Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Трудности в усвоении понятий учащимися




В процессе усвоения научных понятий перед учащимися возникает ряд трудностей, обусловленных различными факторами. Анализ этих факторов имеет важное теоретическое и практическое значение.

Трудности имеют различный характер. Основная проблема в усвоении учащимися научных, обобщающих понятий состоит в том, что общие, абстрактные понятия не наглядны. Процесс образования понятий есть своеобразный процесс сведения всех частных предметов данного класса к их роду, фиксация таких особенностей в предмете, которые позволяют быть ему всеобщим. Общее, выраженное в абстракции, реально в чувственно данном опыте не существует.

При движении знания по схеме «восприятие – понятие» его объект остается тем же самым, меняется лишь субъективная форма оперирования с ним.

Однако в учебном процессе часто приходится иметь дело с такими понятиями, при формировании которых не представляется возможным опираться на чувственное восприятие конкретных объектов, а иногда даже на их условные изображения.

Для учащихся представляет трудность не только первый этап усвоения понятий, но и второй, суть которого – в восхождении от абстрактного к конкретному, в теоретической переработке данных живого созерцания и представления.

Анализ таблиц, результатов вычислений, диаграмм, графиков, формул – все это может послужить исходным пунктом, как при образовании понятий, так и при их конкретизации.

При этом надо учитывать, что способность детей к усвоению общих понятий, как это доказано исследованиями психологов, находится в тесной связи с научным, техническим и культурным прогрессом общества. Нынешние дети оказываются подготовленными к усвоению общих понятий в более раннем возрасте, чем это предполагалось ранее. Установление этого факта приводит к выводу об относительности понятий «доступный» и «недоступный». То, что было доступным, скажем детям 4 класса 50 лет назад, становится доступным современным детям развитых стран. Это требует периодического пересмотра содержания учебных предметов на всех этапах обучения и систем формируемых в них понятий в направлении сдвига начального этапа формирования некоторых понятий в более младшие классы. Такого рода сдвиг, разумеется, должен быть педагогически и психологически оправдан.

Необходимо учитывать также развивающую роль обучения. Способности учащихся развиваются в процессе обучения тем интенсивнее, чем больше им представляются возможности для тренировки и проявления этих способностей в действии. Способность к усвоению обобщающих понятий развивается, если учитель целенаправленно и систематически обучает школьников алгоритмизированным действиям с учебным материалом и создает условия для самостоятельного включения учащихся в выработку новых способов действия с учебным материалом и нахождение признаков новых понятий.

Одна из трудностей в усвоении понятий обусловлена тем, что содержание формируемых у школьников понятий совпадает с их жизненным опытом, он играет двоякую роль. В тех случаях, когда опыт учащихся не противоречит научному знанию, опора на него повышает эффективность формирования понятий, в других случаях – затормаживается процесс усвоения понятий.

В педагогической практике еще нередко учителя игнорируют личный опыт учащихся и ведут процесс обучения, точно строят систему знаний на пустом месте. Это приводит к тому, что неверные представления в течение продолжительного времени сохраняются у учащихся, мешая образованию у них научных понятий.

Однако под опытом учащихся следует понимать не только житейский опыт повседневной жизни. В него следует включать и опыт учебной работы, наблюдений, осуществляемых не только на уроках по данному предмету, но и на уроках по другим дисциплинам.

Определенные трудности возникают при отсутствии меры в соотношении образного, словесно-логического и практически-действенного компонентов мышления при формировании понятий. В одних случаях учитель делает акцент на демонстрационный эксперимент, недооценивая роль слова, при этом мышление учащихся уводится в сторону или задерживается на единичных предметах и явлениях, что приводит к затормаживанию процесса усвоения существенных признаков понятий. При недооценивании наглядно-образного компонента происходит чрезмерное доминирование словесно-теоретической и следствие этого – формальное усвоение понятий, неумение ими оперировать и отрыв теоретических знаний от практических.

Особенно большие трудности возникают у учащихся при формировании у них понятий об объектах, которые невозможно представить наглядно, образно – в виде натуральных объектов, их моделей или их условных изображений. В программах учебных предметов общеобразовательной школы удельный вес такого рода понятий будет все более возрастать по мере развития науки. Поэтому перед современной дидактикой возникает проблема поиска эффективных путей формирования такого рода понятий у учащихся.

Определенные трудности вызывает у учащихся дифференцирование сходных по каким-либо признакам понятий, а также установление существенных связей и отношений между ними. Можно отметить, что в упражнениях школьных учебников и в сборниках задач не уделяется должного внимания формированию у учащихся умения выполнять эти важные мыслительные операции.

Рассмотренные трудности в усвоении понятий могут быть преодолены на основе изучения закономерностей процесса усвоения понятий учащимися и совершенствования методики их формирования.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных