Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности развития понятий в учебном познании




 

Развитие понятий в учебном познании имеет некоторые общие черты с развитием понятий в науке и вместе с тем существенные различия. Рассмотрим основные из них.

Как в научном, так и учебном познании формирование и развитие понятий представляет собой сложный, диалектически противоречивый процесс. Учащиеся не сразу овладевают понятиями, а постепенно усваивают его содержание, объем, связи и отношения с другими понятиями. Овладение понятием осуществляется на основе преодоления противоречия между установленными научными фактами и имеющейся понятийной базой, оказывающейся недостаточной для объяснения новых фактов.

В научном познании возникновение и развитие понятий – результат творческих поисков ученых, длительного процесса развития познания, все более глубокого познания объективного мира.

В учебном процессе происходит формирование у учащихся понятий, уже прочно утвердившихся в науке, широко используемых в научных исследованиях и в практической деятельности людей. Процесс формирования осуществляется под руководством учителя, в результате его целенаправленной деятельности, определяемой учебными программами, учебными пособиями и состоянием теории и практики обучения. Здесь также происходит развитие понятий, но лишь в сознании учащихся, элемент новизны носит субъективный характер.

В научном познании выделение существенных свойств предметов и явлений, отражаемых в сознании с помощью понятий, - результат творческой деятельности многих ученых, иногда ученых различных стран, поколений. Учащиеся овладевают понятиями в период обучения в школе.

Источники возникновения и развития понятий в науке – противоречия между установленными новыми научными фактами и имеющимся понятийным аппаратом, недостаточностью знаний для объяснения вновь открытых явлений и свойств тел. У детей развитие понятий происходит под влиянием следующих факторов:

· жизненного опыта учащихся, их житейских представлений, получивших в психологии название «донаучных» представлений – образовавшихся до изучения основных наук в школе;

· целенаправленного процесса формирования понятий при изучении основ наук под руководством учителя;

· чтение научно-популярной литературы, просмотра кинофильмов, передач по радио и телевидению («стихийное» формирование понятий);

Учителю необходимо знать все указанные «источники» возникновения понятий, чтобы умело использовать их в процессе формирования понятий у учащихся. Особенно важно при этом учитывать «донаучные» представления учащихся и так называемое попутное формирование понятий, которое осуществляется при изучении смежных дисциплин.

Процесс формирования понятий у учащихся имеет свои закономерности. Знание этих закономерностей необходимо для учителя, чтобы успешно осуществить процесс формирования у школьников понятий, сознательно и целенаправленно им управлять.

В настоящее время установлены следующие закономерности этого процесса:

1) формирование понятий в сознании учащихся – сложный и продолжительный во времени процесс последовательного раскрытия качественных и количественных особенностей предметов и явлений. Учащиеся не сразу овладевают понятием, а постепенно усваивают его содержание, объем, связи и отношения с другими понятиями;

2) в процессе изучения того или иного учебного предмета у учащихся вначале формируются отдельные понятия, затем системы понятий (понятий определенной темы или раздела курса);

3) усвоение понятий одной системы осуществляется успешнее при условии, если осуществляется их связь с понятиями других систем;

4) усвоение понятий данной науки происходит успешнее, если осуществляется их связь с понятиями других наук;

5) одновременно с процессом новых понятий идет процесс углубления содержания ранее сформированных понятий. При этом раскрываются все новые и новые стороны понятий, их связи и отношения, уточняются границы их применения;

6) параллельно с раскрытием содержания понятий идет процесс дифференцирования понятий, имеющий чрезвычайно важное значение для предупреждения их смешения.

В процессе образования понятий происходит движение понятий в двух направлениях:

· от отдельных восприятий и представлений к простейшим общим понятиям и от них – посредством дальнейшей абстракции – к более общим понятиям;

· от общих и абстрактных понятий к многообразию действительности – к конкретизации понятий.

 

6. Роль «донаучных» представлений в формировании у учащихся научных понятий

Выше отмечалось, что одним из источников формирования у учащихся научных понятий является их жизненный опыт, повседневные наблюдения, в результате которых образуются так называемые «донаучные» представления[3] - представления, образовавшиеся до целенаправленного формирования понятий под руководством учителя в процессе изучения основ наук. Эти представления играют двоякую роль в формировании понятий. Если они находятся в противоречии с содержанием научных понятий и если учитель вовремя не обратит на это внимание учащихся, они (донаучные представления) будут тормозить процесс усвоения соответствующих научных понятий учащимися. Если же донаучные представления не противоречат содержанию научных понятий, на них следует опираться в процессе формирования понятий у учащихся.

Чтобы исключить (предупредить) отрицательное влияние неверных донаучных представлений на формирование соответствующих понятий, учителю необходимо до начала формирования научного понятия выяснить, каковы эти представления у учащихся. Это позволит ему своевременно раскрыть ученикам ошибочность имеющихся у них представлений, разрушить их на этой основе формировать новое научное понятие, обеспечить его верное усвоение.

Выявление (изучение) «донаучных» представлений можно осуществить путем анкетирования учащихся или собеседования с ними на предшествующем уроке. Данные анкетирования (собеседования) учитель анализирует и учитывает при подготовке к уроку, на котором предполагается формирование соответствующего научного понятия.

Не менее важную роль в формировании научных понятий играют знания, представления, полученные учащимися о явлениях, предметах ранее, на уроках по другим предметам, в предшествующих классах.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных