ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Результаты образования. 6 страница— способность отыскания причин происхождения культурно- — способность воплощать добываемые знания в духовные и Креативные качества обеспечивают условия создания учеником творческого продукта в общеобразовательном процессе: — эмоциально-образные качества: вдохновленность, одухо — инициативность, изобретательность, смекалка, готовность — способность к генерации идей, их продуцированию как ин Глава IV Психологические основы эвристического обучения
— обладание раскованностью мыслей, чувств и движений, со — проницательность, умение видеть знакомое в незнакомом и — умение вести диалоге изучаемым объектом, выбирать мето — прогностичность, предсказательность, формулирование ги — владение нетрадиционными эвристическими процедурами: — независимость, склонность к риску; наличие личностных — наличие опыта реализации наиболее творческих своих спо Оргдеятельностные {методологические) качества проявляются при организации образовательной деятельности ученика в двух предыдущих ее проявлениях — в познании и творчестве: — знание учеником своих индивидуальных деятельностных — осознание и умение пояснить цели своих занятий теми или
— наличие достойной цели, программы ее достижения, упор — умение поставить учебную цель в заданной области знаний особенностей и имеющихся условий, получить и осознать свой результат, сравнить его с аналогичными результатами одноклассников; — способность нормотворчества, выражающаяся в умении — навыки самоорганизации: планирование деятельности, про — самосозерцательность, самоанализ и самооценка; владение — способность взаимодействия с другими субъектами образо — способность организовать творчество других (организацион Перечисленные группы качеств учащихся являются открытыми для расширения и уточнения. В то же время эти группы представляют минимальный комплексный набор ориентиров для обеспечения всестороннего образовательного процесса. Так, например, ориентация на развитие только креативных качеств затруднит общее образовательное движение ученика, поскольку без сформированной организационной основы его творчество останется спонтанным и неоформленным. Эвристические качества ученика используются для формулирования целей образовательного процесса на различных его этапах по отношению к изучаемым курсам и отдельным темам. А сформулированные цели могут быть выражены с помощью конкретных зада- Глава IV Психологические основы эвристического обучения
ний. Например, цель по развитию способности обозначать свое понимание или непонимание по любым возникающим вопросам может лечь в основу такого задания для учеников начальной школы: «Посмотрите внимательно на лежащий у каждого из вас на парте камешек и запишите: 1) что вы увидели и поняли в нем; 2) какие вопросы у вас возникли». Качества ученика имеют внешнее проявление через соответствующие виды деятельности. Определение функциональных ролей ученика — условие адекватной диагностики и оценки его образовательных продуктов. В соответствии с тремя группами эвристических качеств назовем следующие функциональные роли учащегося в эвристической учебной деятельности и соответствующие им интег-ративные виды деятельности: Ученик-специалист: математик, физик, геолог, биолог, переводчик, сказочник, поэт, писатель, ремесленник, художник, музыкант, инженер и т.д. Вид деятельности соответствует реальной профессиональной деятельности и выбранному объекту деятельности. Творчество учащегося в этой роли сопрягается с усвоением стандартов образовательной области, полученная продукция — с культурными аналогами. Основная задача интегрировать роль творца в специальные предметные области, создавая в них направленные образовательные продукты. Ученик-творец: фантазер, сочинитель, выдумщик, генератор идей, изобретатель, ученый, критик. Вид учебной деятельности — создание образовательных продуктов; основная задача — открытие, создание, конструирование знаний и опыта с опорой на личностный потенциал и технологию эвристической деятельности. Ученик-организатор: методолог, проектировщик, разработчик образовательных программ, автор учебника, педагог, руководитель, координатор, эксперт, рецензент, аналитик. Вид деятельности — организация процесса и содержания образования. Основная организационная задача — создание и разработка необходимых условий для образования и определение его основных компонентов. В завершение назовем несколько отличий креативного, когнитивного и методологического видов деятельности. Креативная образовательная деятельность ориентирована на создание учеником творческого образовательного продукта. В отличие от когнитивной эвристической деятельности создаваемый продукт здесь не обязательно выступает результатом познания какого-либо объекта. Этот продукт может появиться как результат достижения творческой цели и иметь форму идеи, версии, поделки, сочинения, теории, игры и т.п. Роль учителя состоит в свое- временном обеспечении деятельности ученика необходимой образовательной средой и технологией соответствующего вида деятельности. Креативная образовательная деятельность может происходить одновременно с когнитивной, включать ее в качестве элемента. Конечная и основная цель креативной деятельности — создание (образование) продукта, тогда как когнитивная деятельность имеет задачу познания объекта. Отсюда меняется характер организации педагогом происходящих у ученика образовательных процессов. В креативной деятельности содержание задаваемой педагогом образовательной среды имеет целью создание учеником нового объекта, т.е. носит характер строительных материалов; в когнитивной деятельности образовательная среда состоит, в основном, из методов и технологий деятельности, позволяющих найти неизвестный смысл изучаемого объекта. Методологическая деятельность учащегося определяется созданием условий, при которых он осваивает отдельные элементы орг-деятельностных процедур, таких, как целеполагание, планирование, проектирование, нормотворчество, рефлексия. Педагог вносит эти элементы для усвоения учеником либо выявляет их вместе с ним при помощи рефлексивного анализа уже проделанной деятельности. § 3. Динамика развития эвристических способностей Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|