ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Изобразительной деятельности детейВ первую очередь содержание самостоятельной изобразительной деятельности определяет эмоционально-интеллектуальный опыт ребят, полученный из разных источников в условиях семьи и дошкольного учреждения. Оно может быть тесно связано с содержанием соответствующих занятий. Дети могут повторять понравившиеся им темы занятий. Этот повторный интерес может быть вызван иногда не столько темой, сколько успехами ребенка на занятии или необычной, нестандартной методикой его проведения. Увлеченность темой - наиболее ценный побудитель самостоятельной деятельности. В связи с этим полезно при анализе детских работ обратить внимание на возможность их продолжения. Ни в коем случае не предлагая дошкольникам дорисовать в свободное время, нужно раскрыть интересные, увлекающие ребенка перспективы улучшения работы, создания более выразительного образа. Важно вызвать собственную инициативу ребенка, стремление продолжить рисунок (поделку). Если в начале занятия детям был предложен действенный мотив деятельности, то анализ качества рисунка (поделки) и раскрытие перспектив ее совершенствования нужно связать с этими мотивами. Для того чтобы вызвать у детей желание в свободное время поупражняться в способах изображения, воспитатель может после занятия положить детские поделки (рисунки) и соответствующий материал на видное место, где ребята обычно занимаются самостоятельно (выкройки поделок, природный материал, бумагу того же цвета, формата и т.п.). Таким образом, оборудование, материал, введенный педагогом с занятия в зону (уголок, комнату) самостоятельной изобразительной деятельности, позволяют обеспечить взаимосвязь между обучением на занятиях и самостоятельной художественной деятельностью. Самостоятельная художественная деятельность по содержанию может быть связана с играми, театрализованной деятельностью, подготовкой к праздникам и т. п. Например, на этапе развития сюжетно-ролевой игры (когда детей интересуют роль и ролевые действия) они стараются атрибутикой обозначить, подчеркнуть свою роль (у врача есть фонендоскоп, термометр и пр., у капитана - бинокль, фуражка, У журналиста - кинокамера и т.д.). Недостающие атрибуты игры дети могут сделать сами, вместе с воспитателем. Это весьма полезно, так как стимулирует творчество в использовании предметов-заместителей. Поделки, изображающие животных, птиц, людей, успешно можно использовать в настольном, пальчиковом, теневом театре. Аппликации из ткани и на ткани вполне применимы в быту. Мозаичные панно, аппликации из пуха, соломы и растительных форм (флористика) - прекрасное средство оформления интерьера руками детей. Во всех этих случаях возможно применение действенной мотивации. Получение адекватного результата и использование его по назначению оказывают большое влияние на становление самостоятельной деятельности, на общее психическое и личностное развитие детей. Общественно направленные и игровые мотивы деятельности, возможность осмысленной самооценки в процессе применения полученных поделок (рисунков), творческий поиск детей при выполнении работы, продуктивное и объективно необходимое сотрудничество между собой и со взрослыми - все это развивающие моменты такой деятельности. Содержание самостоятельной художественной деятельности несколько меняется, если дети выходят за пределы помещения. На прогулке в хорошую погоду с детьми можно рисовать с натуры деревья, цветы, кусты, листья. Хорошо, если в детском саду есть легкие переносные мольберты. При более дальних прогулках можно использовать кусочки фанеры. Важно, чтобы такая деятельность была повседневной, но по желанию детей. Педагог может давать пример такой деятельности, что, как правило, привлекает детей. Если детские работы после таких прогулок демонстрируются взрослым (сотрудникам детского сада, родителям), детям, находят применение в группе, как описано выше, художественная деятельность на прогулке становится традицией по инициативе детей. Е. И.Езикеева предлагает на прогулке кроме лепки из глины и рисунка на асфальте выкладывать мозаичные картины из камушков на песке, из цветного льда - на снегу, а также плести из соломы, выполнять из природного материала и т.п. Дети могут заниматься при этом самостоятельно по одному, вдвоем, подгруппой. Во всех случаях педагог по просьбе детей - соучастник происходящего, помощник. В развитии самостоятельной художественной деятельности родители - незаменимые помощники педагога. Поэтому педагог обязательно должен раскрыть родителям смысл изобразительной деятельности, ее значение для общего развития дошкольников; объяснить, на каком уровне находится деятельность их детей; какие задачи решает педагог на занятии; в чем его трудности; чем могут и должны помочь родители. Родителям надо рассказать об условиях, которые следует создать для ребенка в семье. Необходимо рассказать и даже показать, приглашая на занятие, как взрослые в семье могут вместе с детьми рассматривать предметы, наблюдать изображаемые явления. Следует разъяснить, как это важно для рисования (лепки) и общего развития детей. Следует объяснить родителям, что к детским работам надо относиться В процессе непосредственного общения с детьми педагог выбирает главным образом позицию сотрудничества. Выбор позиции подчиняется цели руководства самостоятельной деятельностью. Цель: развитие личности ребенка и в первую очередь развитие инициативы, творческой сущности личности. Поэтому в руководстве деятельностью надо идти от интересов ребенка, его инициативы. Наблюдая за деятельностью, возникающей по инициативе дошкольников, педагог очень осторожно может «подключиться» к детским замыслам: сначала в роли благодарного зрителя, умеющего удивляться, радоваться, сопереживать. На фоне такого эмоционального соучастия, обыгрывания образа, его эстетического восприятия возможны вопросы, побуждающие ребенка к развитию замысла, поиску способов действия; советы, если ребенок нуждается в них. Вполне применима в этом случае этапность формирования творчества, используемая Л.Н.Толстым в его школе, но не в позиции учителя, а в большей степени в позиции партнера. Педагог может ненавязчиво, как бы для себя, демонстрировать процесс творчества, рассуждая, размышляя вслух (лепить, рисовать, делать поделку). Дети всегда любят смотреть на то, что и как делает педагог. На глазах у детей происходит демонстрация приемов замысливания образа, поиска его вариантов, способов действия, отказ от каких-то решений и нахождение новых и т.п. В такой процесс поисковой деятельности на уровне предварительного замысливания, исполнительства и дальнейшего при этом развития замысла можно постепенно подключать кого-то из детей. Сомневаясь в своих решениях, советуясь с детьми, демонстрируя радость, удовлетворение от их соучастия, подхватывая и развивая их идеи, воспитатель постепенно раскрывает им сущность такой деятельности. С кем-то из детей у педагога возможно подлинное сотворчество на основе первоначального замысла педагога, а затем совместного развития образа, как это делал Л.Н.Толстой. Примечательно, как Б.М.Теплов оценивал этот прием: «Самое поучительное в толстовском настоящем приеме в том, что он не только втягивает детей в творческую атмосферу и открывает им, как протекает процесс настоящего сочинения, но и в том, что он, благодаря совместной поначалу работы, дает возможность получать полноценный продукт, продукт, полностью удовлетворяющий художественный вкус детей. «Прием» Толстого снимает разрыв между вкусом детей и их возможностями, между тем, что их может удовлетворить, и тем, что они могут сделать, и превращает их работу в подлинное, серьезное творчество»1. Особого подхода требует самостоятельная коллективная деятельность. В этом случае руководство выражается: во-первых, в наблюдении, выяснении, а то и в предложении мотивов деятельности; во-вторых, в наблюдении за процессом коллективного замысливания, распределения и планирования последовательности работы, помощи в случае необходимости; в-третьих, в наблюдении за процессом реализации замысла, корректировке, согласовании действий на правах участника или заинтересованного зрителя; в-четвертых, в положительном принятии результата деятельности и его применении. 1 Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания. — Вып.11 -М; Л.- 1947.-С. 108.
Педагог не ошибется, если будет искренне интересоваться тем, что делают дети, проявляя себя благодарным, добрым зрителем, а если надо - помощником. Таким образом, зная цель, задачи, принципы, примерное содержание, формы и методы руководства самостоятельной художественной деятельностью, педагог творчески их использует в конкретном педагогическом процессе. В настоящее время широко распространены такие формы работы с детьми, как кружковая, студийная и пр. Как правило, в кружках, изостудиях занимаются дети, имеющие склонность, особый интерес к данному виду деятельности, сочетающиеся нередко с ярко выраженными способностями. Однако посещение студий, кружков должно быть доступно любому ребенку независимо от его способностей. Это полезные формы работы с детьми при условии наличия руководителя, любящего, понимающего детей, свое дело и смысл изобразительной деятельности в жизни ребенка. Принципиальных отличий в методике работы с детьми при таких формах ее организации нет. Главное требование - это создать все условия, чтобы ребенку хотелось посещать студию (кружок), чтобы он испытывал радость от процесса и результатов деятельности, чтобы он глубже и полнее открывал для себя мир людей природы, искусства. Главное - сохранять и развивать индивидуальность ребенка. Безусловно, что одаренные дети потребуют особого внимания не в плане выделения их перед другими, а чуткого наблюдения за их индивидуальностью, понимания взрослыми их особого видения и отражения мира. Полезнее идти за ребенком, не разрушать то, чем наделила его природа. В то же время нужно чувствовать, в чем он нуждается, в чем его слабости. Развитие наблюдательности, стимулирование творчества, более широкое введение ребенка в мир изобразительного искусства (посещение выставок, музеев и пр.) обогащает детей, не разрушая их индивидуальности.
ГЛАВА V Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|