Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПОЛЗУЩИЕ КОНТИНЕНТЫ 3 страница




 

Что же говорит геология о пропавших континентах? То, что в плейстоцен, более 200 миллионов лет назад, карта мира очень отличалась от нынешней. Континенты, вероятно, были сгруппированы либо в единую Пангею, либо в два сверхконтинента: северную Лавразию и южную Гондвану. Что эти сверхконтиненты распались на части, которые разошлись в разные стороны и стали современными континентами. Что к концу мезозойской эры, 70 миллионов лет назад, материки близко подошли к нынешнему местоположению, поэтому карта мира в это время весьма походила на современную. За геологическую историю Земли острова опускались и поднимались, мелководные моря заливали континенты и отступали, но никогда не случалось такого, чтобы пропал целый континент. Чем больше площадь участка суши, тем медленнее он меняется. Например, если когда-то существовал большой остров там, где теперь находятся Азорские острова, он должен был опускаться миллионы лет, и как бы ни был велик вред, наносимый землетрясениями и цунами хрупким творениям рук человеческих, им не под силу погрузить в воду целые континенты.

Если земная кора движется нормально, как в Балтийском регионе, или сотрясается множеством ужасных землетрясений в течение длительного времени, невысокий крупный остров с равнинным рельефом может затонуть приблизительно за 100 тысяч лет. А это относит нас назад в период, предшествовавший последнему продвижению льда. Все исторические и археологические данные говорят о том, что цивилизация появилась 7–8 тысяч лет назад. Более того, есть все основания полагать, что легенды при передаче из уст в уста более нескольких столетий теряют исходную форму и их уже трудно узнать. Посему события, произошедшие 100 тысяч лет назад, не имеют ничего общего с Атлантидой Платона.

Кроме того, такой крупный остров с равнинным рельефом оставил бы после себя отмели, чего на самом деле не случилось, несмотря на утверждения Платона. Если вам хочется назвать Атлантидой гипотетическую землю в районе Азорских островов, которая, по мнению некоторых геологов, могла существовать 10 миллионов лет назад, я не вижу причин вам мешать.

При условии, конечно, что вы будете помнить о том, что наши предки в то время, очевидно, еще сидели на ветвях, чесали в затылке и не могли ни пересечь океан, чтобы добраться до сего острова, ни создать на нем культуру.

Поэтому, несмотря на то что возможность существования пропавших земель исключать нельзя, любые попытки соотнести их с Атлантидой из рассказа Платона разбиваются о временной фактор. Геология и история оперируют разными шкалами времени: подъем и упадок любой цивилизации на геологических часах представляет собой лишь один шажок стрелки, а за такие промежутки участки земли не могут значительно поменять форму. Поэтому давайте раз и навсегда с почестями похороним все теории об Атлантиде, которые предполагают затопление крупного острова, как говорит Платон, в пучине морской за один день и одну ночь от бури и землетрясения.

 

Глава 8

СЕРЕБРЯНОЕ ЦАРСТВО

 

Так отдыхал многостойкий в беде Одиссей богоравный,

Сном и усталостью тяжкой смиренный. Паллада Афина

Путь свой направила в землю и в город мужей феакийских.

Жили в прежнее время они в Гиперее пространной

Невдалеке от циклопов, свирепых мужей и надменных,

Силою их превышавших и грабивших их беспрестанно.

Поднял феаков тогда и увел Навсифой боговидный

В Схерию, вдаль от людей, в труде свою жизнь проводящих.

Гомер. Одиссея. Песнь шестая

(перевод с древнегреческого В. Вересаева)

 

Сказать без оговорок, что Атлантида Платона – это затонувшие Атлантические острова, или Америка, или еще что-то в настоящем мире, значит продемонстрировать путаное мышление. Атлантида Платона, строго говоря, была некоей идей в его голове, не больше и не меньше. Платон воплотил эту идею в форме повествования на свитке папируса, который потом, после смерти автора, много раз переписывали, воспроизводили и переводили на другие языки различными способами. В умах людей, читавших диалоги Платона, в свою очередь рождались другие идеи.

Разумеется, в реальном мире должно было существовать нечто, ставшее основой труда Платона, породившее само понятие Атлантиды. Но оно вовсе не обязательно было идентично Атлантиде, описанной Платоном в «Тимее» и «Критий».

Вам, может, кажется, что я разжевываю очевидное, но я делаю это потому, что некоторые атлантологи никак не могут учесть данное различие, чем запутывают всех вокруг. Посему, когда я говорю, что Атлантида «есть» то или это, я подразумеваю лишь, что то или это вошло в разум Платона и подтолкнуло его к сочинению истории об Атлантиде. Эта реалия может быть простой или сложной (то есть сочетанием разных легенд, мифов или фактов), и ей не обязательно выглядеть как законченный продукт.

У философов есть термин «изоморфизм». Он означает, что карта, картинка, описание или другой символ на сто процентов соответствуют другому объекту (тому, что первый объект символизирует). Так вот, рассказ Платона об Атлантиде совершенно очевидно не является полностью изоморфным любому другому повествованию. Мы уже отбросили как вымысел греческих богов и доисторическую Атлантическую империю, теперь же становится понятно, что утонувшие континенты должны последовать за ними как слишком нереальные.

Остается вероятность того, что Атлантида Платона была основана на легендах или слухах о некой далекой цивилизации, которая когда-то достигла расцвета, но впоследствии исчезла, при этом вовсе не обязательно, что она появилась на острове Атлантида. Теория об Атлантиде в Америке как раз это и утверждала. Затем в 1675 г. шведский ученый Олоф Рудбек написал увесистый трактат в нескольких томах, где доказывал, что Атлантида – это Швеция. Он начал с предположения, что платоновская Атлантида и гомеровский остров Огигия – одно и то же. Далее, собрав скудные и смутные данные о направлении плаваний в «Одиссее» и некоторые ремарки далекого от науки Плутарха о форме Земли, Рудбек сделал вывод о том, что Атлантида должна была находиться между широтами Макленберга в Германии и Винилиленда в Швеции. Подчинив поэзию эпохи викингов собственным интересам, он доказал, к собственному удовольствию, что Атлантида и есть Швеция, столица которой находилась недалеко от Упсалы, и, более того, именно она была истоком всех цивилизаций.

Со времен Руд бека Атлантиду аналогичным образом «обнаруживали» в Африке, Испании, на Цейлоне и практически во всех других частях света. Работа Рудбека вдохновила известного французского астронома Бейлли, ставшего жертвой французской революции, на создание еще более невероятной теории о происхождении Атлантиды. В своей «Истории древней астрономии» Бейлли «разработал грандиозную систему расовой миграции, основанную на некоторых повторяющихся ошибках в астрономических таблицах, привезенных миссионерами из Индии». Эти ошибки, заявляет он, «никак не могли возникнуть при наблюдении с территории Индии, зато могли появиться при наблюдении из Центральной Азии на широте 49°». Бейлли заключает, что Атлантида на самом деле – это остров Шпицберген в Северном Ледовитом океане. В древние времена, до того, как Земля остыла до нынешней температуры (идея из трудов Буффона), на Шпицбергене было тепло и уютно, однако его дальнейшее замерзание заставило атлантов переселиться на юг в Татарию. Позднее эта раса великанов обитала на Кавказе в районе Кафа (придуманная гора из иранской мифологии) и стала истоком всех древних цивилизаций Азии.

Будучи евгемеристом (тем, кто полагает, что может получить из мифа исторические сведения, отбросив сверхъестественные детали), Бейлли сделал вывод о том, что Атлас был царем-астрономом Шпицбергена, изобретшим глобус, а Огигия и Гиперборея были частями архипелага Свальбард. По этому вопросу он вел длительную переписку с вежливо скептическим Вольтером. Он подвергся нападкам кельтоманов, пытавшихся доказать, что все цивилизации начались с друидов.

Кельтомания началась в XVII в. с некоего ирландца Джона Толанда, который развил намеки Плиния Старшего и других древних авторов, приплел к ним друидов в белых одеждах с золотыми узорами и дал описание оккультного братства, обладающего тайным знанием древности. Кельтоманы основывали оккультные общества, такие как «Древний орден друидов», чтобы развивать это течение, и создавали поразительные литературные подделки, вроде «Оззианских поэм» Джеймса Макферсона, вышедших в 60-х гг. XVIII в., и «Barzaz-Briez», то есть песен бретонских бардов, Виллемарка, вышедших в 1839 г.

Апогеем мифологов-теоретиков стали XVIII и начало XIX столетия. Тогда любой ученый чувствовал себя в силах создать на основе любой неясной мифологической аллюзии в работах некоторых скучных графоманов времен заката Римской империи новую теорию, потрясающую основы мироздания, о происхождении человечества и цивилизации. Отсюда появились догадки Буффона и Сен-Венсана о том, что Атлантиду смыло сейсмической волной, и Кар ли о том, что ее разрушила комета.

Свой вклад в этот поток умозаключений внес Фрэнсис Вильфорд, который в 1805 г. развил атланто-друидическую гипотезу, по которой Британские острова являются остатками существовавшего когда-то Атлантического континента, где на самом деле происходили события, описанные в Ветхом Завете (а вовсе не в Палестине, как многие думают). Вильфорд был британским офицером в Индии. Узнав об этом увлечении, его индийские знакомые любезно подделали и передали ему огромное количество документов на санскрите – древних стихов и тому подобного, – чтобы он смог доказать свои предположения. Вильфорд опубликовал свое учение в виде статей в английском журнале, но вскоре узнал о том, что его жестоко обманули, и издал статьи в весьма урезанном виде, что делает их совершенно непонятными.

Теорию Вильфорда подхватил неодруидист Вильям Блейк, тот самый набожный, одаренный богатым воображением и достаточно бестолковый, хотя и талантливый художник и поэт. Блейк напичкал гипотезами Вильфорда из разрозненных аллюзий свои напыщенные и нудные апокалиптические вирши, написанные верлибром. По его мнению, царь Альбион повел уцелевших после затопления Атлантиды в Британию, где дал начало народу друидов.

Что бы ни утверждали подобные бредни, друиды древней Британии и Галлии были не лучше и не хуже большинства жрецов-варваров. Как жрецы ацтеков и майя, они часто приносили человеческие жертвы, несмотря на трогательные попытки некоторых современных исследователей, вроде Тальбота Мунди, снять с них это обвинение. Культ неодруидов процветал до той поры, пока в конце XIX в. его не вытеснили из данной ниши оккультные течения-конкуренты, основанные на восточных традициях Египта, Индии и Тибета.

Тем временем другая школа атлантологов, основанная в XVI в. Серранием, заявляет, что Атлантида – это Палестина, то есть ставит с ног на голову теорию Вильфорда и Блейка. Как Косьма, они утверждают, что история Платона есть не что иное, как исковерканный пересказ фрагмента Библии. Беер, швед, живший во Франции, в 1762 г. опубликовал книгу, где доказывал, что Атлантида была Иудеей, Атлантический океан – Красным морем, а Атлас – самим мифическим патриархом Израилем.

 

В XIX в. Северная Африка стала излюбленным местом поиска охотников за Атлантидой.

Годрон в 1868 г. основал школу, отстаивавшую теорию о том, что Атлантида находится в Африке, и разместил Атлантиду в Сахаре. Позднее в 1874 г., идя по его стопам, Феликс Берлиоз заявил, что столица Атлантиды располагалась на западном побережье Марокко между Касабланкой и Агадиром, где горный хребет Атлас спускается к морю. Именно здесь, утверждал Берлиоз, а не на каком-то острове, стоял город Атлантида Платона, он же Керне, столица атлантиоев из повествования Диодора Сицилийского. Какое-то время атланты правили великой Североафриканской империей, но в XIII в. до н. э. были разбиты объединенными войсками египтян и финикийцев, а берберы-гетульцы захватили столицу. Оставшиеся в живых атланты стали подневольным народом. Его черты время от времени встречаются в виде светлых волос и голубых глаз у жителей горных районов Северной Африки. И лишь на основе вербального сходства, Медуза и Персей из североафриканских мифов Диодора соотносятся с историческими персонажами индийцами и персами, что является непрочной почвой для доказательства.

Керне встречается повсюду в древней литературе. Незадолго до 500 г. до н. э. карфагенский генерал Ганнон отправился в плавание к западному берегу Африки. К счастью, сохранился перевод его отчета на греческий. Завидев огонь над этим краем, моряки Ганнона испугались. Они не знали, что местные жители выжигают – и по сей день – траву для пастбищ. Команды его кораблей убили трех женщин волосатого народа, которых местные жители называли гориллами (вероятнее всего, это были шимпанзе), привезли их шкуры в Карфаген и повесили в храме.

Ганнон закончил свой поход на маленьком острове, который назвал Керне. Он мог находиться где-то между современным Герне в устье реки Рио-де-Оро и рекой Сенегал. Здесь на протяжении многих столетий торговля велась способом, который в те времена использовался для общения с местными жителями, боявшимися работорговцев. Сначала купец раскладывал товар и удалялся. Потом местные жители приближались к месту торга и, в свою очередь, оставляли то, чем они готовы заплатить за конкурентные предметы. Купец, наблюдавший издали, возвращался и либо забирал предложенную плату, либо отклонял ее. Так продолжалось до тех пор, пока они не приходили к согласию, при этом ни одна из сторон не приближалась к другой ближе, чем на расстояние крика.

Теория о мавританской Атлантиде Берлиоза породила массу последователей, например Пьера Бенуа, написавшего красочный, но унылый роман «Атлантида», один из самых известных среди огромного семейства книг о пропавших континентах.

В «Атлантиде» подробно изложены приключения парочки французских офицеров, нашедших Атлантиду в горах Ахаггар в южном Алжире, краю туарегов, свирепого рослого племени берберов, в котором мужчины, а не женщины носили покрывало. В романе Ахаггаром правит властная юная дама по имени Антинея, как предположительно звали легендарную главу рода туарегов Тин-Хи-нун.

Антинея – типичная героиня (или злодейка) из произведений Райдера Хаггарда, похожая на его Асику из «Желтого бога» (из которого заимствованы некоторые элементы сюжета) и Аишу из книги «Она». Она является последним потомком Посейдона и Клейто и держит ручного леопарда Гирама в качестве охранника. Когда европейцы проникают в ее вотчину, она делает их своими любовниками. Сила ее роковой красоты столь велика, что они, будучи отпущенными на свободу, совершают самоубийство или находят свой конец иными путями. После этого Антинея приказывает покрыть их тела пластинами из орихалка и положить их в ниши в палате из красного мрамора, предназначенной для захоронений. Бенуа, как другой французский антлантолог Клод Ру, предположил, что «погружение» Атлантиды на самом деле было подъемом, спровоцировавшим пересыхание морей Сахары, хотя геологи утверждают, что Сахара была сушей все время еще с кайнозоя.

«Атлантида» имела значительный успех в сравнении с другими романами о пропавших континентах. Ее дважды издавали на английском языке: под названием «Атлантида» в США и «Царица Атлантиды» в Великобритании. Более того, ее дважды экранизировали. Примерно в 1929 г. вышел французский немой фильм с Бриджит Ельм, а в 1949 г. «Сирена Атлантиды» компании «Юнайтед артисте».

Последнее творение, к сожалению, оказалось в высшей степени скучным фильмом. Покойная Мария Мон-тез играла роль Антинеи, без конца меняя сногсшибательные наряды и произнося реплики с испанским акцентом, а Жан-Пьер Омон, бывший в жизни ее супругом, вяло изображал беспомощного французского офицера, которого Антинея обманом заставила убить его лучшего друга, товарища по оружию, который противостоял искусительнице, не поддавшись ее чарам. Хотя сама история имеет большой потенциал для кино, экранизировали ее с таким непрофессионализмом, что результат получился непреднамеренно смешным. Сам фильм стал такой финансовой катастрофой, что весь следующий год сеньорита Монтез судилась с продюсером (человеком, носившим вполне атлантическое имя Небензал) за недоплаченный гонорар и получила от него по решению суда 38 тысяч долларов.

В целом «Атлантиду» нельзя считать хорошим романом. Немного превосходя некоторые произведения об утраченных континентах, он тем не менее является лишь бледным подражанием Хаггарду. А сказки о прекрасной сирене, при одном взгляде на которую сильные мужчины становятся безвольными, в наш несентиментальный век кажутся просто наивным.

 

Говорят, роман Бенуа вдохновил переменчивого графа Байрона Куна де Пророка отправиться на поиск Атлантиды в Сахару. Де Пророк начинал как знающий археолог, проделавший большую работу на месте раскопок Карфагена. Позднее он, по всей видимости, ударился в тот вид исследований, которые хотя и предоставили менее существенные научные результаты, но обеспечили приключениями и дали материал для его книг. Он намекал на следы атлантов в Сахаре и на Юкатане, а в 1925 г. проник в район Ахаггара. Там де Пророк вскрыл могилу какого-то вельможи Тарки и в возбуждении объявил, что нашел кости самой Тин-Хинан, однако же музейные эксперты в этом вопросе не пришли к согласию.

А в 1893 г. Кнётель поместил Атлантиду в Северной Африке с оговоркой о том, что атланты на самом деле были оплотом жрецов бога Тота – Ораноса – Гермеса, пришедших в эти края из Халдеи.

Между 1908 и 1926 гг. капитан Элджи в Англии и Лео Фробениус в Германии развили другую теорию об Атлантиде в Нигерии, что на западном берегу Африки в нескольких сотнях миль к северу от экватора. Исследователь Фробениус обнаружил некие предметы в Йорубаленде (это район Нигерии), которые убедили его в том, что он разыскал Атлантиду наряду со слонами, пышной растительностью, местными жителями в голубых одеждах и медной рудой. Фробениус сравнивал нигерийского бога Олокона с Посейдоном и подчеркивал, что этот край был родиной мощных народов-мореплавателей по крайней мере с XIII в. Также он убедил себя в том, что культура йоруба содержит множество неафриканских элементов, например короткий лук, татуировки, нумерологию и священный зонтик царя.

Он полагал, что цивилизация зародилась на потерянном континенте в Тихом океане, откуда распространилась в Азию и далее на запад, стимулировав появление таких культур, как египетская и атланто-нигерийская. Тартесс в Испании был аванпостом этой африканской Атлантиды, а Уфаз, упомянутый в Библии наряду с Тартессом (Фарсисом[11]) как источник золота и товаров, и был самим Йорубалендом, чья столица стояла на месте современного Илифе.

Самое слабое место теории Фробениуса (помимо невозможности существования континента в Тихом океане) – это убежденность в том, что он может проследить все ранние миграции человечества путем сравнивания изображаемых символов, ибо степень сходства в произвольной паре символов, спросите любого юриста, специализирующегося на торговых знаках, весьма субъективна.

Вслед за Фробениусом геолог Пауль Борхардт из Мюнхена в 1926 г. взялся отыскать Атлантиду в Тунисе, в районе шоттов, то есть солончаков, что растянулись на запад от залива Табес, который древние называли Маленьким Сиртисом. Самое крупное из этих зловещих болот, Шотт-эль-Джерид, возможно, было когда-то древним озером Тритоний, где Диодор помещал своих амазонок и которое сыграло свою роль в истории с аргонавтами. Это водное пространство, утверждает Борхардт, являлось некогда Атлантическим океаном.

Более того, Борхардт соотносит древнюю гору Атлас не с современным хребтом в Марокко с тем же названием, а с горами Ахаггар. Он пытался найти связь между именами десяти сыновей Посейдона из трудов Платона и названиями современных берберских племен и полагал, что Геркулесовы столбы были на самом деле столбами храма, а не горами по сторонам Гибралтарского пролива. Борхардт считал подтверждением своей теории тот факт, что край солончаков богат полезными ископаемыми, и предполагал, что Атлантида с ее медью и орихалком, медный дворец Алкиноя из «Одиссеи» и медный город из «Тысячи и одной ночи» – одно и то же. Недалеко от Габеса он нашел развалины крепости, которые принял за сам город Атлантиду. Увы, они оказались римскими.

Узнав об этом фиаско, Альберт Герман отправился на поиски Атлантиды в Тунис. Ему показалось, что он нашел ее в деревушке Релиссия, где обнаружились остатки оросительной системы, указывающие на более высокую культуру, нежели существующая там ныне. Герман доказывал, что Платон ошибся трижды. Во-первых, он взял определение Геродота для слова «атлантический», а не более позднее, относящееся к озеру Тритоний. Во-вторых, Атлантида существовала в XIV или XIII в. до н. э., а не в XCVI.

В-третьих и последних, Солон и его жрец, беседуя через переводчика, запутались, переводя египетские меры длины в греческие, и все получилось в тридцать раз больше. После поправок Атлантида Платона, орошаемая долина и все остальное, уменьшается до скромных размеров и без проблем поместилась бы в уголке Туниса.

Герман идет дальше и выводит все цивилизации из Фризии, простой колонией которой и была Атлантида во времена процветания фризийцев.

Еще один апологет афро-атлантической школы, Бутаванд, обошел проблему отсутствия материальных артефактов в Северной Африке, разместив пропавшую Атлантиду на юге залива Габес недалеко от берега. Он предположил, что залив когда-то был сушей, растянувшейся примерно на 100 морских саженей от современной линии побережья. Затем из-за землетрясения этот участок опустился ниже уровня Средиземного моря, и в то же время поднялось дно мнимого моря Сахары, которое после этого вылилось и пересохло. Возможно, Гибралтарский пролив открылся именно тогда.

Наконец, одно из последних и самых разумных толкований Атлантиды в Африке принадлежит Зильберману. Изучив основные теории об Атлантиде, он заметил, что в свете известной хронологии египетской цивилизации и того, что легенды передавались только из уст в уста на протяжении более чем нескольких столетий, платоновскую дату подъема и опускания Атлантиды 9 тысяч лет до времен Солона можно сразу отбросить. Если такая цивилизация существовала, о ней бы напрочь забыли задолго до появления Египта.

Зильберман полагал, что история об Атлантиде изначально была финикийским рассказом о войне с ливийцами в районе солончаков Туниса, которая случилась около 2540 г. до н. э. Он считал, что приблизительно в XI или X в. некий египтянин из Саиса превратил этот рассказ в роман, перенеся события «во времена Хоруса», дату которых Платон истолковал как намного более позднюю, примерно 9600 г. до н. э. Возможно, об этом романе забыли на некоторое время, но вспомнили в 600 г. до н. э., когда Нику II восстановил египетский флот и потребовались книги о Ливии. Сказание также перевели на греческий для саисских греков. Одна из греческих версий стала основой рассказа Солона, а другая – как история атлантиоев Диодора Сицилийского.

Эти теории, хотя подчас и оригинальные, не могут быть истинными. Помимо того что они противоречили друг другу, многие скрывают в себе патриотическое стремление некоторых охотников за Атлантидой, начиная с Руд бека, доказать, что их родина – это колыбель всех цивилизаций. Подобный мотив можно по-человечески понять на уровне сантиментов, однако он не имеет ничего общего с наукой.

Тем не менее погибшая цивилизация, слухи о которой вдохновили Платона на литературные труды, не так уж фантастична. Возможно, основными претендентами на право считаться прототипом Атлантиды являются минойский Крит, Карфаген и Тартесс. Давайте рассмотрим их в этом порядке.

В античные времена Крит был жалкими задворками, где землевладельцы-дорийцы притесняли местных жителей, прибежищем пиратов и территорией для вербовки лучников-наемников. О Крите ходила масса легенд. Говорили, что он был когда-то мощной морской державой, управляемой царем Миносом, сыном Европы и Зевса (который похитил ее, обернувшись быком). Гефест, бог-кузнец, подарил Миносу бронзового робота по имени Талое, который не подпускал чужестранцев к Криту, бросая в них камни.

Однажды Минос обратился к Посейдону с мольбой послать ему быка из вод морских, чтобы принести его ему в жертву. Посейдон даровал ему быка, но тот настолько понравился царю, что он принес в жертву другого быка. В отместку Посейдон заставил жену Миноса Пасифаю (сестру волшебницы Цирцеи) влюбиться в быка. Царица убедила искусного Дедала, бежавшего из Афин, организовать ей встречу с предметом грез. Дедал все устроил, замаскировав Пасифаю под корову. Посейдон наделил быка крайне злым нравом, так что Миносу пришлось вызвать Геракла, чтобы тот его усмирил.

Пасифая же в положенный срок родила младенца Астерия с бычьей головой, более известного под именем Минотавр, которого Минос запер в лабиринте, выстроенном для него покорным Дедалом. Вскоре Минос пошел войной на Афины, поскольку там погиб его сын, и в заключенном мирном договоре потребовал, чтобы семеро юношей и семь девушек каждый год доставлялись на съедение Минотавру. Наверняка вы слышали в детстве, как Тесей положил конец этому издевательству, убив Минотавра при содействии дочери Миноса Ариадны (с которой он сбежал, но впоследствии у него ее отбил бог Дионис) и Дедала, который вскоре осуществил свой знаменитый полет с Крита вместе с сыном Икаром.

На протяжении многих веков ученые пытались понять, какие исторические реалии лежат в основе мифов о Ми-носе, особенно в повторяющемся упоминании быка. Большинство догадок уходили далеко от темы, лишь раскопки Эванса, начатые примерно в 1895 г., доказали, что в основе этого сказания лежат народные зрелища минойского Крита, во время которых юноши и девушки выполняли опасные гимнастические упражнения на рогах живых быков.

Крит находился в расцвете как морская и коммерческая держава на протяжении примерно двух тысячелетий и пришел в упадок во времена переселения народов в конце 2-го тысячелетия до н. э. Не сохранилось почти никакой информации о минойской истории, поскольку все дошедшие до нас минойские записи – это документы вроде складских расписок, а легенды слишком скудны и полны выдумки, чтобы пролить на нее свет. Тем не менее известно, что Крит долго был союзником Египта. Правящий класс в столице Кносс жил в роскоши и изысканности, имея даже ванны, поразительно похожие на современные. Мужчины, невысокие смуглые средиземноморцы, носили корсеты и набедренные повязки; женщины ходили с обнаженной грудью в платьях с пышными юбками, выглядевшими как пародия на наряды Викторианской эпохи.

Критская империя была союзом городов-островов, подчинявшихся Кноссу. Колонии на материковой части Греции, в Микенах и Тиринсе, приобрели такую значимость, что после разрушения Кносса землетрясением примерно в 1400 г. до н. э. они приняли на себя лидерство в союзе. Затем, когда мощь империи пошла на убыль, нецивилизованные греки (они называли себя «ахайвои», позднее – «ахайои» или «ахейцы») отняли власть у местных правителей подобно тому, как 1500 лет спустя немцы постепенно захватили Западную Римскую империю.

Вероятно, Гомер дает романтический портрет жизни в тот период, когда варвары, выработавшие в себе вкус к прелестям цивилизации, завладели контролем над Критской империей и вкусили ее роскоши.

В начале XX столетия англичанин К.Т. Фрост заметил поражающее сходство между Атлантидой в описании Платона и Критом в описании археологов. Оба они были островными царствами, морскими державами, столкнувшимися с внезапной гибелью от руки людей из Греции. К эгоцентричным египтянам, продолжал он, слухи о Крите дошли через микенских захватчиков с материковой части Греции, которые позднее возникли среди завоевателей-варваров, побежденных Рамсесом III приблизительно в 1190 г. до н. э. Ничего больше не зная о микенцах, которых, в свою очередь, покорили ахейцы, египтяне заключили, что Крит исчез, и придумали легенду о затоплении, чтобы это объяснить.

Но не следует принимать теорию Фроста всерьез, хотя Болч и Магоффин разделяли его мнение. Во-первых, нам не известно наверняка, что микенцы завоевали Крит. Во-вторых, вряд ли египтяне за 600 лет вынесли бы Крит за пределы Средиземного моря, увеличили в сто раз и отбросили бы на 8 тысяч лет назад. Тем не менее всеобщие зрелища и церемонии с быками на Крите вполне допустимы. Может быть, они вошли в сказание об Атлантиде в качестве эпизодов, которые Платон перенял и подсознательно вплел в свое повествование. Спенс объясняет сходство минойской и атлантической цивилизаций тем, что Крит подчинялся Атлантиде или был ее колонией; но мы уже исключили гипотезу Спенса по геологическим соображениям.

Несмотря на то что Спенс аналогичным образом развенчивает альтернативную теорию об Атлантиде в Карфагене, от него не так просто отмахнуться. Карфаген, в отличие от Крита, находился в верном направлении от Греции и, более того, был не только империалистической морской державой, но также и городом, план которого напоминает о городе Атласа.

«Низкий обнесенный стеной холм Бирсы, или цитадели, на котором стоял прекрасный храм Эскулапия в Карфагене, был упрочен со стороны суши тремя болыпими валами, растянувшимися на всю ширь полуострова и укрепленными башнями. Под рыночной площадью и Домом Сената большой водоем, 1066 футов в ширину, был вырыт вокруг островка, на котором расположена штаб-квартира адмирала. Доки, окружавшие этот водоем, были закрыты крышей на мощных ионических колоннах и способны принимать самые крупные боевые корабли». Из этого водоема «на юг в торговую гавань шел узкий канал 1396 футов длиной. Высокая дамба закрывала его вход и защищала от нападения вражеского флота. Топи окружали береговую часть, пресную воду доставляли из огромных цистерн с ближайшего холма, которые, очевидно, использовали еще и как бани».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных