ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Ремонт шатунно-поршневого комплектаПоршневой палец восстанавливают до нормального размера хромированием, раздачей (пластической деформацией) с последующей термообработкой или гидротермической раздачей с последующей обработкой. При холодной раздаче пальцы сначала сортируют по внутреннему диаметру на три размерные группы с интервалами в 0,3 мм, после чего отжигают в железных ящиках с песком в термических печах (выдержка при температуре 800...830СС в течение 1,5...2 ч с последующим медленным охлаждением). Все пальцы прошивают на пневматическом молоте пуансоном, смазанным автолом, в два-три прохода до получения наружного диаметра больше нормального на 0,2...0,5 мм — припуск на последующую механическую обработку. Если после раздачи длина пальца уменьшится на 2 мм против нормальной, его выбраковывают. Для получения нормальной твердости пальцев в пределах 56... 62 HRC их калят в масле при температуре 790...810°С и отпускают при 200...220°С. При меньшей твердости пальцы подвергают цементации. При гидротермической раздаче палец нагревают ТВЧ в индукторе до температуры 790...830°С, затем охлаждают проточной водой, пропуская ее через внутреннюю полость пальца. При этом палец закаливается, увеличиваются его наружный диаметр на 0,08...0,27 мм и дли на. У пальцев, увеличенных по длине, шлифуют торцы и снимают фаски с наружной и внутренней поверхностей. После раздачи пальцы шлифуют на бесцентрово-шлифовальных станках до номинального размера и полируют, доводя шероховатость поверхности до Ra=0,16...0,32 мкм. На поверхности пальца не должно быть забоин, черновин, волосяных трещин и других повреждений. Втулки верхней головки шатуна восстанавливают термодиффузионным цинкованием. При ослаблении посадки и износе внутренней поверхности втулку можно осаживать в шатуне с помощью приспособления на гидравлическом прессе с усилием 0,5...0,7 МН. После такого осаживания внутренний диаметр втулки должен иметь припуск 0,2 мм на последующую обработку. Осаживание проводят 1 раз, после чего втулка может быть восстановлена термодиффузионным цинкованием. При износе внутренней поверхности верхней головки ее растачивают на один из ремонтных размеров с интервалом 0,5 мм со снятием по торцам фаски шириной 1,5 мм под углом 45°. Расточку проводят на алмазно-расточном станке с использованием приспособления или на станке УРБ-ВП. Наибольший диаметр растачиваемого отверстия 100 мм, наименьший — 28 мм; частота вращения шпинделя 600 и 975 об/мин; подача постоянная 0,04 мм/об. Для расточки верхней головки шатун надевают нижней головкой на ступенчатую оправку и крепят на призмах каретки. Верхнюю головку ставят на опору и закрепляют сверху прижимной стойкой. Нормальная длина шатуна обеспечивается установкой шаблона между упорами на кронштейне и подвижной каретке. Правильность установки отверстия шатуна проверяют по резцу и регулируют опорой. Изношенные внутренние поверхности нижней и верхней головок шатуна на ремонтных заводах восстанавливают железнением с последующей механической обработкой поверхностей до нормальных размеров. Для определения величин непараллельности (изгиба) и перекоса (скручивания) верхней головки относительно нижней, шатун, скомплектованный с крышкой, устанавливают на специальные приборы. На поточно-механизированных линиях восстановления шатунов используют приборы с жестким креплением индикаторов и оправок в верхней и нижней головке, что позволяет замерять одновременно непараллельность, перекос и длину шатуна. Непараллельность и перекос можно замерять на специальной контрольной плите. Для этого в верхнюю головку шатуна (без втулки) устанавливают срезной палец или специальную цанговую оправку, на которые ставят призматический калибр с индикатором. Придвигая калибр до упора установочного штифта в плиту, определяют по показаниям индикатора часового типа величину непараллельности, а переставив калибр другой стороной,— величину перекоса. Непараллельность осей головок шатунов может быть допущена для двигателей: Д-50—0,18 мм; Д-240—0,05; СМД-14-0,2; СМД-60, А-01 и А-41—0,07; ЯМЭ-238НБ и ЯМЗ-240Б—0,08 мм; перекос для двигателей Д-50—0,3 мм; Д-240 и ЯМЗ-240Б—0,08; СМД-14—0,4; СМД-60—0,07; А-01 и А-41—0,11; ЯМЗ-238НБ—0,1 мм. Для автомобильных двигателей величины непараллельности и перекоса шатунов допускаются не более 0,05 мм на длине 100 мм. Несимметричность расположения головок для шатунов относительно друг друга не должна превышать 0,5 мм. Несимметричность определяется как разность между двумя замерами «а» — расстояниями от плиты до торца верхней головки при поочередной установке шатуна одной и другой стороной. При больших отклонениях необходимо восстанавливать или выбраковывать шатун. Править шатуны от непараллельности и перекоса можно только после разогрева его стержня с помощью токов высокой частоты или пламенем газовой горелки до температуры450...600°С. При холодной правке шатун во время работы вновь возвращается в первоначальное неправильное положение. Изношенные поверхности крышки под гайками шатунных болтов зенкуют до выведения следов износа. Если после зенкования этих поверхностей при сборке нижней головки шатуна с крышкой отверстие для шплинта шатунного болта будет выступать за торцевую плоскость гайки, то необходимо наплавить плоскости под гайки на крышке шатуна, а затем прозенковать до нормального размера по высоте. Комплектование, пригонка, сборка и контроль сборки. Комплекты шатунов в сборе с крышками, болтами и гайками подбирают по массе. На некоторых шатунах их массу указывают на наружной поверхности нижней головки и на крышке параллельно отверстию для шатунного болта. При необходимости уравнивания массы опиливают металл на стержне шатуна, на линии разъема штампов на глубину до 1 мм. При одинаковой массе шатуна распределение материала по длине должно быть такое, чтобы массы нижних и верхних головок в одном комплекте шатунов были равны. Разность не должна превышать ±3 г. Определение массы проводят на весах. Поршни также подбирают по размеру и по массе. Величину массы поршня маркируют на его днище. Поршни с гильзами ремонтного размера комплектуют по зазору между поршнем (по юбке) и гильзой. Поршни и гильзы, входящие в комплект, должны быть одной размерной группы нормального или ремонтного размера. Размерная группа обозначается буквами русского алфавита (Б, С, М и т. д.), которые выбиваются на днище поршня и на бурте гильзы. Поршневые пальцы подбирают по размерной группе отверстий в бобышках поршней и метят красками или номерами 01, 02 и т. д. Втулки подбирают в соответствии с размерами отверстий в верхних головках шатунов. Внутренний диаметр втулок должен соответствовать размерам подобранных пальцев с припуском на последующую обработку. Вкладыши подбирают в соответствии с размерами шеек коленчатого вала. Масляные и компрессионные кольца подбирают по размеру гильз и высоте канавок на поршне. Кольца проверяют на упругость на специальном приборе. Кольцо вставляют между площадкой весов и нажимным устройством так, чтобы стык кольца находился в горизонтальном положении. Нагружают кольцо нажимным устройством до нормального зазора в стыке, проверяемого щупом. Сила сжатия кольца при этом должна соответствовать установленным нормам упругости. Сборку шатунно-поршневой группы начинают с запрессовки втулок в верхние головки шатунов. При этом необходимо следить за совпадением маслопроводных отверстий во втулке и шатуне. Допустимый без ремонта натяг для разных марок двигателей колеблется в пределах 0,03...0,06 мм (для автомобильных — 0,14 мм). Масляные отверстия в шатуне заполняют солидолом для предупреждения забивания их стружкой при расточке. Шатун крепят на приспособлении алмазно-расточного станка или на станке УРБ-ВП так же, как при расточке отверстия верхней головки, и растачивают втулку с припуском: на раскатывание 0,04...0,06 мм, дорнование 0,08... 0,15 мм или развертывание 0,05...0,08 мм. Раскатывают втулки импульсной раскаткой на вертикально-сверлильном станке или вальцовкой, закрепляемой в патроне токарного станка. На ролики вальцовки надевают шатун с втулкой. Удерживая корпус рукой и ввертывая регулировочную втулку, раздвигают ролики так, чтобы они плотно соприкасались с внутренней поверхностью втулки. Затем, удерживая гильзу накидным ключом, вращают шпиндель станка в обратную сторону на 4...6 оборотов, тем самым раздвигая ролики и создавая натяг на развальцовку и компенсацию упругих деформаций втулки. Размер раздвижения роликов контролируют по градуированной шкале корпуса вальцовки и фиксируют гайкой и контргайкой. Этот размер должен бытьбольше диаметра пальца на 0,05...0,06 мм. После 5...6 оборотов шпинделя станка при прямом вращении (завесь процесс 10... 12 оборотов раскатки) втулка раскатывается до нормального размера. Дорнование втулок проводят под прессом при непрерывной подаче дорна (на прессе с механическим приводом), смазанного дизельным маслом. Развертывать втулки вручную разжимными развертками не следует, так как при этом нарушается геометрия отверстия (развальцовываются края), появляются непараллельность и перекос осей отверстий во втулке относительно отверстия нижней головки. Если втулка подогнана правильно, то шатун, свободно висящий на смазанном дизельным маслом пальце, при проворачивании руками за палец должен отклоняться от вертикального положения на угол около 30°. Затем контролируют параллельность осей отверстий втулки и нижней головки шатуна. Призматический калибр устанавливают на поршневой палец. Если непараллельность отверстий головок шатуна более 0,04 мм и перекос более 0,06 мм, правка шатуна не допускается. В этом случае необходимо заменить втулку и повторить операцию пригонки под размер пальца. Шатунные болты должны входить в отверстие шатуна и крышки от легких ударов молотка массой 200 г. На болтах, в гайках и резьбовых отверстиях шатунов не допускаются сорванные, смятые и стянутые нитки резьбы. Шатуны комплектуют с новыми вкладышами нормального или ремонтного размера. Ремонтные размеры вкладышей большего размера могут быть получены и путем расточки старых вкладышей меньшего размера. После расточки толщина антифрикционного сплава должна быть не менее 0,3 мм. У поршней проверяют размер отверстия в бобышках под поршневой палец и при необходимости развертывают ручной разжимной разверткой, устанавливая поршень днищем в тиски для поршней с медными или алюминиевыми пластинками на губках. Проверяют щупом зазор в стыке поршневых колец, устанавливая их в цилиндр строго в плоскости, перпендикулярной оси, и одновременно контролируют качество прилегания колец к стенке цилиндра на просвет. У тракторных двигателей зазор в стыке новых колец должен быть 0,6±0,15 мм, допустимый без ремонта до 2 мм; у новых автомобильных двигателей — 0,3...0,7 мм. При малом зазоре стык можно опилить на приспособлении, а при большом — кольцо следует заменить. Радиальный зазор (просвет) между кольцом и цилиндром для тракторных ДВС не должен превышать 0,02 мм более чем в двух местах на дугах 30° и не ближе 30 мм от замка. У торсионных и конусных колец зазор допускается не более 0,02 мм, а у маслосъемных — 0,03 мм в любом месте с плавным уменьшением в обе стороны, но не ближе 5 мм от замка. Для автомобильных двигателей просвет не допускается. Кольцо проверяют также по высоте канавок в поршне и при необходимости шлифуют, уложив приспособление с кольцом на плиту с абразивной бумагой или на абразивный круг. Коробление торцевых поверхностей поршневого кольца не должно превышать 0,05 мм для диаметров до 120 мм и 0,07 мм для больших диаметров. Масляные каналы шатуна тщательно промывают в моечной машине, используя специальное приспособление, продувают воздухом и смазывают дизельным маслом. Поршни нагревают в электрошкафу или в водомасляной ванне до температуры 80...90°С. Нагретый поршень в поршневых тисках соединяют с шатуном поршневым пальцем. Собранный шатун с поршнем устанавливают на контрольную плиту так, чтобы поршень касался какой-либо точкой поверхности плиты. При неперпендикулярности поверхности юбки поршня к оси отверстия нижней головки шатуна между плоскостью плиты и юбкой будет видна клиновидная щель. При величине уклона щели более 0,1 мм на длине 100 мм (замеряют щупом) комплект устанавливать в двигатель нельзя. Необходимо разобрать комплект, проконтролировать детали, найти и устранить причину перекоса. Поршневой палец в бобышках поршня стопорят пружинными замками. Перед надеванием колец их рекомендуют проверять на конусность наружной поверхности на контрольной плите с помощью угольника. Кольца устанавливают на поршень меньшим диаметром вверх (компрессионные — выточкой вверх) с помощью различных приспособлений.
Контрольные вопросы
1. Какие износы и неисправности обнаруживаются у деталей шатунно-поршневой группы? 2. Какие детали шатунно-поршневой группы подвергаются ремонту и восстановлению и какова технология их выполнения? 3. Как контролируют и обеспечивают параллельность расположения осей верхней и нижней головок шатуна в процессе сборки? 4. Как осуществляют подбор деталей шатунно-поршневой группы двигателя? 5. Каков порядок сборки шатунно-поршневой группы? в. Как осуществляют окончательную подгонку отверстия во втулке верхней головки шатуна под палец? 7. Что такое раскатывание втулок? 8. Как осуществить дорнование втулок? 9. По каким параметрам контролируют поршневые кольца?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|