Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Самостоятельной изобразительной деятельности




Основное требование к созданию предметной среды - содей­ствие становлению ребенка как личности. Предметная среда, создаваемая в дошкольном учреждении, направлена на решение следующих задач: обеспечение чувства психологической защищен­ности - доверия ребенка к миру, радости существования; формирование творческого начала в личности ребенка; развитие его инди­видуальности; формирование знаний, навыков и умений как сред­ства полноценного развития личности, а не цели; активизация де­мократических способов общения с детьми (понимание, признание, принятие личности ребенка, основанные на способности педагога встать на его позицию, не игнорировать его чувства); сотрудниче­ство с детьми. Принципы построения развивающей среды¹:

1. Принцип дистанции и сближения позиции в общении взрослого и ребенка, детей между собой с целью установления контакта. То есть предметная среда должна сближать взрослого и детей, спо­собствовать доверительному общению. Это особенно важно в самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе ребенка. В то же время размещение, оформление предметной среды должно удовлетворять возможное желание детей уединиться в творчестве. Дети впечатлительные, склонные к рефлексии, осо­бенно нуждаются в этом. Следует учесть и другое обстоятельство: творческие замыслы в изобразительной деятельности в отличие от игры чаще всего индивидуальны. Развитие разных замыслов и сведение их в один затруднительно, не менее затруднительно их воплощение, особенно в рисовании. Значительно легче происхо­дят коллективное замысливание и исполнение в лепке, конструи­ровании, аппликации.

2. Принцип стимулирования активности, самостоятельности, творчества. Предметная среда должна пробуждать у детей инициа­тиву, давать простор для творчества.

1 Автор использовал положения «Концепция построения развивающей среды в ДОУ» В. А. Петровского и др.

 

 

Поэтому в размещении обо­рудования необходима вариативность. В младших группах можно организовать рисование на длинной полосе бумаги (типа обоев), размещенной на вертикальной плоскости (стене). Каждый ребенок рисует свою тему, объединенную сюжетом с темами других детей.

В более старшем возрасте, когда дети приобретают какой-то изобразительный опыт и свободны в воплощении замысла, они в большей мере склонны и способны к общению, обмену впечатле­ниями в процессе работы. Дети 4-5 года жизни создают предмет­ные изображения, а сюжет выражается в слове, репликах, расска­зах, игре. Такое поведение «притягивает» других детей, вызывает подражание, желание рисовать так же. Поэтому столы можно разместить так, чтобы одним делом (рисованием) объединялось несколько детей, чтобы они радовались свободному и деловому общению. Пригодится в этом случае и стол - «пятилистник».

Во всех возрастных группах (особенно в старших) нужно иметь мольберты, которые дети могут самостоятельно передвигать по мере необходимости в любое место. Например, мольберт у окна провоцирует детей на рисование с натуры и «при натуре».

3. Принцип стабильности-динамичности развивающей среды. Применительно к изобразительной деятельности данный принцип реализуется в разумной смене и обогащении предметного содержа­ния, его рациональном расположении, позволяющем реализовать замыслы в любое время и по возможности в различной обстановке (в группе, на улице, в зимнем саду, в живом уголке и др.). Зная об относительно постоянных местах размещения оборудования, дети должны иметь возможность изменять эту среду по своему усмотре­нию, если этого требуют их замыслы, интересы, настроение.

Как правило, для самостоятельных занятий изобразительной деятельностью выделяется хорошо освещенное место. Для раз­мещения изобразительного материала необходимы шкаф или полки, к которым дети имеют свободный доступ. В распоряжении ребят должна быть бумага разного цвета и формата, цвет­ные карандаши, фломастеры, цветные восковые мелки, уголь, сангина, мел, краски (мягкие кисти для рисования и щетинные для аппликации), природный и «бросовый» материал, глина, пластилин. Качество и количество материалов меняются в зави­симости от возрастной группы (пастель, сангина, уголь и пр. - в старших группах).

Новый материал необходимо вводить постепенно, по мере оз­накомления с ним на занятиях. Чем младше дети, тем в большей степени разнообразие материала провоцирует их на формальны «перебор» его на уровне подражания. Поэтому количество мат риала одного вида должно удовлетворять стремление малышей подражанию, но одновременное содержательное его разнообразие в младших группах следует ограничить.

В старших группах материал, богато представленный, но не ос­военный на занятии, так же, как и в младшей, провоцирует детей на хаотичное его применение, поверхностное отношение к нему.

В группе должно быть место для демонстрации детских работ. Хорошо иметь паспарту, рамки (часто их делают вместе с деть­ми), в которые дети оформляют свои работы и сами украшают интерьер группы, спальни, прихожей, дарят малышам, родителям и т.п. Целесообразно иметь тематические папки с рисунками всех детей на ту или иную тему и индивидуальные папки с рисунками одного ребенка.

Процесс рассматривания рисунков своих и других детей может быть интересным и полезным не только для занятий изодеятельностью. Детский рисунок может быть поводом и материалом для со­чинения сказок, рассказов, песен, подвижных игр, использоваться как декорация для настольного театра. Он полезен и просто для теплого дружеского общения детей друг с другом, воспитателем, общения, в котором развиваются личностные отношения.

Очень полезно иметь в группе альбомы, папки с репродукциями картин известных художников; предметных и малосюжетных ри­сунков, используемых как дидактический материал.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования, т.е. опреде­ленность места и расположения материала по изобразительной деятельности (комната-студия для изобразительной деятельности; специально отведенное место в групповой комнате).

Нередко место занятий изобразительной деятельностью оформляется информативной и в то же время функциональной эмблемой: силуэтное изображение матрешки, в карманах фарту­ка которой разместились кисти, краски. «Самоделкин» с короб­кой «бросового» материала для поделок. «Карандашик», на па­литре которого карандаши, кисти, бумага и т.п. Надо иметь в виду размещение специального материала и оборудования на прогулке (наличие переносных мольбертов, мела, специальных палочек для рисования, глины и природного материала для леп­ки и т.п.) соответственно сезону. Наличие мольберта, красок, бумаги, глины, пластилина в «живом уголке», «зеленой зоне» может одновременно обеспечить ребенку отдых, наблюдение за животными, растениями и отражение впечатлений в художест­венной деятельности.

Пение птиц, журчание воды в искусственном водоеме, отно­сительная уединенность и тишина располагают и к отдыху, и к творчеству. В отсутствии натуральных звуков природы возмож­ны магнитофонные записи звукового дизайна (шелест листьев, плеск воды, пение птиц). В местах, специально отведенных для изобразительной деятельности, можно использовать соответст­вующую музыку, созвучную настроению и содержанию созда­ваемых образов.

В последнее время в дошкольных учреждениях широко ис­пользуют специальные помещения для демонстрации произве­дений живописи, графики разных жанров. Для этого должно быть выбрано удобное место. Оформление произведениями ис­кусства узких переходов, галерей, лестничных клеток, безуслов­но, обогащает интерьер, делая его более эстетичным, и это цен­но само по себе. Однако такое «проходное» место, где невоз­можно задержаться, подумать без отвлечений, вряд ли подходит Для общения с искусством.

Гораздо полезнее, если дети и взрослые могут где-то присесть и не торопясь любоваться картинами. И здесь не помешают му­зыка, звуки природы, подобранные в соответствии с живопис­ными образами.

Содержание самостоятельной






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных