглых форм, и умеют это делать к концу года достаточно смело и свободно.

В средней группе дети продолжают осваивать изображение предметов круглой и прямоугольной форм, учатся изображать овальные и треугольные предметы. У дошкольников формируется умение передавать строение предметов. Дети продолжают осваи­вать цвет как средство выразительности. Решение этих специаль­ных задач тесно связано с решением более общих задач: сенсорно­го, умственного воспитания детей. Так, в среднем дошкольном возрасте ставится задача обучения детей более расчлененному восприятию, умению обследовать предметы, последовательно выделяя в них отдельные части и устанавливая соотношение меж­ду ними (цвет, форму, величину, пространственное расположение частей). Педагог должен: развивать у ребят умение сравнивать предметы, выделять общие признаки и группировать их по внешним свойствам, назначению. Очень важно доступно показать де­тям зависимость жизни растительного и животного мира от опре­деленных условий внешней среды.

Эти общие задачи решаются в конкретных видах деятельности, в частности в изобразительной.

Процесс обучения строится с ориентиром на постепенное по­вышение степени самостоятельности и активности детей при решении знакомых задач и стимулировании поисковой деятель­ности в решении относительно новой задачи. Постепенно детей подводят к совместному выявлению общего правила через серию занятий по изображению предметов одной формы, одного типа, к самостоятельному применению его в других конкретных случаях.

Это не исключает уже в данной возрастной группе подведение детей к созданию выразительного образа путем варьирования способов изображения (изображение предметов одной формы, но разной величины, цвета, с передачей выразительных деталей).

Таким образом, в работе с детьми среднего дошкольного воз­раста возможно формирование некоторых обобщенных знаний, умений, а следовательно, постепенный перевод изобразительной деятельности на самодеятельный уровень, т.е. дети способны дей­ствовать не только на репродуктивном, но и на репродуктивно-вариативном и далее творческом уровне.

В этой возрастной группе (средней) отчетливо проявляется свое­образный переход не только в замысле, но и в самом рисунке от предметного рисования к сюжетному. По ведущим задачам обуче­ния это рисование предметное, а по результату - сюжетное. Например, «Рыбки в озере», «Жуки на травке». Смысл таких занятий в упражнении детей в способах изображения на репродуктивно-вариативном, в определенной степени творческом уровне.

В старшем возрасте ставят задачу создания у дошкольников вариативных образов, с сохранением характерных особенностей формы, строения, цвета, пропорциональных отношений в предме­те. Постепенно детей подводят к передаче индивидуальных осо­бенностей предметов. Дошкольники передают несложные движе­ния человеческой фигуры, изменяя положение рук и ног (Петруш­ка пляшет, делаем гимнастику), движения животных. Совершен­ствуется техника изображения. Дети легко и уверенно проводят концом кисти прямые, изогнутые, волнистые линии, круги, дуги, точки и т.п.

Поскольку к этому возрасту дети овладели способами изобра­жения предметов основным форм, они учатся изображать предме­ты одной формы, но разных пропорций, передавая отличие от обобщенной геометрической формы, обогащая изображение вы­разительными деталями. В старших группах отчетливо оформляется и в определенной степени решается задача формирования обобщенных представле­ний (Н.Н. Поддъяков, В.И.Логинова, П.Г. Саморукова, Е.Ф. Терентъева, И.А.Хайдурова, Н. П. Кондратьева и др.). Однако задачи развития творчества требуют концентрации внимания не только на сходстве, но и на своеобразии окружающих предметов. Яркие и живые представления такого рода воспитатель «оживляет» в общении с детьми для того, чтобы направить их на обогащение, варьирование тех графических образов, которые имеются в их опыте. Основное направление в решении задач предметного ри­сования в старших группах - это стимулирование относительно самостоятельного восприятия предметов окружающего мира, формирование способности замечать их выразительность, своеобразие и на этой основе создавать выразительные, творческие.рисунки. Решение этих задач продолжается в контексте сюжетно-тематических рисунков.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных