Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Типичные ошибки в усвоении понятий учащимися, причины их возникновения и пути предупреждения




Психологами установлены типичные ошибки в усвоении понятий учащимися и причины их возникновения. Знание этих ошибок и причин позволяет учителю принять меры по предупреждению ошибок и их устранению.

Первая типичная ошибка – первоначальная генерализация (недостаточно полный анализ изучаемых явлений и выделение таких признаков, которые не являются существенными).

Вторая типичная ошибка – внутрипонятийная генерализация (из всего комплекса признаков понятия выделяются лишь некоторые более «сильные» признаки; это приводит к установлению неправильных соотношений между отдельными признаками понятия).

Исследованиями психологов установлено, что более «сильными» признаками понятий, вызывающими генерализацию, оказываются следующие:

· признаки, чувственно воспринимаемые или представляемые учеником;

· признаки, которые ассоциировались у учеников с представлениями, сформированными в их повседневном житейском опыте;

· причина генерализации иногда бывает многократное повторение некоторых внешних признаков в процессе упражнений по применению понятий.

Третья типичная ошибка – межпонятийная генерализация (неправомерно широкое влияние одного понятия на другие).

Наряду с рассмотренными ошибками наблюдаются еще следующие недостатки:

- они оперируют с терминами, обозначающими понятия, а раскрыть содержание понятий, указать их существенные признаки, отделить существенные признаки от несущественных не могут;

- смешивают видовые признаки понятий, принадлежащих к общему роду;

- плохо усваивают связи и отношения между понятиями (прежде всего отношения подчинения и соподчинения);

- не умеют классифицировать понятия, проявляют беспомощность в выборе существенных признаков, которые можно было бы положить в основу классификации.

Один из недостатков в усвоении понятия – это то, что учащиеся не могут определить содержание понятия. Это две недоработки учителя:

1. учащиеся не осмыслили в достаточной мере содержание понятия и поэтому не могут раскрыть его содержание словами;

2. при формировании понятия учителем не подчеркивалась необходимость запоминания правильного научного определения понятия.

 

В усвоении понятий большую роль играют упражнения, активизирующие внимание и мышление учащихся, их познавательную деятельность. Без активной познавательной деятельности понятие не может быть усвоено учащимися. Они могут запомнить название термина, формальное определение понятия, научиться применять его в решении элементарных задач. Но понятие не будет должным образом отдифференцировано от других, сходных с ним по каким-либо признакам понятий, не будут усвоены его многообразные связи и опосредования, и вследствие этого ученик не в состоянии будет оперировать им в решении сложных задач, особенно задач творческого характера.

Психолого-педагогический анализ процесса усвоения понятий приводит к выводу о необходимости организации активной познавательной деятельности учащихся на всех этапах овладения понятиями. Это может быть осуществлено с помощью специально разработанной системы самостоятельных работ, включающей следующие виды:

1. Первичное знакомство с понятием, выделение существенных признаков (самостоятельная работа с учебником, наблюдения, эксперимент, построение и анализ графиков).

2. Уточнение признаков понятия (работа с учебником после объяснения материала учителем, упражнения по варьированию несущественных признаков понятия).

3. Дифференцировка понятия (сравнение признаков вновь формируемого понятия с признаками ранее усвоенных понятий).

4. установление связей и отношений данного понятия с другими понятиями (построение графиков, анализ формул).

5. Классификация понятий (составление классификационных схем и таблиц).

6. Конкретизация понятий.

7. Применение понятия (решение различного рода учебных задач творческого характера).

Каждый из перечисленных видов самостоятельных работ играет определённую роль в формировании понятий. Исключение из системы хотя бы одного вида работ приводит к определённым дефектам в усвоении понятий.

Анализ применяемой в массовой школе методики формирования понятий показывает, что на начальном этапе формирования понятий часто недооцениваются самостоятельные работы первых четырёх видов. Это приводит к серьёзным затруднениям учащихся в решении задач, так как они при этом вынуждены оперировать понятиями, содержание которых ими ещё должным образом не усвоено и которые ещё не отдифференцированы от других понятий.

Конечно, в процессе решения задач происходит уточнение и дифференцировка понятий. Однако она должна быть завершена при выполнении специально рассчитанных на это упражнений. Главная цель решения задач в ином – в формировании у школьников умения оперировать понятием, в закреплении и уточнении связей данного понятия с другими понятиями, во включении данного понятия в систему ранее усвоенных понятий.

В целях предупреждения у учащихся ошибок в усвоении понятий и затруднений в применении их на практике необходима организация всех видов самостоятельных работ рассмотренной выше системы.

Важную роль в формировании понятий играет создание проблемной ситуации, в результате анализа которой учащиеся приходят к выводу о недостаточности имеющихся у них понятий для объяснения новых фактов (явлений) и необходимости введения нового понятия. Создание проблемной ситуации повышает эмоциональный настрой учащихся, их интерес к изучению нового, активизирует их мышление, внимание и в конечном счёте обеспечивает более высокий уровень усвоения понятия.

Успех всей работы учителя по формированию понятий во многом зависит от того, как он представляет содержание формируемого понятия и тот верхний уровень, на котором оно должно быть сформировано у школьников к моменту окончания средней школы.

Готовясь к формированию у учеников нового понятия, учитель должен ознакомиться с его интерпретацией в современной научной и учебной литературе. Это позволит ему избежать ошибок в раскрытии содержания и объёма понятия.

На основе анализа содержания понятия в современной науке и требований учебной программы к его усвоению уточняется «верхний уровень», на котором оно должно быть сформировано у школьников к моменту окончания средней школы, и основные этапы его развития.

Очень важно изучить донаучные представления детей о понятии, установить, что им известно о нём из изучения других учебных дисциплин. Всё это позволит учителю более правильно определить способы формирования понятий, отобрать методы, соответствующие содержанию понятия, уровню развития мышления учащихся, их жизненному опыту, знаниям.

Для усвоения учащимися научного понятия необходимы следующие условия:

1. Создание необходимой базы для введения каждого нового понятия. В качестве такой базы служат жизненный опыт учащихся, их повседневные наблюдения и ранее усвоенные понятия.

2. Создание проблемной ситуации, в результате анализа которой учащиеся приходят к выводу о недостаточности имеющихся у них понятий для объяснения нового явления, нового факта.

3. Тщательный подбор и научный анализ фактов, обеспечивающий возникновение в сознании у учащихся нового понятия.

4. Учёт специфики содержания понятия, уровень развития мышления и знаний учащихся при выборе способа формирования понятия.

5. Организация активной познавательной деятельности учащихся на всех этапах формирования понятия. Создание условий, способствующих непрерывному развитию понятия на протяжении всего периода изучения данного предмета в школе и смежных с ним дисциплин.

 

Глава III






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных