Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Анализ различных точек зрения на особенности процесса усвоения научных понятий учащимися в процессе обучения




Для решения вопроса о выборе оптимального способа формирования того или иного понятия необходимо знать различные способы, их достоинства и недостатки, условия успешного применения. Необходимо знать особенности самого процесса усвоения понятий. Только при этом условии учитель может вполне осознанно и уверенно произвести отбор наиболее эффективного способа формирования для каждого отдельного понятия или класса понятий. Выбор правильного способа особенно важен при формировании фундаментальных понятий.

Знания особенностей процесса усвоения понятий и возможных способов их формирования особенно необходимы составителям программ, авторам учебных и методических пособий. Многие недостатки в структуре действующих программ и учебников в значительной степени обусловлены незнанием теории формирования понятий или недооценкой её авторами программ и учебников в решении важнейших вопросов образования – определения содержания и структуры учебных предметов, методики их преподавания.

Разработке теории формирования у школьников научных понятий посвящены исследования многих отечественных и зарубежных психологов (Л.С. Выготский, А.А. Смирнов, М.Н. Шардаков, П.Я. Гальперин и др.).

В результате исследования психологов и методистов выявлены основные закономерности процесса усвоения понятий учащимися, изучены пути их формирования.

Существуют различные точки зрения по вопросу об особенностях процесса усвоения понятий учащимися. Одна из них принадлежит известному психологу Н. А. Менчинской, которая считает, что:

1. содержание понятий учащиеся усваивают не сразу, а постепенно, по частям, причём у разных учеников процесс усвоения происходит с разной скоростью и часто растягивается на очень длительный срок;

2. долгое время научные признаки понятия искажаются, сочетаясь с «донаучными»;

3. разделение главных и второстепенных признаков понятий и систематизация их устанавливаются лишь постепенно;

4. постепенно происходит и обобщение понятия, которое у слабых учеников часто остаётся совершенно недостаточным.

Иную точку зрения показали психологи П. Я. Гальперин и Н. Ф. Талызина. По их мнению, этап сосуществования неверных «донаучных» представлений с научными понятиями не является обязательным, он может быть совсем исключён, если сразу же правильно раскрыть научное содержание понятия. Однако при этом они не учитывали, что некоторые неверные «донаучные» представления формировались и закреплялись в повседневной практике общения школьников со взрослыми и в их личных наблюдениях довольно длительное время, поэтому так просто исключить их влияние нельзя. Нужна большая кропотливая работа учителя по раскрытию научной несостоятельности неверных житейских представлений, чтобы затормозить и разрушить соответствующие им временные связи.

П. Я. Гальперин и Н. Ф. Талызина полагали, что формирование понятия не стоит растягивать на продолжительный период времени, что это можно осуществить «в один приём». Однако содержание многих формируемых у школьников понятий оказывается настолько сложным, что раскрыть его «в один приём», на одном уроке или в процессе изучения одной учебной темы не представляется возможным. Оно может быть раскрыто постепенно, «по частям», на основе на основе установления связей и отношений данного понятия с другими. Только наиболее простые понятия могут быть раскрыты в течение одного урока, одной учебной темы. Эти понятия в дальнейшем процессе обучения получают развитие, наполняются новым содержанием. Что касается сложных понятий, их развитие осуществляется на протяжении длительного времени. В связи с этим, возникает необходимость в разграничении понятий: «формирование понятия» и «развитие понятия».

Под «формированием понятия» понимается этап, завершающийся образованием понятия. Это этап, начинающийся с первоначального восприятия предмета, понятие о котором формируется, и завершающийся образованием абстрактного понятия. Момент образования понятия характеризуется выявлением основных существенных признаков понятия, составляющих ядро понятия. В дальнейшем происходит развитие понятия, включающее выявление новых свойств, признаков, связей и отношений данного понятия с другими, включение понятия в теоретическую систему понятий.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных