Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Изобразительной деятельности детей




В первую очередь содержание самостоятельной изобразитель­ной деятельности определяет эмоционально-интеллектуальный опыт ребят, полученный из разных источников в условиях семьи и до­школьного учреждения. Оно может быть тесно связано с содержа­нием соответствующих занятий. Дети могут повторять понравив­шиеся им темы занятий. Этот повторный интерес может быть вы­зван иногда не столько темой, сколько успехами ребенка на занятии или необычной, нестандартной методикой его проведения.

Увлеченность темой - наиболее ценный побудитель самостоя­тельной деятельности. В связи с этим полезно при анализе детских работ обратить внимание на возможность их продолжения. Ни в коем случае не предлагая дошкольникам дорисовать в свободное время, нужно раскрыть интересные, увлекающие ребенка перспек­тивы улучшения работы, создания более выразительного образа. Важно вызвать собственную инициативу ребенка, стремление продолжить рисунок (поделку).

Если в начале занятия детям был предложен действенный мотив деятельности, то анализ качества рисунка (поделки) и раскрытие перспектив ее совершенствования нужно связать с этими мотивами.

Для того чтобы вызвать у детей желание в свободное время по­упражняться в способах изображения, воспитатель может после занятия положить детские поделки (рисунки) и соответствующий материал на видное место, где ребята обычно занимаются самостоятельно (выкройки поделок, природный материал, бумагу того же цвета, формата и т.п.).

Таким образом, оборудование, материал, введенный педаго­гом с занятия в зону (уголок, комнату) самостоятельной изобра­зительной деятельности, позволяют обеспечить взаимосвязь меж­ду обучением на занятиях и самостоятельной художественной деятельностью.

Самостоятельная художественная деятельность по содержа­нию может быть связана с играми, театрализованной деятельно­стью, подготовкой к праздникам и т. п.

Например, на этапе развития сюжетно-ролевой игры (когда детей интересуют роль и ролевые действия) они стараются атри­бутикой обозначить, подчеркнуть свою роль (у врача есть фо­нендоскоп, термометр и пр., у капитана - бинокль, фуражка, У журналиста - кинокамера и т.д.). Недостающие атрибуты игры дети могут сделать сами, вместе с воспитателем. Это весьма по­лезно, так как стимулирует творчество в использовании предме­тов-заместителей.

Поделки, изображающие животных, птиц, людей, успешно можно использовать в настольном, пальчиковом, теневом театре. Аппликации из ткани и на ткани вполне применимы в быту. Мо­заичные панно, аппликации из пуха, соломы и растительных форм (флористика) - прекрасное средство оформления интерьера руками детей. Во всех этих случаях возможно применение дейст­венной мотивации. Получение адекватного результата и исполь­зование его по назначению оказывают большое влияние на становление самостоятельной деятельности, на общее психическое и личностное развитие детей. Общественно направленные и игро­вые мотивы деятельности, возможность осмысленной самооценки в процессе применения полученных поделок (рисунков), творче­ский поиск детей при выполнении работы, продуктивное и объек­тивно необходимое сотрудничество между собой и со взрослыми - все это развивающие моменты такой деятельности.

Содержание самостоятельной художественной деятельности несколько меняется, если дети выходят за пределы помещения. На прогулке в хорошую погоду с детьми можно рисовать с натуры деревья, цветы, кусты, листья. Хорошо, если в детском саду есть легкие переносные мольберты.

При более дальних прогулках можно использовать кусочки фанеры. Важно, чтобы такая деятельность была повседневной, но по желанию детей. Педагог может давать пример такой деятель­ности, что, как правило, привлекает детей. Если детские работы после таких прогулок демонстрируются взрослым (сотрудникам детского сада, родителям), детям, находят применение в группе, как описано выше, художественная деятельность на прогулке ста­новится традицией по инициативе детей. Е. И.Езикеева предлага­ет на прогулке кроме лепки из глины и рисунка на асфальте вы­кладывать мозаичные картины из камушков на песке, из цветного льда - на снегу, а также плести из соломы, выполнять из природ­ного материала и т.п. Дети могут заниматься при этом самостоя­тельно по одному, вдвоем, подгруппой. Во всех случаях педагог по просьбе детей - соучастник происходящего, помощник.

В развитии самостоятельной художественной деятельности родители - незаменимые помощники педагога. Поэтому педагог обязательно должен раскрыть родителям смысл изобразительной деятельности, ее значение для общего развития дошкольников; объяснить, на каком уровне находится деятельность их детей; какие задачи решает педагог на занятии; в чем его трудности; чем могут и должны помочь родители. Родителям надо рассказать об условиях, которые следует создать для ребенка в семье. Необхо­димо рассказать и даже показать, приглашая на занятие, как взрослые в семье могут вместе с детьми рассматривать предметы, наблюдать изображаемые явления. Следует разъяснить, как это важно для рисования (лепки) и общего развития детей. Следует объяснить родителям, что к детским работам надо относиться
бережно, привести примеры их применения, побуждать ребят приносить домашние работы в детский сад, радоваться домашним успехам со всеми детьми. Детские работы, выполненные на занятии и в свободное время в детском учреждении, также обязательно должны быть представлены родителям. Необходимо обратить внимание на продвижение их ребенка, на сравнение его деятель­ности не с успехами других детей, а с его собственными, призы­вать взрослых членов семьи к поддержке в ребенке уверенности в
своих силах, смелости, разъяснять недопустимость насмешек, ко­торые навсегда могут лишить ребенка желания делиться с близкими своими успехами и неудачами. Итак, работа с семьей – один из путей косвенного влияния на самостоятельную изобразительную деятельность детей и развитие ребенка в ее условиях. Какова специфика взаимодействия педагога и детей в самостоятельной изобразительной деятельности?

В процессе непосредственного общения с детьми педагог выби­рает главным образом позицию сотрудничества. Выбор позиции подчиняется цели руководства самостоятельной деятельностью. Цель: развитие личности ребенка и в первую очередь развитие ини­циативы, творческой сущности личности. Поэтому в руководстве деятельностью надо идти от интересов ребенка, его инициативы.

Наблюдая за деятельностью, возникающей по инициативе до­школьников, педагог очень осторожно может «подключиться» к детским замыслам: сначала в роли благодарного зрителя, умею­щего удивляться, радоваться, сопереживать. На фоне такого эмо­ционального соучастия, обыгрывания образа, его эстетического восприятия возможны вопросы, побуждающие ребенка к разви­тию замысла, поиску способов действия; советы, если ребенок нуждается в них.

Вполне применима в этом случае этапность формирования творчества, используемая Л.Н.Толстым в его школе, но не в по­зиции учителя, а в большей степени в позиции партнера. Педагог может ненавязчиво, как бы для себя, демонстрировать процесс творчества, рассуждая, размышляя вслух (лепить, рисовать, де­лать поделку). Дети всегда любят смотреть на то, что и как делает педагог. На глазах у детей происходит демонстрация приемов замысливания образа, поиска его вариантов, способов действия, отказ от каких-то решений и нахождение новых и т.п. В такой процесс поисковой деятельности на уровне предварительного замысливания, исполнительства и дальнейшего при этом разви­тия замысла можно постепенно подключать кого-то из детей. Сомневаясь в своих решениях, советуясь с детьми, демонстрируя радость, удовлетворение от их соучастия, подхватывая и разви­вая их идеи, воспитатель постепенно раскрывает им сущность такой деятельности.

С кем-то из детей у педагога возможно подлинное сотворчест­во на основе первоначального замысла педагога, а затем совмест­ного развития образа, как это делал Л.Н.Толстой. Примечатель­но, как Б.М.Теплов оценивал этот прием: «Самое поучительное в толстовском настоящем приеме в том, что он не только втягивает детей в творческую атмосферу и открывает им, как протекает процесс настоящего сочинения, но и в том, что он, благодаря со­вместной поначалу работы, дает возможность получать полно­ценный продукт, продукт, полностью удовлетворяющий художе­ственный вкус детей. «Прием» Толстого снимает разрыв между вкусом детей и их возможностями, между тем, что их может удов­летворить, и тем, что они могут сделать, и превращает их работу в подлинное, серьезное творчество»1.

Особого подхода требует самостоятельная коллективная дея­тельность. В этом случае руководство выражается: во-первых, в наблюдении, выяснении, а то и в предложении мотивов деятель­ности; во-вторых, в наблюдении за процессом коллективного замысливания, распределения и планирования последовательности работы, помощи в случае необходимости; в-третьих, в наблюде­нии за процессом реализации замысла, корректировке, согласова­нии действий на правах участника или заинтересованного зрите­ля; в-четвертых, в положительном принятии результата деятель­ности и его применении.

1 Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания. — Вып.11 -М; Л.- 1947.-С. 108.

 

Педагог не ошибется, если будет искренне интересоваться тем, что делают дети, проявляя себя благодарным, добрым зрителем, а если надо - помощником.

Таким образом, зная цель, задачи, принципы, примерное со­держание, формы и методы руководства самостоятельной худо­жественной деятельностью, педагог творчески их использует в конкретном педагогическом процессе.

В настоящее время широко распространены такие формы ра­боты с детьми, как кружковая, студийная и пр. Как правило, в кружках, изостудиях занимаются дети, имеющие склонность, осо­бый интерес к данному виду деятельности, сочетающиеся нередко с ярко выраженными способностями. Однако посещение студий, кружков должно быть доступно любому ребенку независимо от его способностей. Это полезные формы работы с детьми при условии наличия руководителя, любящего, понимающего детей, свое дело и смысл изобразительной деятельности в жизни ребенка.

Принципиальных отличий в методике работы с детьми при та­ких формах ее организации нет. Главное требование - это создать все условия, чтобы ребенку хотелось посещать студию (кружок), чтобы он испытывал радость от процесса и результатов деятель­ности, чтобы он глубже и полнее открывал для себя мир людей природы, искусства.

Главное - сохранять и развивать индивидуальность ребенка. Безусловно, что одаренные дети потребуют особого внимания не в плане выделения их перед другими, а чуткого наблюдения за их индивидуальностью, понимания взрослыми их особого видения и отражения мира. Полезнее идти за ребенком, не разрушать то, чем наделила его природа. В то же время нужно чувствовать, в чем он нуждается, в чем его слабости. Развитие наблюдательности, стимулирование творчества, более широкое введение ребенка в мир изобразительного искусства (посещение выставок, музеев и пр.) обогащает детей, не разрушая их индивидуальности.

 

ГЛАВА V






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных