Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие как логико-гносеологическая категория




Что такое понятие? Вопрос кажется тривиальным, так как в повседневной жизни, в практической работе и в процессе обучения и детей, и студентов все мы оперируем тем или иным термином, не задумываясь над его содержанием, т. е. обозначаемым им понятием. Собеседования со студентами старших курсов педагогических институтов, с учителями школ, молодыми преподавателями вузов показали, что большинство из них не могут раскрыть содержание термина. И не удивительно, так как ни в средней школе, нив высших учебных заведениях в каких-либо учебных курсах специально этот вопрос не рассматривается. Многие оперируют данным термином, полагая содержание его само собою разумеющимся. В действительности вопрос о сущности понятия очень сложный. Нет еще единого мнения среди философов, психологов и логиков по вопросу о том, что же такое понятие. Известно более 30 попыток дать определение понятия. Крупный венгерский логик Б. Фогариши в учебнике «Логика» приводит 34 определения понятия.

В. И. Ленин в «Философских тетрадях» определял понятие как «высший продукт мозга, высшего продукта материи» [30, с. 149]. Ф. Энгельс отмечал, что понятия – это «результаты, в которых обобщаются данные…опыта» [38,с. 14], итоги некоторого этапа познания.

Ряд логиков рассматривает понятия как форму мышления. Например, логик М. С. Строгович [49, с. 75] определяет понятие как форму мышления, отражающую и фиксирующую существенные признаки вещей и явлений объективной действительности. В. Ф. Асмус [2, с. 32] определяет понятие как «мысль о предмете, выделяющую в нем существенные признаки». Е. К. Войшвилло [7] отмечает, что такое определение понятия очень схоже с определением суждения, т. е. признаки понятия как логической категории являются общими с признаками суждения. Поэтому рассматривать это определение только как отображающее сущность понятия неверно. По Е. К. Войшвилло, понятие есть «мысль, представляющая собой результат обобщения (и выделения) предметов или явлений того или иного класса по более или менее существенным (а поэтому и общим для этих предметов и в совокупности специфическим для них, выделяющим их из множества других предметов и явлений) признакам» [7, с. 150].

Между философами и логиками идет спор, что первично: суждение или понятие? Что является более высокой формой мышления? Одни считают, что исходны понятия, а суждения являются более высокой формой мышления. Это обосновывается тем, что суждение состоит из понятий, выражается через связанные между собой понятия. Другие, наоборот, считают, что поскольку само понятие образуется в результате суждений и умозаключений и само содержание понятий раскрывается с помощью суждений, то понятие – высшая форма мышления.

В «Логическом словаре-справочнике» Н.И. Кондаков дает следующую характеристику понятия: «Высшая степень мышления достигается в форме понятия, которое... есть целостная совокупность суждений, ядром которой являются суждения о существенных признаках, свойствах исследуемого объекта» [28, с. 459].

Обобщив все сказанное выше, можно так охарактеризовать понятие. Понятие – очень сложная логическая и гносеологическая категория. Это результат некоторого этапа в развитии наших знаний о тех или иных объектах материального мира. Возникнув, понятие уже само становится объектом познания. Вместе с тем понятие – одна из форм мышления, и в этом смысле оно выступает как орудие (средство) познания.

Мышление может протекать в различных формах: понятий, суждений, умозаключений, гипотез и теорий. Все они играют огромную роль в познании.

Понятие – одна из высших форм мышления, форм отражения материальной действительности. Оно также является такой формой отражения, которая раскрывает сущность вещей, внутренние, коренные, определяющие свойства предметов, их внутреннюю противоречивую природу. Поэтому понятие есть знание существенных свойств (сторон) предметов и явлений окружающей действительности, знание существенных связей и отношений между ними. По Гегелю, понятие – прежде всего синоним действительного понимания существа дела, а не просто выражение любого общего в созерцаемых, изучаемых объектах. В понятии раскрывается подлинная природа, особенность вещи (объекта), а не ее внешнее сходство с другими вещами (объектами).

Как гносеологическая категория понятие противоречиво. Оно есть единство противоположных моментов, единство общего и единичного, конкретного и абстрактного. Соответственно, процесс усвоения научных понятий также очень сложен и противоречив.

Основные характеристики понятия как логической категории:

1) содержание понятия;

2) объем понятия;

3) связи и отношения данного понятия с другими понятиями.

Учителю эти характеристики понятия нужно хорошо знать, чтобы судить, как оно усвоено учащимися, каким оно должно быть.

Под содержанием понятия понимают совокупность существенных свойств (сторон) класса предметов или явлений, отражаемых в сознании с помощью данного понятия.

Существенным называются те свойства класса объектов, по которым данный класс объектов (или явлений) отличается от всех других объектов (или явлений). Существенные свойства, стороны предметов и явлений окружающей действительности получили название признаков. Существенные свойства являются общими для всех объектов данного класса; без них объект (предмет) как таковой существовать не может, ибо они отражают сущность самого предмета, его внутреннюю природу.

По содержанию понятия разделяются на:

· простые («динамометр», «давление» и т. п.)

· сложные («число», «функция», «скорость» и т.п.)

Объем понятия – количество объектов, охватываемых данным понятием (или отражаемых в сознании с помощью данного понятия). По объему понятия подразделяются на:

· единичные (понятия, объем которых равен единице, например, город Москва, река Волга и т. д.);

· общие (понятия, объем которых более единицы, например, «инертный газ» – включает в себя 7 газов, «амперметр» - охватывает все классы приборов для измерения силы тока);

· категории (относятся понятия предельно широкой степени общности, они отражают наиболее общие черты действительности, например, «материя», «причина», «следствие», «масса»).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных