Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Индивидуальные занятия 3 страница




Сегодня в стране происходит возрождение метода проектов. Проектную форму обучения широко используют на отдельных уроках, в дополнительном образовании, имеются попытки распро­странения метода проектов на базовый учебный процесс. Занятия в проектной форме уже не отрицают систематического освоения зна­ний, такая деятельность включается в содержание проекта.

Основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы. Школь­ники индивидуально или по группам за определенное время вы-


полняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на заданную тему. Их задача — получить новый продукт, решить научную, техническую или иную проблему. Об­разовательный проект — это форма организации занятий, предус­матривающая комплексный характер деятельности всех его участ­ников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени — от одного урока до нескольких месяцев. К организации проекта предъявляются следующие требования:

1. Проект разрабатывается по инициативе учащихся. Тема про­
екта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в
каждой группе разные. Возможно одновременное выполнение уча­
щимися разных проектов.

2. Проект является значимым для ближайшего и опосредован­
ного окружения учащихся — одноклассников, родителей, знако­
мых.

3. Работа по проекту является исследовательской, моделирует
работу в научной лаборатории или иной организации.

4. Проект педагогически значим, т.е. учащиеся приобретают
знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами
мышления и действия.

5. Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с
тем допускает гибкость и изменения в ходе выполнения.

6. Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его
результат имеет потребителя. Цели проекта сужены до решаемой
задачи.

7. Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распо­
ряжении школы ресурсы.

Тематика образовательных проектов может быть разнообразна: экспериментальное изучение и использование природных явлений (дожди, изменение температуры воздуха), исследование техничес­ких процессов (очистка выхлопных газов); сборка электрической конструкции с заданными параметрами (например, средства сиг­нализации); создание теоретических моделей, фантастических и социальных разработок; конструирование объектов с заданными свойствами; литературные, культурные, исторические и иные

темы.

Образовательный проект имеет структурную основу, которая отражается в его положении или программе:

— название проекта,

— цитата, лозунг или иная форма представления проекта,

— общая характеристика проекта,

— идея проекта,



Глава VIII


Формы эвристического обучения



 


цели и задачи проекта,

—участники проекта,

—условия регистрации в проекте,

—сроки реализации проекта,

—этапы проведения проекта,

—условия участия в проекте (организационные, технические,
другие),

—особенности проведения проекта, виды деятельности участ­
ников,

—формы взаимодействия организаторов проекта с его участ­
никами и другими субъектами,

—критерии оценки работ отдельных участников, всего проекта,

—диагностическая и оценочная группа,

—результаты проекта, их оценка. Призы и награды,

 

— возможное продолжение и развитие проекта,

— авторы, координаторы, администраторы, организаторы
проекта.

Название, количество, последовательность, содержание и стиль структурных элементов проекта формулируются на основе кон­кретных целей и задач. Стиль положения о проекте может соответ­ствовать основной идее проекта. Например, описание проекта, посвященного историческим событиям, может иметь форму вери­тельной грамоты.

Рассмотрим несколько проектов, реализуемых во время обыч­ных занятий.

ПРОЕКТ «АЭРОДИЗАЙН». Рассчитан на одно занятие, когда изучаются темы «Движение под действием силы тяжести» или «Подъемная сила крыла самолета».

Цель проекта: разработать модель, которая будет очень медленно опус­каться на пол, когда ее свободно отпустят с высоты.

Ограничения: модель изготовляется из одного листа бумаги; 10 см клейкой ленты, скрепка, ножницы. Время на разработку и конструирование модели — 10 минут.

Ребята разбиваются на группы по 4—6 человек. Порядок работы пример­но такой: намечают план, изготавливают модели и отбирают из них лучшие; затем — конкурс и определение победителей.

Группы ищут решение проблем: как увеличить силу сопротивления возду­ха; как уменьшить массу модели; как не допустить, чтобы модель кувыркалась в воздухе. Ребята узнают, как конструируются парашюты, вертолеты, само­леты, ведут исследования.

Конкурс проходит следующим образом. Представители всех групп соби­раются вместе, поднимают свои модели на заданную высоту и по команде их отпускают. Побеждает ученик, чья конструкция приземляется на пол последняя.

Затем представители групп объясняют, почему победила именно эта кон­струкция, какие законы физики себя проявили.


ПРОЕКТ «БАШНЯ». Выполняется во время изучения темы «Центр тя­жести» или «Рычаги».

Цель проекта: построить самоподдерживающую структуру.

Ограничения: модель выполняется из одного листа бумаги; 20 см клейкой ленты, ножницы. Время конструирования — 30 минут.

Чтобы успешно справиться с заданием, требуется использовать знания по физике (устойчивое равновесие, правило рычага, деформация, центр масс), математике (свойства треугольника, конуса), черчению, моделированию.

Созданные конструкции и способы их разработки обсуждает весь класс. Побеждают те, кто выстроил самую высокую конструкцию.

ПРОЕКТ «ЗВУК». Опирается на учебные курсы физики, музыки и техно­логии. Рассчитан на несколько занятий: ребята исследуют свойства звука, принцип действия некоторых звуковых инструментов, осваивают элементы волновой теории.

Цели проекта: сконструировать инструмент, издающий звуки определен­ной частоты, усовершенствовать его, разработать инструкцию, как изгото­вить новые музыкальные инструменты.

Занятия планируются следующим образом.

1-е занятие. Одной половине класса предлагается создать инструмент, который давал бы самый высокий звук, другой половине класса — самый низкий. Каждой группе выдается набор простейших средств, например: три соломинки для коктейля, 20 сантиметров клейкой ленты (скотча), 1 метр нитки или лески. Победители определяются с помощью осциллографа, реги­стрирующего через подсоединенный микрофон частоту колебаний звука.

2-е занятие. Изготовленные конструкции обсуждаются. Разрешается до­бавить группам некоторые детали и инструменты, например: 3 гвоздя, бру­сок, молоток, стальную пластинку и т.д.

3-е занятие. Ребята рассказывают в классе о том, как они понимают теорию звука, приводят примеры источников и приемников звука, обсуждают понятия громкости, тона, скорости звука, условия и свойства его распростра­нения, применения звука; дают графическое представление о волновой тео­рии звука. Все сказанное учениками обобщает учитель.

4-е занятие. На основе изготовленных конструкций группы разрабатыва­ют инструкции на тему «Как изготовить музыкальный инструмент, издающий самые низкие и самые высокие звуки», указывают предполагаемые характе­ристики этих инструментов (частоту, амплитуду звука и т. п.).

5-е занятие. Группы меняются инструкциями и изготавливают по ним инструменты, проверяют, совпадают ли их характеристики. Проверяется качество выполненных инструментов (например, предлагается сыграть на них мелодию). Среди проектов выбирается лучший. Подводятся итоги проекта.

В связи с развитием средств компьютерных телекоммуникаций широкое распространение получают дистанционные образователь­ные проекты, в которых участвуют школьники из разных школ, городов, стран. Например, Центр дистанционного образования «Эйдос» проводит межшкольные проекты на темы «Феномен», «Мой виртуальный дом», «Мой Пушкин», «Моя Победа», «Вирту­альная Рождественская открытка», «My Sweet Valentine», «МШеп-



Глава VIII


Формы эвристического обучения



 


mum Art Gallery» и др. (адрес в интернете: http://www.eidos.ru/pro-ject/).

Творческие недели. Выполняемые учениками творческие и ис­следовательские работы по учебным курсам могут обсуждаться во время обычных уроков. Но более эффективной является организа­ция специальной системы занятий, получившей название творчес­кой недели.

Система занятий во время творческой недели представляет собой «погружение» учеников в индивидуально-коллективную дея­тельность по подготовке и защите ими творческих работ. Творчес­кая неделя проводится, как правило, в конце каждой четверти для учебной параллели или во всей школе одновременно.

Данная система занятий ориентирует учителей на творческое осмысление своего учебного предмета, обеспечивает более полную самореализацию учеников с учетом их индивидуальных особеннос­тей. В это время решается актуальная педагогическая задача — увеличение продолжительности и качества творческой работы уче­ника над одной темой или проблемой.

Творческие работы начинают выполняться учениками задолго до того, как наступает творческая неделя. Не только на уроках, но и в специальных мастерских, в лабораториях, кружках, на фа­культативах, ученических предметных кафедрах школьники в те­чение всего года проводят исследовательскую и другую творческую работу.

Одни работы выполняются учениками непосредственно на уроке и представляют собой элемент творчества в рамках изучае­мой темы или вида деятельности. Таковы придуманные детьми загадки, короткие стихотворения, сказки, считалки, математи­ческие задачи, опыты по естествознанию. Начальные творческие работы могут выполняться ими без предварительной подготовки, учителю достаточно предоставить детям такую возможность и по­мочь организовать работу прямо на уроке. Другие работы —- теку­щие, выполняются не только в классе, но и дома в течение 1—3 дней. Такие работы не требуют специального оформления и офи­циальной защиты, ребята выступают с ними на обычных уроках.

Чем старше возраст и выше подготовка учеников, тем более длительной становится их работа над определенной учебной темой. Наиболее емкие творческие работы ученики готовят и за­щищают в конце учебной четверти или года во время проведения творческих недель. Это итоговые, зачетные, экзаменационные работы, которые отличает продолжительный период их выполне­ния — от 1 до 3 месяцев и более. Такие работы оформляются по установленным требованиям: формулируются цели, описывается


ход работы и полученные результаты, осуществляется самоанализ, приводятся рецензии учеников и взрослых. Авторы лучших твор­ческих работ по итогам защиты представляются к школьным зва­ниям и наградам, а содержание их работ включается в вариатив­ный компонент содержания образования для дальнейшего исполь­зования в учебном процессе (например, публикуются сборники творческих работ1).

Дети очень любят выполнять творческие работы по выбирае­мым ими темам. Некоторые из них в течение учебного года защи­щают по 15—20 полноценных творческих работ в различных обра­зовательных областях.

Организация творческой недели. В конце каждой четверти после завершения контроля базовых образовательных стандартов отводится неделя, во время которой работают предметные мастер­ские и лаборатории, проводятся индивидуальные консультации, защищаются выполненные учениками работы. Темы таких работ ребята выбирают заранее, либо во время творческой недели. Ис­точниками тем творческих работ служат достижения детей на уро­ках, научные проблемы, которые их заинтересовали, личные сим­патии к учителю-руководителю.

Обычно каждый учитель предлагает всем ученикам по своему предмету на выбор 3—5 тем. Всего для одного класса набирается около 30 тем творческих работ, из которых ученики выбирают, например, три темы — по одной из каждого цикла: естественно-математического, гуманитарного, художественно-физкультурно­го. Ситуация выбора учениками тем для подготовки творческих работ из нескольких десятков тем, предложенных разными педаго­гами, создает богатые возможности координации целей учеников и учителей.

Примеры тем творческих работ: «Квадратура круга», «Магия чисел треугольника», «Исследование пропорций тела девочек и мальчиков», «Словарь слов иностранного происхождения», «Как запомнить иностранные слова», «Мой подарок другу — упражне­ние по английскому языку собственного сочинения», «Словарь лицейских слов и выражений», «Как проверить, читал ли ученик произведения Пушкина (составление теста)», «Описание картины с помощью односоставных предложений», «Исследование обра­щений», «Словесные узоры или превращение корня», «Получение магнита», «Съемка учебного видеофильма по физике», «Анализ

1 Школа творчества: Сборник ученических работ / Ред. и сост. А.В. Хуторской. Ногинск, 1996.



Глава VIII


Формы эвристического обучения



 


отношений "учитель—ученик" с точки зрения

10 заповедей»,

«Эскиз интерьера своей комнаты», «Геометрические цветы», «Ли­ногравюра», «Мультфильм-рисунок на компьютере», «Создание домашней веб-странички».

После презентации учителями тем творческих работ ученики делают свой выбор и идут на занятия в те или иные мастерские и лаборатории. Расписание занятий составляется таким образом, что к одному учителю могут прийти ученики разного возраста. В течение дня ученик может работать в 1—3 мастерских. Во время занятий в школе определяется дежурный учитель, который помо­гает определиться с выбором деятельности тем детям, которым трудно это сделать самостоятельно.

Творческая работа допускается до защиты при условии ее пись­менного оформления и наличия двух рецензий — ученика и учите­ля (или специалиста). Оформлять работу ученикам рекомендуется по следующему плану:

— тема, ф.и.о. ученика и руководителя, класс, школа, город, год,

— почему я выбрал эту тему,

— главная идея, цель, проблема работы,

— план работы, ее основное содержание (с рисунками, табли­
цами, приложениями),

— возникшие проблемы, трудности, как они решались,

— главные выводы работы, ее назначение и применение,

— самоанализ работы: как работал, что понял, чему научил­
ся, дальнейшие цели. Самооценка работы,

— две письменные рецензии и отзыв руководителя.

Со второго-третьего дня творческой недели начинаются защи­ты. Формы проведения защит различны: академическое выступле­ние, дидактическая игра, проведение учеником урока, конкурса, концерта, сценки, спортивного выступления и т.п.

На защиты приглашаются родители, учителя, все желающие. После выступления авторам задаются вопросы, затем присутст­вующие высказывают суждения, свою оценку работе выносит экс­пертная группа, в которую входят ученики и учителя. Они же выносят оценки работам и присуждают школьные звания — ма­гистр, бакалавр, мастер искусств, мастер «золотые руки».

Виды и типы творческих работ. По отношению к учебным пред­метам защищаемая учениками образовательная продукция делится на три вида.

Предметная продукция по традиционным учебным курсам: со­чинение, сказка, составленная задача, сформулированное поня­тие, правило или закономерность, поделка, собственный образ,


знак, символ, игра, викторина, сценарий спектакля, содержание газеты и др.

Межпредметная или метапредметная продукция как результат исследования фундаментальных образовательных объектов, выхо­дящих за рамки одного изучаемого предмета.

Методологическая продукция: примененные, осознанные и опи­санные методы познания; выводы и обобщения; способы анализа, составленные вопросы, сформулированные версии; технологии поиска ответов; сформулированные системы целей занятий, инди­видуальные образовательные программы, планы самостоятельной работы, анализ учебной деятельности, самооценки, рецензии, отзывы.

По форме ученические творческие работы делятся на следую­щие виды:

исследование (эксперимент, серия опытов, исторический
анализ, собственное решение научной проблемы, доказа­
тельство теоремы);

сочинение (стихи, сказки, задачи, очерки, трактаты);

художественное произведение (живопись, графика, музыка,
песня, танец, вышивка, фотография, композиция, вы­
ставка);

техническое произведение (поделка, модель, макет, схема,
фигура, компьютерная программа);

зрелищное произведение (концерт, спектакль, сценка, пока­
зательное выступление, соревнование);

педагогическое произведение (проведенный в роли учителя
урок, составленный кроссворд, обучающая компьютерная
программа, придуманная игра, викторина);

методологическое произведение (индивидуальная образова­
тельная программа, план занятий по выбранной теме, тест
или проверочное задание для учеников, рефлексивный
дневник).

Основанием данной классификации творческих работ является доминирующая ученическая продукция и соответствующий ей вид продуктивной деятельности. Если ребенок в форме сочинения ис­следует явление, например пишет трактат о цвете неба, то его творческая работа относится к исследованию, а не к сочинению; если же главной целью и результатом деятельности ученика явля­ются стихи, музыка и т.п., то его творческая работа относится к типу «сочинение».

Таким образом, тип творческой работы не определяется учеб­ным предметом; например, математическая сказка может быть от-

21 -501



322 Глава VIII

несена к типу «сочинение», а работа по выявлению учеником зако­номерностей состава слов являться «исследованием». В некоторых случаях одна и та же работа одновременно принадлежит к разным типам, например разработанная учеником компьютерная програм­ма по изучению в начальной школе многозначных чисел является одновременно техническим и педагогическим произведением. Окончательное решение о типе работы принимается по наиболь­шей степени проявления творчества.

Оценка творческих работ проводится по таким параметрам, как степень творчества, новизна, оригинальность, личный вклад, ло­гичность, оформление, аргументированность ответов на вопросы, умение увлечь присутствующих на защите, трудоемкость, полез­ность работы и др. По каждому критерию экспертная группа вы­ставляет ученику оценку в трех-, пяти- или десятибалльной шкале. В табл. 11 приведен фрагмент сводной ведомости по ито­гам защит творческих работ. Подобные таблицы позволяют судить не только о комплексных изменениях в уровне выполнения учащи­мися творческих работ, но и об обобщенных изменениях в отдель­ных параметрах образовательной продукции учеников.

Приведем пример обобщенной трехуровневой шкалы оценки образовательной продукции учащихся.

Высоким уровнем характеризуют творческие работы учеников, которые во время их защиты оцениваются экспертной группой или школьным магистратом 8—10 баллами по 10-балльной шкале. Вы­сокий уровень имеют также работы, занявшие 1-е место на внут-ришкольных мероприятиях, призовые места на межшкольных конференциях, олимпиадах, конкурсах; работы, опубликованные в местных и центральных газетах; работы, которым дана высокая оценка (рецензия) компетентного специалиста; работы, авторы которых были удостоены одного из школьных званий. Высокий уровень творческой работы ученика означает, что она сопоставима с общеизвестным культурным аналогом.

Творческую работу относят к среднему уровню, если ученик реализовал в ней свою идею или принцип, а также достаточно хорошо, по мнению специалиста или экспертной группы, спра­вился с поставленной целью. Такие работы оцениваются, как правило, 4—7 баллами в 10-балльной шкале или аналогичным образом в других шкалах.

Работа низкого уровня представляет собой завершенную работу ученика, которая выполнена им по образцу или аналогии, либо с незначительной модернизацией уже известной им работы. Степень новизны такой работы незначительна для ее автора. (Термин «низ-


Формы эвристического обучения 323

кий уровень» употребляется условно, поскольку даже низкий уро­вень творческой работы говорит о том, что ученик выполнил и представил свою работу на защиту.) В качестве творческих работ

01»



Глава VIII


Формы эвристического обучения



 


низкого уровня назовем рефераты, в которых не выражена собст­венная точка зрения автора. Низким уровнем характеризуются ра­боты, получившие оценку 1—3 балла по 10-балльной шкале.

Творческие недели обычно вызывают у учеников повышенный интерес, создают праздничное настроение. В то же время это и период серьезных испытаний. Не все ученики, выбравшие тему творческой работы, доводят ее до конца. Не всякую работу руко­водитель или экспертная группа допускают до зашиты. Только 5—10% творческих работ получают высокую оценку, а их авторы представляются к школьному званию. Те ученики, работы кото­рых трижды за год представляются к одному из школьных званий, получают его вместе с вручением соответствующего удостоверения.

Практика показывает, что через 1—2 года около половины творческих работ учеников достигает высокого и среднего уровня оценки. После 3—4 лет обучения с применением данной системы занятий этот показатель увеличивается до 75%, а за пять лет обра­зовательная продуктивность учеников возрастает в 5 раз по сравне­нию с начальным уровнем.

Ученики, участвующие в творческих неделях, не забывают до­стигнутых ими результатов. Творческая деятельность занимает все большее место в их учебе по общеобразовательным курсам. У них вырабатывается навык личностного подхода к изучаемым вопро­сам, формируется индивидуальная траектория образования.

Разновидностью творческих недель являются научные недели в старших классах. Образовательная доминанта этой формы обуче­ния находится в области научно-исследовательской деятельности учащихся: в их лингвистических работах, естественнонаучных ис­следованиях, культурологических изысканиях, научно-техничес­ких и иных разработках.

Данная форма занятий позволяет осуществлять переход от уче­нических проблем к научным, включать способы и методы науч­ной деятельности в общеобразовательный процесс.

Научные недели включают в себя занятия учеников с тьютора­ми, их работу в лабораториях и библиотеках, конференции, семи­нары, симпозиумы. Научная неделя сохраняет структуру продук­тивного обучения, т.е. собственное решение учащимися научных проблем предшествует изучению ими культурно-исторических ана­логов. В процессе проведения научных недель ученики иногда повторяют ход мысли, споры и доказательства выдающихся уче­ных прошлого. Последующее знакомство с достижениями великих ученых, диалог с ними вызывают у школьников сильные чувства и ощущения сопричастности, помогающие личностному усвоению


общечеловеческих достижений в сопоставлении со своими резуль­татами.

Научная неделя не ограничивается деятельностью учеников в стенах своей школы. С помощью ресурсов и технологий Интернет организуется дистанционная форма учебной деятельности школь­ников из разных городов и даже стран, которые участвуют в со­вместных научных проектах, электронных конференциях, меж­школьных семинарах и конкурсах. Проведенные нами исследова­ния подтвердили возможность и эффективность включения в обра­зовательную деятельность учащихся научной проблематики1.

Эвристическая олимпиада имеет целью предоставить ученикам возможность максимального творческого самовыражения в различ­ных предметных областях с учетом их индивидуальных способнос­тей. Эта форма занятий позволяет ученикам создать творческие продукты небольшого объема за короткие промежутки времени, что делает данную форму обучения доступной для детей с самыми разными особенностями и наклонностями, начиная с 5-летнего возраста2. В то же время эвристическая олимпиада — не единич­ное занятие, а их система, включающая, а иногда и заменяющая собой другие формы занятий. Олимпиада, например, выступает творческой альтернативой традиционным контрольным работам.

Эвристические олимпиады включают задания, на которые нет готовых ответов. В то же время содержание заданий связано с базовыми общеобразовательными стандартами. В отличие от тра­диционных олимпиад, на эвристических олимпиадах ученики со­ревнуются не в умении решать трудные задачи, а в способности сочинять, изобретать, открывать новое, предлагать собственные версии, конструировать модели, создавать закономерности.

Эвристическая олимпиада может быть предметной, т.е. прово­диться по конкретному учебному предмету, например по русскому языку, и метапредметной — выходящей за рамки отдельных дис­циплин. Разработанные нами эвристические олимпиады прово­дятся по всем предметам — математике, физике, химии, русскому

1 Хуторской А. В. От ученической проблемы к научной // Методологические, дидак­
тические и психологические аспекты проблемного обучения физике: Тез. докл.
Всесоюз. науч.-метод, конф. Донецк, 1990; Он же. Лента Мёбиуса // Учительская
газета. 1996. №51. 24 дек.

2 Хуторской А.В. «Чашкой можно любоваться». Эвристическая олимпиада: как ее
подготовить и провести // Учительская газета. 1996. 3 сент.; Он же. Эвристические
олимпиады в Интернет // Лицейское и гимназическое образование. 1998. № 6; Он
же.
Дистанционные проекты и олимпиады Центра «Эйдос» // Компьютер в
школе. 1999. № 1 (5).



Глава VIII


Формы эвристического обучения



 


языку и литературе, иностранным языкам, информатике, техно­логии, даже физкультуре.

Метапредметная олимпиада связывает разные учебные дисцип­лины воедино, усиливает их основы с помощью интеграции в специально разрабатываемых заданиях. Например, задание «Со­ставьте периодическую таблицу исторических элементов» позволяет ученику ощутить общие принципы систематизации, найти про­должение идей таблицы Менделеева в области истории.

Задания олимпиады распределяются по отдельным номинаци­ям. Приведем пример заданий 3-й дистанционной эвристической олимпиады по русскому языку (6—7 класс), проведенной 17 октяб­ря 2001 г. Центром дистанционного образования «Эйдос»:

Номинация «ВЕРСИЯ». Можно ли определить, сколько слов в русском языке? Если вы считаете, что можно, то предложите свои способы их подсчета. Если нет, ответ обоснуйте.

Номинация «МУЗЕЙ СЛОВА». Известный лингвист Лев Иванович Скворцов пишет «Хорошо было бы подумать о создании у нас Музея русского слова». Опишите возможные экспонаты этого музея.

Номинация «СОКРАЩЕНИЯ». Придумайте собственные сложносокра­щенные слова (по аналогии с ЮНЕСКО, СНГ, БДТ) для обозначения предметов и явлений школьной жизни. Укажите способы их образования. Составьте со своими словами наиболее яркие и выразительные словосочета­ния.

Номинация «ИСКЛЮЧЕНИЯ». В ряду слов: СБИТЬ, СДАТЬ, СДЕ­ЛАТЬ, ЗДЕСЬ, ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ, не видно ни ЗГИ — последние четыре являются исключениями. Объясните причины того, что эти слова стали исключениями.

Номинация «УЛИЦА». Предложите свою версию происхождения назва­ния улицы, на которой вы живете. Опишите образ названия этой улицы: как оно звучит, какого оно цвета, вкуса, какой у него характер? Нарисуйте с помощью компьютера или обычных карандашей (фломастеров) символ назва­ния вашей улицы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных