Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие как логическая категория




А.В. УСОВА

 

Формирование у школьников

Научных понятий

В процессе обучения

 

 

Издание второе, исправленное

 

Рекомендовано Фондом отечественного

образования для студентов высших

учебных заведений

 

Москва

 

Печатается по решению Редакционно-издательского

совета РАО

Рецензенты:

Доктор педагогических наук, профессор М. Д. Даммер

Доктор психологических наук, профессор Т. Я. Решетова

 

 

УДК 371.01

ББК 74.202

У 76

 

Усова А. В.

Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. 2-е изд., испр.- М.: Издательство Ун-та РАО, 2007. – Труды д. чл. и чл.-кор. Российской академии образования (РАО).

ISBN 5-204-00491-2

В монографии рассматриваются вопросы теории и практики формирования у школьников научных понятий в процессе обучения. Анализируются различные точки зрения на особенности процесса усвоения понятий учащимися и способы их формирования. На основе исследований автора и анализа результатов ранее выполненных исследований психологов и дидактов определяются условия успешного формирования понятий.

Для специалистов в области методики, авторов школьных учебников и методических пособий.

ISBN 5-204-00491-2


От автора

Для решения задачи повышения качества обучения школьников, требуется усовершенствование методики формирования у них научных понятий, составляющих один из важнейших компонентов системы научных знаний.

Успешное решение данной задачи возможно при условии овладения учителями школ теоретическими основами процесса формирования понятий. Знание современного состояния теории формирования понятий и условий успешного их освоения учащимися не менее важно для авторов методических пособий и школьных учебников, для программных комиссий. Оно позволяет обеспечить оптимальную структуру учебных предметов, их программ, преемственность и непрерывность в развитии понятий при изучении различных предметов на основе реализации внутрипредметных и межпредметных связей.

В данной книге автор ставил перед собой задачи: раскрыть многообразие функций процесса формирования у школьников понятий в процессе обучения; дать анализ различных точек зрения на особенности усвоения понятий и способы их формирования; на основе изучения результатов исследований психологов и дидактов, а также своих многолетних исследований раскрыть условия успешного формирования понятий, пути и средства повышения качества их усвоения учащимися.

Значительное место в книге уделяется анализу типичных ошибок в усвоении понятий, причин возникновения и путей предупреждения.

енияния понятий.ршенствование методики формирования у них
ВВЕДЕНИЕ

Одна из важнейших задач, решаемых школой, - обеспечение усвоения школьниками системы знаний основ наук.

Что значит система научных знаний? Из каких элементов она складывается? На основе логико-генетического анализа структуры научных знаний представляется возможным выделить следующие основные элементы системы знаний:

Научные факты

2. Понятия (о структурных формах материи, явлениях, свойствах тел и величинах, их характеризующих, о методах научного исследования и т. д.)

Законы

4. Теории (рис. 1)

НАУЧНЫЕ ПОНЯТИЯ ЗАКОНЫ ТЕОРИИ

ФАКТЫ

Рис.1. Основные структурные элементы систем научных знаний

 

Выделенные элементы знаний находятся в тесной взаимосвязи, между ними трудно установить резко очерченные границы. Так, например, теорию нередко рассматривают как развитое понятие, а понятие – как закон. Тем не менее, в литературе по вопросам теории познания указанные элементы считают возможными рассматривать как относительно самостоятельные структурные единицы знания, которые можно выделить в содержании всех наук. Все науки имеют дело с научными фактами, понятиями, законами и теориями. Для всех наук общими являются группы таких понятий, как понятия о структурных формах материи, о соответствующих им формах движения и явлениях (физических, химических, биологических, общественных и т. д.), понятия о величинах, характеризующих явления и свойства тел (например, о скорости в механике, валентности и атомном весе в химии, прибавочной стоимости в политэкономии и т.д.).

Указанные структурные элементы научных знаний находят отражение и в содержании школьных дисциплин.

В любой системе знаний понятия играют важнейшую роль. Образуются они в результате анализа вновь открытых научных фактов. Через системы научных понятий формулируются законы. Каждый закон выражает связь между понятиями. Например, закон всемирного тяготения, закон Кулона, закон Ома выражают связи между несколькими величинами. Нельзя сформулировать ни один закон, не оперируя понятиями. Если не усвоены соответствующие понятия, не могут быть усвоены и законы. Изучение теории также требует усвоение понятий. Научные теории – это развитые их системы.

Как видно из рассмотренного, без усвоения понятий не может быть ни усвоения законов, ни усвоения теорий. Вот почему очень важно в процессе обучения обеспечить высокое качество усвоения учениками основных понятий. Для хорошего усвоения учениками понятий необходимо, чтобы учитель правильно организовал процесс их формирования и умел управлять их усвоением.

Чтобы сознательно управлять этим процессом, надо знать его основные особенности, закономерности, которым он подчиняется. Но, к сожалению, учебные планы педагогических институтов не включают таких предметов, которые бы знакомили студентов – будущих учителей с указанными вопросами. Получается парадокс: учитель должен формировать понятия, а особенностей и закономерностей процесса формирования понятий он не знает.

Здесь уместна следующая аналогия. Инженер-технолог, чтобы обеспечить получение нужной продукции, должен знать весь процесс в целом и каждый его этап. До начала технологического процесса он должен прежде всего четко знать, какие должны быть получены в результате осуществления технологического процесса (конечные продукты), основные требования, которым они должны удовлетворять. На этой основе определяются исходные продукты. Затем инженер-технолог ищет такой способ (путь) осуществления технологического процесса A – B – C, который выгоден в экономическом отношении, обеспечивает выигрыш во времени и требуемое качество конечного продукта, ради которого осуществляется весь этот процесс (рис. 2).

 

A B C

 
 


Исходные Конечный

продукты продукт

 

Рис.2. Схема технологического процесса перехода исходных продуктов А в состояние С (конечного продукта)

 

Учитель же, приступая к формированию того или иного понятия, часто не знает ни требований, которым должно удовлетворять усвоение понятия учащимися к моменту окончания средней школы, ни исходной понятийной базы, которая должна быть у учащихся для успешного усвоения понятий, ни основных этапов развития понятия, ни оптимального способа его развития. Чаще всего он придерживается той последовательности, которая реализована в учебниках или учебных пособиях. Поэтому расходуется очень много времени на формирование понятий, но уровень их усвоения учащимися не удовлетворяет требованиям программы. В этом убеждают результаты исследований, проведенные под руководством автора [52;53;58;63;65].

Данные исследования показали, аналогичная картина сформированием понятий и их усвоением студентами наблюдается и в вузах: коэффициент оказывается очень низким.

Из изложенного напрашивается вывод о необходимости ознакомления широкого круга учителей и преподавателей высших учебных заведений с психолого-дидактическими основами формирования научных понятий. Знание этих основ необходимо также всем, кто занимается разработкой учебных планов, программ, созданием учебников, учебных и методических пособий, дидактических материалов. При разработке учебных программ учебников авторы чаще всего идут от логики науки, основы которой изучаются, не учитывая при этом «логики формирования понятий», особенностей их усвоения обучающимися и различных факторов, оказывающих существенное влияние на усвоение понятий.

В данной книге представлены логические и психолого-дидактические основы формирования понятий у школьников, конкретизирующие на примере формирования понятий физики.


Глава I

Понятие как логическая категория

  1. Понятие как логико-гносеологическая категория.
  2. Связи и отношения между понятиями.
  3. Определение понятий.
  4. Приёмы ознакомления с предметом, когда определение понятия невозможно или не требуется.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных