ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Ремонт блоков и цилиндровОсновные дефекты блоков следующие: износы внутренних поверхностей цилиндров или гильз, гнезд под вкладыши коренных подшипников и втулки распределительного вала; трещины или пробоины в стенках водяной рубашки, картере и перемычках между цилиндрами; обломы фланцев; срыв резьбы в отверстиях; износ отверстий под толкатели или втулки толкателей; деформация посадочных мест под бурты гильз; кавитационный износ на стенках блока и гильз около уплотнительных колец; коробление поверхности, сопрягаемой с головкой блока. Многие из перечисленных дефектов могут быть устранены. Блок не восстанавливают при наличии выломов на внутренних перегородках блока, более двух трещин длиной 800 мм, проходящих через резьбовые отверстия на обработанных поверхностях блока. Накипь и различные отложения (коксы, смолы, лаки) перед ремонтом удаляют вываркой блоков и промывкой в ваннах или машинах. Цилиндры изнашиваются главным образом в области движения поршневых колец. Рабочая поверхность цилиндра по сечению приобретает форму овала с большей осью в плоскости качания шатуна, а по высоте — форму конуса, обращенного вершиной вниз. Допустимый без ремонта зазор (80%-ный ресурс), замеряемый между цилиндром и юбкой поршня при положении его в верхней мертвой точке, устанавливается для двигателей: Д-37, Д-65Н—0,22 мм; А-01, А-41, ЯМЭ-238НБ, ЯМЗ-240, СМД- 60—0,21; СМД-14—0,25; ГАЭ-53А— 0,024; ЗИЛ-130—0,05 мм при допустимой овальности и конусности для гильз всех двигателей 0,03 мм, а для СМД-14 и ГАЭ-53А — 0,02 мм. При износах цилиндров и увеличении зазора в сопряжении цилиндр — поршень выше допустимого их растачивают и хонингуют на увеличенный ремонтный размер, после чего комплектуют по размерным группам с поршнями и кольцами соответствующего диаметра. Гильзы блоков тракторных двигателей имеют ремонтный размер, увеличенный на 0,7 мм. Для блоков всех автомобильных двигателей устанавливают в основном три ремонтных размера с интервалом в 0,5 мм. Растачивают цилиндры блоков или гильзы на специальных вертикально-расточных станках типа 278Н (рис. 67), РП-2, 2В-697, 268Л, применяя для закрепления гильз на столе станка специальные приспособления. Перед растачиванием замеряют диаметры всех цилиндров в области работы верхнего поршневого кольца и определяют возможный ближайший ремонтный размер цилиндра для растачивания. Блок или приспособление с гильзой устанавливают на стол станка растачиваемым цилиндром против шпинделя. Шпиндель опускают в цилиндр так, чтобы шарик центрирующей оправки был на уровне наименьшего износа (поясок в верхней части цилиндра — гильзы). Ввертывая винт стержня оправки и вращая одновременно шпиндель, блок перемещают по столу станка до тех пор, пока ось цилиндра не совпадет с осью шпинделя. Для более точной установки цилиндра блока или гильзы относительно оси шпинделя применяют приспособление с индикатором часового типа. После центрирования блок закрепляют на столе станка прихватами. Ремонтный размер цилиндра Dц можно определить из выражения: Dц>Dpacч=Dmax + 2 a + 2 б, где Dpacч — расчетный диаметр цилиндра, мм; Dmax — наибольший диаметр изношенного цилиндра; а — припуск на невыход резца (0,02...0,03 мм); б — припуск на хонингование (0,02…0,03 мм). Размер для установки резца определяют по формуле: где — размер раствора микрометра, мм; — диаметр, на который растачивают Цилиндр (ремонтный размер), мм; — диаметр резцовой головки, мм; k — припуск на доводку (хонингование), принимаемый равным 0,05...0,07 мм. Резец устанавливают на рассчитанный размер. Затем выбирают режим резания и подсчитывают частоту вращения шпинделя станка: где — принятая скорость резания, м/с. По паспорту станка выбирают ближайшую частоту вращения шпинделя. Растачивание проводят на всю длину цилиндра за один проход. Остальные цилиндры блока растачивают под тот же ремонтный размер. Конусность и овальность цилиндров после растачивания допускаются не более 0,02 мм на всей длине цилиндра, а шероховатость поверхности в пределах 2,0... 1,25 мкм. Расточенные гильзы и цилиндры подвергают окончательной обработке (доводке) хонингованием. Хонингование осуществляют на вертикально-доводочных станках типа 3833М абразивными или алмазными брусками, закрепленными в специальной головке (хон). Устройство станка обеспечивает автоматическое вращательное и возвратно-поступательное движение хона, заданное увеличением его диаметра (разжим) за каждый цикл подъема и опускания. Величину давления абразивных или алмазных брусков на стенки цилиндра можно контролировать по величине силы тока по амперметру, на который поступает сигнал электроустройства. Закрепив ограничительные упоры стола против меток, соответствующих марке обрабатываемого блока, последний устанавливают и закрепляют на столе станка так, чтобы оси цилиндров при перемещении стола вправо и влево до ограничителей совпали с осью шпинделя. Затем устанавливают попутные кулачки на штанге управления в такое положение, чтобы выход брусков с обеих сторон цилиндра равнялся 13...15 мм. При меньшем или большем выходе брусков не будет выдерживаться правильная геометрическая форма цилиндра. Кольцо охлаждения опускают так, чтобы между ним и плоскостью блока был зазор 2...3 мм. Хон разжимают рукояткой механизма разжима на ходу станка до такого положения, пока стрелка амперметра не отклонится вправо на1/2...1 деление. Затем рукоятку регулировки разжима ставят на автоматический разжим. При окончательной доводке рукоятку устанавливают в положение «выхаживание». Хонингование заканчивают, когда стрелка амперметра вернется в положение, соответствующее первоначальному положению разжима брусков. Для получения заданного размера внутреннего диаметра гильзы при хонинговании применяют пневматический прибор активного контроля. Измерительное устройство прибора выполнено в виде двух сопел, расположенных в хоне, через которые подается сжатый воздух. При изменении диаметра гильзы в результате хонингования расход воздуха через сопла изменяется. При достижении заданного внутреннего диаметра гильзы устанавливается определенный расход воздуха, который фиксируется особым устройством и обработка прекращается. После хонингования шероховатость внутренней поверхности должна быть не более Ra=0,3 мкм, а овальность и конусность — в пределах 0,012...0,020 мм. Для контроля твердости внутренней поверхности как новых, так и расточенных гильз применяется специальный твердомер модели 2018ТР. Твердость внутренней поверхности гильз у двигателей марки ЯМЗ-238НБ, ЯМЭ-236, А-01, ЯМЗ-240 и А-41 должна быть в пределах 42...50HRC, у двигателя марки Д-240—207НВ и у гильз остальных марок двигателей — не менее 40 HRC. На ремонтных предприятиях для контроля отремонтированных и новых гильз используют пневматическое приспособление КИ-5475, позволяющее одновременно измерять внутренний диаметр, овальность и конусность поверхности, биение посадочных поясков и торцевых поверхностей бурта относительно внутренней поверхности гильзы. Биение посадочных поясков у гильзы допускается для различных марок двигателей в пределах 0,05...0,08 мм, исключая СМД-14, для гильз которого допускается биение до 0,1 мм. Изношенные цилиндры блоков последнего ремонтного размера восстанавливают постановкой сухой гильзы, изготовленной из титано-меднистого или марганцовистого чугуна. В расточенный блок запрессовывают гильзу с натягом 0,08...0,12 мм, вновь ее растачивают и хонингуют на нормальный размер. Гильзы перед запрессовкой рекомендуется охлаждать, а блок подогревать. Гильзу снаружи не следует смазывать маслом. Во время работы двигателя при наличии износа гнезд или деформации блока коленчатый вал испытывает дополнительную упругую деформацию, которая может привести к заклиниванию его в подшипниках или к поломке. Поэтому необходимо у всех блоков проверять износ гнезд и их соосное расположение. При износе или нарушении соосности гнезд на величину более 0,03 мм (тракторные двигатели) или 0,02 мм (автомобильные) блоки подвергаются восстановлению. Соосность гнезд под вкладыши коренных подшипников в блоке проверяют различными приспособлениями и установками. Простейшее из них — вал с лыской, укладываемой на гнезда блока. При этом щупом замеряют зазор между ребрами скалки и поверхностью гнезда. Для проверки смещения гнезд применяют также скалку, закрепляемую в крайних гнездах блока с помощью ступенчатых или конических опор-втулок. На скалке против каждого гнезда поочередно закрепляется измеритель, имеющий индикатор часового типа, и рычаг, прижимаемый пружиной к контролируемой поверхности. Поворачивая скалку вместе с измерителем, определяют смещение промежуточных гнезд относительно крайних. Для контроля соосности гнезд под вкладыши и с вкладышами в блоках двигателей марок СМД-14, Д-50, А-41 иД-37М применяют пневматическое приспособление КИ-4862, а для контроля соосности гнезд под вкладыши в блоках двигателей марок Д-50, СМД-14, СМД-60, ЯМЗ-240Б и А-01 — оптико-механическую установку КИ-5506. Изношенные поверхности гнезд и их соосность восстанавливают: расточкой на увеличенные ремонтные размеры (через 0,25 мм) с последующей постановкой вкладышей увеличенного наружного диаметра (двигатели СМД-14 и ЯМЗ-238НБ); нанесением на изношенные поверхности состава на основе эпоксидных смол (блоки автомобильных двигателей), используя в качестве наполнителя порошки, хорошо проводящие тепло (стальные, алюминиевые), с последующей расточкой после отверждения на нормальный размер; расточкой с последующей электроконтактной приваркой ленты и вновь расточкой на нормальный размер; наплавкой поверхностей гнезд малоуглеродистыми или на никелевой основе электродами с последующей расточкой на нормальный размер и др. После восстановления гнезд следует обязательно проверить правильность положения деталей, которые крепятся на задней и передней плоскостях блока (задняя балка, кожух маховика, картер сцепления, кожух шестерен распределения) относительно новой оси гнезд, и при необходимости провести центрирование этих деталей на блоке с помощью приспособлений. Установочные штифты перед центрированием необходимо удалить. Детали закрепляют на блоке на шпильках или болтами и после центрирования сверлят новые отверстия или развертывают старые на увеличенный размер для постановки новых установочных штифтов, соблюдая при этом посадки в блоке и сопрягаемых деталях. Контролируют также перпендикулярность расположения оси посадочных поясков под гильзы цилиндров относительно оси гнезд коренных подшипников. Такой контроль у блоков двигателей СМД-14 производят приспособлением КИ-4638. Допускается неперпендикулярность до 0,05 мм на 100 мм длины. Трещины в водяной рубашке и картере в зависимости от их местоположения могут быть заварены электродуговой сваркой стальными электродами из проволоки Св-08 или электродами ЦЧ-4 способом отжигающих валиков с предварительной постановкой штифтов или электродами ПАНЧ-11, монелевыми, биметаллическими ОЗЧ-1 диаметром 4 мм и др. Трещины на ненагруженных поверхностях можно заклеивать составами на основе эпоксидных смол или клеями БФ-2, ВС-ЮТ с наложением заплаты из стеклоткани. Восстановленные блоки испытывают на герметичность на стендах. При гидравлическом испытании блоков под давлением 0,4...0,5 МПа в течение 3 мин не должно быть потения швов. Пробоины на стенках водяной рубашки или боковой стенке картера, не проходящие через обработанные плоскости, заделывают постановкой заплаты толщиной 3 мм на болтах Мб с картонной прокладкой, смазанной суриком или белилами, или приваркой заплаты из листовой стали толщиной 2,6...3 мм с отбортовкой ее по краям на 4...5 мм. Для обеспечения герметичности заплату намазывают эпоксидным компаундом. При изломе фланцев их сваривают, предварительно закрепляя отломанную часть с сопрягаемой деталью на пластине болтами или струбциной. Трещины в перемычках между отверстиями под гильзы устраняют постановкой упрочняющей фигурной вставки или приваркой накладки на перемычку. В последнем случае перемычку предварительно обрабатывают, закрепляют накладку, заваривают трещину на ребрах жесткости с установкой упрочняющих скоб, приваривают накладку и обрабатывают. При износе и срыве резьбы в отверстиях этот дефект устраняют постановкой резьбовых переходных втулок, резьбовых спиральных вставок или ступенчатых шпилек с резьбой увеличенного размера. Шпильки, поставленные в блок, должны быть ввернуты до отказа и не иметь ослабления, располагаться перпендикулярно плоскости и выступать на нормальную величину. Неперпендикулярность шпилек крепления головки блока должна быть не более 0,5 мм (на длине шпильки). Выступание поверхности блока около шпилек (вытягивание резьбы) или коробление поверхности, сопрягаемой с головкой блока, проверяют линейкой со щупом как в продольном, так и в поперечном направлениях. Коробление поверхности блока допускается не более 0,15 мм. При большем короблении шпильки вывертывают и поверхность блока шабрят или проводят ее механическую обработку (фрезерование или плоскостное шлифование). После шабрения или обработки блока величина выступания гильз над его поверхностью должна быть для всех марок двигателей равна 0,04...0,20 мм при разности между ними для одного блока не более 0,05 мм. При меньшем выступании возможны прогорания прокладок и просачивание воды. В случае выступания гильзы менее 0,04 мм под ее поясок подкладывают кольцо из листовой латуни. Опорная поверхность пояска в блоке под гильзу с течением времени становится непараллельной плоскости разъема блока и гильза при установке перекашивается. Определяют эту непараллельность замером высоты выточки в блоке приспособлением с индикатором в нескольких точках по диаметру или используют приспособление с индикатором 70-8732-1029 для блоков двигателей СМД-14, определяя биение торца выточки относительно оси посадочных поясков под гильзу. Если эта непараллельность более 0,05 мм, то протачивают поверхность торца выточки на расточных или сверлильных станках, применяя многорезцовую оправку или просто резец. Увеличение высоты выточки компенсируют при сборке постановкой под гильзу кольца, изготовленного штамповкой из медной проволоки. Изношенные в условиях кавитации поверхности канавок под резиновые уплотнительные кольца растачивают на алмазно-расточном станке и запрессовывают в них с эпоксидным составом металлические кольца или заливают составом на основе смол ЭД-5 или ЭД-6. В последнем случае после тщательной очистки поверхности канавки ацетоном ее заполняют составом, вставляют резиновое кольцо и устанавливают гильзу, у которой смазывают наружную поверхность против поясков уплотнения консистентной смазкой. После отверждения состава гильзу и резиновое кольцо убирают, а поверхность в канавке зачищают резцами с помощью специального приспособления, закрепляемого на блоке. Применяют также проточку второй канавки в блоке для большей надежности уплотнения гильзы. У автомобильных двигателей могут изнашиваться отверстия под толкатель в блоке. При износах более 0,07 мм отверстия развертывают на увеличенный размер и ставят толкатели соответствующего размера. Контрольные вопросы 1. Какие неисправности встречаются у блоков двигателей н чем объяснить их появление? 2. Какое применяют оборудование и как растачивают гильзы или цилиндры в блоках автомобильных двигателей? 3. Какое применяют оборудование и как доводят рабочую поверхность цилиндров и гильз после расточки? 4. Как проводят операцию гильзования блоков? 5. В чем причины появления несоосности гнезд для вкладышей коренных подшипников и способы ее определения? 6. Какие технологические процессы используют для восстановления гнезд под вкладыши коренных подшипников в блоке? 7. Как устраняют трещины в блоках? 8. Как определить у блока отклонение от плоскостности поверхности, сопрягаемой с головкой, какое это имеет значение для работы двигателя и как устранить неплоскостность? 9. Как устранить неисправность на поверхностях блока, подвергнутых кавитациоиному изнашиванию у канавок под резиновые уплотнительные кольца?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|