Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Природа научных понятий, их роль в научном познании




 

Понятия, являясь важнейшим элементом системы научных знаний, играют важную роль в научном познании. Природа научных понятий изучается философией, а процесс развития – диалектической логикой.

Понятия как высшая познания составляют логическую основу, логический каркас научных систем и теорий.

Понятие не просто форма отражения действительности. Оно является такой формой отражения, которая раскрывает сущность вещей, внутренние, коренные, определяющие свойства предметов, их внутреннюю противоречивую природу. Поэтому содержание понятий глубоко противоречиво. Понятие есть единство противоположных моментов, единство противоположных моментов, единство общего и единичного, конкретного и абстрактного; оно является некоторым итогом, результатом развития соответствующей области науки.

Изучение процесса развития понятий в науке – предмет диалектической логики. Этим вопросам уделяли большое внимание отечественные философы (А. С. Арсеньев, В. С. Библер, Г. А. Курсанов, Б. М. Кедров, Э. В. Ильенков и др.).

На ранних ступенях развития человеческого мышления понятия выступают в виде эмпирических понятий, на более высокой ступени развития они неразрывно связаны с абстрактно-теоретическим мышлением, с образованием научно-теоретических понятий. Для последних характерны проникновение в сущность изучаемых предметов, выход за пределы непосредственно воспринимаемых явлений и переход в область таких сторон и связей изучаемых объектов, которые не поддаются непосредственно чувственному восприятию, а познаются с помощью теоретического мышления.

Научно-теоретические понятия, в отличие от эмпирических, претендуют на всеобщность и необходимость, на то, что они могут быть подтверждены опытом всех людей, находящихся в здравом уме, и не могут быть этим опытом опровергнуты.

Образование новых понятий и развитие уже находящихся на вооружении науки понятий происходит в тесной связи с развитием законов и теорий. Понятия и теории представляют собой разные стороны одного и того же круга явлений, но в разных мыслительных, познавательных формах.

Понятие выражает сущность явлений, предметов путем отвлечения от всего несущественного, второстепенного. Закон раскрывает существенные связи между предметами и явлениями. Теория обобщает опытные данные с целью объяснения данного круга явлений, фактов с единой точки зрения. Возникшие в науке понятия сами становятся объектом научного изучения, как и любые другие объекты, тем более что любой другой объект мы знаем лишь постольку, поскольку он выражен в понятии.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных