Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Два обращения к русским слушателям лекционных курсов в Гельсингфорсе, в 1912 и 1913 г.г. 3 страница




Для того чтобы правильно провести такое рассмотрение, как сегодняшнее, необходимо отдавать себе отчет, что для духовнонаучного наблюдателя мира, собственно, отнюдь не существует то, что материалистический разум именует материей или веществом; при действительно тщательном подходе она растворяется в духе. Я часто пользовался одним сравнением, которое должно пояснить, как обстоит дело с этими вещами. Возьмите воду. Она может замерзнуть, тогда это будет уже лед, который выглядит совершенно иначе. Лед это лед, вода это вода; однако лед — это тоже вода, но только в другой форме. Приблизительно так же обстоит дело и с тем, что называют материей: это дух в другой форме, дух, перешедший в другую форму так же, как вода, перешедшая в лед. Поэтому, говоря духовнонаучно, мы имеем в виду духовное, даже когда говорим о материальных процессах. Дух действует везде. Что действующий дух выражается и в материальных процессах, принадлежит особой форме проявления духа. Но это дух, который действует везде. Стало быть, рассматривая материальные явления, мы говорим, в сущности, об образе действия духа, обнаруживающем себя в определенных областях в качестве внешних, более или менее материальных процессов.

В человеке постоянно происходят материальные процессы, которые суть духовные процессы. Человек ест. Благодаря этому вещества внешнего мира он принимает в свой собственный организм. Твердые вещества принимаются в человеческий организм в разжиженном виде и при этом претерпевают превращения. Человеческий организм, конечно, состоит из всевозможных веществ, которые он принимает из-вне; однако он не только принимает эти вещества; будучи приняты, они проходят через определенный процесс. Собственное тепло человека обусловлено воспринятым теплом и процессами, которые принятые вещества претерпевают в нашем организме. Мы дышим. С дыханием мы принимаем кислород; но мы принимаем в себя не только к ислород, — будучи соединены в нашем дыхательном процессе с тем, что происходит во внешнем мире, в воздушном пространстве, мы оказываемся включены также в ритм внешнего мира. Наш собственный ритм включен в ритм всей Вселенной. Однажды я даже демонстрировал это отношение в числах. Таким образом, ритмическими процессами собственного организма мы находимся в определенном отношении с окружающим миром. Благодаря этим процессам, протекающим так, что природные процессы входят в нас и продолжают действовать в нас, происходит то, что этим, в самом деле, опосредствуются те воздействия, которые оказывает на отдельного человека, например, Дух парода. Мы не просто едим, вещества перерабатываются в нас. Но этот материальный процесс — одновременно духовный, и благодаря тому, что мы принимаем и перерабатываем в себе вещества, в этом процессе может жить Дух народа. Жизнь Духа народа с нами не есть что-то чисто абстрактное; в том, что мы делаем изо дня в день и что совершает наш организм, выявляется жизнь Духа народа. Материальные процессы есть одновременно выражение духовного образа действия. Духу народа надо идти этим окольным путем, через дыхание, через питание и так далее входя в нас.

Отдельные духи народов, которых мы дифференцировали с других точек зрения в цикле лекций «Миссия отдельных народных душ в связи с германо-нордической мифологией», на разные лады действуют на людей в том аспекте, на который я только что указал, и этим характеризуются отдельные народные характеры на Земле. Отдельные народные характеры зависимы от духов народов. Но если мы духов-нонаучно проследим, на каких окольных путях действуют отдельные духи народов, то выяснится, например, следующее.

Человек дышит. Благодаря этому он находится в непрерывной связи с окружающим его воздухом. Он его вдыхает, он его выдыхает. И если в каком-нибудь особом случае благодаря конфигурации Земли и благодаря отношениям самого разного рода Дух народа избирает окольный путь именно через дыхание и тем самым посредством дыхания вызывает особую конфигурацию, характеристику соответствующего народа, то можно сказать: Дух народа действует на соответствующий народ посредством воздуха. Это на самом деле в особенно значительной степени имеет место у тех народностей, которые когда-либо населяли итальянский полуостров. На итальянском полуострове воздух является проводником воздействий Духа народа на людей. Можно сказать, что воздух Италии это то средство, тот проводник, через которого Дух народа отчеканивает свои воздействия в людях, населяющих итальянский полуостров, для того, чтобы дать им особую конфигурацию, благодаря которой они являются итальянским народом, древним римским народом и так далее. Стало быть, то, что по видимости представляется материальным воздействием, можно исследовать в его духовных подосновах, если идти духовнонаучным путем.

Теперь можно поставить вопрос: как обстоит дело с другими народами? Если посмотреть на остальные области Земли, то какие средства избирают духи народов, чтобы выразить особую конфигурацию их народов? — У народов, которые населяли или населяют ныне сегодняшнюю Францию, Дух народа действует на окольном пути посредством жидкого элемента, посредством всего, что не только поступает в качестве жидкости в наше тело, но и в качестве жидкости действует в нем. Итак, благодаря роду того, что содержится в организме и действует на него как жидкость, Дух народа вибрирует и ткет и определяет этим соответствующий народный характер. Это имеет место у народов, населявших или населяющих ныне сегодняшнюю Францию.

Эти вещи, однако, нельзя полностью понять, лишь односторонне следя за этим отношением. Это было бы весьма одностороннее восприятие, если бы вы имели в виду только одно это. При этом вы должны вспомнить о том, о чем я уже часто говорил: человек — это двойственное существо; голова и остальной организм действуют сами по себе. — Воздействие, о котором я теперь говорил в связи с итальянским и французским народом, распространяется, собственно, на весь остальной организм, кроме головы, а от головы идет другое воздействие. И только благодаря встрече воздействия, которое исходит от головы, и того, которое приходит из остального организма, окончательно возникает то, что потом отражается в народном характере. Воздействие, исходящее от головы, нейтрализуется, так сказать, воздействием, исходящим из остального организма.

Поэтому можно было бы сказать: с тем, что житель Италии вдыхает посредством воздуха, что в дыхании вообще является решающим для остального организма, кроме головы, с этим взаимодействует, исходя из головы, конфигурация нервной системы головы, дифференцированной духовно, то есть в той степени, в какой человек является человеком головных нервов. Во Франции это уже иначе. То, что живет в организме как ритм, — это особый ритм всего организма и особый для головы. И в то время как в Италии со стороны головы нервная деятельность вступает во взаимодействие с тем, что воздух вызывает у человека, во Франции — это уже ритм, ритмическое движение головы, вибрирование головного ритма совместно с тем, что вызывается жидкостью в организме. Так посредством особого взаимодействия индивидуального, головного человека с тем, что Дух народа вызывает, исходя из окружающего мира, выстраивается народный характер.

Из этого видно, что изучать то, что расчлененно простирается по всему организму Земли, можно, дав себе труд духовнонаучного наблюдения этих вещей. Ибо не учитывая вещи такого рода, человечество на самом деле не поймет своеобразной конфигурации поверхности Земли.

Спросим дальше об отдельных народных характерах, спросим о британском народном характере. Если Дух народа у итальянцев действует через воздух, у французов через водный элемент, то Дух народа британцев действует через все земное, главным образом через соль и ее соединения в организме. Самое главное здесь — это твердое. В то время как текучий элемент действует во французском народном характере, у британцев упрочивающий солевой элемент действует через все, что попадает в организм через питание и воздух. Это и вызывает своеобразную конфигурацию британского народного характера. Но и здесь опять-таки, исходя из головы, нечто нейтрализующе действует на то, что приходит из окружающего мира. Подобно тому, как ритм имеется в остальном организме и в голове, так в остальном организме и в голове имеется пищеварение, обмен веществ. То, каким способом организм головы осуществляет свой обмен веществ, этот способ обмена веществ взаимодействует с солевым элементом в организме, и это вызывает британский народный характер. Итак, земной элемент во взаимосвязи с обменом веществ головы согласует британский народный характер. И поэтому можно сказать: в то время как душа народа действует через солевой элемент, со стороны головы ей противодействует своеобразие обмена веществ головы.

Вы сможете изучить все отдельные черты какого-нибудь народного характера, присмотревшись к этим метаморфозам в образе действия народных душ.

Спросим теперь далее о Западе. У американцев это снова иначе, там действует подземный элемент. Если у британцев мы имеем дело с земным, с солевым, то в народном характере американцев действует подземный элемент, нечто, что вибрирует под землей. Там это оказывает преимущественное влияние на организм. В особенности же Дух народа оказывает воздействие на народный характер американского народа посредством подземных магнетических и электрических токов. А навстречу ему, опять-таки со стороны головы, струится нечто, что нейтрализует подземные магнетические и электрические токи, — навстречу ему излучается нечто, что в действительности является человеческой волей. В этом своеобразие народного характера американцев. В то время как о британском народном характере мы должны сказать, что в существенном он зависит от земного элемента, в той степени, в какой человек принимает его в свой организм, а затем тот приходит во взаимоотношение с обменом веществ головы, у американцев воля, поскольку она выявляется у народа, действует вместе с тем, что поступает из-под земли, и это отчеканивает американский народный характер. С этим связано и то, что я приводил даже в публичной лекции. Своей целостной свободной личностью человек может находиться в связи с элементами, находящимися над землей и доходящими до земли. Если же он находится под влиянием народной души, исходящим из-под земли, то он формируется не свободно, а становится, так сказать, одержимым народной душой. И в публичной лекции я показал, что американец может говорить даже то же самое, что говорит и такой среднеевропеец, как Герман Гримм, и тем не менее это будет не то же самое. В то время как у Германа Гримма видно, что им все человечески завоевано, у Вудро Вильсона видно, что он человечески одержим.

Из этого вы можете видеть одно, и это важно, потому что наше нынешнее время нуждается в видении таких вещей. Когда сегодня два-три человека говорят одно и то же, то на это люди смотрят с точки зрения содержания, смотрят абстрактно. Но два человека могут говорить по содержанию одно и то же, положение одного может звучать точно так же, как у другого, но один может нести в душе завоеванные, приобретенные вещи, а другой может иметь их, восприняв благодаря одержимости. Содержание часто бывает не существенным, существенна степень, в какой то, что говорят, выработано собственной душой, либо же получено благодаря одержимости. Вот что важно. Сегодня обладают пониманием только абстрактного. У Германа Гримма можно видеть, что он произносил только то, что он раз десять так и сяк поворачивал в своей душе; но можно взять фразу Вильсона и поставить над ней «Герман Гримм» и наоборот, однако дело не в ней. Герман Гримм имеет нечто выработанное, Вудро Вильсон — нечто от одержимости, поступающее к нему от подземных существ. Эти вещи доступны познанию, к ним совсем не требуется приближаться с эмоциями и страстями, они вполне доступны объективному познанию.

Будем спрашивать далее, обойдя пока Германию и обратив взгляд к Востоку. Если посмотреть на Восток, который, лишь постепенно поднимаясь из хаоса, в будущем засияет в своем исконном облике, то вам навстречу выступит нечто своеобразное. Подобно тому, как Дух народа у итальянцев действует через воздух, у французского народа — через воду, у англичан — через земной, а у американцев через подземный элемент, у русских, славян Дух народа действует через свет. В вибрирующем свете действительно действует Дух народа, о котором речь идет на Востоке. И когда из эмбриональных оболочек высвободится то, что на Востоке должно расти в будущее, обнаружится, что и способ действия Духа народа на европейском Востоке совсем иной, нежели способ действия Духа народа на Западе. Ибо если я говорю, что Дух народа действует через свет, то курьезное состоит в том, что он действует не непосредственно через вибрирующий свет, но так, что свет сначала опускается на почву, а от почвы отбрасывается назад. Этим восходящим от почвы светом пользуется Дух народа у русского человека, чтобы на него действовать. Но это действует не на организм, а прямо на голову, на образ мышления, на способ формирования представлений, чувств и так далее. Стало быть, здесь способ действия Духа народа прямо противоположен способу действия на Западе, где Дух народа действует, исходя из остального организма, а ему противодействует нечто со стороны головы. На Востоке он действует через свет. Свет, текущий назад от земли, является средством для Духа народа и действует преимущественно на голову. А то, что реагирует, приходит от остального организма, особенно от сердца, и действует наоборот, в направлении головы и меняет исходящее оттуда воздействие. Сегодня это еще в хаотическом состоянии, в эмбриональных оболочках. Таков ритм дыхания, достигающий головы и нейтрализующий то, что на окольном пути через свет приходит от Духа народа.

То, что обнаруживается на ближайшем к нам Востоке, действительно в еще большей мере, если пойти на восток дальше. Своеобразие азиатского Востока вообще состоит в том, что Дух народа действует отчасти еще также через свет, который воспринимается почвой, отражается назад и воздействует на голову. Или же Дух народа действует еще и через то, что уже не является светом, что вообще незримо — через гармонию сфер, вибрации которой ведь тоже проходят через все и которая для духовного человечества азиатского Востока равноценна с воздействием Духа народа, поскольку тот действует прямо через гармонию сфер, которая отражается от Земли и действует на голову. А противодействует ей ритм дыхания. В этом заключена тайна того, что на Востоке искавшие Духа всегда пытались установить связь с ним в особом развитии дыхания. Если вы станете изучать йогу, вы увидите, что она притязает на особый род развития дыхания. Основывается это на том, что отдельный человек как член всего человечества, а не в качестве отдельного человека, пытается обрести духовность через Духа народа; он ищет ее таким образом, как это на самом деле отвечает основам его народного характера. Значит, чем дальше мы будем идти на Восток, тем больше мы будем встречать такие вещи. Конечно, это может обнаруживаться во встречающихся иногда утонченных проявлениях этого народного характера, но также и в перерождении этих проявлений народного характера, как иногда в некоторых отклонениях обнаруживается нечто подобное. Отдельные народы и целые расы бывают в исключительной степени подвержены таким отклонениям, когда, например, наступает дисгармония, если воздействие головы совпадает с воздействиями остального организма и так далее. Но сегодня быть может совсем не надо советовать останавливаться на отдельных дисгармониях, поскольку сегодня, принадлежа к какому-нибудь народу, надо по тем или иным основаниям любить другие народы. Этого требуют обстоятельства; здесь многое могло бы быть понято не разумом, а душой, иначе бы люди, может быть, и не поняли этого. Если когда-нибудь наступят другие времена, то быть может возможно будет поговорить и об этих восточных народах и о подобных проблемах.

Теперь можно поставить вопрос: как обстоят дела у среднеевропейских народов? Поскольку мы говорим скорее о географических соотношениях, то и Среднюю Европу мы имеем в виду не в социально-политическом отношении. Я не отвечаю также и на вопросы о расовых отношениях; это, как вы видите, спиритуально-географические отношения. Следовательно, мы можем говорить о Средней Европе, к которой не относятся Франция и Италия.

Своеобразная черта народной души, действующей в Средней Европе, состоит в том, что, — подобно тому, как в других областях воздействие, согласно изложенному, осуществляется через воздух, воду, через солевой элемент и так далее, — она действует непосредственно через тепло. Дух народа в Средней Европе избирает окольный путь, избирает в качестве проводника тепло. Причем это действие установлено не совсем жестко, а может быть индивидуализировано. В Средней Европе могут быть люди, у которых это воздействие Духа народа может происходить по-разному, — в одном случае, исходя из остального организма, в другом — из головы; смотря также и по тому, согревает л и внешний воздух непосредственно, или тепло поступает через пищу, либо через дыхание. Все это — проводники для Духа народа. А то, что здесь оказывает противодействие его деятельности, — это опять-таки тепло, так что тепло, поскольку оно будет обладать внешними проявлениями, является проводником для Духа народа в Средней Европе. То же, что идет ему навстречу, — это опять-таки поступающее изнутри собственное тепло человека, произведенное им самим. Поэтому можно сказать: навстречу тому, что как тепло действует в организме благодаря Духу народа, идет собственное тепло головы; если же тепло Духа народа действует через голову, тогда навстречу ему течет тепло от остального организма. Тепло воздействует на тепло, и притом воздействует так, что зависит преимущественно от большей или меньшей оживленности деятельности внешних чувств и именно способности восприятия. Человек подвижного ума, с любовью взирающий па вещи вокруг себя, развивает больше собственного тепла. Человек небрежный, поверхностный, чувствующий не много, не обращающий внимания ни на что, развивает меньше собственного тепла. — Это соучастие в жизни своего окружения, для которого у человека открыто сердце и глаза, есть то, что противоударяет теплу, через которое действует Дух народа, так что тепло сталкивается с теплом. В этом состоит своеобразие образа действия Духа народа в Средней Европе, и на этом покоится многое в народном характере, потому что одно тепло находится в таком глубоком родстве с другим теплом. Образ действия остальных Духов народов не содержит такого глубокого родства: воля не состоит в подобном родстве с электричеством, соли не столь родственны пищеварительному элементу головы, и так же обстоит дело и с другими указанными воздействиями. Но тепло способствует выработке европейского характера, выражающегося в умении более или менее погружаться во все. — Мы не собираемся давать оценки, а только характеризуем, поэтому каждый может понимать сказанное, как ему угодно, — как добродетель или как порок. — Тепло сталкивается с теплом, — это делает человека гибким, пластичным, осваивающимся в любой ситуации, также и с чужим народным характером. О, если заглянуть в историю, она покажет, как отдельные немецкие племена входили в состав чуждых народностей или принимали чуждый элемент. Все, что теперь было сказано, должно будет укрепить вас.

Из сказанного сегодня в самой значительной мере явствует также великая противоположность между азиатским Востоком и американским Западом. Я бы сказал: свет и даже то, что располагается в эфире над светом, — это то, чем народная душа на Востоке пользуется, чтобы подойти к людям, хоть он |свет] и отражается от земли. Подземный элемент, что находится под землей, принадлежит Западу. — Все это может глубоко ввести нас в органически-душевную жизнь всего организма Земли в его совместной жизни с человечеством. Это говорится без малейшего намерения задеть какую-либо часть населения Земли или польстить другой части. Однако истина все-таки состоит в том, что на Востоке существует целый поток, устремляющийся к Духу, тогда как на Западе налицо стремление вниз, к тяжести, приковывающее людей к земле. Соответствует ли это более или менее американскому народному характеру, судить об этом я предоставляю другим. Итак, я бы сказал, восходящий поток на Востоке, — и отлив, действие в направлении земли на Западе. И это жизнь.

Человек уподобляется, приспосабливается к земным условиям, конечно, не сразу, а в течение жизни, в течение поколений. И, следовательно, если европеец отправится на Восток, заведет там детей, а эти дети своих детей, то царящие там условия вызовут развитие в них описанных отношений. Эти вещи действуют в человеке. Как у нашего физического организма из плеча растет не нос, а рука, так и в Америке никогда не появится хороший йог. Йога там может быть насаждена, но ведь и в теплице можно вырастить всевозможные растения, но дело вовсе не в этом, а в том, что предполагается самим развитием сообразно природной взаимосвязи. Естественнонаучная биология совершенно не в состоянии объяснить условия на Земле. Для этого надо вникать, например, в различные образы действия народных душ, как об этом нами говорилось сегодня, вникать в то, как выражается в явленном неявленное.

 

Из лекции 28 января 1917 г. в Дорнахе. GA 174 — Тело духа народа.

...Что такое «народ» для нынешней абстрактно мыслящей материалистической эпохи? Столько-то и столько-то душ, говорящих на одном языке! Ибо материалистическая эпоха, конечно же, не имеет понятия о народе, как об особой индивидуальности, настоящей отдельной индивидуальности. Но так говорим о народе мы, а для материализма народ не что иное, как некоторое число душ, говорящих на одном языке. Это абстракция, здесь понятие не относится к конкретному существу. Но что же тогда следует для вас из того, чтобы говоря о народе, говорить не об абстракции, а о конкретном существе?

В антропософии существует возможность изучения человека, который тоже является конкретным существом, — он состоит из физического тела, эфирного тела, астрального тела, Я. Но, могли бы вы сказать, если народ — это тоже конкретное существо, то и его можно было бы изучать таким же образом, в нем тоже можно было бы допустить какую-то расчлененность.

Это действительно возможно. И в настоящем оккультизме кроме человека изучаются и другие существа, столь же конкретные, как и он. Только их члены надо искать в другом, нежели у человека. Ведь имей народная душа те же самые члены, она была бы человеком; однако народная душа — не человек, это другое существо. Положение вещей таково, что на самом деле в народоведении необходимо изучать отдель-ные народные души, и только тогда получишь правильные понятия.

Правда, не следует и обобщать, иначе снова впадешь в абстракции; поэтому говорить можно только как бы примерами. Возьмем какую-нибудь конкретную народную душу, ту, скажем, которая сегодня охватывает итальянский народ, поскольку народ в лице составляющих его индивидуумов охватывается народной душой. Возьмем отдельную народную душу и спросим: каким образом можем мы говорить об этой особой народной душе? — О человеке мы скажем, что у него есть физическое тело, а о физическом теле — что в нем столько-то и столько-то солей, столько-то и столько-то остальных минеральных веществ, пять процентов твердого вещества, далее — жидкое, газообразное и так далее, — все это его физическое тело. Если же мы будем говорить о народной душе, вроде итальянской, то у нее нет человеческого тела, но зато она имеет нечто, что может рассматриваться по аналогии с физическим телом. Она только не имеет солей, твердых составных частей, а также жидких для своего физического тела, эта итальянская народная душа. Этим я не хочу сказать, что другие народные души не имеют жидких составных частей, но у итальянской их нет. Она начинает с газообразных. Она не несет в себе водных и иных составных частей, ее тело соткано из воздуха как из самого плотного материала; все остальное у нее еще тоньше. Так что если о человеке мы говорим, что он имеет в себе землю, то об итальянской народной душе надо сказать, что она имеет прежде всего воздух. Если у человека мы имеем далее водный элемент, то у итальянской народной души — тепло. Человек имеет далее воздух, который он вдыхает и выдыхает, итальянская народная душа имеет вместо этого звучания, то есть звучания сфер.

Тем самым вы имеете приблизительно то, что соответствует физическому телу, только его ингредиенты другие. Вместо того, что мы говорим о человеке: твердое, жидкое, газообразное и тепловое, мы должны, — если допускаем для итальянской народной души что-либо подобное физическому телу (но только это тело физическое не в том же смысле), — должны сказать: воздух, тепло, свет, звук. — Из этого вы можете увидеть, что если итальянская народная душа на самом деле одушевляет человека, которому она принадлежит, то она может избрать к нему окольный путь через дыхание, потому что ее низшей, наиболее плотной составной частью является воздух. И, действительно, сообщение между отдельным человеком и народной душой у итальянского народа происходит через дыхание. Здесь народная душа сообщает себя человеку. Это действительный, реальный процесс. Дышат, естественно, посредством чего-то иного, но в процесс дыхания вкрадывается влияние народной души.

С тем же успехом можно было бы исходить из того, что соответствует эфирному телу. Оно [у итальянской народной души] начиналось бы с жизненного эфира, вместо светового эфира имелось бы то, что было описано в моей «Теософии» как «пламя вожделений», затем звуковому эфиру соответствовало бы то, что названо там «текучей возбудимостью» и так далее. Ингредиенты вы найдете в моей «Теософии», вам надо только суметь применить их. И если бы вы изучали далее, каким образом осуществляется это сообщение, эта связь народной души и отдельного человека, если бы вы изучали это далее на том основании, которое я здесь привожу, то вы увидели бы, каким образом с этими вещами связаны все те качества, которые составляют народный характер. Это вполне возможно изучить, изучить конкретно.

Эти вещи можно излагать только в виде примеров. Скажем, мы захотели исследовать русскую народную душу. Здесь мы бы не нашли в качестве низшего члена ничего материального в том смысле, в каком материальны твердое, жидкое, газообразное и тепловое. В качестве низшего члена, то есть того, что свойственно русской народной душе так же, как человеку — соли, мы бы нашли в качестве твердого световой эфир. И затем мы бы нашли, что звуковой эфир свойственен русской народной душе, как человеку свойственна жидкость; жизненный эфир, как человеку — воздух, а пламя вожделений свойственно тому, что у русской народной души соответствует физическому телу так же, как человек имеет в себе тепло. И тогда можно было бы спросить: как же тогда русская народная душа сообщается с отдельными русскими людьми?

— Это происходит так, что падающий вниз свет некоторым образом обратно отражается от земли. Свет оказывает определенные воздействия на землю. Он не только, я бы сказал, физически отражается обратно, — свет отражается от растительности, от того, что несет почва. Свет действует не прямо на отдельного русского, а сначала на землю, причем не на грубую физическую землю, а на растения и на все, что растет и созревает на земле, и оттуда излучается назад. И в том, что излучается назад, дан проводник, посредством которого русская народная душа ириходит в связь с отдельными русскими. Отсюда и отношение к своей земле, ко всему, что производит земля, у русских гораздо значительнее, чем у остальных народов. Это связано со своеобразным способом действия народной души. А текучая возбудимость, — и это необычайно значительно, — это первый эфирный ингредиент для русской народной души, который является для человека чем-то вроде света.

Здесь вы приходите к конкретному народоведению, и можете изучать, каким образом один дух разговаривает с другим духом, причем когда один дух — это человек, а другой — народная душа. Это совершается в подсознании. Когда итальянец дышит и с помощью дыхания поддерживает свою жизнь, — то есть изначально-то он хочет чего-то совершенно иного, когда вдыхает и выдыхает, чтобы поддерживать жизнь, — ему нашептывает, с ним в подсознании говорит народная душа. Он не слышит, но его астральное тело воспринимает это и живет в том, чем под порогом его сознания обмениваются между собой народная душа и отдельный человек.

А в том, что оплодотворенная солнечным светом излучает русская почва, содержатся таинственные руны, нашептываемые руны, посредством которых русская народная душа разговаривает с отдельным русским, когда тот идет по своей земле или чувствует жизнь, излучаемую светом. Только не подумайте, будто эти вещи опять берутся в материальном смысле. Будучи русским, вы, конечно, можете жить и в Швейцарии; в Швейцарии тоже есть отраженный землей свет. Если вы итальянец, то в Швейцарии вы будете, дыша, слышать, как шепчет ваша народная душа; если вы русский, вы будете чувствовать, как от швейцарской почвы поднимается то, что вы можете слушать, будучи русским. Не надо принимать эти вещи материально. Они связаны не с местом, хотя собственная земля, разумеется, дает больше, потому что человек опять-таки в известном смысле восприимчив к материальному. Итальянский воздух вместе со всем климатом Италии, разумеется, облегчает и поддерживает то говорение, которое я характеризовал; русская почва облегчает и поддерживает иное. Но не надо понимать это материалистически, — русский, разумеется, может быть русским где угодно вне России, хотя русская земля, конечно же, особенно помогает быть русским. Вы видите, с одной стороны, приходится считаться с материализмом, а с другой — он оказывается чем-то совсем не абсолютным, а относительным. Ибо в теле русской народной души содержится не только свет, реющий над русской почвой, но свет повсюду, вообще. Ведь русская народная душа, — как вы знаете, я уже характеризовал все это, — имеет ранг Архангела, а Архангел не прикован к месту, он — существо надпространственное.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных